Под культурным влиянием Тиуанако, видимо , находилось и возникшее чуть позднее царство Уари - к северу, на высогорных плато в Пуне. Вождества здесь возникают, видимо, во 2 в. до н.э.(культура Уарпа). В 6 в. в долине Аякуче существует уже город-государство Уари, начавший с кон. 6 в. широкую территориальную экспансию. В 7-9 вв. Уари установило контроль над всей территорий современного Перу (кроме Амазонии). Столица занимала площадь в 20 кв. км. , кроме того возводятся два административных центра ля контроля над дальними провинциями - Кахамарка и Пикильякта (последняя представляет собой громадный лабиринт малопонятного (но явно не культового )назначения
Это уже не чавинская "нагуальность" и не буйствующая мочикская органика. Это совершенно рациональный, абстрактный стиль. В духе рационального авангарда 19010-х я бы сказал а вот это практически Пауль Клее (Наска времён Уари) возник даже вопрос, а не письменность ли это?
Параллельно Уари, на юге стала расширятся и держава Пукина (с центром в Тиуанако). Она распространила власть на Альтоплано и северное Чили. Однако нарастает ощущение кризиса. В кон. 9 в. Уари распадается. Саиый крупнвый его кусок, контролирующий Пуну - царство Уанка под управлением династии Помо просуществовало до 12 века. Наследие Уари однако этим не исчерпывалось, спустя несколько столетий инки фактически начали с того на чём остановилось Уари, и в той же области - Пуне. Тиуанако пеерстало быть столицей Пукары тоже в 9 в.. с 869 по 1180 столицей был город Пукаритампу. Это было время максимального расширения на фоне снижения культуры. Г. Тиуанако был ок. 1000 г. заброшен. В кон. 12 в. государство также прекратило своё существование. Но для инков Тиуанако осталось священным местом, а Виракоча - верховным божеством. В 10 в. в Андах начинается великое переселение - расширение территории варварских племён -предков нынешних индейцев региона - кечуа и аймара. Оно происходит на фоне резкого иссушения климата в 10-13 вв. этнический состав меняется, культура варваризируется, политический строй упрощается до уровня вождеств и городков, идёт война всех против всех (дело доходило до людоедства). Хотя каменное строительство сохраняется (больше жилое , а не культовое и престижное), осваиваются восточные склоны Анд. Единственный центр прежней цивилизации сохранился на северном побережье, где после падения Уари, с нач. 10 в. существовало царство Сикан с центром в городе Пома. Расцвет его продолжался до сер. 11. в. В 1050 там произошёл кризис - на фоне засухи храмы были сожжены и разрушены. В 1100 царство возродилось в новой столице Тукуме (площадь 220 га.) и просуществовало до 14 века.
Огромную роль в этой культуре играла внешняя торговля. Сиканцы этнически прямые потомки мочика, но религия их явно изменилась. На первый план вышло т.н. Сиканское божество (антропоморфное, имеющие птичьи черты). В его иконорафии присутвует похоже и уарийское влияние . В результате кризиса 11 в. этот культ прекратил существование. Но и культура пошла вниз. В 12-13 вв. лидерство на северном побережье переходит к культуре Чиму , говорившей на другом диалекте мочика. Обе их династии, по преданию, прибыли с севера на бальсовых плотах
Видимо, города для индейцев изначаль носили не только и не столько функциональный, сколько религиозный характер и кристаллизовались вокруг храмовых комплексов. И когда происходила скажем засуха, это означало что богам этот храм не угоден и народ снимался с места, которое становилось табуированным. А вот скажем когда какой-то город покидался жителяи, возникал ли где-то неподалеку другой город?
Не всегда. В случае с Сиканом, да. В случае Коралем, нет. В случае с майя, новые города возникли в довольно значительном удалении от старых - брошенных. Кроме того есть немало случаев, когда руины старого, брошенного города, ещё многие века оставались сакральными для окрестного населения и были местом паломнчества.(пример - Тиуанако)
К нач. 14 в. социально-экологический кризис в регионе завершился. (а в Европе как раз начался малый ледниковый период). К нач. 15 в. востановилась численность населения классической эпохи (ок. 10 млн. человек в Андском регионе). Всё его территорию довольно плотно покрывали сложные вождества и городки. Но огромные площади плодородных земель не использовались из-за постоянных войн. Возрождение началось с восстановления мочикского государства - это было царство Чимор на северном побережье. Время возникновения его столицы Чан-чана точно неизвестно, это то ли 10 то ли 12 век. С нач. 14 в. при новой династии (последнего царя старой утопили после природных катаклизмов) начинается широкая экспансия. На севере в сер. 14 в. был покорён Сикан, на юге границы достигли храмовой общины Пачакамака (с его знаменитым оракулом). Он сохранил автономию, но в целом центральное побережье было покорено. Т.о. Чимор был даже больше чем Мочика. Заметно больше была и столица - 28 кв. км и 60 000 жителей против 4,5 кв. км. в древнем Пампа-Гранде. Но великиз пирамид уже не сооружали, зато наладили массовое стандартизированнное гончарное производство изготовление орудий и оружия из бронзы. Строили дороги и и мощные фортификационные сооружения - цепь из 50 фортов и "великая чиморская стена" в 65 км. Чан-чан
Как видим, иконография божества Чиму сильно напоминает старого "сиканского бога" Хотя вообще, считается, что больше всего чиму почитали Луну. В Чиморе уже существовал институт аклья - "невест солнца" - занятых ткачеством. Эти ткани в основном и приносились в жертву.
Любопытно, что размах торговли в Чиморе по сравнению с Сиканом резко сокращается. Андская экономика явно выруливала на нерыночные рельсы. В относительной хронологии (см. 1 стр.) Чимор (14- сер. 15 в.) можно соотнести с 3 -й династией Ура шумерской истории (кон. 22- нач. 20 в. до н.э.).
инкам (15-16 вв.) в месопотамской хронологии места не найдётся, зато довольно точным аналогом будет Египет Среднего царства (кон. 21- нач. 18 до н.э.)
империя инков - Тауантинсуйю Согласно собственным преданиям, инки - остатки населения Тиуанако, переселившиеся на Пуну, в долину Куско. Здесь ок. 1200 г. возникает инкское княжество. В 15 в. при великом инке Пачакути (1438-71) инки переходят к широкой экспансии, воссоздав, а затем делеко превзойдя империю Уари. Государственным языком империи был кечуа - самый распространённый, но инки имели и свой собственный (тайный) язык. Религией инков была слегка видоизменённая религия Тиуанако - высшим космическим божеством был Виракоча - его проявлениями остальные боги пантеона, во главе с Инти (солнцем). Виракоча был отождествлён с богом аймара по имени Кон и с богом Пачакамаком. Это был благой бог, к которому с земными проблемами обращаться было неудобно. Религия была явно "синей", со своими пятью заповедями близкими буддийским, только вместо "не опьяняйся" (выпить инки очень любили) было "не ленись". Местные боги считались творениями Виракочи, их священные реликвии-вместилища были собраны в Куско. Человеческие жертвоприношения были сведены к минимуму (одно в 4 года, причём принесённый в жертву становился объектом культа, как божество-покровитель местности). Империя обладала высокой степенью централизации (при сохранении местных вождей в роли наследных чиновников). В ней было не меньше 10 крупных городов и множество городков. В столице Куско проживало ок. 200 000 человек, не считая временно мобилизованных на государственные работы. Обшая численность населения империи в 16 в., видимо, приближалась к 20 миллионам человек. Под её вастью был весь андский регион , включая Эквадор и половину Чили.