1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Безусловно, Львов и Болотов стаяли в начале пути, вершиной которого, на мой взгляд, стал парк в Гатчине. Но парк в Гатчине - это пейзажный парк, то есть парк рукотворный. Если проводить аналогию с японскими садами, пейзажные, они же, как я понимаю, английские, соответствуют «садам ландшафтного стиля» сакутэй сики тэйэн, против которых выступал Иида Дзюки, призывая к созданию садов в стиле натурализма сидзэн-тэйэн, как призывал к созданию "натуральных" садов, "увеселительных лесочков", фактически, лесопарков Болотов. При этом Болотов соглашался, что "если же такой возможности нет, или этот вариант не устраивает хозяина, не приспосабливать имеющийся ландшафт к составленной за столом схеме, а применять «натуральную планировку», создавая её на основе существующего на участке рельефа, растительности, водоёмов и прочих особенностей ландшафта, стараясь свести изменения к минимуму. Причём у самого дома и на подъездах к нему желательно, как прежде, устраивать композиции в регулярном стиле, сообразуясь с архитектурой особняка."
    В результате в России возникли как "цивилизованные" пейзажные парки, так и усадебные сады, переходящие от регулярных композиций у жилых построек к тенистым аллеям парка а за ними - к лесным угодьям, так мне кажется.
     
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    История садов. Россия - Япония, попытка сопоставления. На переломе эпох

    Расцвет усадебного строительства, вызванный указом Петра III «О вольности дворянства», подтверждённым и расширенным Екатериной II в её « Жалованной грамоте дворянству» от 1785 года, продолжался и в начале XIX века, замедлившись в связи с войной 1812 года. Уже к двадцатым – тридцатым годам ситуация улучшилась, но ненадолго. Всё изменилось в 1861 году, с отменой крепостного права. Большинство помещиков оказалось не в состоянии содержать свои имения без труда крепостных. Быт старых «дворянских гнёзд» уходил в прошлое. Чаще всего усадьбы, принадлежавшие дворянству, продавались, и покупали их, как правило, набиравшие силу купцы и предприниматели, порой, выходцы из тех же крепостных. Бывшие владельцы усадеб переселились в города, образовав впоследствии армию дачников, явление, новое для России. Те же, что остались в своих поместьях, вынуждены были, следуя велению времени, перестраивать их в «экономии», то есть производящие хозяйства. Именно благодаря им усадьбы с их прекрасными садами не прекратили существования.

    76.В.Поленов.Бабушкин сад.jpg
    В. Поленов. Бабушкин сад

    Новые усадьбы уже не отличались стилистическим единством. Их сады нельзя назвать ни регулярными, ни пейзажными, ни садами романтизма. В них царила эклектика. Однако эклектика – отнюдь не всегда ругательное слово, как это принято считать. В своих высших проявлениях и она достигает уровня, достойного называться стилем, в котором благодаря таланту создателя произведения удаётся объединить в гармоничном единстве, казалось бы, несовместимые, а порой, и противоположные вещи. Эклектический стиль предполагает не следование установленным нормам, а творчество автора, основанное на его вкусе, знаниях и собственных пристрастиях. Это были глубоко личные, наполненные символами семьи сады.

    77.В.Поленов. на лодке. Абрамцево.jpg
    В. Поленов. На лодке. Абрамцево

    Среди тех, то сумел сохранить свою усадьбу после отмены крепостного права, был князь Вячеслав Николаевич Тенишев (1844 – 1903) – крупный промышленник, инженер, один из учредителей "Акционерного общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода" (ныне ОАО "Брянский машиностроительный завод"). В 1896 году, в 52 года, Тенишев бросил бизнес и посвятил себя благотворительности и занятиям наукой. Немало сделал он и для создания одного из наиболее знаменитых центров художественной жизни России в имении Талашкино, которое он приобрёл в 1893 году для своей супруги – Марии Клавдиевны Тенишевой (1858 – 1928). Однако за год до этого Вячеслав Николаевич купил другую усадьбу, в селе Хотылёво Брянского уезда, в обустройстве которого, и прежде всего – сада, Мария Клавдиевна приняла самое непосредственное участие. Если Талашкино превратилось в место публичное, то Хотылёво – был дом для себя.

    78.Хотылёво.План.jpg
    Хотылёво. План (1 - церковь Преображения; 2 – ворота парка; 3 – главный дом; 4 – лестница к реке;
    5 – хозяйственные корпуса; 6 – арочный мост через овраг; 7 – липовые аллеи; 8 – фруктовый сад;
    9 – партер; 10 – зелёное зало; 11 – место «Летнего дома»; 12 – место «Рыбного пруда»)

    Сад в 9 гектар был разбит на склоне вдоль Десны. Пунктиром на плане ограничена верхняя, горизонтальная часть участка, дальше начинается уклон к реке. Спланированный в духе эклектики, свойственном тому смутному времени, он содержит элементы как регулярного, так и пейзажного стиля, причём его «скелет» образует регулярный стиль.
    Площадь продолговатого участка разделена на две почти равные части поперечной осью, которую пересекают под прямым углом две совершенно прямые аллеи длиной 350 метров. Западная половина выполнена как в регулярном, так и в пейзажном стилях, а восточная – только в пейзажном, если не считать большого фруктового сада. Фруктовый сад есть и с западной стороны, но поменьше. Такое распределение связано, в частности, с наличием оврагов, которых в восточной части – два, а в западной – один, что облегчает создание в ней регулярного сада.
    На главной оси располагался господский дом и ажурные железные ворота, входные ворота усадьбы. Снаружи перед входом возвышалась барочная церковь Преображения, построенная в 1763 году на средства прежнего владельца усадьбы, Фаддея Петровича Тютчева. Она хоть и не принадлежала усадьбе, но зрительно служила прекрасным началом оси, ведущей от входных ворот через господский дом, являвшийся композиционным центром усадьбы, к берегу Десны.

    79.Хотылёво. Партер,церковь Преображения.jpg
    Хотылёво. Партер, церковь Преображения

    80.Хотылёво. Господский дом, южный фасад.JPG
    Хотылёво. Господский дом, южный фасад

    Стиль нарядного одноэтажного особняка определила сама Тенишева: «При въезде в усадьбу стояла красивая белая каменная церковь елизаветовских времен. Чтобы сохранить гармонию, пришлось построить дом приблизительно в том же стиле». (Там же). В этом же стиле было оформлено пространство перед южным фасадом, с партером, обсаженным по длинным сторонам хвойными деревьями: лиственницами, туями и голубыми елями. От северного фасада, обращённого к реке, широкая лестница вела на полукруглую смотровую площадку, под которой был устроен прохладный грот. Дальше лестница спускалась к берегу Десны, к лодочному причалу.

    81.Хотылёво. Господский дом, северный фасад.jpg
    Хотылёво. Господский дом, северный фасад

    82.Вид на Десну..jpg
    Вид на Десну

    Регулярная композиция западной части сада представляла собой три «зелёных зала», образованных пересечением липовых аллей. Окружённые высокими деревьями, они служили местом для развлечений и игр в русскую лапту, лаун-теннис, крокет. На округлой поляне перед средним залом стоял «Летний дом», павильон с широкой верандой. Восточная часть усадьбы была отдана пейзажному и большому фруктовому саду. Туда вела главная продольная аллея с двумя мостами, перекинутыми через живописные овраги.
    В пейзажном саду усадьбы росли липа, клен остролистный, дуб черешчатый, черный и берлинский тополи, ольха, осина, береза, ель обыкновенная, сосна, лиственница, черемуха, сирень, бузина. Дорожка, вьющаяся вдоль Десны, и сейчас открывает в просветах между деревьями дальние виды, расширяющие пространство сада и придающие ему ещё большее очарование.

