В этом году я снова несколько недель провел в Питере. Нравится возвращаться в этот город — открывать его новые уголки, гулять, смотреть на парки, дворцы, храмы. Среди других экскурсий и поездок была одна, особенная, имеющая непосредственное отношение к «Розе Мира». Она не относится к числу популярных, на нее набирается не так много желающих. Называется экскурсия «Петербург — город всех религий», и я от души рекомендую ее посетить. Она автобусная, маршрут проходит по красивым местам центра города, островам, автобус дважды пересекает Неву. На эту экскурсию мне давно хотелось попасть. А добрались до нее мы с Леной 14 августа этого, 2016 года. В нашем случае экскурсия включала Соборную мечеть, буддийский дацан, лютеранскую кирху, Большую хоральную синагогу, православный Никольский собор и католический костел св. Екатерины. Экскурсия продолжалась почти пять часов. Ниже я приведу фотографии с краткими комментариями и кое-где — сведения из истории храмов и соответствующих конфессий. Конечно, такая виртуальная экскурсия не может заменить настоящую. Наш маршрут в начале пролегал из центра мимо Марсова поля и Летнего сада на Петроградскую сторону. И первая остановка была у мечети. Санкт-Петербургская Соборная мечеть. Построена в 1909 — 1920 годах архитектором Н.В. Васильевым и инженером С.С. Кричинским в стиле «северный модерн». Вмещает до 5000 человек. Ислам в Питере активно развивается, а яркая и красивая мечеть привлекает туристов. Независимо от их религиозности. Может быть, поэтому в мечеть нас не пустили. Хотя все равно было немножко обидно. Это единственный храм на маршруте, в который не удалось зайти. Минарет соборной мечети. Высота 48 метров. После мечети двигаемся дальше на север, через Каменный остров, и попадаем в Приморский район. Здесь нас ждет буддийский дацан. Тут с самого начала я был в некотором предвкушении, так как мимо дацана проходил до этого по меньшей мере трижды, в разные годы, но внутри так и не побывал. Буддийский дацан Гунзэчойнэй. В переводе название означает источник святого учения Всесострадающего Архитектурный проект храма в соответствии с канонами тибетской архитектуры был разработан в 1909 году студентом Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и архитектором Г. В. Барановским (автором проекта Елисеевского гастронома на Невском). Основателем храма был Агван Доржиев, который в 1909 году выкупил участок земли на северной окраине города, в Старой деревне. Он же был и первым настоятелем дацана. Агван Доржиев Петербургская буддийская община в те годы была небольшой. В 1897 году насчитывалось 75 буддистов, в 1910 году — 184 (163 мужчины и 21 женщина). В этническом отношении это были в основном забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. Дацан, проработав несколько лет, закрылся в 1916 году, подвергся разграблению в 1919, но в 1924 снова начал функционировать. Однако, в 1935 был снова закрыт, и теперь уже надолго. В 1937 большинство прихожан, имевших отношение к дацану, были схвачены, многие расстреляны. В 1960 году здание было передано Академии наук. Буддистам храм вернули только в начале 90-х. В настоящее время община живет активной жизнью, в дацане регулярно проводятся богослужения. Молитвенные барабаны располагаются вокруг дворика их нужно крутить, проходя мимо, чтобы вызывать движение записанных внутри молитв. Обычно буддисты обходят дворик по кругу, вращая барабаны, прежде чем зайти в храм. Внутри дацан выглядит красочно, празднично. А поскольку тут действовал запрет на съемку, приведу фото, взятое из интернета. Справа видна большая позолоченная статуя будды. На подушках посередине сидят монахи во время богослужения. Левее видны используемые при богослужении барабаны. Я впервые был в буддийском храме, поэтому впечатления были яркими и запоминающимися. Приятно радовала какая-то простота, почти домашняя атмосфера, сочетающаяся с торжественностью и церемониальностью. Одно из богослужений начиналось сразу после нашей экскурсии, так что мы видели верующих, которые собирались в храме, выполняли ритуальные поклоны и совершали пожертвования еды монахам храма. Богослужения проводятся дважды в день по пятницам, субботам и воскресеньям, а