Перейдём теперь к бассейну Хуанхэ - колыбели китайской цивилизации. здешние культуры это культуры проса. возможно. древнейшая неолитическая культура здесь - Пэйлиган (ранний неолит - 6-7 тыс. до н.э.) - просо, могар, свиньи, керамика средний неолит это культуры расписной керамики - Яншао - 5-4 тыс. до н.э., на западе - Мацзяяо . свиньи, собаки, ткани из конопли, общественные здания в деревнях. Любопытно , что в историозированной уже в древности китайской мифологии чётко присутствует идея технологического прогресса: первый мифический правитель - змееподобный Фуси считается изобретателем рыболовной сети, приготовления пищи на огне, приручения животных (заметим, приручение собаки произошло в южном китае ок. 16, 5 тыс. л.н.) второй - Шэнь Нун - первым стал сеять просо, изобрёл сельхоз орудия, фармакологию, ввёл меновую торговлю. третий -Хуаньди - лук и стрелы, топор, ступку с пестиком, тканную одежду и обувь, распределение земли по наделам. при нём появились календарь, письменность и шелководство. (древнейший образец письменности - т.н. письменность Цзяху - знаки относящиеся ещё к культуре Пэйлиган, продолжения, видимо, не имела, древнейшие орудия для шелководства относятся к культуре Хэмуду на севере, (см. выше) - 5 тыс. до н.э., древнейшие образцы шёлковой ткани к культуре Лянчжуе 9см. выше) в дельте Янцзы - 2750 г. до н.э.) четвёртый - Чжуаньсюй - вводит патриархальные установления, принимает меры против шаманства, запрещает близкородственные браки, он совершет поход на восток - в район Шаньдуня - это, очевидно уже следующий этап (поздний неолит Луншаня ) ) генетически носители культуры Яншао были носителями гаплогруппы N ("угро-финнской"). керамика Яншао
Если приглядеться, то и на этой керамике узры вполне "космические" ) А Фуси изобрёл двоичную систему кодирования информации (гексаграммы И-цзин) )
Луншань это культура чрезвычайно важная для последующего развития. Комплекс однородных культур охватывал (к сер. 3 тыс.) практически весь бассейн Хуанхэ, и Шаньдунь, доходил до Янцзы. Включал как "рисовые", так и "просяные" области. Культура была энеолитической - т.е. знакомой с обработкой меди (в чистом виде и сплавах). Центр был на востоке - в Шаньдуне. Плотность населения была очень велика (для этой эпохи), раза в 4 выше , чем впредшествующий период, а самых населённых районах между деревнями было меньше километра (так что "слушать пение петухов у соседей" было удобно). Начинает выделятся профессиональное ремесло. Керамика тонкостенная, сделанная на гончарном круге, но без росписей. Становление культуры было связано со значительными перемещениями населения - именно вэто время бассейн Хуанхэ занимают носители южной гаплогруппы О (она же у большинства современных китайцев), N оказывается оттеснённой на север (во внутреней Монголии О и N было 50/50.) Но параллельно несомненно усиливается влияние Запада - появляются пшеница, козы, овцы, коровы - вероятно имело место перемещение с запада и физических лиц ). Общество было достаточно эгалитарным. Именно в конце этого периода правили согласно легендам совершенномудрые ваны - Яо и Шунь
Конец культуры был настолько катастрофическим, что всерьёз обсуждается версия о потопе и падении кометы в 2213 г. до н.э. http://svitoc.ru/index.php?showtopic=1151&p=11082 Ок. 2200 г до н.э. произошла одновременная гибель культур Лянчжоу на юге и шаньдуньского Луншаня, причём предполагаются цунами и грандиозные наводнения (описанные в легенде о Юе, мифологически относимого как раз к 23 в.). В следующие 200 лет была ещё серия масштабных наводнений, завершившихся резким похолоданием климата. Численность населения резко снизилась , хотя технологический прогресс не остановился (наоборот происходит переход к бронзовому веку).