    83. Хотылёво.Овраг.jpg
    Хотылёво. Овраг (фото Максима Шилина)

    В Японии на рубеже XIX – XX вв. бытовали три основных стиля садов – регулярный, завезённый из Европы, традиционный японский стиль, и стиль натурализма. На их основе возник четвёртый, японско-европейский стиль ваёфу. Но наибольшей популярностью пользовался стиль натурализма сидзэн-тэйэн. Такой подход к созданию сада получил теоретическую поддержку в работах одного из основоположников эстетической науки в Японии Ониси Ёсинори, выдвинувшего принцип сидзэн-сюги («естественность», «натурализм») как основу японского эстетического сознания с древнейших времён.
    В стиле натурализма создавал сады один из выдающихся мастеров эпохи Иида Дзюки (1890 – 1977). Свои сады, являвшиеся разновидностью «природных садов», он назвал «садами смешанных деревьев» дзоки-но эн. Дзюки особо подчёркивал, что эти сады являются «и садами», в отличие от «рукотворных садов», или «садов ландшафтного стиля» сакутэй сики тэйэн, создаваемых ландшафтными дизайнерами.

    84.Сад смешанных деревьев.JPG
    Сад смешанных деревьев

    В отличие от садов природного стиля ландшафтные сады подчинялись воле творца, а природа выступала на сцену лишь тогда, когда и как этого хотел автор. В таких садах обязательно имелась некоторая прелюдия, переход от рукотворного к природному в виде открытых пространств, приуроченных к местам, непосредственно прилегающим к жилью. Эти обширные открытые пространства подчеркнуто существовали для человека-зрителя, они почти всегда усиливались и расширялись благодаря заимствованным видам.

    85.Ландшафтный сад.jpg
    Ландшафтный сад

    Своеобразие садов Ииды Дзюки заключается в принципиальных изменениях, которые он внёс в ассортимент используемых растений. Если раньше в садах, особенно чайных, предпочитали сажать вечнозелёные деревья, как хвойные, так и лиственные, то главной составной частью садов Дзюки, наряду с вечнозелёными лиственными, стали листопадные широколиственные деревья, такие, как дуб острейший, дуб пильчатый, клён, граб редкоцветковый. Природа, которую он избрал в качестве мотива, представляла собой смешанные лиственные леса провинции Мусаси, в которую ныне входят префектуры Токио, Канагава, Сайтама Кроме того, в садах Ииды, в отличие от большинства «рукотворных садов», главный дом обычно стоит среди деревьев. В них нет «прелюдии», характерной для «рукотворных садов». И то, чего уж точно не встретишь в стиле натурализма, так это особой подчеркнутости декоративных элементов в саду, огромных фонарей-татигата, символических камней или, например, почти нефункциональных дорожек, роспись которых на открытых пространствах сада стала фирменным знаком другого замечательного мастера - Огавы Дзихэя VII, который гармонично сочетал в своих работах стили сакутэй сики, прогулочного сада кайюсики-тэйэн, английского пейзажного стиля и даже стиля ваёфу. Дарование Огавы Дзихэя ярко проявилось в саду усадьбы Мурин-ан генерала Ямагата Аритомо, крупного человека в японской политике, послужившего прототипом Омуры в фильме «Последний самурай».
    Этот ландшафтный сад проникнут особым ощущением неуловимости, тем, что по словам Камэ-но Тёмэя «не выражается в слове, которое нельзя увидеть в форме», сад, способный изменяться по воле созерцающего его человека. При попытке понять, как всё это удалось реализовать Дзихэю, поражает композиционная незамысловатость сада, что видно, в частности, из его плана. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что эта простота глубоко продумана. Именно благодаря продуманности этой простоты, благодаря отсутствию явно выраженных акцентов японское в нём совершенно незаметно перетекает в европейское и наоборот.
    Небольшой участок в 30 соток треугольной формы, обсаженный по периметру деревьями, с ручьём, берущим начало у трёхступенчатого водопада и пересекающим сад по его длине. Вода, преодолев от водопада несколько порожков, разливается по широкому лугу, замедляя свой бег, а затем снова устремляется в небольшую низину, сливаясь с другим притоком. По обеим сторонам ручья вьётся разветвлённая прогулочная дорожка, позволяющая заглянуть в самые укромные уголки сада.

    86. Мурин-ан, план 2.jpg
    Мурин-ан. План

    87.Водопад.JPG
    Мурин-ан. Водопад

    Постройки сдвинуты в одну сторону и расположены как можно ближе друг к другу не только для того, чтобы освободить пространство для сада. Заходя с улицы в усадьбу, человек сразу попадает в тесноту застройки. Преодолев в этой тесноте ряд проходов и поворотов и оказавшись, наконец, в саду, он с особой силой ощущает открывшийся перед ним зелёный простор.

    88. Мурин-ан, зелёный простор.jpeg
    Мурин-ан. Зелёный простор

    И что же он видит? Обычный европейский пейзаж с извилистой речкой, текущей через луг в окружении леса. Деревья имеют самый естественный облик без следов формирования. Гора Хигасияма в голубой дымке, прекрасно использованный заимствованный пейзаж – классический английский пейзажный сад и никаких японских атрибутов вроде фонарей. Однако стоит отойти на несколько шагов - и начинаешь сомневаться, европейский ли он. То же место - и уже что-то японское.

    89. Мурин-ан, что-то японское.jpg
    Мурин-ан. Что-то японское
     
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    История садов. Россия - Япония, попытка сопоставления. На переломе эпох. Продолжение

    Да и предыдущий вид, если приглядеться, не такой уж европейский – невысокие, ненавязчивые стриженные кустики, разбросанные по луговине, камни, как будто лежащие здесь испокон веков, а на самом деле идеально сбалансированные. А это уже Япония без сомнений.

    90. Мурин-ан, уже Япония.jpg
    Мурин-ан. Уже Япония

    Но ведь это то же место! А это – неужели это тот же сад?

    91. Мурин-ан.Главный дом.JPG
    Мурин-ан. Главный дом

    А что там выглядывает слева? Да это же настоящая Европа!

    92. Мурин-ан, европейский дом.jpg
    Мурин-ан. Европейский дом

    Или участок мелководья с отцветшими кочками ирисов и веткой сосны, склонившейся над ними. Сколько ассоциаций может вызвать оно у японца! Прежде всего, конечно, классический образ ирисового болотца с мостом яцухаси. Но ведь и для европейца такой уголок леса выглядит совершенно привычно.

    93. Мурин-ан, мелководье.JPG
    Мурин-ан. Мелководье

    Оценивая структуру сада, японец скажет, что, конечно, это сад японский. В нём присутствуют все основные элементы - вода, камень, свободные пространства и растения, даже стриженные. И полное отсутствие симметрии. А европеец ответит, что Западным садам всё это тоже не чуждо. Единство противоположностей, причём, безо всякой борьбы.
    Но как же организована связь сада с постройками? Сделано это, под стать саду, «просто и со вкусом». Кроме хозяйственных построек, которые не просматриваются из сада, на участке имеется два дома, расположенные рядом друг с другом. Один – в европейском стиле, другой – в японском. Они весьма символично разделены ручьём, но при этом соединены перекинутым через него мостиком. Примечательно, что чайный павильон, единственная постройка на территории самого сада, расположен на стороне европейского дома, и именно от европейского дома к нему ведёт кратчайший путь.

    94.Чайный павильон.jpg
    Чайный павильон

    Такой сад трудно подвергать анализу. Видимо, Дзихэй уловил ту сущность, которая является общей для японских и европейских садов. Сумел воплотить её в реальных пейзажах, вызывающих душевный отклик, как у японца, так и у европейца.
     
