ван де Каппель (1624-79) (крещение Иисуса) Золотой век голландской живописи закончился внезапно. В 1700-е, не оставив последователей, уходят из жизни последние художники 17 столетия. А новые рокайльные тенденции появляются только в 1720-х гг. в творчестве ван Хёйсума и Корнелиса Троста.
Арт де Гелдер (1645-1727). последний из могикан. (песнь Симеона) (Иуда и Тамар) (бегство в Египет) (автопортрет)
Нервная экспрессивная манера пейзажей ван де Каппеля имеет аналоги в нео-маньеристком направлении позднего барокко Италии и Испании. Сальватор Роза 1615-73. Неаполь, Рим, Флоренция. (Агарь, Измаил, ангел) шабаш (Фортуна раздаёт дары недостойным)
де Вальдес Леаль 1622-90. Испания Хосе Антолинес . 1635-75. Испания Коэльо. портрет Карла 2 Испанского короля
заметные мастера позднего барокко работали в Италии до сер. 18 в. Доминико Пиола 1627-1703. Генуя. (анаморфоз "Возвижения креста" - изображение становится видимым под определённым углом) Солимена. 1657-1747. Неаполь. Креспи 1665-1747 Болонья. Флоренция и др.. (Амур и Психея) (исповедь) (соборование) (женщина ищущая блох)
но очень рано, ещё в 1700-е начинает развиваться и рококо (центр - Венеция) Себастьяно Риччи 1659-1734. Венеция, Турин, Парма, Рим, Париж, Лондон. Розальба Каррьера 1675-1757. Венеция.
Как я понимаю, Маньяско - все -таки барочный автор, не маньерист, а Розальба - это уже рокайльная живопись? О Vanitas Вальдеса Леаля, в том числе, упоминала я в ветке Черный дуэнде. Генри Мортон рассказывает, что его испанский гид однажды заявил, что, при взгляде на эту картину, некоторые зрители зажимают нос.
Я уже говорил, что в рамках барокко прослеживается несколько линий развития - радикальное барокко, барочный реализм, барочный классицизм и нео-маньеризм. Маньяско относится к последнему. Каррьера и Риччи это да, уже рококо.
в архитектуре Италии рококо представлено очень слабо. во вт. пол. 17 в. господствовало радикальное барокко. наиболее яркий представитель Гварини с его извивающимися фасадами в пер. пол. 18 в. радикальное барокко тоже присутствовало фонтан де Треви испанская лестница но всё больше влияние барочного классицизма палаццо Мадама. турин дворец Казерта. Неаполь. 1752-80
В Испанию архитектуру барокко как и в другие страны принесли иезуиты - первая постройка иезуитский коллеж в Саламанке (1617-20) за пределы иезуитских построек оно начало выходить во вт. пол. века собор в Сарагоссе. 1677 собор в Сарагоссе.1677 наконец в пер. пол. 18 в. наступает расцвет братья Чурригера последовател Хосе Чурригеры создали испанский вариант позднего "избыточного" барокко - чуригирреско в американских колониях Испании этим стилем очень увлекались
постройки в духе чурригиреско продолжали сооружаться до конца 18 в. но в 1730-е появляется и барочный классицизм дворец в Мадриде
испанская скульптура была ближе к барочному реализму Педро де Мена 1628-88 Сальсильо-и-Алькарас 1707-83
Нарсисо Томе 1721-35 (здесь уже чувствуется переход к рококо) В живописи одним из первых рокайльных художников может считаться Франциско Байеу (работал с 1760-х гг._
Пер. пол. 18 в. время глубокого упадка испанской живописи. Южные Нидерланды оставались под властью Испании до нач. 18 в. упадок (не столь значительный, но явственный ощущался там уже со вт. пол. 17 в. Позднее барокко представлено там наиболее ярко в архитектуре и скульптуре. Арт Квеллин старший 1608-48/68 - представитель раннего барокко Арт Квеллин Младший 1625-1700 Вербрюгген 1654-1724.кафедры
Периферия. По крайней мере, с точки зрения истории живописи, центром развития барокко были Италия, Голландия, Франция, Испания (для раннего барокко также Южные Нидерланды). Но в эпоху позднего барокко всё более вовлекается в процесс субпериферия и периферия. Португалия. В Португалии раннее барокко (т.н. простой стиль) это весь 17 век. (иезуитский Новый собор в Коимбре. начало строительства 1598 г.) позднее барокко - пер. пол. 18 в. дворец Мафра 1717-30:
дворец Фош дворец Белен дворец Несессидадес дворец Матеуш (1739-43): палас де Митра переход к рококо начинается в 1740-е гг. переходная церковь Клеригуш 1732-1750. колокольня 1754-63 дворец Келуш (нач. строительства 1747) дворец Райо 1754-55 в северной Португалии рококо господствовало до кон. 18 в. в южной после землетрясения 1755 (б.ч. с 1770) расцветает стиль помбалино- сильно местный вариант барочного классицизма.
Германия О германской живописи эпохи позднего барокко редко поминается, но тем не менее она была) Просто представлена художниками второго-третьего ряда, из которых северный находились под влиянием Голландии , а южные - Италии. Юрген Овенс (1623-78). Гольштейн Франц Вернер Тамм. Вена Ян Купецкий 1667-1740 Вена. Кристофер Паудис. 1630-66.Вена
Виллем ван Беммель Петер Штрудель Рос так что все основные направления были так или иначе представлены )