Страна серов (Серика) современный Синьцзян, чрез который проходил сухопутный шёлковый путь в описываемое время эта страна вызывала очень большой интерес. климат там был много лучше, чем сейчас и процветали многочисленные города. Шёлковый путь делился на два рукава, огибая пустыню Такла-Макан. Вдоль северного жили люди говорившие на тохарских языках. с гаплогруппой R1b. это был протекторат империи Хань, простиравшийся на запад до Семиречья включительно. Южный населяли ираноязычные народы, заметно индианизированные. Он контролировался Кушанской империей. город Сера названный Птолемеем столицей - это скорее всего Дуньхуан - центр китайского протектората.
римские авторы: Серы учтивы. Но подражая в этом самым диким дикарям, они избегают общества других людей и ждут, пока к ним приедут торговать. здесь же живут аттакоры (это индийская мифическая страна Уттаракуру). судя по карте Птолемея, их надо искать в районе Хотана. хотя судя по индийским путеводителям, скорее севернее Тарима. народ аттакоры, защищенные сильно выступающими берегами (вариант перевода - холмами) от любого вредного ветерка и живущие в том же климате, что и гиперборейцы. Амомет написал о них целый том, так же как Гекатей написал о гиперборейцах. В промежутке между этими двумя горами живут серы, народ очень справедливый и известный своей особой манерой торговли. Они складывают товары в уединенном месте. Покупатели там берут эти товары в их отсутствие. [Послы Тапробаны в Риме[2]] рассказывают, что они встречаются с серами по ту сторону Хемодских гор и поддерживают с ними торговые отношения. Что отец раджей (глава посольства Тапробаны. — Э.Б.) бывал в их стране, что серы выходят к путешественникам, что их рост выше обычного, что у них рыжие волосы, голубые глаза и грубый голос и что они не разговаривают с иностранцами. В остальном сведения [послов Тапробаны] подобны сведениям, полученным от наших (римских. — Э.Б.) купцов — товары кладут на берегу реки и серы их уносят, оставив их цену, если она их устраивает. Тапробана это Цейлон, Хемодские горы - Гималаи. хотя ещё недавно учёные очень удивлялись такому описанию серов, оно верно. Серы действительно были очень высокими и светлыми европеидами - потомками древнего индоевропейского населения Центральной Азии Из всех сортов железа пальму первенства имеет железо серов. Серы его вывозят вместе со своими одеждами и шкурами. железо серов- это сталь. а одежды - шёлк. эти были технологии заимствованы в Китае . на Западе ими ещё не владели. Бардесан: «У серов закон запрещает убийство, проституцию, кражу и поклонение идолам. Во всей Стране серое не встретишь ни идола, ни проститутки, ни неверной жены, ни вора, которого тащит стражник, ни убийцы, ни жертвы убийцы. Ибо здесь (даже) сверкающая звезда Марс, проходя через меридиан, не может никого побудить взяться за оружие, а Венера, даже в соединении с Марсом, не может заставить никого вступить в преступную связь с чужой женой, хотя у них Марс стоит весь день в центре неба, а серы рождаются каждый день и каждый час» добавление: «Несмотря на все это, у них есть богатые и бедные, больные и пышущие здоровьем, правители и подданные, ибо все это отдано попечению правительства» Горы (Наньшань или что менее вероятно , Тяньшань) индийцы называли Северными Гималаями. там в пещерах жили святые чудотворцы.
