Символизм

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 26 окт 2012.

  1. Мила

    Мила Guest

    Разговор о живописи обычно приобретает конструктивность (или что-то хотя бы похожее на неё), когда он перемещается из схемы "вы не можете видеть этого в картине, и этого вообще не может быть в картине, потому что этого не вижу я" в сторону "что вы, я, он, они видят в картине".
     
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Возможно, Вы правы.
     
  3. Мила

    Мила Guest

    Это тогда, когда есть потребность в разговоре. В таком случае, если нужно, и словари символов составляют, и расшифровывают язык художника.

    Простите, пожалуйста, все, кто это читает - я не вкладываю в то, что говорю, никакого злого подтекста. Ведь в самом деле бывают праздные и не праздные разговоры.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  5. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да, зачастую единственный адекватный способ взаимодействия с картиной это сонастройка, вчувствование.
     
    list нравится это.
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Честно говоря, я бы ничего не стала сама расшифровывать, на том основании, что художник я - никакой, и историк искусства - тоже, имея возможность, спросила бы у самого автора - что он чувствовал, когда писал, о чем думал, что хотел передать. И вообще хотел ли? Ведь когда человек находится в том особом состоянии, которое называется вдохновением, он вообще может не думать о тех, кто будет смотреть на его картину и выносить о ней какие-либо суждения.

    Все, о чем мы пишем здесь, лежит в области представлений, кроме случаев, когда , как Вы пишете, "соединились зритель и картина" и произошел контакт.
    Все прочее - более - менее достоверная информация (что зависит от уровня знакомства с предметом, профессионализма и образованности) - о художнике, о периодах его творчества, о его мировоззрения и т.п.
     
  7. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Однако, противоречие?
    :)
    Дык! Не расшифровывайте, ради Бога. :) Вы же зачем-то начали свою реплику со слова "ужасно", что наводит на мысль, что вы и другим хотите помешать анализировать картины. Ну или скомпрометировать такой подход.
     
  8. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Конечно, Мила. Я пытался по ходу объяснения Ондатра выработать какие-то подходы к предмету для аналитически настроенного зрителя. Если подходы не оправдывают себя относительно каких-то работ или вообще, то :pardon: отрицательный результат - тоже результат.
     
  9. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Поиск возможностей анализа никак не противоречит интуитивному подходу, вчувствованиям, погружениям и т.п. "Зачастую единственный" - имхо это тенденциозно. Насколько зачастую? Для кого единственный?..
     
  10. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Ну, видимо, речь о вашем индивидуальном восприятии. Кому-то, вероятно, и нарочитость не помешает почувствовать то, что он назовет иномирностью.
     
  11. Мила

    Мила Guest

    Да, нарочитая театральность или декоративность и условность - не препятствие для сильного переживания, погружения в другой мир.

    [​IMG]
    Ян Тороп

    [​IMG]
    Обри Бердслей

    Моя степень толерантности позволяет считать искренним описанием волшебных, других миров самых манерных, стильных художников - и Климта, и Шагала, и Мунка, но не позволяет открыться всей душой, к примеру, прерафаэлитам. А другие зрители могут доверять и им.

    [​IMG]
    [​IMG]
    Марк Шагал
     
  12. Мила

    Мила Guest

    [​IMG]
    Густав Климт
    Однако вот такая, немного "косящая" в декоративность, но вполне объективная живопись также вызывает трепет, будто совсем рядом есть калитка в другое пространство (и мы в неё уже вошли).
     
    Последнее редактирование модератором: 23 ноя 2023
    list нравится это.
  13. Мила

    Мила Guest

    [​IMG]

    Что ж, я всё же вернусь к теме художественных приёмов символизма.

    За загадочностью живописи, бывает, скрываются неумение рисовать и компоновать, что меня в некоторой степени раздражает. Приёмы, которые я выделяла в своих текстах на форуме, говоря о мистике в визуальном искусстве (некие неправильности изображения - тональные, цветовые, в рисунке и в композиции) могут происходить из невысокого мастерства. Однако я не хочу сказать, что мастерское создание загадочной, символической атмосферы картины нужно отличать от элементарной неграмотности.
    Зритель может получать необходимое ему впечатление откуда угодно, и всё равно, как сотворена картина - ловко или неловко. Мы можем получать яркие мистические впечатления, узнавать символы и в детских рисунках, и в граффити, и в фотографиях, снятых случайным нажатием кнопки спуска, даже в трещинах на стенах, и эти изображения находятся в такой момент на одной доске с Бёклином, Рерихом и т.д. Это - о художественном объекте, как о пище для зрителя.
    И о подобной живописи, как о послании. Если в первом случае "принимающая" сторона - автор, тогда как зритель - "дающая" сторона - наделяет картинку интересными ему качествами и находит в ней то, что ему сейчас нужно, то во втором случае зритель, конечно, фигура не главная, и вектор влияния направлен на него. Авторы-профессионалы опять стоят особняком от авторов-визионеров. Зато тут уже можно говорить о приёмах. И прагматичный профессионал, и страждущий распространения вести художник-мистик пользуются ими.

