В западных районах и княжествах Парфии в 1-2 вв. н.э. видимо и складывается новый "сирийский" художественный стиль, который затем начинает распостроняться и на восточные провинции Рима. см.http://forum.arimoya.info/threads/Бактрия.3751/page-2#post-82602 Посмотреть вложение 24732 (Эдесса 194 г.)
Вообще, если считать что эллинизм это был цивилизационный вызов, то Восток дал необычайно мощный и многоплановый "ответ". 1-4 вв. время необыкновенного интеллектуального и мистического "бурления" в регионе: 1-2 вв. время составления многочисленных христианский евангелий, посланий и откровений. во 2 в. предпринимаются первые попытки составления канона. в кон. 2 в. христианство принимают цари небольшого государства Осроэна в Северной Месопотамии (правда после этого оно просуществовало недолго). В нач. 4 в. христианство принимает Армения, а в 313 г. сняты все ограничения на него в Риме. 4 в. - первый собор, полное размежевание с иудаизмом (325 г. решено праздновать пасху в другой день, чем иудеи, в сер. 4 в. запрещены браки между христианами и иудеями, иудеям запрещён прозелитизм). Фактически в этом веки закладываются краеугольный камень христианского богословия - в Малой Азии творят (на греческом) "великие каппадокийцы" - Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Назианзин. В 4 в. окончательно был утверждён и евангельский канон. 2-3 в. рождение и расцвет сирийского гностицизма - видевшего материю как активное злое начало. В 3 в. развитием стало учение Мани - уроженца Вавилонии. Оно же стало первой попыткой синтеза христианства, буддизма и зороастризма. В итоге, правда, Мани был казнён, а его учение превратилось во вселенскую ересь. Во 2-3. в . достигает расцвета фарисейская школа в Палестине. Её патриархи по сути были духовными лидерами всего мирового еврейства (так до 359 г. только патриарх определял время празднование Пасхи для всех евреев). Здесь в кон. 2 в. под руководством Иегуды Ганаси была создана Мишна - "вторая Тора" - базовая часть Талмуда - итог деятельности фарисейской школы за несколько веков. В 3 в. параллельный центр иудейской учёности складывается в Вавилонии, где был открыты две иешивы (академии). В 4 в. этот центр становится основным. В кон. 5 в. здесь была составлена Вавилонская Гемара - вторая, заключительная часть Талмуда. В 3 в. начинается возрождение авестийского зороастризма. В 4 в.,под руководством Адурбада, был собран и записан полный авестийский канон и составлен Зенд - его комментированный перевод на современный персидский язык, а также молитвенник Хорде-Авеста. Если до этого Запад двигался на восток, а теперь шло обратное движение - на запад Римской империи шли митраизм, иудаизм, христианство, астрология, ближневосточное искусство, Италию наводнили сирийцы, повсеместны стали евреи. Античный мир начал исчезать.
В кон.2 -3 в. начинается новый глобальный социально-экологический кризис. И становится ясно, что и экономически Ближний Восток гораздо более устойчив , чем Запад. Тем не менее и здесь кризисные явления становятся заметны и находят выражение в масштабной трансформации. Первым её явление стал уже упомянутый переход шахиншахского престола от Аршакидов к владетелям Персиды - Сасанидам, поставившими целью реставрацию Персидской империи. Многое при этом сохранилось - например, уцелели великие владетельные парфянские дома. столицей стал Ктезифон - город напротив Селевкии - туда было переселено и большинство её жителей. (теперь он стал одним из крупнейших городов мира). Отличия были связаны с тем, что сасанидская империя стала первым идеократическим государством в мире - т.е. империй с государственной религией - зороастризмом. Правда обязательность зороастризма распространялась только на Иран, в ан-Иране (т.е. в Вавилонии) сохранена была (после некоторых колебаний) свобода вероисповеданий. Была создана государственная церковь с иерархией и ортодоксией 9которой пришлось бороться с многочисленными ересями - зерванизмом, манихейством, потом маздакизмом). В 4 в. постепенно к той же модели приходит Рим - начинается эпоха государственного христианства (а также расколов и ересей). Второй значительнейшей мутацией становится упразднение городского самоуправления (существовавшем испокон веков). Сасаниды просто назначили свою администрацию, в Риме наоборот членство в органах самоуправления превратили в тяжёлую повинность. В Римской империи это было время когда многие горожане переезжали в деревню, землевладельцы развивали натуральное хозяйство, общины спасаясь от страшных административных злоупотреблений переходил под частное покровительство (в конце концов это стали делать и города). Для ряда категорий населения (включая членов городских советов) явочным порядком сталов водится крепостное право. Языком культуры и управления при Сасанидах стал только персидский (дари). греческий вышел из употребления. жители Вавилонии, впрочем, продолжали говорить на арамейском. В римской части, напротив, арамейский остался языком селян, а все горожане говорили по-гречески. Впрочем, от греческой учёности Сасаниды отказываться не собирались - для её сохранения была учреждена Академия в Гундишапуре (работали также сирийцы и индийцы) - основным профилем её была медицина, но сюда же отправились философы-неоплатоники изгнанные в 529 г. в из Римской империи Юстинианом.
