Приходит на ум идишистское понятие "шпуц" - толкать, пихать (часто в агрессивном смысле). Тут - (подначивание; поддеть, подтолкнуть (nudge) локтем) наводит на мысль на удар по голове громогласной бамбуковой палкой дзен и (невероятно сильный по своему действию) толчок Дона Хуана, переводящий ученика в иную реальность.
Второе - евангелия писали эллинизированные евреи. В палестинских делах разбирающиеся крайне плохо. Зато знакомые с греками, для которых вся эта мистериальщина была чем то само собой разумеющимся )
Талмуд начал складываться еще во времена Вавилонского пленения (возможно, раньше; с зачитывания Ездрой народу обретенного свитка Торы). Именно эти плененные первоталмудисты и называются в Талмуде "мужи Великой синагоги"* (Что хронотопически подтверждается зафиксированными там диспутами относительно ситуаций, возможных именно в вавилонском изгнании.) Именно их диалоги и обсуждения и являются основой Талмуда. Дальнейшее - все больше комментарии и комментарии к комментариям. *) В православном понимании - шире: "Великая синагога (kenesséth hagdolah) - по талмудическим источникам, собрание еврейских ученых, которые под председательством Ездры привели в порядок религиозные дела евреев. Под именем "мужей великой синагоги" подразумеваются также ученые, жившие от времен Ездры до времени Симона Праведного (ум. ок. 292 г. до Р. X.) и занимавшиеся приведением в порядок библейских книг и отчасти устного закона." http://drevo-info.ru/articles/7441.html (Энциклопедия "Древо" - проект создания информационного церковно-исторического некоммерческого ресурса. Создается православными христианами по собственной инициативе с мая 2005 года.)
Согласна. Отчасти. Это (как ни удивительно) прежде всего относится к Павлу ("иудею из иудеев и фарисею из фарисеев". Именно он предложил странную (имеющие еврейские основания, но) для евреев совершенно дикую идею - искупления жертвоприношением человека - базовую идею языческих мистерий о смерти (жертвоприношении) бога(-героя) - самого боговоплощения в человеке
А вот из евангелий гностическим можно назвать только последнее (по счету и по времени написания) ев. от Иоанна. Оно же дальше всего от еврейского контекста и называет иудеев "они" Прочие же (синоптические), хоть часто и являют произвол и невежество, - вполне в теме; а ев. от Матфея даже носит давнее традиционное прозвище "евангелие для иудеев." Поскольку (в частности) именно в нем мы находим (не замечаемые христианами) упорное (до упоминания невероятных событий) проведение параллелей в биографии Иисуса и Моисея.., . Скажем, Избиение младенцев (ср. избиение еврейских мальчиков в том же возрасте: до двух лет); Преображение на горе Фавор (у Моисея - это Синай), Бегство в Египет (как бежал от своего правителя Моисей) и многое другое.
С точки зрения фарисеев, саддукеи были дикими консерваторами ). Как раз еще при Ездре их пути и разошлись: буквальная трактовка Писания или попытка его осмыслить (и даже осовременить: затруднить и сделать практически невозможным, например, всякие там варварские побиения камнями).
Ну, хотя тогда, когда я говорила про новозаветный ответ, в моём уме просто стыковалась какая-то неявная мысль, теперь, в контексте озвученного Вами омерзительного отношения евреев к вопросу жертвоприношения, это и воспринимается как "троллинг Бога".
Нет, мысль-то правильная. Бог же не фраер: не просто так дурачит. Но смысл часто бывает скрыт. Скажем вот - упомянутое "Избиение младенцев (ср. избиение еврейских мальчиков в том же возрасте: до двух лет)". Кульминация десяти казней египетских — смерть первенцев в египетских семьях - рождает у нравственного читающего ужас-панику от жестокости и кровожадности этого ветхозаветного еврейского бога. На самом же деле - это еврейский аналог принципа кармы: "мида кнегед мида" ("мера за меру"): не просто воздаяния, а воздаяния в сходной категории: (напр. утопивший утонет, но не будет повешен). То есть кармическое воздаяние не произвольно: в нем есть намек на вызвавшую его причину и, как следствие, возможность осознать этот проступок-причину и вовремя (в несмертельных случаях) покаяться. Тут же ожесточение фараона (тоже интересная загадка) привело к тому, что каяться стало уже поздно. И многолетнее истребление еврейских мальчиков привело к однократному(!) умерщвлению мальчиков египетских, притом только первенцев (семьи тогда были большими).