    La Mecha, list и Ондатр нравится это.
  4. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Да, Ирисовые болотца - это чудесное зрелище, знакомое и любимое. )
     
  5. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    История садов. Россия Япония, попытка сопоставления. Эпоха модерна

    В 1908 году французский поэт и критик Мерсеро А. писал: «Ни одна эпоха не была более беспокойной, тревожной, неясной, и в то же время более смелой и стойкой. Постоянные, но методичные искания, непрерывные, но долго обдуманные попытки. Покинуты старые верования, но прокладывает себе путь свобода». (Золотое Руно. №, 10, 1908 г.). В это бурное время в российскую культуру стремительно, как и всё происходившее тогда, ворвался модерн, угаснувший так же стремительно, как и возник, с началом Первой мировой войны. Не более тридцати лет – а сколько чувств и переживаний вызывает он до сих пор, сколько людей, ещё не живших в то время, с грустью и теплотой вспоминают о нём, как об ушедшей юности.
    Ярче всего модерн проявил себя в архитектуре, в том числе, в архитектуре усадебной, а значит, и в усадебных садах. Правда, в садах это произошло не так резко, как в случае с регулярным и пейзажным стилями. Модерн появился не вопреки пейзажному стилю, а из него, и там же, где и последний – в Англии. Значимой фигурой в мире садов модерна стала Гертруда Джекилл (1843-1932). Вдохновлённая идеями импрессионистов, у которых она училась живописи во Франции, Джекилл работала больше с цветом, чем с композиционной организацией пространства, в которой умело совмещала, как правило, регулярный и пейзажный стили. Говорили, что она занимается «живописью растениями».

    96.Сад Гертруды Джекилл.jpg
    Сад Гертруды Джекилл

    97.Сад Гертруды Джекилл 2.jpg
    Сад Гертруды Джекилл

    Вдохновлялась Джекилл и идеями Уильяма Робинсона (1834—1897), автора многочисленных трудов, оказавших громадное влияние на развитие садоводства. Будучи сторонником натуральных и естественных посадок с использованием местных многолетних растений, он резко критиковал викторианский регулярный стиль и итальянское партерное садоводство. Свои соды он называл «дикими», Wild Garden.

    98.Сад Уильяма Робинсона.jpg
    Сад Уильяма Робинсона

    99.Сад Уильяма Робинсона 2.jpg
    Сад Уильяма Робинсона

    100.Сад Уильяма Робинсона 3.JPG
    Сад Уильяма Робинсона

    Весьма своеобразны сады третьего мастера садов, Лоуренса Джонстона (1871–1958), причисляемого к стилю модерн. В них чрезвычайно контрастно соседствуют друг с другом французский и английский стили, но контраст этот только оттеняет достоинства каждого из них. Контрастность, как и плавно изгибающиеся линии дорожек, является одной из отличительных черт модерна. Контрастность во всём – в красках, форме и фактуре листьев, соотношении света и тени. Контрастность не диссонирующая, а подчёркивающая, оттеняющая контрастирующие объекты.

    101.Сад Лоуренса Джонстона.jpg
    Сад Лоуренса Джонстона

    102.Сад Лоуренса Джонстона.jpg
    Сад Лоуренса Джонстона

    103.Сад Лоуренса Джонстона.jpg
    Сад Лоуренса Джонстона

    Разумеется, далеко не все усадьбы «эпохи модерна» создавались в стиле модерн, особенно если речь идёт не об архитектуре, а об усадебных садах. Тем более интересны те из них, что сохранились если не в физическом воплощении, то хотя бы в виде архивных материалов. Одной из таких редких усадеб является усадьба купца первой гильдии, гласного Московской городской думы, общественного деятеля Э. А. Липгарта (1840 – 1907).

    104.Усадьба Липгарта.План.jpg
    Усадьба Липгарта. План

    О том, что его сад выполнен в стиле модерн, говорят, в частности, рисунок дорожек и обилие цветущих растений. Расчерченная с нарочитой небрежностью на разновеликие прямоугольники центральная часть прекрасно сочетаются с лепестками несколько деформированного «цветка модерна», оконтуривающие дорожки которых являются продолжением дорожек регулярной части. В основе центральной части лежит регулярная планировка, отнюдь не вступающая в конфликт с пейзажной зоной. Их двуединство не возбраняется в садах модерна, что видно из работ одного из основоположников этого стиля, Лоуренса Джонстона. Цветок же модерна присутствует на даче великого князя Бориса Владимировича, в «Саду 9 января» в Петербурге, в Воронихинском сквере там же и в других садах.

    105.Усадьба великого князя Бориса Владимировича.План.jpg
    Дача великого князя Бориса Владимировича. План

    106.Парк им. 9 января.jpg
    Сад 9 января. План

    107.Воронихинский сквер.План.jpg
    Воронихинский сквер. План

    Обилие цветов - ещё один признак, характерный для садов модерна. В усадьбе Липгарта это не только клумба парадного двора, но и цветники в боскетах, цветочные бордюры дорожек, цветущие кустарники двенадцати видов, обрамляющие боскеты, площадку для лаун-тенниса, декорирующие пейзажные посадки. Кроме того, летом из оранжерей выносили экзотические растения и не просто ставили на землю, а составляли из них всевозможные композиции.
    Особое значение в усадьбах модерна придавалось единству сада и дома. Растения не только выносились из дома, они сами как бы входили в дом, обвивая его стены лианами, украшая цветами веранды и помещения. Во «флоральном» стиле декорировался интерьер, как это сделано в доме великого князя Бориса Владимировича. Если дом был деревянный, в нём использовался резной растительный орнамент.

    108.Дача великого князя Бориса Владимировича.Главный дом.jpg
    Дача великого князя Бориса Владимировича. Главный дом

    109.Дача великого князя Бориса Владимировича.Столовая.jpg
    Дача великого князя Бориса Владимировича. Столовая

    110.Растительный орнамент.jpg
    Растительный орнамент

    Изменился и характер аллей, которые зачастую становились цветными. Сергей Рахманинов в эмиграции вспоминал белые, берёзовые, и красные, из клёнов Шведлера, аллеи своего сада в усадьбе Ивановке. Были аллеи и цветущие, как сиренево-жасминовая аллея в саду княгини Палей в Царском селе или усадьбе присяжного поверенного Пыльцова «Любвино», одной из редких усадеб, построенных перед Первой мировой войной, в 1911 году. Её аллеи были высажены из роз и вечнозелёных «альпийских деревьев», возможно, рододендронов. Это были сады, полные экспрессии нового времени. Но общее решение пространства усадебного сада осталось неизменным со второй половины XVIII века – регулярная часть перед домом в окружении пейзажного сада.
     
    list, Ондатр и La Mecha нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    История садов. Россия - Япония, попытка сопоставления. Эпоха модерна. Продолжение

    В Японии эпоха модерна была ещё более быстротечна, чем в России. Её даже нельзя назвать эпохой. Скорее краткая вспышка, затухшая, как и в России, с Первой мировой войной, в которой Япония участвовала на стороне Антанты.
    В японских садах модерн более всего сказался на архитектуре. В 1901 году на родину вернулся выпускник инженерно-строительного факультета токийского Императорского университета, обучавшийся затем в Глазго, Такеда Гоити (1872 – 1938). В Глазго он увлёкся работами архитектора Чарльза Ренни Макинтоша, родоначальника «рационалистического модерна» в Шотландии, стиля, более сдержанного по сравнению с другими направлениями модерна, в частности, «флорального». Видимо, «рационалистический модерн» с его прямыми линиями и сведённым к минимуму декором был более близок традиционной японской архитектуре. Уже в 1903 году появилась первая постройка в стиле модерн – «Парикмахерская Камимото» в Осака, созданная по проекту единомышленника Гоити, архитектора Хидака Ютака (1875 – 1952). Ещё через два года в Токио по проекту Такеда Гоити был построен «Дом Фукусима Юкинобу», а в 1908 году по его же проекту в г. Китакюсю началось строительство дома в стиле модерн для имения семьи Мацумото. Были и другие постройки в этом стиле, но именье Мацумото - единственный пример сохранившейся жилой усадьбы ваёфу с домом в стиле модерн и садом, относящейся к началу ХХ века. Сейчас в этой усадьбе располагается художественный музей.

