Римский мир "друзья и союзники римского народа" Албания (нынешние Азербайджан без Карабаха и Дагестан) население, видимо, нахско-дагестанское, многоплеменное, говорящее на разных языках. царская власть едва ли сильная, но есть могущественное жречество во главе с верховным жрецом. главный храм был посвящён богу Луны. приносились человеческие жертвы. есть несколько городов (там живут армяне, сирийцы, евреи, греки) Иберия (Восточная Грузия) население картвельское, картвельский язык- лингва франка для многих племён. меньшая часть населения в долинах занята земледелием и обычаями походит на армян большая - в горах - в основном занята отгонным скотоводством, обычаи близки сарматским. вообще сарматское влияние преобладает, хотя есть и парфянское. в моде аланские имена и вооружение. заключаются смешанные браки. царь Фарасман 1, в 30-е навёл аланов на Албанию и Парфию. за нынешним царём Фарасманом 2, римляне ухаживают - задаривают драгоценными подарками, устроили ему торжественный приём в Риме, поставили его конную статую на Капитолии. царя и его заместителя (главнокомандующего) выбирают из одного - царского рода. царь располагает доменальными землями , обрабатываемыми посаженными на землю рабами. есть знать (разного происхождения), вооружённая по-сарматски, обладающая рабами и богатствами, занимающие гос. должности (наместников-питиахшей, младших питиахшей, управителей царскими имениями) есть влиятельно жречество. среди богов главный тоже лунный. прослеживается влияние зороастризма в городах живут иранцы, греки, евреи и сирийцы (главный город - Мцхета) большинство населения воины-крестьяне, живущие большими родами (с коллективной собственностью) письменность арамейская и греческая монета б.ч. парфянская
Боспорское царство столица Пантикапей - в районе Керчи. владения от Тамани до Дона в 138 г. римляне вывели из под власти боспорского царя Херсонес Таврический, напрямую подчинив его римским властям население: греки, синды, меоты. греческий язык - официальный. значительное сарматское влияние : часть знати видимо была сарматской, другие им подражали (в т.ч. в вооружении), использовались сарматские тамги. одни и те же знатные семьи из поколения в поколение занимали высшие должности. богов почитали греческих и таких как Кибела и Астарта, был официальный культ римских императоров. особенностью было существование монотеистической религии Бога Высочайшего (с некоторыми атрибутами Зевса) основным занятием было земледелие вывозились в значительным масштабах зерно и солёная рыба Скифское царство в степном Крыму. столица - Неаполь Скифский (Симферополь?) - хорошо укреплённый город с царским дворцом-мегароном и анселеинем живущим в юртах
Римская империя сверхдержава эпохи и лидирующий центр мировой цивилизации население ок. 80 млн. человек (консервативная оценка - 65 млн.) армия - 400 000 человек столица - Рим - величайший город мира , с населением порядка миллиона
Политический строй сочетал черты бюрократической империи и полиса, поэтому был довольно оригинален. Самоуправляющиеся города прежде существовали в Евразии повсеместно , но сохранились только в Римской империи. более того , сама империя всё ещё считалась продолжением города-полиса Рима. её элиту составляли римские граждане , живущие в самых разных местах, им противопоставлялись провинциалы, и рабы. фактически в империи римское гражданство было чем-то вроде дворянства в последующие эпохи. его имели не только коренные жители Рима , но и все уроженцы Италии, ветераны римской армии, и те кто был пожалован им за заслуги. во всех остальных городах были собственные граждане. но тут же жили и "господа римляне"- рангом выше. крестьяне, не имевшие гражданства никакого города жили самоуправлющимися общинами. держава и была мозаикой этих городов (с обширной