Китайские известия более конкретны. Они рисуют мир оазисов с городами-государствами . на южном пути главными были Шаншань и Хотан (с небольшим княжеством между ними). из Хотана шёл путь через памир - с тремя княжествами в Хотане 32 000 семейств, 83 000 душ. 30 000 войска (т.е. в войске состояли все мужчины) дальше Яркенд в Кашгаре 21 000 семей, но войска 30 000 (т.е. семьи больше) в Карашаре 15 000 семей, 52 000 душ и 20 000 войска дальше на восток перечисляются пять владений с населением меньше 15 000 человек в каждом. существовали буддийские монастыри
Индия Кушанская империя Об этом государстве мы знаем на удивление мало. Неизвестно даже кто в это время здесь царствовал. Т.е. имена кушанских императоров известны. они чеканили многочисленные монеты, неясна хронология. Так что возможно в это время правил сам великий Канишка или кто-то из его преемников. Если всё же эра Канишки совпадаем в эрой Шака, то на престол недавно вступил Васудева. территория царства была обширна и охватывала современные Афганистан, Пакистан. Узбекистан, Таджикистан и немалую часть Северной Индии. На востоке до Бенареса. В центральной Индии правил полусамостоятельный великий сатрап Рудраман. столицей был Пешавар (Парушапур) Население было полиэтничным, культура синкретичной. Сами кушаны (большие юэчжи) были ираноязычны и в близком родстве с населением Средней Азии. но помимо них тут жили бактрийцы, саки, греки, индийские народы... Кушаны пользовались как дополненным греческим алфавитом, так и индийским девангири. в Средней Азии широко использовалось арамейское письмо. Цари почитали всех богов - индийских, иранских, греческих , которые иногда отождествлялись, и покровительствовали буддизму. Особенно почитали буддисты Канишку, основавшего множество ступ и монастырей и проведшего буддийский собор ("4-й"), кодифицировавший санскритский канон (школы сарвастивада). что касается Васудевы, то он более всего почитал Шиву. вообще в это время лидировала именно индийская культура, и именно её всё больше принимали кушаны. но в Средней Азии продолжали доминировать иранские мотивы и местная форма маздаизма.
Империя более всего процветала за счёт международной торговли (порты, таможни были царскими) и была сплетением торговых путей. Шёлковый путь здесь разветвлялся и шёл через памирские перевалы одним концом в Индию, другим в Парфию , третьем - степями в Причерноморье (вовлечены были даже племена прикамья). В Гуджарате начинался важный морской путь. кушанские посольства принимал римский император Антонин Пий и царь Аксума (Эфиопии), цейлонцы ездили торговать с серами. индийские купцы и мореплаватели появились в Средиземном море - в Греции, Александрии, на Сицилии. а какой-то корабль индов, по случайному известию, даже потерпел крушение в Балтийском море. Видимо известен им был и Мадагаскар и морской путь в Китай (во Вьетнаме морским появились буддийские миссионеры, как и лояне - сухопутным) из Индии везли пряности, благовония, сахар, слоновую кость, хлопковые и шерстяные ткани, из Рима - ткани, стекло, вина, золото и серебро, произведения искусства... из Китая и Серики - шёлк, нефрит, изделия из лака и кожи, сталь и никель.
Кушанская эпоха была временем высшего расцвета индийских городов и развития товарно-денежных отношений. В Средней Азии проводятся больше ирригационные работы, возникают многочисленные неукреплённые деревни с большими крестьянскими усадьбами. Но формируется и прослойка крупных собственников, в Средней Азии в деревнях появляются большие укрепленные усадьбы, в Индии фиксируются "хозяева деревень" и тот факт что большинство крестьян начинают восприниматься как шудры, говорит о том, что они уже не воспринимались как земельные собственники. широко распространяются отношения найма и аренды. хотя в Индии все профессии стремились сделать наследственными. была кабальная (на время) зависимость. но такие кабальные холопы по статусу и правам заметно отличались от рабов. да и сами рабы могли иметь имущество и оставлять его родственникам. в основном рабы использовались в качестве челяди. Много новых городов было основано в Бактрии.
соседом Кушан была великая империя Сатаваханов, с центром в Декане. границы её установить трудно, но она явно стремилась заполнить всё оставшееся пространство Индии. покровительствовали буддизму. пещерный монастырь (пещеры Насик)
Перипл (1 в.) (50) Непосредственно после Баригазы материк прямо тянется с севера на юг. Потому эта земля и называется Дахинабад. Ведь на их языке юг называется «даханос». В лежащей к востоку внутренней части над ним есть много пустынных земель, большие горы, всякого рода звери: леопарды, тигры, слоны, огромные змеи, крокотты, очень много разного рода собакоголовых;376 очень много многолюдных народов до Ганга. (51) Из эмпориев в самом Дахинабаде значительнейших – два: Пайтана, отстоящая от Баригаз на расстоянии пути в двадцать дней к югу, а от нее на расстоянии пути дней в десять к востоку – другой крупнейший город Тагара. Из них на повозках по страшнейшему бездорожью привозятся в Баригазу: из Пайтан – очень много изделий из оникса377, а из Тагар – много простого полотна, всяческие синдоны (бельё), молохиновые, кое-какие другие привозимые туда из приморских частей их местные товары. Все плавание вдоль берега до Лимирики составляет семь тысяч стадиев378, а еще очень много – до Эгиала379. дальше перечисляется ряд деканских эмпориев, - деревень, посещаемых не столь часто судами эллинов и кушан(?)