    111.Чарльз Макинтош. Хилл-хаус.jpg
    Чарльз Макинтош. Хилл-хаус

    112.Дом Фукусима Юкинобу.jpg
    Дом Фукусима Юкинобу

    113.Имение семьи Мацумото.jpg
    Имение семьи Мацумото

    Архитектурный комплекс имения состоял из деревянных европейского и японского домов, соединённых друг с другом двумя переходами, а также ныне утраченного чайного павильона. С западной стороны жилых построек размещался дом для прислуги, склад и котельная, также утраченные. Европейский дом служил одновременно местом жительства Мацумото Кэндзиро (1870 – 1963), бизнесмена, одного из основателей Колледжа Мейдзи (ныне Технологический институт Кюсю), и помещением для приёма высокопоставленных гостей, а в японском проходила повседневная жизнь семьи. В эпоху Мэйдзи такая ситуация, когда в имениях лиц из высшего общества дом в европейском стиле служил для приёма гостей, а жизнь семьи проходила в японском доме, была обычной.

    114.Имение семьи Мацумото.План.jpg
    Имение семьи Мацумото. План

    115.Имение семьи Мацумото.Восточный фасад европейского дома.jpg
    Имение семьи Мацумото. Восточный фасад европейского дома

    Нижняя часть первого этажа с классическими вертикальными окнами стилизована под фундамент, декорированный искусственным камнем. Второй этаж выполнен в фахверковом стиле, маскирующем деревянный каркас дома, и здесь он явно отошёл от школы Макинтоша, хотя и остался в рамках модерна. Асимметричная архитектура здания с двускатными и шатровыми крышами, дугообразными частями карнизов придаёт разнообразие, оживляет его облик. Окна лестничного пролёта и зал для приёма почётных гостей на втором этаже украшают витражи.

    116.Имение семьи Мацумото.Южный фасад европейского дома.jpg
    Имение семьи Мацумото. Южный фасад европейского дома

    117.Имение семьи Мацумото.Европейский дом, витраж 2.jpg
    Имение Мацумото. Европейский дом, витражи

    118.Имение семьи Мацумото.Европейский дом, витраж 3.JPG
    Имение Мацумото. Европейский дом, витраж

    Чудесны и интерьеры, выполненные в стиле модерн.

    119.Имение семьи Мацумото.Европейский дом интерьер.jpg
    Имение Мацумото. Интерьер европейского дома

    120.Имение семьи Мацумото.Интерьер европейского дома 4.jpg
    Имение Мацумото. Интерьер европейского дома

    Со стороны восточного фасада европейского дома, справа от входа, растёт огромный, возрастом в несколько сот лет вечнозелёный Литокарпус Зибольда, с галереи за колоннадой южного фасада можно любоваться садом, раскинувшимся в южной части имения. Сад создан на основе крупных стриженных (оокирикоми) форм Энкиантуса почкочешуйного Enkianthus perulatus и Рододендрона красивого Rhododendron pulchrum.

    121.Имение семьи Мацумото.Вид на сад с галереи европейского дома.jpg
    Имение Мацумото. Вид на сад с галереи европейского дома

    122.Имение семьи Мацумото.Литокарпус Зибольда.JPG
    Имение семьи Мацумото. Литокарпус Зибольда

    123.Имение семьи Мацумото.Сад перед европейским домом.jpg
    Имение семьи Мацумото. Сад перед европейским домом

    Вначале посадки были небольшие, имелся сухой пейзаж с водопадом и искусственной горкой, поросшей травой, и тогда открывался вид на гору Комбираяма. Южнее окультуренного сада перед домом простирается обширный в стиле сакутэй сики, занимающий вместе со своим культурным соседом площадь около 1,3 га.

    124Имение семьи Мацумото.Сад 2.jpg
    Имение семьи Мацумото. Сад

    125.Имение семьи Мацумото.Сад.jpg
    Имение семьи Мацумото. Сад
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2018
    Елена, list, Ондатр и ещё 1-му нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    История садов. Россия - Япония, попытка сопоставления. Эпоха модерна. Продолжение

    Японский дом первоначально был одноэтажным, но был надстроен 1921 году в связи с браком сына Кэндзиро. В его внутреннем дворе растёт Слива косматая Prunus pendula.

    126.Имение семьи Мацумото.Внутренний сад японского дома 2.jpg
    Имение семьи Мацумото. Внутренний сад японского дома

    127.Имение семьи Мацумото.Внутренний сад Японского дома.jpg
    Имение семьи Мацумото. Внутренний сад японского дома

    Всё в имении Мацумото говорит о том, что стиль модерн присутствует здесь только в европейском доме. Сада он не коснулся. Да и что можно было ожидать за какие-то пятнадцать лет существования этого стиля на фоне почти полутора-тысячелетней истории японских садов. Впрочем из анализа и других усадеб ваёфу, не связанных с модерном, складывается впечатление, что японцы не стремились делать на своих участках европейские сады, хотя те были известны им давно.
     
    Елена, Ондатр и La Mecha нравится это.
  8. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Ну, Уильям Робинсон - выше всяких похвал, :) - невероятно прекрасный сад. И Макинтошевский дом-замок.
    Все представленное красиво, но эти - особенно. Спасибо за доставленное удовольствие. )
     
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Это всё же не совсем так ) Я бы сказал, что из всех направлений искусства модерн в наименьшей степени сказался на японской архитектуре ) и что в искусстве влияние модерна было весьма значительным ещё в 20-е гг. И постройки в стиле модерн тогда возводились тоже http://forum.arimoya.info/threads/Модерн.3099/page-20#post-132163. За имение Мацумото и др. постройки большое спасибо, поскольку вопрос о модерне в японской архитектуре давно меня занимал.)
     
  10. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    А на чем в искусстве Японии стиль модерн сказался больше всего? )
     
  11. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Вы полагаете, что больше сказалось на живописи? Может быть, не берусь утверждать. Сформулирую предложение об архитектуре несколько иначе.
    Не совсем понял насчёт "ещё в 20-е гг." Тут ведь вообще говорится о периоде до Первой мировой войны.
     
  12. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Обожаю эту ветку. :) Нет, но Уильям Робинсон...чудо. Эти яркие голубые весенние цветы на зеленом холме - что-то сильно английское... Подобное видела я на фото дикой природы Великобритании.

    Вот в Глостершире.

    Сад Глостершир.jpg
    Сад Лоуренса Джонстона, про которого Вы писали. Только со стороны его регулярная основа менее заметна, а виден старый дом, то ли готический, то ли сильно викторианский, и россыпь ярких цветов перед ним.

    И с интересом посмотрела такие особенности садов Англии.

    https://ekosad-vsem.ru/sad-v-anglijskom-stile

    Спасибо за наводку. :) :)
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2018
    takedo нравится это.
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    я в том смысле с началом первой мировой войны модерн в Японии отнюдь не угасает )

    больше всего в гравюре. син ханга это несомненный модерн.

    об искусстве модерна в Японии здесь http://forum.arimoya.info/threads/Модерн.3099/page-14#post-66505 и там дальше по ссылке на ветку 20 век.

    усадьба Ямамото Юдзу http://forum.arimoya.info/threads/Серебряный-век-Японии.3626/page-2#post-78831 тоже имеет черты модерна
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2018
  14. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Может, Вы так же подробно, как про сады в России и Японии, расскажете нам и про английские сады?
    Именно про ландшафтный дизайн этих садов, садово-парковые причуды, стили разные.
    Интересно.
    Зима-то долгая, "буран не месяц будет месть"... :)
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2018
    list и Ондатр нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Насчёт Англии - жизнь покажет:)
    Отвечаю на комментарии Ондатра.
    С началом Первой мировой войны стиль модерн, разумеется, не исчез, а начал исчезать, но делал это довольно быстро, что во многом связано с продолжавшим набирать силу принципом «японская душа – европейские знания» («вакон – ёсай»). Начало же эпохи Сёва (1926 г.) - это начало милитаризации Японии, когда европейские влияния вообще не поощрялись. Такие усадьбы, как усадьба Ямамото Юдзу, дом которой построен в 1926 году, или дом Микавы (1929 г.) построены на спаде модерна. Это уже отдельные случаи, а не эпоха и даже не вспышка.
    Что касается школы син-ханга ("новая гравюра"), то японские источники напрямую не связывают её , существовавшую с самого конца XIX века до 60-х годов XX века, с модерном. Художники син-ханга использовали знания о направлениях в европейской живописи для обновления укиё-э, но не более того, оставаясь в рамках традиционной гравюры. Конечно, среди последователей син-ханга были художники, увлекавшиеся в начале ХХ века модерном, такие, как Хасигути Гоё 橋口 五葉 (1880 - 1921) или Накадзава Хиромицу 橋口 五葉 (1874 - 1964)
    http://www.ccma-net.jp/exhibition_end/2011/0614/0614.html , https://mag.japaaan.com/archives/79460 . Их гравюры в стиле модерн были связаны, в основном, с книжной графикой. Но относить всю школу син-ханга к модерну, мне кажется, не совсем верно.
     