А в чём он заключался? В частности, в экологической части. Интересно, кстати, заметить взаимообусловленную связь между социальными и экологическими проблемами (прошу прощения за отклонение от темы):
ну вы вероятно заметили, что раз в одну-две тысячи лет мир погружался в хаос - гибли империи, снимались с мест племена, исчезали города, деградировала экономика. это такой комплексный кризис. обычно он связан с резкими климатическими изменениями, эпидемиями и т.д., когда груз накопленных проблем - перенасаление, деградация кормящего ландшафта, избыточная не эффективная администрация вдруг разом оказывается непосильным. и всё начинает рушиться. а варварские племена снимаются с мест (где жить стало совсем плохо) и идут на более благоприятные земли (увы уже кем-то занятые). Такой частичный апокалипсис получается. Вот и в 3-5 вв. мир от Китая до Британии как раз сотрясал такой коллапс.
Рим например в 5 в. в итоге потерял половину империи (захваченную варварами) и превратился в Византию. Иран на рубеже 5-6 вв. пережил настоящую социальную революцию - массовое движение маздакизма с требованием "всё поделить" и она почти удалась. (древнее аристократическое сословие в итоге сошло со сцены).
вообще, для этого времени было характерно стремление скорее к размежеванию, чем к объединению. Например, христиан в 5-6 в. вдруг охватило сильное желание досконально разобраться в соотношении человеческой и божественной природ Христа. последствия были печальными. началось всё с соперничества двух ведущих богословских школ 4 в. - Александрийской и Антиохийской. Из первой в 5 в. вышел Кирилл Александрийский, а из второй - Несторий - два непримиримых противника. В результате последующих сложных перипетий Церковь Востока (объединяющая христиан Вавилонии г.о.) признала еретиком Кирилла и стала считаться несторианской (после 431 г.), бывшие сторонники Кирилла тоже разделились (451) на халкедонитов и монофизитов (вторые считали первых плохо замаскированными несторианами). Императорская власть долго колебалась и одно время склонилась к монофизитам, а потом наоборот к халкедонитам. Армянская церковь осталась верна первой позиции, Константинопольская церковь (включающая Малую Азию)- второй. Сирия раскололась - грекоязычное население в основном склонилось к халкедонитам, а сирийское к монофизитам и с большими трудностями отстояло в сер. 6в. для себя отдельную церковь (т.н. Якобитскую). Образованные сирийцы к этому времени были двуязычны, христианская литература с 4 в. писалась здесь и на греческом и на сирийском. Более того сирийские учёные - христиане стали большими ценителями античной науки и философии , они изучались в несторианской знаменитой Эдесской академии. Когда в 489 г. имератор приказал её закрыть, академия в полном составе перебралась на сасанидскую территорию и возобновила работу в Нисибине. Т.о. лидирующая роль в христианском мире востока переходит постепенно от греческой к сирийской /ассирийской интеллигенции. Они прекрасно знали греческий, но от греков (лояльных Византии халкедонитов старались отмежеваться). В руки сирийцев/ассирийцев к этому времени переходит и международная торговля - от Галлии до Индии и Китая. сильно не любили Византию и иудеи (против них там принимали один ограничительный закон за другим). В Персии всем жилось легче (хотя и здесь время от времени на кого -нибудь обрушивали религиозные гонения). Так что Сасаниды которые в нач. 7 в. попытались перейти в решительное контрнаступление и стать единтвенной мировой державой нашли в византийских провинциях большое сочувствие. Но Византия была ещё крепка. Та что обе державы только истощили друг друга, а новую мировую империю создала третья сила.