Понимаете, Библию можно воспринимать как Черный квадрат (или как все что угодно другое в мире): для кого-то - мазня. А для кого-то - икона Бесконечного. я не утверждаю, что именно как икону ее и следует воспринимать. Смею только утверждать: такой потенциал (как показали некоторые 2хтысячелетние еврейские штудии) в ней имеется. Не хотелось бы обсуждать, больше или меньше, чем в каждом цветке, каждом дереве или каждом младенце.
Почему же Чёрный? ) Я бы сказал, очень чёткая реалистичная картина маслом ) Но поскольку априри указано , что автор бесконечно гениален, всегда есть возможность найти в ней что-то ещё. )
1. Талмудического ответа в принципе не бывает. Есть плерома суждений различных мудрецов (еврейский термин; по нормальному - просто соавторов-героев Талмуда), высказанных в достаточно концентрированной форме (коль не коана, так мондо), на которые в том же Талмуде (а так же в необъятной за века талмудической литературе) накоплены многоступенчатые (так же как с мондо)комментарии. Конечно же, некоторые я знаю. Совершенно верно. Однако, в то же время полагается, что Автор хочет быть в итоге понятым, а не остаться непонятым
Нет. я просто предлагаю предположить, что такое рассмотрение могло бы быть плодотворно. И имею в виду я прежде всего НЗ, точнее - логии Иисуса. А еще точнее - удобно поначалу ограничиться Нагорной проповедью (в смысле несколькими главами ев. от Матфея)
Автор, наверно, "хочет" быть беспрестанно понимаемым - в смысле процесса, длящегося в Бесконечности. Поэтому заложил в текст неисчерпаемую глубину. )
Так что не "Бог - тролль", а (если не прибегать к христианской доктрине "ограниченного тождества" его с Богом) Иисус прибегает к методу передачи, который я условно обозначаю как "троллинг". А то что и сама Библия полна парадоксов, ожидающих быть замеченными (а не с верой проглоченных) - так это уж само собой.
Но поначалу надо хотя бы понять "направление, вектор" этой глубины, да? А то ведь (к примеру) Тертуллиан и Ориген happy-happy. joy-joy отрезали себе яйца, желая быть "скопцами ради Царствия Небесного"* Возможно, они искали глубину не вполне в том направлении -- *) "ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит." /Евангелие от Матфея, глава 19, стих 12./ Понятно при этом, что каждый раз речь идет не о мальчике, но, хоть и оскопленном, но муже (с). То есть о двух вполне серьезных богословах. В том смысле, что буквализм может порой принимать весьма серьезный оборот.
Имхо, как раз направление и не имеет значения. Способы отрезания яиц посвящения себя Всевышнему - тоже. Ну, местами не без этого, конечно. ) Но мне кажется, что это нам только кажется - что дурдом. А у них там в дурдоме всё имеет смысл, порой столь же неисчерпаемый. Тут просто смотря как посмотреть. Если конечно при этом они не покушаются на чужие яйца. ) То есть у каждого свой разговор с Богом - я об этом. И нету тут правильного и неправильного, так мне кажется.
в том числе очевидно и ответ из другой части Библии , где речь, (если память не изменяет ) в этом месте уже идёт о дьяволе ) опять же припоминаю талмудическое мнение о том, что нет большего удовольствия у Бога, чем слушать как о загадках Его писания толкуют талмудисты. собственно ради этого удовольствия он и терпит всё остальное ) Из Нагорной хотите?) Вот прекрасный образец принятого обращения с библейским текстом: 33. Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. 34. Иисус отвечал им: не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы боги? 35. Если Он назвал богами тех, к которым было слово Божие, и не может нарушиться Писание, — 36. Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? (Св. Евангелие от Иоанна 10:33-36) Псалом Асафа. 1 Бог стал в сонме богов, и среди богов совершает суд: 2 "Доколе вы судите неправедно и лицеприятствуете к грешным? 3 Судите сироту и бедного, смиренного и нищего оправдайте. 4 Освободите нищего и бедного, из руки грешника избавьте его". 5 Не познали они и не поняли, во тьме блуждают; да потрясутся все основания земли! 6 Я сказал: "вы – боги, и все вы – сыны Всевышнего. 7 Но вы, как люди, умираете и, как один из князей, падаете". 8 Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты получишь удел во всех народах!
Это-то и называю "мужеством единобожия". Сатана играет подчиненную, служебную роль. Всерьез прибегать к нему как облегчающему недоумения - западло (запрещенный прием). Йицер хара искушает, но не подавляет свободу воли человека. Все "зло" - от Бога