    Последнее редактирование: 20 ноя 2018
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    такие же отдельные случаи и постройки модерна в Японии начала 20 в. Там господствовала эклетика )
    насчёт стиля гравюры то эта тема просто не особо разработана в искусствоведении )
    едва ли гравюры например Хироси Ёсида ближе к Хокусаю, чем к европейскому японизму )
    10b9dd19e6bf3c503e551b97a0997b5e.jpg 1430_Yoshida_SpringHotSpring.jpg

    Собственно в японском искусствоведении тема модерна это вообще почти белое пятно.
     
    Елена и list нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Да, Вы правы, и в начале 20 века построек в стиле модерн было кот наплакал, но всё-же этот период отмечен в истории архитектуры Японии.
    Правы Вы и насчёт белого пятна, и не мне его закрашивать:)
     
  18. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Про парки Ирландии тоже.
    Это удивительные места. :)

    [​IMG]
    Замок и сады Бларни.


    [​IMG]
    Сад Деррен.

    Нашла кое-что, может, Вам тоже будет интересно:
    http://gardener.ru/gap/garden_guide/page214.php?cat=261
     
    Елена, takedo и list нравится это.
  19. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    История садов. Россия - Япония, попытка сопоставления. Эпоха дач

    Слово «дача» появилось в начале XVIII века, когда Пётр I стал раздавать аристократии участки земли в пригородах новой столицы для их обживания и благоустройства. Правда, тогда это были скорее усадьбы, а не загородные дома для летнего отдыха. Однако истинный дачный бум начался со строительством железных дорог. Начало ХХ века уже вполне можно было бы назвать не только «эпохой модерна», но и «эпохой дач». В это время, полное неопределённости и неуверенности в завтрашнем дне, усадеб строилось мало, а дача, эта «временная обитель», убежище, в котором люди пытались укрыться от суеты городской жизни, вполне отвечала духу времени.Истинный дачный бум начался со строительством железных дорог. С наступлением весны по городам страны начиналась массовая миграция населения из городов на природу.
    Дачи были самые разные. Люди, не обременённые достатком, снимали дачи попроще. Крестьяне-извозчики уже поджидали их на станции и везли осматривать дачи, на которых висело объявление о сдаче внаём. Хотя часто извозчик вёз городских к себе или к знакомому, от которого получал за это магарыч.
    Некоторые предприимчивые люди, почувствовав золотую жилу, усиленно скупали лесные угодья и старые усадьбы, вырубая деревья и разбивая территории под небольшие дачки. Эти дачки зачастую выглядели весьма прилично и стоили куда дороже первых.
    Но возводились и богатые частные дачи. Одна из них – дача архитектора Г. В. Барановского под Петербургом. Барановскому принадлежат в частности, такие замечательные творения, как «магазин Елисеевых» и Буддистский храм в Санкт-Петербурге. Кроме того, с 1902 по 1908 годы издавалась подготовленная им семитомная «Архитектурной энциклопедии второй половины XIX века».

    128.Г.В.Барановский.Елисеевский магазин.jpg
    Г. В. Барановский. Елисеевский магазин

    129.Г.В.Барановский.Буддийский храм.jpg
    Г. В. Барановский. Буддистский храм

    В 1905 году жена Барановского Екатерина Васильевна (урождённая Кобелева) приобретает в Келломяки (ныне – Комарово) участок «Нордиска вилла» площадью в три гектара, и Гавриил Васильевич возводит там дачу в стиле модерн, которую стали называть «замок Арфа». Почему её стали так называть, сказать трудно. Одни считают, что строение напоминает своими очертаниями арфу, другим оно напоминает орган, Третьи идут на компромисс, утверждая, что Барановский был большим меломаном и хотел создать нечто, звучащее как музыка. В любом случае это впечатляющее, фантастическое творение, которое трудно определить каким либо стилем, да и не хочется вешать на него ярлык. Внутри, наряду с многочисленными комнатами, лестницами и переходами располагался небольшой концертный зал. Ещё большее изумление вызывает тот факт, что всё это огромное строение, словно покрытое изящной резьбой, построено из дерева.

    130.Замок Арфа.jpg
    Замок Арфа

    131.Замок Арфа (1937 г.) 2.jpg
    Замок Арфа

    132.Замок Арфа (1937 г.) 3.jpg
    Замок Арфа

    С веранды дома открывался вид на море, а для более взыскательного взора на южном краю парка, крутым склоном спускающемся к морю, была устроена бетонная смотровая площадка. С неё был виден Кронштадт и петровские форты. Рядом с площадкой стояла беседка.

    133.Замок Арфа.Веранда.jpg
    Замок Арфа. Веранда

    134.Замок Арфа.Смотровая площадка.jpg
    Замок Арфа. Смотровая площадка

    135.Замок Арфа.Смотровая площадка.jpg
    Замок Арфа. Смотровая площадка

    136.Замок Арфа.Беседка.jpg
    Замок Арфа. Беседка

    Смотровая площадка и беседка – единственное, что сохранилось от прекрасного парка с тенистыми аллеями, фонтанами, павильонами, скульптурами, прудом в форме палитры художника. Нет и замка Арфы, сгоревшего в 1941 году.
    Февральскую революцию 1917 года Барановский принял с воодушевлением. Им было предложено создать в России единое управлением благоустройством, однако последующие события изменили всё. В надежде на скорое падение власти большевиков Барановский, Екатерина Васильевна и их сын Владимир, которому было уже 27 лет, остались в Келломяки, ставшей финской.
    В 1920 году Гавриил Васильевич внезапно скончался от паралича сердца. Он похоронен на кладбище Келломяки, но могила его потеряна.
    «Эпоха дач» во многом совпала с «эпохой модерна». В стиле модерн были построены дачи Г. В. Барановского, великого князя Бориса Владимировича, И. Е. Репина, В. Д. Поленова и других. В Японии же этот стиль слегка затронул архитектуру, но в садах остался незамеченным.


    В 1603 году завершился процесс объединения Японии. Начался период Эдо (1603 – 1867), когда политическое влияние в стране стало переходить от самурайских домов к торговым. Для усиления центральной власти и ослабления самурайских домов был издан ряд законов, один из которых касался наследования собственности. Согласно этими законам, при передаче в наследство землевладения наследник должен был платить такой огромный налог, что получение наследства теряло для него всякий смысл. Быт старых самурайских усадеб уходил в прошлое. Чаще всего усадьбы, принадлежавшие самурайству и аристократии, не передавались наследникам, а просто продавались, и покупали их, как правило, набиравшие силу купцы и предприниматели. Со временем возможность приобретения или постройки загородных усадеб бэссо получили представители и других слоёв общества.
    В то время создавали прекрасные сады такие выдающиеся мастера, как Огава Дзихэй, Сигэмори Мирэй, Иида Дзюки, но были и усадьбы, спроектированные самими хозяевами или при их непосредственном участии. Именно такие усадьбы, будучи элементом быта, в немалой степени отразили настроения и вкусы своих владельцев и, как следствие - атмосферу эпохи. Одна из них – усадьба художника школы нихонга Каваи Гёкудо (1873 – 1957), которую он построил в 1917 году.
    Сад этой усадьбы площадью около 0,8 га, разбитый в природном стиле у подножья горы, понижался к югу, образуя низинный участок, а с севера заходил на её склон. Усадьба с домом в стиле сукия, называлась Нисё-ан - «Хижина у двух сосен», потому что там росли две старых сосны. В усадьбу вели крытые мискантом ворота, от которых к дому мимо небольшого пруда поднималась дорожка.