К началу 7 в. ситуация была следующая. Преодолев благополучно глобальный кризис Ближний Восток подтвердил своё значение мирового экономического центра. Международная торговля восстанавливается и процетает. Каждый торговый путь был нитью и щупальцем ближневосточной цивилизации, вокруг центра образовалась целая сеть диаспор - лидировали сирийцы-несториане, главным конкурентом были евреи (на каком -то этапе после 7 в. они одержали верх). Ещё одной составляющей этой глобальной сети были манихеи. Все эти люди говорили и писали по-арамейски, и искусство всех их явно было одного корня. Восточными контрагентами стали согдийцы (среди последних были многочисленные зороастрийцы и христиане, а согдийское письмо сложилось на базе арамейского). Население Ирана в этот период было зороастрийским, но были и христианские и иудейские общины. В Вавилонии наряду с зороастрийцами (которые были в меньшинстве), жили многочисленные несториане(во главе с патриархом) и иудеи (во главе с экзалиархом - главной национально-культурной автономии). Оставались здесь и язычники , а также приверженцы гностических сект (создававших довольно многочиленные общины). В Закавказье утвердилось монофизитское христианство. В Сирии жили монофизиты-большинство , халкедониты и немногочисленные несториане, иудеи и гностики (иудейский патриархат в Палестине был упразднён византийцами в 425 г.). Плюс, в 6 в. появились ещё монофилиты (те кто поддержал очередные неудачные религиозные реформы византийского двора). Наряду с арамейским здесь был в ходу и греческий. Малая Азия была халкедонитской и полностью эллинизированной. К 7 в. существующие универсальные религиозные проекты выдыхаются. Зороастризм после неудачных попыток насильственного обращения армян утрачивает прозелетический пыл. Попытка Ирана в нач. 7 в. стать мировой империй тоже провалилась. Иудеи и манихеи не имели твёрдой базы и превратились в "вечных жидов", живущих где-то на караванных путях. Самый масштабный проект - христианский, тоже был далёк от цели. Византия - его центр - к этому времени очень мало напоминала античный мир, это была мощная , ближневосточного типа бюрократическая империя с сакрализованным неограниченным монархом во главе. О Риме напоминало только римское право и латинский государственный (до 7 в.) язык. как глава христианской церкви, представляющий Христа, мыслился именно император. Но каждая попытка императорской власти утвердить единомыслие - соответствующее идеальной картине мира - вызывало только новое расколы и обособления. Т.о. вместо идеальной универсальной церкви появилось очень недружное сообщество церквей, с отличиями г.о. дисциплинарными литургическими (но при этом местами настаивающими на принципиальных идейных разногласиях). В константинопольское халкедонитское содружество входили греческие Антиохийская и Александрийская церкви. Римская и слабооформленная дальнезападная, имели свои особые мнения. Монофизитское содружество образовали Коптская (в Египте), якобитская (в Сирии) и закавказские церкви , наконец Церковь Востока считалась остальными несторианской. Почти во всех церквах сформировался канон, т.о. работа мысли теперь сводилась только к комментированию, уточнению и бесконечным дискуссиям по всем известным спорным вопросам. палестина кон. 2-нач. 3 в. синагога самаритянская синагога. 4 в. Иордания 4в
Сирия росписи синагоги в Дура-Эвропос (3 в.) 5 в. (Нил) (Адам и Ева) (столпники) 6 в. мозаики синагог (зодиак) Посмотреть вложение 24824 (жертвоприношение Авраама)
Я думаю, тематическая и стилистическая преемственность сасанидского иранского искусства от древневосточного очевидна. А вот сирийский примитивизм - достаточно оригнальный и "авангардный" ход, хотя в целом всё в той же ближневосточной культурной парадигме.
