Боттичелли и Савонарола (фрагменты)

Тема в разделе "Пёстрые листки", создана пользователем Соня, 31 дек 2017.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    12.010
    Симпатии:
    609
    Боттичелли и Савонарола (фрагменты)

    Эти две в чем-то парные картины позднего Боттичелли в Эрмитаже висят рядом.
    И они чем-то дополняют друг друга.
    Сирый, бездомный св. Доминик несмотря ни на что благословляет немилостивый к нему мир и суровое небо....
    19973481.jpg

    .. и тезка Савонаролы, (Иероним=Джироламо) отрешившийся от неисправимого мира св. Иероним.

    19973484.jpg
     
    Последнее редактирование: 5 сен 2020
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    12.010
    Симпатии:
    609
    (следующая пунктирная черточка после всего исчезнувшего)
    Савонарола.jpg
    Савонарола. (Ludwig von Langenmantel)

    Прошу еще раз взглянуть на эту парочку.
    (Боттичелли - рыжий справа)
    Сандро Боттичелли - потомственный добропорядочный флорентийский мещанин.
    Савонарола - мало того, что типичный понаехавший в нерезиновую Флоренцию.
    Это просто какой-то потомственный мигрант. Родился в Ферраре от отца-падуанца и матери-мантуанки.

    Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей, говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги», а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он есть достояние бедных.
    Знакомый исторический почерк?

    Боттичелли - приемный сын и апологет этих "богачей", являвшихся главными заказчиками его художественного творчества.

    (Савонарола, еще до прихода к власти, пассионарствует в церквах и площадях, призывая избавляться от роскоши и жечь произведения искусства. Светской власти тогда практически не существовало.Она лишь штамповала его повеления.)

    Савонарола сжигал картины и прочие произведения искусства. Вернее, их сами тащили на костер воспылавшие жаром покаяния жители и понукавшие их "христенюгенд". Известны уцелевшие обгорелые кассони; очень красивые резные сундуки-лари с приданным, разукрашенные живописью вполне себе известных художников.
     
    Последнее редактирование модератором: 6 июл 2020
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    12.010
    Симпатии:
    609
    Ай-я-яй! Забыла нового эпизодического героя* Папа Александр
    Папа Александр.jpg

    --
    *) Но мы истории не пишем (Крылов).
    Отметить хочется только вот какие два характерных обстоятельства.
    1. Сабж бичевал пороки церкви и лично тов. папы (на тот момент - Александра VI). И тот, будучи тем самым трегубо ужаснейшим Родриго Борджиа, при всей своей прекрасно выстроенной вертикали власти, Савонаролу не анафемствовал.
    Мало того. Отдал его дело на рассмотрение доминиканцам. То есть, той самой еще более чем он ужасной инквизиции (были как раз времена изгнания евреев из Испании).
    И вот. Доминиканцы, которым папа поручил рассмотреть содержание проповедей Савонаролы, не нашли в них основания для обвинения Савонаролы в ереси, и папа опять (!) предлагал ему сан кардинала.
    -......-
    /пауза, чтоб немного вдуматься в ужасы мрачного средневековья/
     
    Последнее редактирование модератором: 6 июл 2020
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    12.010
    Симпатии:
    609
    (К стремительному возвышению Боттичелли*)

    Такое помпезное изображение принадлежности к "семье" дона Корлеоне лично мне в истории живописи больше неизвестно. Как же быстро трудяга и везунчик Боттичелли достиг таких статусных вершин!

    (Папаша Козимо стяжал свои несметные делами чуть менее почтенными, чем папаша Амшель Ротшильд.)

    Портрет с медалью Козимо Медичи Старшего, ок. 1475
    [​IMG]

    --
    *) Неизменная везучесть, неразлучная с неустанным трудолюбием.
    Начав в 17 лет с простого подмастерья, Сандро весьма (через 8 лет, невероятно по тем временам) быстро обзаводится собственной мастерской, да еще сын его бывшего учителя числится у него в учениках! (Сын Фра Филиппо Липпи, Филиппино Липпи.)
    При том что целых 5 из этих 8 лет Сандро был учеником его отца.