    137.Каваи Гёкудо. План.jpg
    Усадьба Каваи Гёкудо. Пан

    138.Каваи Гёкудо. Ворота.jpg
    Усадьба Каваи Гёкудо. Ворота

    139.Каваи Гёкудо. Дорожка.jpg
    Усадьба Каваи Гёкудо. Дорожка

    Дом, полускрытый дубами и клёнами, был построен в северо-западной части участка, всё же остальное место отдано саду. В доме располагались мастерская и большая общая комната, служившая одновременно гостиной и чайной комнатой тясицу. Интересен переплёт сёдзи общей комнаты, как две капли воды похожий на раму европейского окна.

    140.Каваи Гёкудо. Дом.jpg
    Усадьба Каваи Гёкудо. Дом

    141.Каваи Гёкудо. Сёдзи.jpg
    Усадьба Каваи Гёкудо. Сёдзи
     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2018
    list нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    История садов. Россия - Япония, попытка сопоставления. Эпоха дач. Продолжение

    Сад создавался мастером Ого Рюдзи при непосредственном участии Гёкудо. Благодаря обострённому эстетическому чувству Гёкудо, в саду удалось передать спокойную атмосферу гармоничного единства человека и природы. Там росли клёны пальчатолистные, дубы острейшие, сливы мумэ, камелии, гортензии, бамбук. Это был природный сад, где среди деревьев протекал небольшой горный ручей, мелодично журчавший под мостиком из неокорённых брёвен. Ого Рюдзи говорил, что однотонное журчание воды навевает уныние, три тона — уже лучше, но только пять тонов поистине радует слух, однако это требует большого труда.

    142.Каваи Гёкудо. Мостик.jpg
    Усадьба Каваи Гёкудо. Мостик

    Раньше в северо-восточной части сада у двух сосен стояла беседка, из которой открывался прекрасный вид на море. В настоящее время побережье застроено домами.
    16 октября 2013 года усадьба Нисё-ан полностью сгорела.
    В другой усадьбе, построенной в 1909 году бизнесменом Фудзита Котаро, сад в ландшафтном стиле сакутэй сики был создан Огавой Дзихэем (1860–1933) - при непосредственном участии хозяина.

    143.Фудзита Котаро. План.jpg
    Усадьба Фудзита Котаро. План

    По просьбе Котаро в саду вырыт пруд, имитирующий по форме озеро Бива, и вода в пруд поступает из этого же озера. Существует мнение, что желание Котаро сделать в саду копию Бива продиктовано не только красотой этого озера. Дело в том, что кроме всего прочего, Котаро занимался торговыми перевозками по озеру Бива. Суда его компании совершали регулярные рейсы между городами Оцу и Нагахама, что давало немалый доход. Понятно, что вид озера Бива в собственном саду вызывал у Котаро приятные ассоциации. Впрочем, традиция воспроизведения реальных пейзажей в собственных садах имеет глубокие корни.
    Через водоём перекинут мост Гарюкё, «Мост спящего дракона». Составленный из продолговатого каменного блока и старых жерновов, он делит пруд на верхний и нижний. Есть и небольшой островок, прототипом для которого послужил остров Тикубусима на озере Бива. По берегам водоёма растут преимущественно травы и невысокие кустарники, и только с севера и запада к нему подступают густые деревья.

    144.Фудзита Котаро.Мост Гарюкё.jpg
    Усадьба Фудзита Котаро. Мост Гарюкё

    145.Фудзита Котаро. Пейзаж сада.jpg
    Усадьба Фудзита Котаро. Пейзаж сада

    У западной оконечности водоёма стоит павильон с фениксом на крыше, привезённый около 1720 года из Китая и затем попавший в эту усадьбу. Павильон находится на том месте, где на побережье озера Бива располагается город Нагахама, один из пунктов торговых перевозок, которыми занимался Котаро. Рядом с павильоном на берегу виднеется большой плоский камень, специально привезённый из Нагахама и служивший причалом для прогулочных лодок.

    146.Фудзита Котаро. Павильон с фениксом.jpg
    Усадьба Фудзита Котаро. Павильон с фениксом.

    147.Фудзита Котаро. Феникс.jpg
    Усадьба Фудзита Котаро. Феникс

    «Мост спящего дракона» и павильон с фениксом находятся в непосредственной близости друг от друга, напоминая о тесной связи образов дракона и феникса в китайской и японской мифологии. С них и начинается путь в мир ассоциаций и символов сада Фудзита Котаро. С первого же шага мы оказываемся в Китае II – III веков, когда за власть в стране боролись три враждующих царства. На службе у правителя царства Шу находились два человека, постоянно в летописях упоминающиеся вместе - полководец Чжугэ Лян и философ Пан Тун. Прозвище первого было - Спящий дракон, а второго - Птенец Феникса! И они, как и Фудзита Котаро, боролись за страну, объединённую под властью императора.
    Дракон в мифологии постоянно связывается с водой, и в усадьбе Котаро он отдыхает на поверхности озера Бива. Но это озеро названо так, поскольку схоже по форме со струнным инструментом бива, любимым музыкальным инструментом богини Сарасвати («Текущая вода»), также неизменно связанной с водной стихией. В Японии она повелительница не только вод, но и драконов, в этих водах живущих, поэтому часто изображается с драконом. Коме того, будучи одной из Семи Богов Удачи, она может приносить удачу и в финансовых делах, что немаловажно для бизнесмена, каковым являлся Котаро.
    Вечно молодая, но древняя богиня, она была верной помощницей Брахмы при творении Вселенной, и эта её ипостась также прочитывается в композиции усадьбы Фудзита Котаро при взгляде с птичьего полёта. Усадьба размещена на участке почти правильной прямоугольной формы, отгороженном от всего окружающего корпусами дома с востока и юга и посадками высоких деревьев на севере и западе. Участок разделён тематически на две почти равные области: область воды – Инь и область незаполненного пространства газона – Ян. Это разделение подчёркнуто изгибающейся линией стриженых кустарников, кажущейся несколько инородной в общей природной стилистике сада, но символизирующей Великий предел – Тайцзи. Само незаполненное пространство газона - древняя священная площадка сики со священным деревом на ней – плакучей сакурой, символизирующей красоту и быстротечность жизни. Она же ассоциируется с «зародышем Инь» в Ян. В области Инь «зародыш Ян» символизируется островом. При таком подходе сад представляет собой не только прекрасный образец садового искусства, но и космогоническую картину мира.

    148.Фудзита Котаро. Вид сада сверху.jpg
    Усадьба Фудзи та Котаро. Вид сада сверху


    149.Лента стриженых кустарников.jpg
    Усадьба Фудзита Котаро. Лента стриженых кустарников

    150.Фудзита Котаро. Сакура.jpg
    Усадьба Фудзита Котаро. Сакура
     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2018
    list нравится это.
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Все три представленные постройки Барановского стилистически относятся к модерну ) Так что между эпохой дач и эпохой модерна много пересечений ) Хотя конечно в России далеко не все дачи нач. 20 в. были в этом стиле (преобладала "ропетовщина") и сам дачный феномен далеко выходит за границы конца 19- нч. 20 в.
    Ещё один феномен с конца 19 в. - это создание больших общественных парков в Японии (Олений парк в Нара один из первых - 1880). В России общественные парки создаются активно с нач 19 в. (хотя уже был Летний сад ). Но в кон. 19 в. явление становится массовым, появляются и национальные парки. а после 1917 именно этот вид садового искусства остаётся чуть ли не единственным.
     
    list нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Спасибо за уточнения. Непременно учту в следующих постах. Насчёт модерна дачи Барановского добавлю сейчас, это я упустил.
     