сельской хорой) и общин, объединяемых в провинции . Особый статус имел Египет - он был личным владением императора и самоуправления не имел (исключая город Александрию), по этому египтяне считались особо низкосортными провинциалами. власть в городах принадлежала фактически наследному сословию куриалов - пополнявших состав членов городского совета 100 - декурионов. пополнение совета со стороны происходило только при невозможности наследования. куриалы были самыми богатыми гражданами - землевладельцами. положение их было весьма почётно. обычно они имели и римское гражданство. в их арспоряжении были обширные муниципальные земли , сдаваемые в аренду (доход с них и формировал местный бюджет). многие общественные расходы декурионы финансировали сами. римские граждане теоретически были освобождены от пыток при допросе и позорных наказаний (распятия, рудников, арены и т.д.). но фактически этим правом пользовались только декурионы, всадники и сенатское сословие. всадники (примерно соответствовали среднему дворянству) получали тогу с узкой пурпурной полосой, золотое кольцо и коня. это звание жаловалось индивидуально , но сын всадника имел высокие шансы его получить (если не был уж совсем скомпрометирован). существовал имущественный ценз в 400 000 сестерциев. теоретически всадником мог стать только свободнорождённый римский гражданин (но по факту в это сословие иногда просачивались и вольноотпущенники). всадники несли военную службу в офицерских должностях, составляли костяк администартивного аппарата, брали на откуп таможенные сборы и вели торговлю. сенатское сословие соответствовало высшему дворянству - собственно, это были потомки сенаторов (до третьего колена где-то) и главные кандидаты на членство в сенате. для членства существовал ценз в миллион сестерциев и земельную собственность в Италии. обычно юноша из сенатского сословия проходил годовую военную службу офицером, а потом баллотировался на одну из курульных должностей (в магистарты). избирались они сенатом, и отбыв свой срок на посту магистрат становился сенатором.
рабов было очень много. в урбанизированных районах, возможно, четверть населения. большинство было доморощенными (детьми рабынь), приток новых обеспечивали войны. но при императоре Антонине Пие их почти не велось (хотя варвары конечно постоянно пробовали границы на прочность) рабы были обучены самым разным профессиям и использовались во всех отраслях экономики, домашнего хозяйства и делопроизводства. благодаря эдиктам Антонина их уже не считали "говорящими орудиями", владельцам было запрещено убивать рабов и ссылать на рудники (без решения суда). в случае жестокого обращения раб мог прибегнуть к статуям императора и его дело должно было быть заслушано. если жестокое обращение подтверждалось , его продавали другим хозяевам (но конечно потенциальных покупателей для того раба было мало) рабы составляли основную рабочую силу в больших мастерских, на виллах и связанных с ними мастерских (виллы стремились обеспечить себя всем необходимым кроме предметов роскоши). нередко рабов отпускали на оброк (пекулий) и нередко отпускали на волю (с приданным) вольноотпущенники были заметной стратой. отпущенные римлянами, они получали римское гражданство, но оставались людьми третьего сорта (полноценным гражданином мог стать только внук вольноотпущенника). они оставались клиентом прежнего владельца, составляли его свиту (а без свиты знатные римляне из дома не выходили), завещали ему половину состояния. среди вольнотпущенников были очень богатые люди. но в моральных их качествах традиционно сомневались. считалось что духовных интересов и интеллекутуальных запросов у них быть не может. родниться с ними граждане тоже брезговали. вообще человек поднявшийся выше своего происхождения вызывал осуждение.