особо популярна была у купцов южная оконечность Индии, где были царства, Чола, Пандья и Чера, а также Цейлон (Тапробана) восточное побережье описывается как населённое дикарями и даже людоедами (но не факт что речь не шла о побережье ЮВА)
Цейлон был буддийским царством (палийский канон, школы тхеравада) . снаследованием власти старшим в царском роду, советом знати и автономными общинами. Центров было два - на севере и на юге, где велись масштабные ирригационные работы, запад был покрыт джунглями. вывозились драгоценные камни. юг Индии - индусским , наряду с санскритской литературой и брахманами, здесь была собственная религия со своими богами (со временем ассимлированных индуизмом) и развитая литература (с поэтической академией - сангамом) но были здесь и буддисты и джайны Плиний
В Индии в это время по-прежнему были буддисты и джайны, брахманы и шраманы. вероятно буддизм достиг высшего распространения. можно утверждать что индусы в это врем почитали Шиву и Вишну уже много больше, чем Индру и Варуну, и не совершали (обычно) кровавых жертвоприношений. надо полагать, уже появилась классическая индийская община и развивался кастовый строй (на основе наследственности занятий и проф. объединений), но одни и те же профессии в разных регионах имели разный статус. индийская литература плохо поддаётся датировке. историография здесь отсутствовала. поэтому все даты реконструируемые. но вероятнее всего, именно в это время (по 2 в.) наблюдалось романтическое увлечение древностью, которую брахманы противопоставляли торжествующему буддизму и создавались произведения от имени древних мудрецов, где буддизму вообще не находилось место. Очевидно, именно в это время как единое письменное литературное произведение появилась Рамаяна Вальмики. где-то в это время были написаны главные шастры (Артхешастра - наука об управлении, законы Ману, шастра о театральном искусстве и др.) в Декане творил Гунадхья, создавший на племенном языке пайшачи "Великий сказ" - в жанре сказочной "обрамлённой повести" (сохранился в санскритских прозаических пересказах) Главными направлениями мысли Артхашастра называет санкхью, йогу и локаяту (материализм) не исключено ,что 2 в. датироваться веданта-сутра Бадараяны и йога-сутра Патанджали
Что касается буддизма, то , согласно традиции, существовали 16 школ "хинаяны". и несомненно уже существовала махаяна (но не как отдельная школа). как и религиозный буддизм с почитанием ступ, изображений, учение о западной и восточной буддакшетрах (чистых землях) и неземных Буддах Амитабха и Акшобья. праджнямарамита (её сутры несомненно существовали уже в 1 в.). ключевой фигурой почитался живший в 1 в. поэт Ашвагхоша - создатель поэмы о жизни Будды (евангелия Будды, по сути) во 2 в. очевидно жила вторая ключевая фигура махаяны - Нагарджуна (во всяком случае, нагарджуна-2) - "второй Будда" - уроженец Южной Индии - создатель шуньявады, отрицательной диалектики, учения о двойственной истине - т.е. развитой философской системы на базе праджняпарамиты. учеником его был Арьядева (кажется выходец с Цейлона)
естественно , даже в это время большинство населения было индусами индуизм пронизывал все сферы жизни такие обычаи как сати (любимой жены), уход на старости в лесные отшельники, ритуальное самоубийство - явно были анправлены на снижение социальной нагрузки по содержанию стариков. дхарма каждой касты диктовала нормы поведения например, царь обязан был обеспечить правосудие и безопасность (вт.ч. от болезней, диких зверей, разбойников и змей, как явствует из надписи Рудрамана), покровительствовать религии, и дать подданным возможность богатеть и предаваться наслаждениям. в принципе, у элиты была теория общественного договора - об избрании первого царя. но для народа предлагался миф о божественности царской власти. власть была наследной, но недостойный старший наследник мог быть отстранён от власти, а тиран свергнут. На самом деле и любой царь должен был постоянно заботится о сохранении свой власти от соперников как вовне так и в своём окружении. Но входя в более крупные государства мелкие царства обычно сохранялись как вассальные владения. княжества соседствовали с "аристократическими республиками" и первобытными племенами. существовала достаточно разветвлённая бюрократия во главе с "боярской думой" (мантри-паришад) и главным министром. ключевыми были должности казначея и министра финансов. в экономику существовал значительный госсектор цены регулировались как прямо , так и косвенно (гос. закупки и выброс товаров с гос. складов) перечисляются такие чинвники как и разветвлённый политический сыск (при иностарнных дворах тоже полагалось иметь шпионов) существовали многочисленные профессиональные объединения (будущие касты) и торговые корпорации . ремесленинки чаще работали на заказ. существовала обширная система кредитования как уже говрилось , весьма обширна была внешняя торговля (положительный торговый баланс с коммерции с Римом составлял 55 миллионов сестерциев год). в Южной Индии существовала римская торговая фактория. на острове Сокотра - индийская торговая колония. варновый статус уже не слишком влиял на характер занятий, но ещё учитывался. и брахманы-традицоналисты постоянно призывали к его сохранению.
