Мы подошли к исламу. Рубеж конечно важнейший. Но говорить о разрыве цивилизационной преемственности всё же не приходится. Ислам удивительно органично вошёл в ткань ближневосточной цивилизации ( в отличие от эллинизма). Настолько органично , что производит впечатление естественного этапа. Ближневосточный мир до этого так не обрёл единство - был разделён на Иран и Византию и по (несовпадающей с политической границе) на христианск0-иудейский и зороастрийский мир. Христианство как синтетическое учение не было полностью ближневосточным феноменом - оно несло слишком большое наследие эллинизма истараниями греческих теологов стало слишком сложным и многообразным. Ислам ставил своей задачей синтез и преодоление и иудаизма и христианства. В основу легло учение о периодической обновлении откровения : Адам- Ной - Авраам - Моисей - Иисус - Мухаммед (и действительно такое обновление примерно каждые 600 лет наблюдалось). Учение Мухаммеда с точки зрения философской и этической прогрессом конечно не являлось, но имело мощный демократический заряд (т.е. было общепонятным и неподлежащим символическому перетолкованию), было очень посюсторонним ( т.е, не разделяющим теологию, право и политику) и легко исполнимым ( в отличие от византийской теологии признающей только святость и грех без переходных стадий и стараниями фарисеев необычайно пеергруженного правилами еврейского закона). Т.е. именно потенции массовой религии (при этом без снижения основного содержания) в исламе были максимальны. И Аллах очень наглядно продемонстрировал новому учению свою поддержку. Когда Мухаммед послал всем державам приглашение принять ислам , согласился только наместник Йемена - В Иране и Византии послание было расценено как плохой анекдот. Через несколько десятилетий империи Сасанидов уже не было, а Византия потеряла 3/4 территории. На их месте была новая мировая империя - Халифат, превзошедший по маштабу и империю Ахеменидов-Александра.
Мухаммед, как известно, был провозглашён "печатью пророков", т.е. последним пророком. Однако весть о новом откровении появлялась. Как минимум в 1800-х - 1900-х годах очередным откровением стало учение Бахаи, как я понимаю. А примерно в 1200-х было что-то такое?
Ибн Араби называли мастером мастеров и в общем его статус был где-то около того. Но до Мухаммеда конечно не дотягивал. И нового откровения не провозглашал.
Вот тут пишут, что Мухаммед выдержал своеобразную конкуренцию среди других людей, провозглашавших себя пророками в то время. )
Да и Иисус в своё время тоже "посоревновался". Видимо, общество требовало новых религиозных форм и рождало веер возможностей, из которых выжили наиболее адекватные вызову.
Может быть, вернее сказать: всё это были предтечи, предвестники, формировавшие почву, настраивавшие сознание социума на нужную волну, на гребне которой и появляется тот, которого уже ждут. То есть новое откровение должно войти куда-то, и определённая готовность возникала, вероятно, именно благодаря таким вот псевдопророкам (или предпророкам).
Когда описывают некий абстрактный "Восток", в отличие от "Запада" одним из главных признаков первого называют государственную собственность на всю землю. Для всего доисламского периода этот признак не работает. Но арабы действительно рассматривали всю землю как завоёванную и перешедшую в собственность уммы. С этой земли взимался государственный налог - харадж (кроме особых привилегированных владений с которой платилась десятина). Язычество было запрещено, но все "люди писания" (христиане, иудеи, зороастрийцы) имели полную свободу вероисповедания. Однако платили подушный налог - джизью. Завоевания и постоянные смуты очень сильно подорвали экономику, денег не хватало, и халифы из династии Омейядов, в погоне за деньгами, смотрело сквозь пальцы на очень многое (включая "идолопоклонство") лишь бы платили джизью. Когда многие стали принимать ислам, чтобы её не платить, Омейяды совсем не обрадовались и в 700 г. мусульманам- не-арабам (мавали) джизью было велено, таки, платить. Перед этим (в 691 г.) финасово-налоговая сфера была изъята из рук туземных чиновников, передана арабам, переведена на арабский язык и унифицирована (до этого канцелярским языками были на востоке персидский, на западе - греческий). Но денег всё равно не хватало - началось строительство новых городов, мечетей, дворцов, замков... Кончилось это тем, что один из мятежей оказался успешным, и Омейяды были свергнуты Аббасидами. Последние окончательно уравняли в правах всех мусульман. После этого довольно быстро произошла общая исламизация населения (особенно в Иране). Аббасиды опирались именно на восточные районы , поэтому иранцы стали преобладать и в управлении, и в армии. Двор Халифата стал больше напоминать прежний двор сасанидских шахиншахов. Столицей стал новый город Багдад в 32 км. от Ктезифона. Он быстро стал новым мегаполисом - столицей Вавилонии "и мира". (А Ктезифон повторил судьбу Вавилона и Селевкии).
искусство 7-8 вв. не особо отличалось от предшествующего периода Иран, Средняя Азия Сирия.мозаики церквей.
