эволюция больших стилей в Европе идёт вполне в соответствии с алгоритмом смены инь и ян (в данном случае "иррационаное- рациональное": готика - возрождение маньеризм - 1-й классицизм(академизм) (в барокко обе тенденции присутствуют практически равноправно). рококо - классицизм (неоклассицизм) романтизм - позитивизм (натурализм) (в рамках эклектики) модерн - функционализм (конструктивизм) в рамках постмодерна , опять же равноправно. при этом обе противоположные тенденции можно обнаружить внутри любого большого стиля, как его составляющие, но одна нередко доминирует.
Вообще-то бинарная оппозиция по природе своей статична вовне, и само-нейтрализующаяся. Динамические процессы можно попробовать рассмотреть в перспективе трехполюсной, по определению нестатичной и динамичной "оппозици"
Взамен монохроматической черно-белой схемы можно использовать цветовую (да простит меня plot за вторжение в спирально-динамическую вотчину) Как из трех базовых цветов можно слепить любой произвольный на цветовом колесе, так из трех псевдо-цветов базовых концепций, парадигм или побуждений можно слепить произвольную концепцию. Вместо одномерной оппозиции иррациональный-рациональный мы добавляем еще одно измерение, разносим иррациональность с рациональностью на 120 градусов и добавляем третью концепцию - прагматизм. Иррационализм Рационализм \/ | Прагматизм Но также как на цветовом круге стандартная троица базовых цветов (красный-зеленый-синий) может быть заменена с таким же успехом на произвольную троицу любых других трех базовых цветов тоже расположенных на угловом расстоянии 120 градусов (например циан-мажента-желтый), мы можем вышепреведенную троицу заменит/дополнить промежуточными концепциями: Разум Иррационализм Рационализм \|/ /|\ Пассионарность Долг Прагматизм Тогда антитеза Иррационализм-Рационализм дает синтез Разум, затухание изначальной старой тезы Bррациональности и набирание силой изначальной новой антитезы Hационализма ведет к смещению акцентов по часовой стрелке не рисунке. На следующем этапе у нас уже идет оппозиция Разума и Долга с синтезом в Рационализме (его пик и последующий упадок) и антитезы нарождающегося Прагматизма. И так далее в роторном движении. Примерно так
Ну, в широком смысле, да. Т.е. метареализм это несомненно художественный феномен эпохи постмодерна. В узко-специальном , скорее нет, поскольку постмодернизм как конкретное художественное течение не метафизичен в принципе. Он не имеет дело с реальностью, он имеет дело со знаками.
художественные стили, вообще говоря, по своим масштабам не равноценны. многие эпохи вкладываются в другие по принципу матрёшки. Так готике (сер. 12-сер. 16 вв.) будет соответствовать только "большое возрождение" (нач. 15- кон. 18 вв.), а новый этап можно начинать с сер. 18 в. "большое возрождение" включит в себя собственно возрождение ( с этапами, раннее, высокое и позднее (маньеризм) ) и барокко (с этапами собственно барокко, первый классицизм (Луи 14) и рококо. Новое искусство в качестве первого этапа включит искусство сер. 18- нач. 20 в. со стадиями классицизм (второй), эклектика и модерн, с ключевыми для них понятиями стиль, стилизаторство и стилизация и с обращением к ретроспективе. А в качестве второго этапа искусство 20-21 вв. со стадиями модернизма (модернити) и постмодернизма (контемпорари).
в принципе можно ) при большем удалении. Для истории европейского искусства, можем ввести три условных "начала": допустим, "каноническое", "иконическое" и "экспрессивное". В чистом виде их можно видеть в искусстве ок 5 в. до н.э. "Каноническое" - на Ближнем Востоке (В Греции в 6 в. до н.э.), "иконическое" - это собственно античное, "экспрессивное" - варварское искусство Северной Европы (см. ветку Древняя Европа). Расцвет античного "иконического начала" приходится на 5 в. до н.э.- 2 в.н.э. В этот период оно осуществляет широкую экспансию от Индии до Британии В 3 в. "каноническое" с востока и "экспрессивное" с севера переходят в контрнаступление. Позднеантичное искусство (3-9 вв) можно охарактеризовать как "иконически-каноническое". Это относится и к последующему византийскому искусство (в котором в конце концов "каноническое " начало одежало верх) Романское искусство - экспрессивно-каноническое готическое (включая северное возрождение) - экспрессивно-иконическое Ренессанс-барокко - новое торжество иконического начала, достигшее предела к рубежу 19 в в классицизме. дальше начинается постепенное отступление и затем явление нео-экспрессивного модернизма.
В принципе согласен и с периодизацией, и с терминологией, особенно с "экспрессивностью" и, наверное, с "иконичностью", и, даже, с "каноничностью". Хотя последнее наверное интересно развернуть... И являются ли эти начала синонимами с "природностью", "свое-природностью" (ино-), и "над-природностью" (вне-)?
Обобщенные размышления о трехчастных делениях. В стиле Платона-Сократа про Три Города, или колесницу с Черной и Белой лошадьми и Возницы...