В начале 30-х гг. (ок. 1932) авангард казалось достигает пика и возможности стать новым мировым стилем, но вскоре Германия и СССР делают решительный выбор в пользу традиции. один за другим представители немецкого модернизма и левой философии (б.ч. евреи) перебираются в США. в 1938 г. туда переезжает и глава Баухауса Мис ван дер Роэ. именно этой ветки авангарда предстояло великое будущее.
Собственно в США авангард тоже был. Хотя был относительно малозаметен. США (синхромизм) Морган Рассел П.Г. Брюс
в 40-е здесь развивается то что будет называться поздним модернизмом и к 1950 г. он станет официальным искусством "свободного мира"
Так в чём же секрет модернизма? ) Многочисленные писания его творцов обычно скорее замутняют, чем проясняют дело. Но тем не менее. Вообще то абстрактный авангард появился на год раньше своего официального рождения: в 1906 г. мистически настроенная шведская художница -спиритка Хильма аф Клинт начала получать откровения от неких духов. и рисовать методом автоматического письма (когда кто-то будто водит её рукой). получившиеся картины видели не многие. Штайнер сказал, что в ближайшие полвека их никто не поймёт. Поэтому они не выставлялись и по завещанию художницы были упрятаны в ящик, для извлечения через полвека. когда их извлекли увидели вот это: 1906 (Хаос) 1907 1915 1916 ни в каких модернистких группах Хильма не состояла и контакта с ними не поддерживала. Так что когда волна приходит её улавливают сразу все кто может уловить, хотя сам и ничего сам не понимает , но ищет и, главное, даёт объяснения. Открытием модернизма стала условность человеческого восприятия и человеческой культуры. Уже Сезанн обнаружил что воспринимает он не совсем то что видит, он обнаружил редактора который подсказывает что важнее, на что надо обратить внимание. Как этот редактор выстраивает субъективное восприятие мира (у Сезанна это были основные геометрические формы и сходящиеся линии структурирующие пространство. последователи стремились расколдовать иллюзию видимого мира и найти те самые параметры которые её задают, через деконструкцию видимого. мы видим так, а почему не иначе, а если изменить параметры? а если увидеть со всех 4 сторон? а если изобразить не то как мы видим а то как мы относимся к видимому? Так экспрессионизм стал иллюстрацией к истине о дуккхе, а авангард к механистичности человека. дадаизм обнажил всю условность культуры - что является культурой, а что не является, только то что мы признаём таковым. наконец модернисты стали подбираться к сами настройкам восприятия (на уровне мира ямья) - к цветам создающим обрах материи, к фигуре в простарнстве, формам, возникновению мира восприятия из ничто . да это редукционизм. точно также венско-львовсеий философы стали редуцировать культуру к языку, а язык к протокольным фразам, Фрейд к сексуальности, а писатели модернисты обнаружили и описали, как мы действительно думаем (процесс думания) - литература "потока сознания". Можно сказать что эта была аскетическая практика, с юродивыми - перформансистами ) и дальше поиск был направлен к чистому предмету, лишённому навязанных смыслов или чистому смыслу- контексту привязываемому к любому предмету- это уже был путь к постмодернизму.
Поздний модернизм литература: французский новый роман, театр абсурда, философия структурализма Мис ван дер Роэ.(интернациональный стиль) 1949 1950 здание ООН геометрическая абстракция: цветовое поле Ньюмен ротко живопись жёсткими линиями Альберс Эрера минимализм Келли Труи неоконкретизм .Пэйп свет и пространство. Бэлл Кинг постживописная абстракция оп арт Хинтерайтер
Япония. послевоенный авангард. первые здания в стиле функционализма 1935 (сад на крыше) 1936 1937 1938 1939 1948 1951
С нач. 50-х начинается деятельность Дзиро Ёсихары, приведшая в 1954 г. к созданию авангардной группы Гутай (на переходе от позднего модернизма к постмодерну). Больше всего она прославилась своими перформансами. Дзиро Ёсихара (1956) Акиро Канаяма 1955 Цуруку Ямадзаки. 1955 Ацуко Танака 1955
вообще, эстетика минимализма довольно близка японцам. Акцент здесь делается на конкретности предмета. Он выводится из любого контекста и становится объектом чистого эстетического созерцания. Им может стать любая фигня ) И музыкальный перформанс Кейджа с тремя минутами тишины, предполагал вслушивание в естественные звуки. Очень даже медитативно.
японская архитектура от брутализма к минимализму Кензо Танге 1955 1958 1964 Кионори Кикутаке 1958 1963 1964 (метаболизм) 1966 1978 Кисё Курокава 1975 1989 1990 Сигеру Бан 1997 2000
в эпоху постмодерна Похоже первым явлением постмодерна надо считать органическую архитектуру. сама идея контекста (включая природное окружение) для модернизма не характерна 1939 Райт Дом над водопадом в 60-е - 70-новые веяния всё ещё в рамках позднего модернизма развиваются в постминимализме
и вполне воплотились например у Тадао Андо исходный посыл - тот же брутализм-минимализм 1976 дом Адзуми 1988 храм воды 1989 церковь света 90-е комплекс острова Бенессе