Дальний Запад Заповедником кельтского мира в это время оставалась Ирландия это тоже было безгородское б.ч. скотоводческое общество, с профессиональным жречеством и чётким представлением о знатности были народные собрания, знатные люди со своими клиентами и зависимыми. богатством был скот. так легендарная дань наложенная на Лейнстер состояла из : "трижды пять тысяч коров, трижды пять тысяч свиней, трижды пять тысяч плащей, трижды пять тысяч серебряных цепочек, трижды пять тысяч баранов, трижды пять тысяч котлов из меди, огромный медный котел, в который входили двенадцать свиней и двенадцать быков в покоях Тары, тридцать белых красноухих коров с телятами того же цвета да с бронзовыми путами и бронзовыми привязями". но общество это имело в основе иерархию вождеств: вожди туатов, верховные вожди ("короли") пятин, верховный король Ирландии.... все они были военными вождями, судьями и сакральными персонами. хронология Ирландии для этого времени крайне сомнительна. Но традиция именно ко 2 в.относит деление на пятины (5 корлевств и с центральным в Таре - сакральном центре с медовым чертогом в центре и 4 по сторонам, всего священных мест было там 4 , в каждом праздновался один из кельтских календарных праздников. Во всяком случае таким был архетип устройства страны, установлеине которого поздняя традиция приписывает Туаталу Техтмару, изгнаннику в Альбу (страну пиктов, северную Шотлндию, также хранившую независимость от Рима). захватившего верховную власть с помощью отряда из 800 пиратов, и выигравшего многоичисленные битвы у четырёх королевств. Структура пятин накладывалась на племенные структуры , постепенно их заменяя. Туатал был из гойделов, на севере было королевство племени уладов, на юге жители Муму (мунстера) отождествлялись в первопоселенцами - племенем Фир Болг. реальных племён было много больше. демографически 2 в. время значительного сокращения населения. не исключено, что эти события вызвали первые контакты с римскими властями. во всяком случае на острове найдены римские монеты пер. пол. 2 в. и даже укрепление построенное по римским канонам. по поздней хронологии в 140-х в Ирландии должен править внук Туатала - Конн Ста битв - и власть верховного короля каждый раз нужно было утверждать и отстаивать заново и борьбу вели представители разных племён. (сын этого Конна - Конла известен тем что уплыл в страну сидов, последовав за призрачной женщиной) но может эти персонажи жили и позднее...
Как ты вообще определяешь архетип страны? Как это связано (если вообще связано) с политогенезом? Вот Андреев тоже нечто подобное определял в своей знаменитой книге - только связывал это устройство больше с неким высшим планом бытия, с затомисами и проч. Возможно, эта андреевская "классификация" тоже является попыткой "архетипизировать" страны и общества.
всё проще. речь идёт о идеальной политической модели которая существует в головах современников и потомков. архетипическая модель США - цитадель демократии с интересами в любой точке земного шара, России- Москва и всё остальное, а дальше сфера влияния. напоминает по структуре тогдашний "римский мир" ("граду и миру"), но только без идеи привилегированного гражданства.
о ирландских нравах даёт представление Уладский цикл (действие там происходит видимо несколько раньше описываемой эпохи) центром уладов была крепость-святилище Эмайн Маха
Дальний Восток Япония. Здесь мы тоже видим вождество как основную единицу и первую непрочную попытку их объединение в большую политию (великое вождество) Яматай (очевидно с центром на севере Кюсю). В пер. пол. 2 в. оно выступает как единственный контрагент Китая в регионе .
независимый центр существовал на Хонсю (по кит. известия - Гюймо в 1000 ли к востоку от Яматай морем). Это Идзумо с сакральным центром - храмом буйного бога Сусаноо и его внука-мироустроителя Окунинуси. он связан был скорее с земными и подземными богами, в то время как в Яматай очевидно больше почитались небесные и морские. боги считались предками знатных родов.
реконсрукция городища Ёсиногари - вероятного центра Яматай найдены многочисленные артефакты связанные с культом и властью : бронзовые зеркала, бронзовые мечи и алебарды, бусины магатама ("священная яшма"), колокола и китайские монеты.
в общем то Япония была частью более обширного культурного и языкового круга, охватывающего также Корею и Южную Маньчжурию. но часть Северной Кореи в это время входила в состав империи Хань (также как на западе большая часть Британии в Римскую империю) остальные владения (как впрочем и Яматай) признавали верховную власть Хань и посылали туда посольства с данью (в обмен на престижные товары)
Южная Корея была населена племенами хан. политическая сисетема - многочисленные вождества, объединённые в три устойчивые конфедерации
на севере Пуё и Когурё считались родственный и управлялись одной (пуёской) династией Когурё проиводит впечатление самого централизованного владения, м.б. даже раннего государства. выборный (из одного рода) правитель титуловался ваном. китайцам дани не платил , а, напротив, совершал набеги Воцзюй и восточное Вэй это этносы окчо и ё.
Пуё (в Южной Маньчжурии), поддерживало с Хань стабильные вассальные отношения. Но производит впечатление скорее великого вождества, чем государства. здесь использовал ирригацию, но рис не растили (холодно)
Великий лес Окраины тайги были цивилизованным народам известны Восток В Восточной и Северной Маньчжурии проживали земледельцы илоу (тунгусские народы, очевидно) (которые, как говорилось, на судах совершали набеги на северных корейцев) политический строй не выше простого вождества
на севере Хонсю жили эбису ("волосатые люди", прото-айну) у них охота играла большую роль, хотя с земледелием они были знакомы (выращивали просо). жили укреплёнными автономными деревнями (городищами). орудия в основном каменные. лепная керамика. летом жили в плетёных круглых хижинах, зимой в землянках.