Следующий период кон. 3 тыс. - кон. 2 тыс. до н.э. - бронзовый век и рождение цивилизации. Он делится на периоды Эрлитоу (соотносимый с легендарной династией Ся) и Инь (Шан) Изменеия в "послепотопном" Китае наступают достаточно резко. Население сильно сократилось: так в Шаньдуне число селений упало с 1000 до 126, в Шэньси с 2200 до нескольких, в Хэнани с 1000 до 200 но несколько селений начинают быстро расти, достигая размеров протогорода. Центром цивилизации теперь становится Шаньси. С 2300 г. здесь начинает расти селение Таосы. Оно было хорошо укреплено (вообще с этого времени начинается возведение стен вокруг селений). в 21 в Таосы достигло расцвета: площадь в 300 га, общественное хранилище,дворец, социальная стратификация, отдельное кладбище для элиты и главное - храм -обсерватория. Все постройки были глинобитными. в Шэньси ок. 2000 г. существовал город в Шимао площадью в 425 га. , окружённый стеной с башнями,с мощными воротами.. к 1900 г. достигает размеров города (ок. 300 га) селение Эрлитоу в Хэнани,в это время там возводится дворец. в период расцвета площадь города была ок.450 га и численность населения достигала 18-30 000 человек к сер. 2 тыс. до н.э. таких городов-государств (номовых государств) в Китае известно уже несколько. и открытия продолжаются. Посмотреть вложение 13621 население этих ранних государств было этнически разнообразным. присутствуют типы соотносимые с современными восточными, южными и центральноазиатскими монголоидами. среди языков , видимо присутствовали как аустрические, так и сино-тибетские. первые можно соотносить с гаплогруппой О, вторые имеют западное происхождение (и их распространение видимо связано с другими западными влияниями - от пшеницы и коров времён Луншань, до лошадей и боевых колесниц времён Шан) Наиболее вероятно что генетически эти западные люди были носителями гаплогруппы Q. В кон. 2 тыс. на западе Китая они составляли половину населения и она же преобладает среди аристократов - чжоусцев (Чжоу сменило Шан). Относительно Ся (которую гипотетически связывают с г. Эрлитоу) допускается прото-китайский язык (на том основании что самоназвание древних китайцев хуася сокращённо записывалось именно иероглифом ся) язык иньцев, скорее всего был аустрическим. чжоусцев - сино-тибетским (возможно, первоначально скорее тибето-бирманским, чем прото-китайским, но утвердился именно последний).
Эпоха Шан (Инь) кульминация периода. Собственно это уже исторический Китай ) , поскольку письменность Шан - предок китайский иероглифики - расшифрована. Это раннее государство существовало в 16-11 в. до н.э. Оно было конфедерация уделов во главе с шинским ваном - священным царём, множество других центров находилось в различной степени зависимости. Больше всего это напоминает позднейшую "империю" ацтеков. так же совершались регулярные походы с целью захвата пленных для регулярных и масштабных человеческих жертвоприношений. основой власти были не налоги и дань , а государственное хозяйство. Сами свободные шанцы представляли собой народ-войско. сооружились громадные погребальные комплексы для царей. столица - Великий Шан имела площадь в 600 га. Строили не из камня, а из прессованной земли с опалубкой. прославлена шанская бронза
следующая эпоха Чжоу - это уже собственно китайская, дальневосточная культура, какой мы её знаем. Как было сказано: "Инь почитала духов, Чжоу почитала цивилизацию"
Гаплогруппы культур на территории современного Китая 4000 и более лет назад Гаплогруппы культур на территории современного Китая позднее 4000 лет назад
Не могу отделаться от ощущения, что эта древняя культура как-то связана с цивилизациями Нового Света (доколумбовой Америки). Или же у них в далеком прошлом были какие-то точки взаимодействия.
Если бы я увидела эту утварь, предметы обихода, ритуальные предметы и прочее без изначального объединения их категорией "Доисторический Китай", я бы , скорее всего, отнесла их к памятникам индейской культуры. И, разумеется, ошиблась бы. Странно , очень странно все эти предметы выглядят. Например, И т.д.
да, Q и С если хотите, могу для сравнения открыть ветку про искусство доколумбовой Америки ) "нагуальность" да, и там присутствует, особенно в ранних культурах
Левый субъект на меня похож (хотя немного толстоват), как раз левая нога отсутствует (а у меня теперь левый коленный сустав барахлит).