    Мы живём в такой среде, где в её изображениях (открытой местности, добавлю) естественно выглядят тёплый свет и холодные тени. Так же глаз привычно соотносит расстояние до себя элементов плоского изображения с их цветом - предметы, в которых больше холодных цветов, кажутся дальше, чем предметы, в которых больше тёплых цветов. И одно то, что тень теплее света (как у Дьюинга) или объект в синих тонах оказывается впереди тёплого фона (что вообще-то естественно - бывают такие природные состояния, но глаз на них обычно не настроен), заставляют трепетать точку сборки, и в глубине души что-то вдруг ворохнётся: вот оно, сквозящее иномирное, присутствующее незримое!
    Как и отсутствие направленного освещения, так и рефлексы снизу добавляют напряжение. Сильное перспективное сокращение - также. Вообще нарушение перспективы - сильный приём.
    Золотое сечение в композиции может отвергаться, как некое стабилизирующее качество. Для расшатывания восприятия зрителя требуются сильно вытянутые вертикально или горизонтально, квадратные, неправильные форматы.
    Нарушение пропорций благодарный зритель также воспринимает как сознание автора, смещённое в иномирность, и он испытывает к автору больше доверия.
    Выходит так, что один из принципов, выделенных мной - небольшое сознательное или бессознательное нарушение законов рисунка, живописи и композиции. Как сказал Геннадий Калиновский,
    "не слишком гротескно,
    не слишком серьезно,
    не слишком экстравагантно,
    не слишком исторично"
    И, конечно, самый главный из приёмов, заражающих зрителя отрешённым от бытия настроением - это же настроение, отрешённость персонажей, загадочность их образов и их действий на картине.
    Эта живопись - с "сумасшедшинкой", просто говоря. Как и многие её авторы.
    Но живопись, более подходящую для психоанализа, разбирать не стану, я считаю её выходящей за рамки искусства. Врубель, Мунк, Лотрек, Чюрлёнис, впрочем, были одарены настолько, что болезнь не затмила вдохновение.


    [​IMG]

    Репродукции картин Михаила Врубеля
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    А когда оно становится большим и сознательным искажением реальности символизм переходит в авангард )
     
    list нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    От символизма к авангарду

    Петров-Водкин

    Мальчики
    [​IMG]

    Петроградская мадонна

    [​IMG]

    Шагал

    [​IMG]
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Кандинский
    [​IMG][​IMG]
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Чюрлёнис

    Симфония похорон
    [​IMG]
    Лето
    [​IMG]
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Для всех этих художников приём ещё не становится самодовлеющим. Но переход от модерна к модернизму здесь уже несомненен.
     
  19. Мила

    Мила Guest

    Пока обобщение стоит впереди характерности, приёмы уступают идеям. Так и балансируем, на мой взгляд.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Дегув де Нункве

    [​IMG]
    А здесь в рамках символизма уже вызревает эстетика сюрреализма.
     
  21. Мила

    Мила Guest

    [​IMG]
    Вот та же расстановка акцентов: "тысячи выражений для всего того нового, безымянного, что накопилось за это время, и для тех древних тайн, которые, всплывая из подсознания, словно чуждые речные бога, поднимали в шуме крови свои мокрые лица" и "...он как будто лучше распознавал... вечное..."

    [​IMG]
    [​IMG]
    Огюст Роден
     
  22. Мила

    Мила Guest

    Скорее, символизм - более рыхлая среда, а авангард и сюрреализм обретали рамки. Они рассудочны, и находятся относительно символизма и экспрессионизма в той же позиции, что и рассудок в отношении вдохновения.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Да в общем то авангард при всей своей рассудочности не менее рыхл )
     
  24. Мила

    Мила Guest

    Ну, там больше "неприличных" для настоящих авангардистов и сюрреалистов вещей, чем в символизме.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Где?
    —— добавлено: 1 ноя 2012 в 01:16 ——
    о сюрреализме http://forum.arimoya.info/threads/Необычные-картины.666/
    —— добавлено: 1 ноя 2012 в 01:17 ——
    8-)
     

Поделиться этой страницей