Запад (балты) на западе это были балтийские племена (эстии) судя по подробному перечню племён у Птолемея, римлянам даже очень известные. правда, уже начиная с границ среднерусской возвышенности (рипейские горы) начиналась слепая зона Тацит описал западных балтов (собственно прибалтов) пашенное земледелие. элитарные захоронения с конём, римские монеты и престижные товары.
культуры штрихованной керамики (б.ч.Белорусия) известны в виде перечня племён контакты с Римом подтверждаются и археологически это был мир подсечного земледелия и скотоводства: пшеница, рожь, бобы, горох, просо. свиньи, овцы, кони, крупный рогатый скот. обитали в укреплённых городищах в наземных многокамерных избах.селения родовые. большие семьи. владели чёрной металлургией, ткачеством, лепили горшки.
ещё более восточная Днепро-Двинская культура похожа на неё но более примитивна (нет контактов с римлянами, бронзовые украшения редкие и не местные, большую роль играла охота...) на востоке простиралась до верхней Оки и Москва-реки на юге (верхний Днепр, десна) подверглась колонизации зарубинецкими племенами. последние, очевидно, именовались венедами, жили в землянках деревеньками на 1-3 малые семьи. но воинами, они, видимо, были лучшими , чем аборигены. и керамика с ювелиркой у них был побогаче. очевидно, в зоне контакта и начинается выделение из балтов протославян.
дальше начиналась терра инкогнита античной географии последнее о чем примерно знали, видимо был Алтай предполагалось, что дальше к северу уже океан
лесные скотоводы население однако там было и чувствовало себя очевидно комфортно, создав несколько в чём-то сходных культур в Томской области это была кулайская культура (предположительно самодийская) в Пермской - гляденовская на Верхней Волге - дьяковская (восточные финны) уральские языки, уральская раса жили веками на одном месте, в родовых, хорошо укреплённых городищах на 30-200 человек, в больших срубных домах - каждый на большую семью. дьяковцы предпочитали поймы кроме скотоводства и коневодства большую роль играла охота была чёрная и цветная (бронза, серебро) металлургия, лепная керамика. луки, копья, у кулайцев костяные панцири часть пушного зверя очевидно добывалась на продажу кочевникам, в обмен приходили иногда и южные престижные вещи (особенно ценились стеклянные золочёные бусы) духовная жизнь была богата. из металла, кости изготовлялись многочисленные ритуальные изображения. богам приносились жертвы (особенно развит был культ у гляденовцев, кулайцы были больше воины)
охотники: "фенны" под именем феннов римлянам, похоже , были известны прото-саамы они населяли в это время большую часть Феноскандии сакральный центр у них был видимо на Соловках (старейшие лабиринты датируются 1-2 в до н.э._ но каких-то феннов Птолемеей обнаруживает и на Западном Буге (уж не переселились ли они туда в компании с готами?) Тацит: на каком языке они в то время говорили - неведомо
"сииртя" усть-полуйская культура Нижней Оби исчезла как раз ок. 2 в. По ненецкой (самодийской) версии, сииртя ушли жить под землю, где пасут мамонтов. и стали кем то вроде фейри. в земной жизни был охотниками на олней, с культурой родственной кулайской (знали бронзу, железные ножи и керамику)
Восточная Сибирь в это время кажется почти не заселённой. Видимо климатический оптимум и таяние мерзлоты сделали её для жизни не особо пригодной. А вот по берегам Охотского моря - от Хоккайдо до Чукотки и Колымы протянулась цепь сходных и вполне процветающих культур каменного века, созданных, видимо, палеоазиатскими народами. железо и медь сюда иногда попадали (через айну, видимо), но как предмет роскоши. процветала костяная индустрия. лепили горшки, из кости делали и панцири и луки. жили оседло, в землянках, освещаемых жировыми светильниками. посёлки нередко были укреплёнными. охота, рыболовство играли главную роль, морской промысел - подсобную. были собаки (в т.ч. ездовые)
другой полюс - Африка степной зоне здесь соответствует Сахара. здесь жили светлокожие ливийцы. сакральной местностью был хребет Атласа, покрытый величественными лесами. но сама сахара была ещё не столь освоена - это было ещё до появления здесь верблюдов. главным центром была цивилизация гарамантов (язык не расшифрован) в Феццане - территория страны была довольно обшина, была столица и царь. употреблялось древнеливийское письмо. именно гараманты контролировали все транссахарские сообщения (от Гарамантиды до саванн Судана путь занимал 3-4 месяца. передвигались на лошадях и запряженных ими колесницах. ведомы были атичным географам Острова Блаженных (Канарские, судя по всему) Западный Судан (Агисимба) населяли чернокожие "эфиопы". тропические земледельцы и скотоводы железного века. имена племён известны только для океанского побережья. известен был Гвинейский залив. центр культуры и религии явно находился в центральной Нигерии (культура Нок). судя по найденному изображению всадника, они были в контакте с гарамантами (и тоже имели богатый духовный мир ) ) малочисленных римлян достигавших Сахеля потрясала в первую очередь количество диких животных (вроде носорогов) сразу у южных границ Сахары племена банту, продвигаясь на юг уже несомненно были в восточной африке и в бассейне Конго, и их ещё точно не было в ЮАР, остальное дискуссионно. на востоке корабли цивилихованного мира достигали на юге возможно широты Занзибара, были звестны античным учёным и великие Африканские озёра , Лунные горы у экватора и истоки Нила. койсанские племена каменного века продолжали населять юг.