также в дни буддийских праздников. В дацане нам подробно рассказали обо всех храмовых атрибутах, изображениях будд, статуях, фресках. Узнаем, что расположение храма рядом с Большой Невкой напротив Елагина острова выбрано не случайно. Близость к воде и лесу требуется согласно буддийским канонам для общения с духами леса и воды (то есть со стихиалями). Пробыв в дацане почти час, идем к автобусу. Суета жизни противится ощущению тишины, которое оттуда уносишь — мы неожиданно попадаем на дорогу где шумят отбойные молотки, рабочие кладут асфальт. Что-то словно мешает сосредоточиться на впечатлениях, связанных с дацаном. Наша следующая остановка — лютеранская кирха. Лютеранская церковь св. Екатерины на Васильевском острове Построена в 1768 — 1771 годах в стиле классицизм, архитектор Юрий Фельтен. Церковь перестраивалась в 1902 — 1903 годах. С середины 1930-х и до начала 90-х церковь была закрыта. В настоящее время в Петербурге находится около десяти лютеранских храмов, которые конфессионально относятся к Союзу Евангелическо-лютеранских церквей или к Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (первая связана с лютеранской церковью в Германии, а вторая с церковью Финляндии). Церковь Ингрии по некоторым вопросам более консервативна, например, в ней не допускается служение женщин в качестве священников, что считается нормальным у других лютеран. Этническую основу церкви Ингрии первоначально составляли финны-ингерманландцы. Лютеранские церкви отличаются более строгим внутренним убранством, по сравнению с католическими и уж тем более — с православными. В то же время они довольно много переняли от католицизма, так например, в лютеранских храмах используется при богослужении орган. О догматических отличиях протестантизма от католичества, наверное, нет необходимости говорить, так как они хорошо известны. Если же говорить об ощущениях, то пожалуй, католицизм более мистичен, но с другой стороны, в протестантизме больше свободы. И наверное, можно напомнить, что согласно «Розе Мира» католицизм соотносится с Романо-католической метакультурой, а протестантизм — с Северо-западной. Наш дальнейший путь через Неву вел обратно в Центр, в район, известный под названием Коломна. Этот район, спокойный, тихий, со старой исторической застройкой, является, наверное, и самым «экуменическим» в Питере, так как на небольшой территории сосредоточено много храмов самых разных вероисповеданий.
* * * …Трудно не любить Петербург! Где-то здесь, по этим улицам гулял Достоевский. И Лермонтов жил совсем близко, а там, чуть дальше за Крюковым каналом — Мариинский театр. А на другой стороне канала маленький католический храм святого Станислава, в котором мы слушали органную музыку за день до экскурсии. По этим же улицам проезжал я во время ночной экскурсии, и Питер был тогда совсем другим. И вот — Большая Хоральная синагога на Лермонтовском проспекте. Что-то в ней есть из восточных сказок, от персидских дворцов. Выглядит тепло и празднично. Построена синагога в 1883 — 1893 годах. Проект здания выполнили архитекторы Л. И. Бахман и И. И. Шапошников при участии В. В. Стасова и Н. Л. Бенуа. Ниже большое панорамное фото из сети Еврейская община сложилась в Питере во второй половине 19 века. До этого евреям не разрешали жить в столицах, существовала так называемая «черта оседлости». Однако еще до ее отмены императоры нередко закрывали глаза на собственные указы и разрешали некоторым евреям жить в Петербурге. В первую очередь, это касалось врачей и купцов. С 1828 года евреев стали призывать в русскую армию. Евреи появились среди солдат петербургского гарнизона, жили они вместе с семьями. По выходе в отставку эти евреи остались в Питере, а Александр II отменил большую часть запретов на проживание евреев. В 1869 император разрешил строительство синагоги для растущей еврейской общины, которая насчитывала к тому времени около 10 тыс. человек. Начался сбор средств на строительство и выбор места. Так выглядела синагога вскоре после постройки. В синагоге три этажа — подвальный, первый и второй. Большой зал для богослужений напоминает католическую базилику. Боковое пространство так же отгорожено от основного рядами колонн, в