    Статус усыновленности

    [​IMG]
    «Поклонение волхвов» (около 1475)
    Сандро величественно возвышается справа.
    Кажется, что все эти суетящиеся Медичи чуть ли не ползают у его ног.

    Такое гордое позирование художника наравне с портретируемыми показалось бы дерзостью и прославленным любимчикам пап и всего Рима Рафаэлю и Микеланджело, осмелившихся украдкой вставлять свои изображения лишь значительно позже и на значительно более скромном месте.

    А еще через три года 30летний Боттичелли становится официальным художником дома Медичи и полноправным (жалкий художник низкого происхождения!) участником умственных и духовных штудий круга этого просвещенного олигархического семейства.
    Включая увлечение возвышенными прозрениями гениального и божественного Марсилио Фичино.

    [​IMG]
     
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    12.010
    Симпатии:
    609
    Сандро Боттичелли, "Причащение Св.Иеронима", 1495 год:
    Причащение Св.Иеронима.jpg
    Пик популярности Джироламо (Иеронима) Савонаролы во Флоренции.
    Видимо, так хотел бы кончить жизнь и сам Боттичелли.

    (Напомню: Св.Иероним - святой патрон (тезка) Савонаролы.
    Так что у Боттичелли, как у Маяковского: пишем Св.Иеронима - подразумеваем Савонаролу)
     
    Последнее редактирование: 8 сен 2020
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    12.010
    Симпатии:
    609
    Потом, когда найдутся остальные куски, получится вполне себе интересная история :)
     
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    12.010
    Симпатии:
    609
    Вы шутите? Или это - в азарте полемики? [​IMG]

    Достанет лишь одного Сандро Боттичелли и лишь самого его хрестоматийного (не считая его же множества светских портретов):

    Венера и Марс.jpg
    Венера и Марс

    Рождение Венеры.jpg
    Рождение Венеры

    Весна.jpg
    Весна
     
    Последнее редактирование модератором: 6 июл 2020
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    12.010
    Симпатии:
    609
    Дворец дожей в Венеции.1340-1438
    [​IMG]



    Только наиболее известные архитекторы эпохи Возрождения:

    Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник архитектуры ренессанса, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры.
    Первый архитектурный проект: Воспитательный дом во Флоренции
    Воспитательный дом во Флоренции.jpg

    Палаццо Питти, Флоренция
    Палаццо Питти, Флоренция.jpg

    Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик архитектуры ренессанса, создатель её целостной концепции.
    Палаццо Ручеллаи, Флоренция
    Палаццо Ручеллаи, Флоренция.jpg


    Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями.

    Дворец Канчеллерия
    [​IMG]



    Браманте построил также палаццо Каприни (так называемый Дом Рафаэля)
    палаццо Каприни (так называемый Дом Рафаэля).jpg




    Микеланджело Буонарроти (1475—1564)
    "Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница Лауренцианы — напоминает поток лавы (поток мысли)."
    [​IMG]


    Микеланджело: Интерьер читального зала Библиотеки Лауренциана
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование модератором: 6 июл 2020
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    30.970
    Симпатии:
    12.935
    готика )
     
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    12.010
    Симпатии:
    609
    ... + Византия+мавританский стиль. Но я в запале вредности исходила из формальной хронологии )
     
  11. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    12.010
    Симпатии:
    609

    (А это - к теме "камень Иеронима"* как худ. отступление к "ММ монашкам в миру")