высшая власть теоретически принадлежала сенату. фактически - императору-августу - первому сенатору-принцепсу с исключительным правом законодательной инициативы. номинальными главами государства считались консулы - их избирал сенат по представлению императора - сразу нескольких и на несколько месяцев. стать консулом (особенно консулом-эпонимом, по имени которого назывался год) было высшим отличием. но реальной властью консулы не обладали. наследием римского полиса были курульные должности (б.ч. судейские) : квестор, трибун, претор, занятие которых давало членство в сенате; и жреческие. правильная карьера предполагала их последовательное занятие . выбирали сенаторы (император предлагал свои кандидатуры лишь изредка). выборная компания требовала большой активности (визитов, подарков и т.д.). должности были сопряжены с большими расходами (особенно преторская - они за свой счёт устраивали игры и представления для граждан). обычно после срока на курульной должность следовало назначение наместником в провинцию , которая, напротив, считалась весьма доходной и необходимой для восстановления состояния. провинции были сенатскими (их распределяли по жребию) и императорские (наместники назначались августом) в города августом назначались кураторы. существовал значительный фискальный аппарат. со времён Адриана - и центральной штат государственной службы - с ведомствами и рангами, на руководящие должности туда назначались всадники. высшим был пост префекта претория (командующего гвардией и главного судьи)
Император обычно назначал себе преемника (которого усыновлял) Хотя сенат был раболепен, правление неугодного ему августа обычно заканчивалось государственным переворотом. Адриан назначил своим преемником Антонина который был сенату весьма угоден и сам относился к нес с демонстративным почтением. Антонин вообще был архетипичным "благородным мужем" - образованным, всесторонне развитым (хотя не интеллектуалом), твёрдым, гуманным, благочестивым, величественным , демократичным... говорили, что он не отдал ни одного жестокого приказа, не давал грабить провинции, не зарился на чужое добро и, вникая лично во все дела, сильно ограничил влияние придворных. (апофеоз Антонина и Фаустины) своим наследником он выбрал мальчика Марка Аврелия, которому постарался дать блестящее образование и воспитание. И тот потом действиетльно стал "философом на троне"
император был высшей судебной инстанцией, к которому мог апеллировать римский гражданин (хотя обычно его судебные функции выполнял префект претория) в провинциях судебная власть была у чиновников. но для граждан действовали суды присяжных. единый кодекс законов ввёл только Адриан. но вообще римское право было весьма развито. юридическая наука процветала. а выступление в суде считалось в высшей степени достойным занятием и для сенаторов. адвокаты (они выступали с обеих сторон - прокуроров не было) были знамениты и высоко оплачивались.
армия была контрактной , с 20-летним сроком службы (с возможностью продления) содержалась государством, отличалась дисциплиной. держать армию в узде - требование к "хорошему императору". проживала в укреплённых лагерях. в свободное от войны время занималась строительными работами. в силу долгого пребывания на одно месте, солдаты заводили незаконных жён (которые становились официальными после отставки) формировалась армия из жителей Италии, но вспомогательные части - из провинциалов, которые , отслужив, получали римское гражданство. ветераны после отставки получали большие земельные наделы. иногда вместе основывали новые города-колонии. солдат, в принципе, мог выслужиться в офицеры - центурионы. но обычно командный состав состоял из всадников (многие были кадровыми офицерами) большая часть легионов была размещена на дунайской границе.
экономический строй Рима подозрительно напоминал Новое время. там была частная собственность (защищённая законом), капиталы - т.е. деньги были именно капиталами, а не сокровищами - приносившие 6-7 % годовых. развитой кредит (законная ставка была 4 % годовых, но обычно была несколько выше. под 4% ссуживал деньги сам Антонин в бытность частным лицом). и даже был изобретён паровой двигатель. но...для развития капитализма и индустриализации не хватило одного фактора - свободного рынка труда. чем вкладываться в машины проще было прикупить ещё рабов. даже на крупных предприятиях - как принадлежащих августу или государству оружейных, кирпичных и керамических производствах особой специализации труда не применялось. да и крупные имения обрабатывались отдельными автономными бригадами. казне принадлежали все рудники и соляные копи- они сдавались в аренду , тоже мелким подрядчикам.