центре находится алтарь. Алтарь пуст, что символизирует непознаваемость Бога. По бокам от алтаря находятся семисвечники. Семисвечник, или менора, — один из символов Ветхого Завета. К моему удивлению, мы насчитали девять свечей вместо семи. Но оказалась, что менора изображается символически, при этом число свечей не принципиально. Синагога богато украшена орнаментами, главным мотивом является шестиконечная звезда. Есть тут нечто общее и с мечетью. Во время богослужения женщины находятся на втором этаже, а мужчины — на первом. Впрочем, вид со второго этажа более красив. Внимательно осмотрев синагогу и посетив магазин кошерных продуктов (в котором продавались пирожки с картошкой и капустой и разные сладости), мы отправились дальше. * * * Совсем недалеко от синагоги находится православный Никольский собор. Если ехать по улице Глинки мимо Мариинского театра, то собор виден впереди, в перспективе улицы. Красивый вид на него открывается и с набережной Крюкова канала, и с Грибоедова канала — ведь храм расположен прямо у их пересечения. Наблюдая всю эту красоту, хочется снять шляпу перед строителями Петербурга. Никольский Собор был следующей точкой на нашем маршруте. Я думаю, из множества красивейших православных соборов Питера (уместно упомянуть экскурсию «Соборное кольцо») он был выбран из-за удобства расположения. Никольский (Николо-Богоявленский) Морской собор Однако и сам по себе собор примечателен. Безусловно, он один из самых красивых и один из трех — никогда не закрывавшихся. Собор морской — это означает, что его священники были духовниками матросов, плавали на кораблях, участвовали в освящении судов. Никольский собор — еще и один из старейших в Питере. Он был построен с 1752 по 1763 год в правлении Елизаветы Петровны и по стилю относится к елизаветинскому барокко. Архитектор собора — С. И. Чевакинский По архитектурному стилю, по устремленным ввысь бело-голубым линиям Никольский собор напоминает Смольный. Они действительно строились примерно в одно время. Наконец, завершающей точкой нашей экскурсии стало посещение католического костела св. Екатерины на Невском проспекте. Это соборный католический храм Петербурга. Он имеет статус базилики, единственной в России. Базилика св. Екатерины на Невском проспекте. Построена в 1738 — 1783 годах. Первоначальный проект создан Пьетро Антонио Трезини, который впоследствии уехал в Италию. Храм достроен в 1782-1783 под руководством итальянских архитекторов Минчиани и А. Ринальди Здесь проводятся богослужения на иностранных языках, в том числе польском и французском. Храм посещает много иностранцев, как живущих в Питере, так и приезжающих. Нам повезло — во время нашего посещения шла месса на французском языке. Я всего второй раз в жизни присутствовал на католическом богослужении и впервые слушал его на французском. Это оставило яркое, запоминающееся впечатление. Среди франкоговорящих прихожан много африканцев, присутствие которых добавляет в богослужение особый колорит. К сожалению, одними словами сложно передать атмосферу католической мессы на французском языке. Сложно передать и наши ощущения после экскурсии, включившей себя так много за какие-то неполные пять часов. Если я о чем и жалею, то о том, что не отправился на эту экскурсию раньше и что до этого мало посещал инославных храмов, которых, как оказалось, так много в Петербурге и Москве. Воронеж в этом плане несомненно беднее. Среди других городов, в которых я бывал, вспоминается маленькая Евпатория и маршрут «малый Иерусалим», с двумя православными храмами, мечетью, синагогой и даже кераимской кенассой. Пожалуй, это единственный город, кроме Питера, где такое разнообразие храмов можно встретить на столь небольшой площади. А наша экскурсия была закончена. Не хотелось уезжать из центра, был теплый августовский день. Мы прогулялись вдоль канала Грибоедова до Спаса-на-Крови.
Очень интересно было читать. Спасибо большое и за рассказ, и за фото замечательные. Не смогла вот удержаться от благодарности. ) А что символизируют цифры 2 4 6?
Спасибо, Ира! рад, что понравилось! Нам тоже было интересно, когда туда вошли и увидели цифры! оказалось - номера псалмов, исполняемых на богослужении.