  23. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    История садов. Россия - Япония, попытка сопоставления. Утомлённые солнцем

    После гражданской войны, страшного голода начала 20-х и голодомора 30-х годов в стране начали создавать своеобразные садовые товарищества, «коллективные сады», где служащие низшего звена и рабочие могли получить в пользование участок земли 4 – 8 соток для выращивания овощей и фруктов, с летним домиком из двух комнат площадью 15 кв.м.. Ни о каких декоративных садах речь, разумеется, не шла. Люди просто хотели есть.
    В то же самое время в живописных местах неподалёку от крупных городов строились за казённый счёт дачи для партийной номенклатуры, генералитета, «нужных стране» деятелей культуры. Это были большие благоустроенные дома из 15 – 20 комнат, и проживающие в них могли наслаждаться летом почти всеми радостями дореволюционной дачной жизни. Контраст был столь велик, что Политбюро КП в 1938 году пришлось принять постановление «О дачах ответственных работников», ограничивавшее количество комнат для семейных ответственных работников в восемь комнат, а для одиноких – в пять.
    В 30-е годы этим состоятельным людям было разрешено даже учреждать первые дачно-строительные кооперативы. Правда, такое положение вещей противоречило декларированному в стране запрету на частную собственность, но выход был найден. Если раньше дачи были собственностью государства, то теперь эти кооперативы становились собственностью ведомств – творческих союзов, министерств, научных институтов и пр., а право на пользование дачей было закреплено не за конкретным лицом, а за должностью. Если конкретное лицо лишалось должности, оно лишалось и дачи. То есть это была «дача служебного пользования». Так возникли, например, писательский посёлок Переделкино под Москвой и Академический городок в посёлке Комарово под Петербургом. Но и на таких дачах не было речи о каких-либо садах с продуманной композицией. Это были просто участки леса, вошедшие в состав выделенного под дачу участка. В лучшем случае, у дома устраивались какие-нибудь клумбочки. Быт на таких дачах можно представить себе по фильму Михалкова «Утомлённые солнцем». Конечно, это были посёлки, а не отдельные дома, но всё же располагались они в лесу, и условно их можно назвать лесными дачами.

    151.Дача Б.Пастернака в Переделкино.jpg
    Дача Б. Пастернака в Переделкино

    151-2.Дача К.Чуковского в Переделкино.jpg
    Дача К. Чуковского в Переделкино

    152. Типичный дачный дом в Академическом посёлке.jpg
    Типичный дачный дом в Академическом посёлке

    Однако не надо думать, что сады в этот период не создавались. Создавались, и не так уж мало. Это были общественные сады и парки. Правда, происходило это, в основном, в Москве и Петрограде - Ленинграде.
    Уже в 1920 году в Москве был разбит «Парк Декабрьского восстания» с деревьями и клумбами, названный так в честь декабрьского восстания 1905 года. Сначала он назывался «Сквер памяти борцов революции» и имел другую конфигурацию, а соответственно, и другое композиционное решение пространства сада. Тогда же, в этот голодный год, на деньги рабочих Пресни в сквере был установлен гранитный обелиск ««Героям Декабрьского вооруженного восстания 1905 года».

    153.Парк Декабрьского восстания.План.jpg
    Парк Декабрьского восстания. План

    154.Сквер памяти ьорцов революции..План 1925 года.jpg
    Сквер памяти борцов революции План 1925 г.

    155.Парк Декабрьского восстания.Обелиск.jpg
    Парк Декабрьского восстания. Обелиск

    В том же 1920 году и в Петрограде был заложен «Сад в память жертв 9 января 1905 года» (ныне – «Сад 9 января»), посвящённый жертвам «Кровавого воскресенья», однако планировка и благоустройство сада были произведены только в 1924 – 1926 годах. Проект сада принадлежит Рудольфу Францевичу Катцеру (1864 – 1942), по проектам которого в Петербурге создан сквер перед Казанским собором (1899-1901), сквер Исаакиевского собора (1911-1912), Сампсониевский сад (конец 1920-х гг.), сады у Смольного (конец 1920-х гг.). Он умер в блокадном Ленинграде 1942 году от голода. Место захоронения неизвестно.

    156.Парк им. 9 января.План.jpg
    Парк им. 9 января. План

    157.Сад 9 января.Современный план.jpg
    Сад 9 января. Современный план

    «Сад 9 января» - отголосок модерна, пейзажный сад с прудами, участками регулярной планировки и «нарисованными» сетью дорожек «цветами модерна», встречавшимися в Воронихинском сквере у Казанского собора (1865), в усадьбе Храповицкого (конец XIX в., в усадьбе Липгарта (начало XX в.). В настоящее время сад расширен почти вдвое, но его стиль сохранён. В 1938 году в саду был установлен памятник-бюст одному из основателей комсомола Васе Алексееву. В настоящее время в саду находится копия бюста.

    158.Сад 9 января.jpg
    Сад 9 января

    159.Сад 9 января.Памятник-бюст Васе Алексееву.jpg
    Памятник-бюст Васе Алексееву

    При разбивке сада в 1925 – 1926 гг. со стороны проспекта Стачек была установлена удивительной красоты ограда, созданная ещё в 1899 году по проекту архитектора Р. Ф. Мельцера в стиле растеллиевского барокко и предназначавшаяся для сада Зимнего дворца. После революции сад был разорён, ограда изуродована. Были выломаны царские орлы, монограммы, сбиты короны с вершин столбов. 1 мая 1920 года во время субботника было разрушено всё остальное. Сохранилось только несколько звеньев ограды, которые и послужили основой для её хоть и не полной, но реставрации.

    160.Сад 9 января.Ограда.jpg
    Сад 9 января. Ограда

    161.Сад 9 января.Ограда.jpg
    Сад 9 января. Ограда

    В 1928 году в Москве открылся Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО), получивший в 1932 году имя Максима Горького по случаю его возвращение из Италии и в связи с сорокалетием литературной и общественной деятельности. Парк был создан на основе Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, планировку которой выполнил архитектор-авангардист Константин Мельников, и принадлежавшего до 1917 года императорской фамилии Нескучного сада. Часть парка, на которой ранее располагалась выставка, была выполнена в регулярном стиле с двумя прудами и партером, а Нескучный сад – в пейзажном стиле, оставшемся с царских времён. В 1931 году художник-садовод Васо Бежани создавал здесь огромные цветочные портреты вождей, а в 1934 ЦПКиО посетил Герберт Уэллс. Парк ему очень понравился. Уэллс назвал его «фабрикой счастливых людей».

    162.ЦПКиО им.Горького.План 1930-х годов 2.jpg
    ЦПКиО им. Горького. План 30-х годов

    163.ЦПКиО им.Горького.Цветочные портреты.jpg
    ЦПКиО им. Горького. Цветочные портреты

    164.ЦПКиО им.Горького.Скульптура Максима Горького.1939 г..jpg
    ЦПКиО им. Горького. Скульптура М. Горького (1939 г.)
     
    Ондатр нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    История садов. Россия - Япония, попытка сопоставления. Утомлённые солнцем. Продолжение

    В 1932 году ЦПКиО появился и в Ленинграде. После убийства С. М. Кирова парку было присвоено его имя.
    Парк на Елагином острове был открыт для горожан с 1984 года, когда он принадлежал ещё царской семье. После 1917 года на острове располагались различные государственные учреждения: Музей истории и быта, филиал Института растениеводства Академии наук, база отдыха трудящихся, но только в 1932 году он был открыт как общественный парк.

    165.ЦПКиО им.Кирова.План 1937 г..jpg
    ЦПКиО им. Кирова. План 1937 г.

    Архитектурный комплекс Елагинского острова сохранился почти полностью. Прежде всего, это Елагинский дворец с Масляным лугом перед ним, построенный в 1822 году Карлом Росси в духе классицизма, Конюшенный корпус, состоявший из жилых и хозяйственных помещений, но несколько изменивший свой северный фасад после реставрации 1950 – 1960 гг., Кухонный корпус без единого окна, чтобы солнце не попадало в помещения для приготовления и хранения пищи, Оранжерейный корпус, перестроенный из прежнего К. И. Росси, а также Кавалерский и Фрейлинский корпуса.