Из Рамаяны. Хануман в городе Ланке Архитектурный стиль Индии с дворцами покрытыми резьбой с десятками башенок, вероятно сложился уже в это время. Интересны несколько стереотипные, но не раз встречающиеся, описания прекрасных лесов, мало похожие на нынешние индийские джунгли.
В плодородной Счастливой Аравии существовало несколько государств: Саба, Химьяр, Катабан, Хадрамаут , а на другом, африканском, берегу - Аксум (видимо, имевший и азиатские владения). "древне-южноарабский" на карте это химьяритский язык. как видим, здесь бул перекрёсток торговых путей : 1. в Гуджарат, 2. в Азанию (контролировавшуюся йеменским государствами), 3. в Рим. бала собственная письменность. культура была в той или иной степени эллинизирована. в упомянутом царстве Мероэ. культура была близка к древнеегипетской, но письменность была своя.
Парфия Парфянская империя считалась значительным государством (хотя население её едва ли сильно превышало 6 млн. чел) впрочем, столица - Ктезифон вместе с Селевкией на другом береге Тигра, очевидно, была третьим городом мира.
Империя была очень пёстрой , отдельные провинции довольно обособлены и управлялись с учётом местных особенностей. Гос. языками были греческий и парфянский (использующий арамейскую письменность) на западе - в Междуречье, большинство населения говорило по-арамейски, но здесь же жили и греки и парфянская элита в столице и многочисленные евреи. очевидно, значительна были и христианские, и гностические общины. верили в разных богов, широко был распространён зороастризм и другие формы маздаизма (в 1 в. начался сбор и письменная кодификация авестийстих текстов), в Вавилонии ещё почители древних богов, на востоке присутствовал буддизм (так буддийский переводчик Ань Шигао принадлежал к правящей династии Аршакидов, но оказался от прав на престол) политический строй Парфии называют феодальным. это было объединение 18 относительно автономных территорий. наряду с царскими доменами (в столице, Хорасане) там существовали уделы, зависимые царства с местными династами и обширные владения семи парфянских аристократических родов (Каренов, Суренов, Михраканов и др.) со своими армиями и замками. Так в южной Месопотамии и Омане было почти независимое царство Харакена во главе с отдельной ветвью Аршакидов (оно же видимо Тяочжи) другая ветвь Аршакидов правила в Армении (под двойным суверенитетом Парфии и Рима) третья в Атропатене (Южном Азербайджане) сама Парфия в это время была разделена между двумя враждующими братьями - на западе правил Митридат, на востоке Вологез. почти независимым царством была Гиркания (Гилян-Мазендаран) автономным княжеством была Персида под властью дома Сасанидов (наименее элинизированная область из всех), арабские владения в Северной Месопотамии ( Хатра и Эдесса (Осроена) ) Суренам ,видимо принадлежал Сакастан (страна саков, Систан) . саки как и парфяне были людьми скифского корня формы землевладения были различны: были городские, храмовые, царские земли, частные поместья, земли свободных общиников, земли кочевников. храмовые и царские очевидно обрабатывались зависимыми крестьянами, а частные - посаженными на землю рабами (им оставалась от 1/10 до четверти произведённого продукта) основой армии была тяжёлая, закованная в броню кавалерия. через Парфию шёл на запад Великий шёлковый путь (парфяне взимали в качестве пошлин четверть стоимости товаров)
Хатра - вассальное арабское царство (царь Санатрук 1. 138-171) Эдесса (кон. 2 в.) этот стиль фактически предвосхищает последующие развитие позднеантичного и постантичного искусства Армения Гарни (реконструкция) известен в Вавилонии грекоязычный писатель Ямвлих и по имени армянский историк Олюмп