мечети (вполне византийской архитектуры) правда каменное узорочье теперь стало более пышным. такие формы как купол, арка и айван это из сасанидской архитектуры
По факту нет, хотя в Коране конечно указания есть, и в мечетях никаких портретов-скульптур не было. А в дворцовой бане почему не сделать? Омейяды, как я уже говорил, были не формалисты )
трудные времени настали , пожалуй, только для халкедонитов - их считали византийской агентурой. в итоге халкедонское православие стало на Ближнем Востоке и в Африке почти исключительно национальной религией греков. Якобитская церковь укрепила свои позиции, а несторианская Церковь Востока вступила в пору расцвета и экспансии на восток. Бывшие язычники массами переходят в несторианство, в Средней Азии по мере арабского завоевания множатся несторианские епархии и митрополии, значительная несторианская община возникает в Китае. Сирийцы-христиане составляют интеллектуальную элиту халифата (кроме области законоведения, естественно) Золотой век наступает для иудеев. По сравнению с византийцами арабы были образцом терпимости и либерализма. Национальная автономия евреев в Вавилонии сохраняется и укрепляется, ректоры двух тамошних академий - гаоны - становятся духовными лидерами всего мирового еврейства. В Испании евреи встречали арабских завоевателей как освободителей и оказывали им деятельную поддержку. евреи становятся хозяевами и на западном участке великого шёлкового пути - прошедшего через Восточную Европу - в 8 в. иудаизм начинает распротраняться в Хазарском каганате, и с нач. 9 в. становится там государственной религией. В Африке иудаизм принимает эфиопское княжество Загве - в 10 в. оно сокрушит христианское царство Аксум. Гностические общины (мандеи, йезиды) замыкаются на себе, но многие их сторонники номинально принимают ислам (т.н."лицимеры") и активно преобразуют шиитские секты. Манихейство, вытесненное из халифата, широко распространяется в городах Синьцзяна и тоже достигает Китая, В сер. 8 в. оно становится официальной религией Уйгурского каганата в Монголии. Так что Ближневосточная цивилизация ширит экспансию и приближается к апогею.) Византия тоже переживает пик ориентализации. в сер. 6 в. Косма Индикоплевст пишет "Христианскую топографию" это стало началом вытеснения античных наук из системы образования. В кон. 6. латынь перестала быть государсвтенным языком. в 7 в.импераотры стали именовать "василевсами роммев2 - т.е. царями римлян, а этикет был приближен к древнеперсидскому (с простираниями), ритуал стал уподоблять василевса Христу. наконец иконоборчество (две волны - 730-787 и 813-43) означало радикальный разрыв с античным наследием в искусстве. В халифате же Абасиды, напротив стали проявлять самый живой интерес к античному наследию и брать с Византии контрибуции книгами. В Багдаде учреждается Дом Мудрости (куда переехали и гундишапурские учёные). Расцветает интеллектуализм. Присутствие оранжевого мема несомненно. Эту эпоху иногда называют "исламским ренессансом". Но я полагаю, что речь стоит вести идёт о ближневосточной античности (начавшейся ещё в сасанидские времена и достигшей теперь пика). Уже не внешней и насильственной, как во времена эллинизма , а как естественного этапа собственного развития.
Но интересно, что крупнейший халкедонский богослов эпохи - Иоанн Дамаскин (8 в.) был родом из Дамаска -столицы омейядского халифата и жил на его территории . Именно его"Точное изложение православной веры" по сути завершило собой историю патристики. Что касается зороастризма, то конечно, при Аббасидах большинство элиты переходит в ислам. Но тем не менее на востоке в 9-нач. 11 в. была вспышка интереса к своим иранским корням (поддерживаемая эмирами Саманидами). И в эти века создаётся значительная зороастрийская литература энциклопедического содержания. в исламе 8- нач. 9 в. это время бурного развития правоведения и формирования основных мазхабов
в языковом плане : государственным являлся арабский язык, он же с 8 и особенно 9 века становится языком высокой культуры и межнационального общения. арамейский язык к кон. 8 в. по большей части вытесняется из обихода, но остаётся языком доисламских религий (местами бытует и как разговорный). среднеперсидский остаётся языком зороастризма, в 9 в. в Средней Азии возникает новоперсидский язык - фарси (с арабской письменностью). в сер. 9 в. на нём начинают писать поэзию, с сер. 10 в. и прозу.
Ну в Иране-то всё это время народ всё же в основном говорил на различных вариациях персидского? Не совсем понятно, что значит - "остаётся языком зороастризма"? В смысле зороастрийские тексты писались на этом языке? То есть получается, именно зороастрийское учение оставалось в Иране в те времена как бы народным?
Народ сельский и раньше говорил на местных диалектах и теперь говорил. Среднеперсидский был языком религии, культуры, администрации, города. А теперь он стал языком на котором продолжали писать зороастрийцы. А функции языка культуры и города стал исполнять арабский. Кроме Средней Азии, где в 9 в. стали слагать стихи на бухарском диалекте и записывать их арабским письмом. Так возник новый литературный язык. Позднее он станет основным для всего ираноязычного населения , которое оформиться в новый этнос - таджики. а языком караванного мира Центральной Азии оставался согдийский.