высокий уровень развития товарно-денежный отношений и урбанизации без промышленного переворота , как известно, чреват социальными катаклизмами (перенаселение, бедняки беднеют, богачи богатеют) но в Римской империи этот процесс заметно смягчался благотворительностью (хотя так это и не называлось) в сенатском сословии было принято помогать своим - дарить друзьям и клиентам крупные суммы, помогать тем, кто нёс общественные расходы или не дотягивал до ценза. записывать в завещании не только прямых наследников, но оставлять очень крупные суммы прочим знакомым. наконец отцы города обычно регулярно поводил праздники, представления и раздачи продовольствия плебсу за своё счёт. а частные состояния были велики. чтобы войти в нижний средний класс (10%) требовалось иметь примерно 20 000 сестерциев и 4 рабов. богачом (1,5%) считался тот кто соответствовал цензу всадника (400 000). но крупные состояния оценивались в 200-300 или даже 400 миллионов сестерциев в государственной казне при Антонине Пие лежало 2,7 млрд. (монетная система: 4 сестерция = 1 денарий = 16 ассам. 1 сестерций =1,137 г. серебра. греческая: обол - 0,73 г. серебра = 1/6 драхмы покупательная способность сестерция может быть условно приравнена к современному доллару
Несмотря на то, что экономика была аграрной, империя была страной городов. с цивилизованным ассоциировался именно городсокй образ жизни. всего городов было ок. 1400 и там проживало ок. 25-30% населения империи. связаны они были сетью мощёных дорог и государственной почтой многие города имели регулярную планировку и необходимую инфраструктуру - форумы, термы, цирки, водопроводы, канализацию. система водоснабжения Рима считалась одним из чудес света. в богатых домах было подпольное отопление. масляное освещение было обильным. улицы освещали смоляными факелами. были общественные туалеты. вокруг городов располагались благоустроенные виллы. существовали модные курорты и туризм (особенно в Грецию и Египет) торговля https://ru.wikipedia.org/wiki/Древнеримская_торговля
государственным языком империи была латынь как разговорный она преобладала в западных регионах - там сохранялись и местные языки, но общий тренд был на латинизацию. языком культуры в большей степени был греческий. в восточных регионах он же был лингва франка со времён Адриана культ греческой культуры царил и на западе - образование всё больше переходило на греческий, в моду вошли бороды и плащи вместо тог. латиноязычные "господа римляне" впрочем, жили во всех регионах империи население было подвижным - интеллигенты, артисты, ремесленники, торговцы перемещались между городам, вроде нынешних "глобальных кочевников" Рим воспринимался как многоязычный "Вавилон" максимально широко по просторам (городам) империи расселились греки, сирийцы и евреи. именно в их руках находилась международная торговля и кредит (евреев это касалось в значительно меньшей степени, они были больше заняты в местной торговле) во вспомогательных войсках по всей империи служили представители разных этносов, и и они всё меньше отличались от италийских регулярных войск.
уровень грамотности населения, похоже, был весьма высок образование давали и рабам. девочки учились вместе с мальчиками. врачами и преподавателями, как правило, были греки. существовала четырёхступенчатая система образования: начальная школа, где заучивали наизусть литературные тексты и учились считать (преподавателями были рабы, за дисциплиной следили рабы-"педагоги", сопровождавшие детей. средняя - где обучали грамматике (преподавали обычно вольноотпущенники), музыке и астрономии. 9в Риме было 20 таких школ) риторическая школа - давала высшее образование, на греческом. риторы были уважаемыми людьми. часто они были на содержании города. эдикт Адриана освободил риторов, философов и врачей от всех муниципальных повинностей. Антонин указал: «Маленькие города могут иметь пять врачей, пользующихся привилегиями, трех софистов и такое же число грамматиков. Более крупные города могут иметь семь лекарей, четырех софистов (преполавали диалектику, т.е. логику), четырех обучающих словесности на двух языках; очень большие города могут иметь даже десять врачей и пять риторов и то же число грамматиков. Но даже самый большой город не может предоставить льготы (атєХєіа, immunitas) выше этого числа. Мы не назначили число философов, так как люди, занимающиеся философией, немногочисленны. И я думаю, что те из них, у которых богатство плещет через край, охотно окажут родному городу содействие из их собственного состояния, потому что, если они трясутся над своим личным богатством, то это обнаруживает, что они больше не философы".». ряд риторов и философов при Антонине стали получать государственное содержание. существовали частные школы права Уже Адриан учредил университет - Атеней - в Афинах, с кафедрами философии : платоновской, аристотелевской, стоической, эпикурейской... а в 135 г. Атеней в Риме Алкиной пишет в это время учебник платоновской философии В области естественных наук и географии главным центром образования были Александрия и Пергам, знаменитые также своими библиотеками. (например изучение медицины в Пергаме в это время начал Гален). но были и другие медицинские школы.