    Немного скипидара под хвостом не помешает даже самому целеустремленному скакуну.
    А борьба с плотью - вообще дело десятое и есть просто очередной психотехнический прием.
    --
    *) Иероним Савонарола и св. Иероним Боттичелли
    (это общий заголовок ко всей последующей истории:
    отражение впечатления от проповеди и личности Джироламо, изменившие всю жизнь Боттичелли и отраженное им в изображениях св. Иеронима)
    Для последующей неожиданной перемены (остающейся полнейшей психологической загадкой без понимания самой сути аскезы) надо отметить следующее.
    1. Необычайную отмечавшуюся современниками жизнерадостность этого изящного и светского толстячка ("боттичелли" означает "бочоночек").
    2. Неизменная везучесть, неразлучная с неустанным трудолюбием.
    Начав в 17 лет с простого подмастерья, Сандро весьма (через 8 лет, невероятно по тем временам) быстро обзаводится собственной мастерской, да еще сын его бывшего учителя числится у него в учениках!
    (Сын Фра Филиппо Липпи, Филиппино Липпи. При том что целых 5 из этих 8 лет Сандро был учеником его отца).
    3. А еще через три года 30летний Боттичелли становится официальным художником дома Медичи и полноправным (жалкий художник низкого происхождения!) участником умственных и духовных штудий круга этого просвещенного олигархического семейства.
    Включая увлечение возвышенными прозрениями гениального и божественного Фичино.
    ------
    Франсиско Зарсильо-и-Алькараса
    [​IMG]

    --------------------------------------------------------------------------
    (Продолжение истории про Савонаролу и Боттичелли)

    метанойя

    Но дело-то вовсе не в этом*. Это все - внешние события, и они достаточно известны. Неизвестно другое. Что творилось все это время в душе Боттичелли.

    Был всенародный энтузиазм - и Боттичелли вместе со всеми был в восторге от уничтожавшей плоды его трудов (и покушавшейся на сам эти труды поддерживающий класс) деятельность Савонаролы.
    Но вот Савонарола осужден, сожжен, учение его проклято, - что же Боттичелли?

    Боттичелли до конца своих дней остался верен идеям и образу перечеркнувшего всю его прежнюю жизнь былого кумира. Человеческий характер и весь стиль его живописи резко изменились. Он со скорбью взирал на обезумевший мир, в угоду своим похотям сжигающий праведников.
    Образ святого Иеронима отныне и до конца дней художника стал символом и выражением его метанойи, перемены фокуса внимания и устремлений от внешнего - к внутреннему.
    --
    *) Савонарола был "посмертно реабилитирован".
    Учение Савонаролы было оправдано Павлом IV; в его честь был учрежден один из обрядов католической службы. Савонароле поставлен памятник в Ферраре.
    Статуя его, как одного из предшественников Реформации, входит в состав памятника Мартину Лютеру в Вормсе.
    То есть, его признали своим и те, и другие.

    Botticelli's Augustine
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 26 авг 2020
  12. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    12.010
    Симпатии:
    609
    ... а не разочарованный, но очарованный иной, более возвышенной и насущной целью св. Иероним погружается во чрево кельи, как в глубины созерцания.
    Мужественно встретивший темную ночь души обретет силы выдержать всепоглощающее сияние полноты Бытия.
    Впечатление, что он готовится пройти через временную смерть к вечному Воскресению.

    [​IMG]


    к теме "камень Иеронима"
    Якопо Пальма Младший 1596; камень снова под рукой (вернее, под ногой).
    В руке же - по словам Будды, "превосходнейшее из всех созерцаний" - созерцание собственного неминуемого будущего; черепа, мало уж чем отличающегося от головы подвижника. В чем и аскетически-эстетический смысл картины.

    [​IMG]


    Понятно, что Рубенс тут танцевал от легендарной красной шляпы. Начал танцевать и... затанцевался.
    Пауль Рубенс "Святой Иероним" 1625 год
    - ну чем не Ренуар?!
    Под такую шляпку так и просится ренуаровская дошкольница.
    Так что Иерониму вполне б подошло прозвище "шляпа" )

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 26 авг 2020

Поделиться этой страницей