    166.ЦПКиО им.Кирова.Елагинский дворец.jpg
    ЦПКиО им. Киров. Елагинский дворец

    167.ЦПКиО им.Кирова.Конюшенный корпус.jpg
    ЦПКиО им. Кирова. Конюшенный корпус

    168.ЦПКиО им.Кирова.Кухонный корпус.jpg
    ЦПКиО им. Кирова. Кухонный корпус

    169.ЦПКиО им.Кирова.Оранжерейный корпус.jpg
    ЦПКиО им. Кирова. Оранжерейный корпус

    Планировка дореволюционного парка, претерпела изменения. В нём были построены спортивные и детские площадки, различные аттракционы, рестораны, летний театр и другие заведения. После наводнения 1924 года, затопившего остров, на его западной оконечности была возведена облицованная гранитом двухъярусная терраса со смотровой площадкой, украшенной мраморными львами, а в начале тридцатых годов прокладывается прямая аллея, соединяющая Западную стрелку с Масляным лугом. Тем не менее, в основе сада по прежнему лежит старинный парк, разбитый в английском стиле замечательным мастером садов Джозефом Бушем (1760 – 1838), который изменил весь ландшафт Елагинского острова, значительно увеличив доступную озеленению площадь и создав систему прудов и протоков. Многие высаженные им дубы, сибирские лиственницы, серебристые ясени ко времени открытия ЦПКиО превратились в могучие деревья. Было там в своё время и много экзотических растений из Европы, Америки, Азии.

    170.ЦПКиО им.Кирова.Парк.jpg
    ЦПКиО им. Кирова. Парк

    171.ЦПКиО им.Кирова.Парк.jpg
    ЦПКиО им. Кирова. Парк

    172.ЦПКиО им.Кирова.Парк.jpg
    ЦПКиО им. Кирова. Парк

    В 1926 году, через три года после Великого землетрясения Канто, самого разрушительного в истории Страны Восходящего Солнца, землетрясения, практически полностью уничтожившего Токио и Йокогаму, унеся в могилу несколько сот тысяч человек, началась эпоха Сёва, эпоха «Мира и процветания». На эту эпоху приходится милитаризация Японии, развязывание японско-китайской войны, вступление во Вторую мировую войну на стороне фашистской Германии с последующим поражением и оккупацией войсками союзников, но и послевоенный бурный рост экономики, названный «японским экономическим чудом».
    В эпоху Сёва всё стилистическое разнообразие японских садов свелось в усадьбах, по существу, к одному стилю – стилю натурализма, представляющему собой некое смешение японского природного и английского пейзажного садов. Площадки, усыпанные гравием перед домом, уступили место газонам, однако цветники так и не прижились. Не прижилась в чистом виде и европейская архитектура.
    Безусловно, это уже не те сады, которые мы представляем себе при словах "японский сад". Как следствие такого опрощения - их единообразность. С дизайнерской точки зрения, в них исчезла структурированность, композиционнось. Тем не менее, хороший вкус не оставляет японцев. В них превалирует идея преклонения перед природой, признание приоритета творчества природы над творчеством человека.
    В эту эпоху люди творческих профессий, деятели науки и культуры, как и другие представители среднего класса, за редким исключением уже не могли позволить себе строительства усадеб. Разрыв между богатыми и бедными всё увеличивался, и владельцами собственных вилл становились, в подавляющем большинстве, военные, успешные предприниматели и государственные деятели. Одним из них был промышленник Нагао Кинъя (1892 – 1980). Обладая крупными средствами, Кинъя старался воплотить в жизнь образ сукися, светского человека с хорошим вкусом, закупая повсюду антиквариат, спонсируя политиков и деятелей культуры, внося пожертвования в разного рода организации, устраивая роскошные вечеринки, на которые приглашались знаменитости из всех кругов общества. Его жена Ёнэ устраивала на банкетах чайные церемонии по канонам школы Урасэнкэ, считающейся продолжательницей старинных чайных традиций.
    В 1936 году Кинъя и Ёнэ отправились через Америку в Германию, где удостоились аудиенции у Адольфа Гитлера, а через два года в усадьбе Ринсё-эн ему нанесли визит представители гитлерюгенда.
    К строительству этой усадьбы площадью 4,6 га, третьей по счёту, Кинъя приступил в 1932 году. Она располагалась в г. Оцу, на берегу самого большого и красивого в Японии озера Бива. Кроме главного дома здесь были три чайных павильона с двумя косикакэ-матиай, скамьями для ожидания приглашения на чайную церемонию, ангар для прогулочного катера, несколько хозяйственных построек.
    Сад проектировал Огава Дзихэй. Посадки воспроизводили образ соснового леса, подходящего к самому озеру, была бамбуковая роща и вся усадьба выглядела, как горная деревня. После Второй мировой войны из-за финансовых трудностей, настигших семью Нагао, усадьба была продана чайной школе Урасэнкэ. Здесь снимались фильмы «Сказки туманной луны после дождя» (Угэцу-моногатари) и «Рикю». В 2006 году участок бывшей усадьбы был отдан под жилую застройку, и только пейзажи этих фильмов напоминают об одном из последних садов Огавы Дзихэя. Правда, сохранились ещё старые фотографии и нечёткая съёмка Гугл 2006 года, дающая некоторое представление о композиции усадьбы до застройки.

    173.Ринсё-эн..jpg
    Ринсё-эн

    Одноэтажный главный дом в стиле сельского дома минка с многоуровневой крышей, главная часть которой крыта мискантом, и комнатой с земляным полом внутри, стоял почти в самом центре усадьбы. Люди того времени, стремившиеся к идеалам сукися, часто перевозили в свои усадьбы деревенские дома или строили свои в стиле минка, порой используя их в качестве чайных павильонов. Просторный газон перед ним позволял любоваться видом озера Бива, открывавшемся из дома, по обе стороны которого протекали речки, впадавшие в озеро.

    174.Ринсё-эн.Главный дом.jpg
    Ринсё-эн. Главный дом

    175.Ринсё-эн.Озеро, речка.jpg
    Ринсё-эн. Озеро, речка

    Один из чайных павильонов располагался у самого озера, западнее главного дома. Его интерьер был выполнен в традициях школы Урасэнкэ. Второй павильон стоял на север от первого в бамбуковой роще, а третий – в лесу чуть севернее главного дома. Южнее же главного дома, на самом берегу был построен ангар для катера.

    176.Ринсёэ-н.Ангар.jpg
    Ринсё-эн. Ангар

    В основном, усадьба Ринсё-эн была рассчитана на приём высокопоставленных гостей, в том числе и иностранных, в атмосфере простоты и изящества, говорящем об утончённом вкусе хозяина, ценителя чайной церемонии. В особых случаях приглашался мастер чая из школы Урасэнкэ, посылали за гейшами в Киото или Осаку. Поскольку большого банкетного зала в доме не было, приёмы устраивались прямо на лужайке перед домом. Для этого на ней была поставлена увитая глициниями пергола. У главного дома росло 45 больших сосен. Их изогнутые в разных направлениях стволы выглядели чрезвычайно динамично.

    177.Ринсё-эн.Приём.jpg
    Ринсё-эн. Приём

    178.Ринсё-эн.Сосны.jpg
    Ринсё-эн. Сосны

    Усадьба Ринсё-эн решена в духе сельского жилища среди природного леса. Комната с земляным полом и очаг в обоих домах дополняли картину. Люди издавна искали в природе утешения от мирских бед, и во времена социальных потрясений эта тяга усиливалась. В XII веке, после войн и бесконечных междоусобиц, сопровождавших закат блистательной эпохи Хэйан, многие уходили в горы, ведя там отшельнический образ жизни. Однако с ростом городов обращение к природе стало принимать иные формы. Путь, который выбрали жители городов - не уход от мира в хижины среди природы, а введение естественной природы в свои усадьбы.
     
    Ондатр, La Mecha и list нравится это.
  25. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Ох, вспоминается эпизод из "Алисы в Стране Чудес", где садовники спешно перекрашивали розы:
    - Нам велено было посадить красные, а выросли белые! Не сносить нам головы!
    Надеюсь, на "фабрике счастливых людей" было не так страшно. )
     
    takedo нравится это.

Поделиться этой страницей