Поговорим теперь об арабах ) В библейской генеалогии (а такая генеалогия имела огромное значение для всех ближневосточных кочевых племён) арабы оказываются очень близкими родственниками евреев. От брата Авраама (через его племянника Лота) происходят аммонитяне и моавитяне , язык которых от древнеееврейского почти не отличался. От старшего сына Авраама Исмаила происходят арабы, от младшего - Исаака эдомцы (от старшего сына - Исава) и евреи (от младшего - Иакова). По библейской хронологии происхождение арабов т.о. относится к нач. 2 тыс. до н.э. Эта дата не столь уж необоснована ) Как раз в это время среди охотниче-собирательского населения Южной Аравии происходит цивилизационный взрыв, который проще объяснить переселением с севера, - на западном йеменском нагорье с пустого места разом появляется земледелие, керамика и бронзовая металлургия. Но это касается южноарабских племён - с этого времени оседлых и земледельческих. Северо-арабские племена появляются в источниках с нач. 1 тыс. до н.э. как кочевники-скотоводы, занявшие место арамеев в степях у южной границы цивилизованного мира. Это было время создания новоассирийского царства (мировой империи) и одновременно время открытия трансаравийского торгового пути - связавшего земледельческие общины Йемена (некоторые из которых доросли уже до храмовой общины, а другие имели племенное устройство) с Ассирий. По этому пути на север стал поступать благовония (прежде всего мирра и ладан) - эксклюзивные йеменские товары, приносившие всем участникам торговли огромные прибыли ( в том числе и кочевникам, через земли которых шли караваны). Это была эпоха "царицы Савской" (т.е. Сабы - крупнейшеей йеменской политии).
С этого времени можно говорить о сабейской цивилизации - в Йемена появляется собственная письманность, города, ранняя государственность. Он звался "Счастливой Аравией" - имел постоянный значительный доход, но в силу удалённости был недоступен для завоевателей. Почти с самого начала сабейская цивилизация развивалась на обеих берегах пролива - на африканском тоже. Тамошние колонии давали доступ к африканскому золоту и экзотическим товарам, а затем стали и портами на пути из Египта в Индию. Политий (сохраняющих и при государственности племенную структуры) было несколько. В 1 в .до н.э. складывается гегемония племени Химьяритов (цивилизационным центров в коотрой оставалась Саба). Во 2 в. н.э. она временно распадается и складывается новая - на африканском берегу - царство Аксум (имевшее небольшие владения и в Йемене). В 3-4 вв. Химьяритская держава была восстановлена. нач. 2 тыс. до н.э. 8-7 в.до н.э. 7-6 до н.э. период 4 до н.э.-2 н.э.
а вот северные арабы с мировой цивилизацией находились в постоянном контакте с ассирийских времён. Они даже периодически считались подданными той или иной державы, но реально всегда сохраняли автономию и племенную организацию. На базе последней вырастали временами крупные вождества. Иногда арабским вождям удавалось основать княжество и династию где-нибудь в аграрных районах. Степные приграничья к нач. н.э. имели свои городки и инфраструктуру. Но конечно в основе всего продолжала оставаться караванная торговля.
Начиная с 4 в. весь регион был, однако, так или иначе втянут в большую мировую политику. Началось всё с принятием Аксумом христианства (из Египта). Аксум регулярно вмешивался в дела Йемена, пытаясь его подчинить. И соответственно поддерживал там христианство. Химьяриткие же правители всё больше интересовались иудаизмом. В нач. 6 . была сделана попытка утвердить иудаизм в Йемене как государственную религию, на христиан обрушились гонения. Аксум вмешался и была настоящая религиозная война. Войны бушевали и по всей Аравии, которая была разделена между тремя крупными политиями - из них Гасаниды служили Византии, Лахмиды Ирану, а Киндиты после ряда походов с юга признали власть Йемена. Кончилось это падением всех упомянутых государств (кроме Аксума) которые перешли под прямое управление Византии или Ирана (иранский наместник был назначен и в Йемен), а де факто на место царей пришёл снова племенной строй. Ни одна держава впрочем не смогла подчинить караванные центры Хиджаза - Мекку и Медину (Ясриб), а именно там в нач. 7 в. пророк Мухаммед получил новое откровение... Аксум Йемен
каждое арабское племя имела своего бога-покровителя (он же верховный Бог - творец неба и земли). но к описываемому времени постепенно начал формироваться пантеон. Так было общеарабское святилище Кааба в Мекке, где были собраны идолы всех аравийских богов. формируется и культ общего Бога-Творца - Аллаха и связанных с ним богинь - Аллат, Манат и Уззы. Помимо Мухаммеда были в это время и другие пророки (например, Мусайлама). Достаточно широко было распространено христианство (особенно в северных приграничных районах) и иудаизм (последний например до 6 в. доминировал в Медине, но и после утраты иудеями власти имел там очень серьёзные позиции)