среди институализированных философских школ самой влиятельной в это время была стоическая. а самой активной из оппозиционных - скептицизм (известны имена Фаворина и Геродота, неизвестны годы жизни Секста Эмпирика - труды которого хорошо сохранились). рассуждения скептиков были довольно схожи с умозаключениями Нагарджуны. Но остановились они на воздержании от суждений для достижения атараксии (невозмутимости). упоминаются также киники и неопифагорейцы (последние часто были и платониками) много писали историки и географы (Птолемей - самая яркая фигура, Арриан, Павсаний...) большая часть литературы эпохи может быть описана как популярная (приключенческие, фантастические, любовные романы - например Антоний Диоген описывал путешествие по ту сторону Туле, а сатирик Лукиан- путешествие на Венеру и Луну), Удивительные истории Флегонта и т.д. Эротическая пастораль "Дафнис и Хлоя" Лонга. шедевром среди них выглядит "Золотой осёл" Апулея процветала грамматика и риторика некий Птолемей Гефестион даже написал развёрнутую пародию-мистификацию на тогдашнее филологическое исследование в моде был классический аттический диалект древнегреческого. в вообще классицизм (культ Древней (доэллинистичской) Греции)
Но главные развлечения эпохи были конечно связаны с цирком и театром. на первом месте по престижу были скачки, на втором бои гладиаторов (между собой или со зверями) или бокс, на третьем собственно театральные представления - мимы, пантомимы и балет. иногда представление сочеталось с казнями (особенно когда кого-то убивали по ходу пьесы). играли и мужчины и женщины. профессия актёра была малопочтенной (обычно играли рабы или вольноотпущенники) но реально знаменитые актёры и гладиаторы были кумирами публики. не говоря уже о наездниках. всё это с музыкальным сопровождением, раздачей еды и пр. Апулей (повествование ведёт осёл):
Законодательно признанной была моногамная патриархальная семья. Впрочем, эдикты Адриана и Антонина фактически упразднили абсолютную власть отца над домочадцами. женщины (во всяком случае в высших сословиях) были весьма эмансипированы (занимались спортом, пировали вместе с мужчинами, заводили любовников, имели женские клубы и ассоциации т. д.). широко применялись противозачаточные средства. развод был достаточно прост. рождаемость в Риме - низкой. широко была распространена проституция, гомосексуализм не преследовался и считался частью нормы. была распространена бисексуальность. гигиена была на высоте, мылись каждый день, в богатых домах были ванны. бани были огромными дворцовыми комплексами, с гимнасиями, ресторанами, библиотеками и играли роль клубов. билеты туда дотирвались казной. по части роскоши богатого жилья и пиров римлянам не было равных. чревоугодие воспевалось )
Религия была многослойна был государственный культ обожествлённых императоров (культ правящего тоже почитали, но на официальное обожествление он мог рассчитывать после смерти). отправление этого культа было знаком лояльности. был культ римских богов связанных С Римом, он был официальным, но для провинциалов не обязательным. первоиерарахом тут был сам август (Антонин был в исправлении жреческих обязанностей весьма пунктуален) были местные боги, отождествляемые с греческими олимпийцами, как с архетипами. особо почитаем был Юпитер и Геракл. их дополнили восточные - Кибела, Сирийская богиня, Серапис и Исида. существовали разнообразные мистерии . Апулей
из новых культов в это время достигает пика популярности митраизм- весьма загадочная религия распространившаяся в 1 в. и особо популярная на западе империи (несмотря на свои иранские корни) вероучение его неизвестно, хотя найдены многочисленные подземные храмы и изображение солнечного Митры убивающего быка.
герметизм скорее всего тоже появляется в 1 в. и во 2 уже был хорошо известен (насколько может быть известно тайное учение). упоминаются 42 герметических трактата. на нём была основана александрийская алхимия. оккультные увлечения вообще были характерны для эпохи, астрология, толкование сновидений, магия были весьма популярны.
иудаизм на счету мессианского иудаизма было три войны против Рима (с терактами, геноцидом и т.п.) - 66-71, 115-117, 132-135 после последней иудаизм был запрещён Адрианом, но снова разрешён Антонином. в это время иудаизм имел централизованную организацию с единым синедрионом и патриархом в Галилее. Его духовную власть согласились признать и евреи Вавилонии (Парфии). талмудическая традиция в это время существовала только в устной форме. выдающимся авторитетом был раби Меир (хотя он и не всегда ладил с патриархом), учителем его был знаменитый учёный -отступник - Ахер. Предание говорит, что Ахер был один из учёных лично посетивших небеса ("вошедших в Пардес"). Так или иначе практика мистических полётов в это время в иудаизме имела место быть. Другим мистиком (и по легенде первым кабалистом) был раби Шимон бен-Иохаи, уединённо живший в пещере со своим сыном и учеником Элазаром.
христианство возникло в 1 в. как ответвление мессианского иудаизма. во 2 в. окончательно отмежёвывается от иудеев (в частности, не поддержав восстание Бар Кохбы 132-135 г. также объявленного мессией). очевидно именно в 130-е и складываются особенности христианства, покончившего со своим агрессивно-мессианским прошлым. христианство было запрещено ещё в 1 в., но во 2 в. особо не преследовалось и существовало полулегально. главные претензии к христианам заключались в отказе приносить присягу и почитать статуи императоров. в это время появились довольно многочисленные сочинение направленные на оправдание христианства перед римскими властями. Надо полагать именно к 130-м гг. относятся первые евангелия. наиболее значимым было Евангелие Маркиона объединённое им с посланиями Павла. в 140 г. Маркион прибыл с ним в Рим, где проповедовал полный разрыв с иудаизмом и "Ветхим Заветом". Но в 144 г. он был отлучён римской церковью, идеологом которой был Иустин Философ. Видимо тогда же на основе Евангелия Маркиона было составлено Евангелие от Луки (старейшее из канонических). (это всё результат изысканий библейской критики). Надо полагать, Иустин (Юстин) является и автором Апостольского символа веры.
Маркион основал собственную Церковь учение Маркиона (и сирийца Кердона) говорило , что Бог Иудеев (Яхве) это не отец Небесный а злой демиург. и его мессия ещё не приходил. Христос только выдал себя за него из пропедевтических соображений. а сам он был сын и посланец истинного высшего Бога. воплощение его было иллюзорным, и бессмертие будет не телесным, поскольку материя есть зло. Маркион требовал от всех христиан целибата, отказа от мяса и вина, открытого исповедания веры. он считал себя прямым последователем апостола Павла. в отрицани телесности Христа и демонизме Яхве Маркион сходился с гностицизмом, версией христианство появившейся ещё в 1 в. и расцветшей на востоке во 2 в. яркими его представителями были Василид (в Александрии) и Валентин (в Риме) популярен был Епифан - проповедник коммунизма, общности жён и совершения всех грехов (которые не могут затронуть свободный дух) но в целом своими ценностными установками иудеи и христиане (включая гностиков) сильно отличались от римлян (отличие примерно как у правоверных арабов в современных европейских городах от их западного окружения) и новые идеи там просто кипели