Другая география Мы привыкли смотреть на окружающий мир «глазами обыденности». Всё для нас вокруг обычное и привычное, но если присмотреться к этой обыденности, то понимаешь, что это не более чем фильтр восприятия. Если кто-то помнит как воспринимался мир в раннем детстве, перед ним встанет неопровержимый факт: мы жили тогда как бы на границе зазеркалья. Каждый предмет мог в любой момент обнаружить самые причудливые свойства. Попробую посмотреть на те места, в которых мне довелось побывать, не «глазами обыденности», а «глазами зазеркалья», глазами эмоций, чувств. Самара. Родной мой город – Самара. Зазеркалье Самары весьма разнообразно. Прежде всего, как в любом мегаполисе, здесь почти везде ощущается некая тёмная изнанка. Вот ты идёшь по улице и имеется неотступное чувство, что за этой окружающей картинкой живёт тьма. Воображение рисует тёмные тоннели, сумрак, сгущающийся в каждом подвале и на каждом чердаке. Есть места, где тьма проступает особенно явственно: в подземных переходах, в грязных подъездах, в городских трущобах и в особенно запущенных местах спальных районов. Даже некоторые площади имеют этот явственный оттенок. Например, площадь Кирова. Также – окрестности Кировского рынка. Всё как бы мутирует под действием этой тьмы: среди жителей этих мест всё чаще можно видеть сизые хтонные лики людей умерших сердцем. Похожее ощущение вызывают районы, в которых процветает ночная жизнь. Но здесь немного другой оттенок, больше напоминающий андреевский Дуггур. И ещё один хтонический оттенок можно уловить в промышленных районах. Промышленные предприятия Самары, находящиеся за Заводским шоссе, были построены в середине советского периода и с тех пор постепенно деградировали до нынешнего полуразрушенного состояния. Однако, местная тьма не кажется столь агрессивной, как в вышеописанных местах. Однако, есть места, где тьма чувствуется меньше, замещаясь светлым и чистым чувством. Это – крыши домов, набережная Волги (и правый берег Волги), прибрежные новые районы города, отдельные парковые комплексы (но не все), некоторые территории частного сектора, Жигулёвские и Сокольи горы. В последних кроме того появляется острое ощущение дремучей дикости. Отдельно хотелось бы поговорить о церквях и прочих храмах. Территории их, вроде бы вполне светлые, уж точно не хтонные, тем не менее часто как бы окружены плотным, почти физически ощущаемым барьером «особой территории», территории «чужих-здесь-не-ждут». Такой барьер бывает в замкнутых городских дворах, но здесь он многократно сильнее, начинаясь за несколько метров от ворот.
Олег, не возражаешь, эту ветку пока переместить в мой заповедник, поскольку там уже собирается подборка на "ландшафтную" тему? Потом придумаем какой-нибудь раздел.
Питер. В этом городе изнанка чувствуется мощно. Мрак почти физически ощутим везде, настолько, что, кажется, исчезни отсюда все люди – и город будет продолжать жить особой призрачной жизнью тьмы. Люди здесь вообще словно бы лишние со своим муравьиным копошением. Совершенно непонятно, что же обусловливает это ощущение. Старые дома? Они есть и в других городах, но там этого ощущения подступающей изнанки нет. Фактически, нигде больше я не встречал столь острого этого чувства. Когда идёшь по улицам Питера, особенно вечером, почти явственно преследует эффект двойного зрения: физические глаза видят одно, а воображение достраивает как бы параллельную картинку, соответствующую вышеописанному чувству. Некоторые места, вроде деловых центров или новых окраин, отмечены этим чувством не так сильно. Но старые улицы наподобие тех, что отходят от Невского проспекта, погружены во мрак особенно сильно. То же можно сказать и об исторических местах вроде Сенной площади, Исаакиевского и Казанского соборов. За этими местами мерещатся целые сумрачные миры со своей жизнью. И вот, в сновидениях ты уже бродишь по этим мирам, по этой изнанке.
Знаю немалое число людей (москвичей по преимуществу, но не исключительно), которые наверняка чувствуют там нечто обратное. Один человек так выразил своё впечатление - "в Питере будто летаешь". Я могу там почувствовать и то, и другое, общее же моё характерно-субъективное ощущение метафорически можно определить как "парение в тумане с попутным растуманиванием пара". Наследие имперской столицы не хухры-мухры, конечно, очень многое напутано, а то и загажено нередко. Но действительно необычное место, на котором стоит этот город, "природной сумрачностью" наделено достаточно умеренно, причём место весьма "сильное", немало повлиявшее и на архитектуру, и на культуру вообще.
Тут, конечно, всё субъективно. У меня почему-то пока такие впечатления образуются. Тут надо просто иметь в виду, что на какую-либо объективность я не претендую, а описываю лишь наблюдаемые мной субъективные ощущения. Кстати, другой род ощущений в Питере - распахнутость неким огромным просторам. Может быть это из-за близости к морю.
Море там довольно условное, Маркизова лужа называется. А распахнутость действительно место быть имеет. Один из факторов, немало влияющих на "атмосферу" - характер реки. Она отнюдь не маленькая и весьма сильная, но при этом очень короткая, "концентрированнная. На "сильном" месте стоит Шлисельбург-Орешек-Петрокрепость в истоке. И тоже весьма "утяжелённом" людьми.
В Самаре, кстати, тоже ощущается распахнутость из-за Волги, но именно в районах, прилегающих к ней и кроме того, эта распахнутость ощущается иначе. Нет той суровости. И той космичности что ли.
Город на перекрёстке скандинавской и восточнославянской культур, с самобытной местной, "чухонской" спецификой в устье Невы появился и развился б до "миллионерских" масштабов наверняка и без империи. Итальянского в нём, наверняка, было б поменьше, зато "коренной колорит проявился б поярче. Типа такого, в моём представлении - Однажды мне такой непоявившийся город пригрезился даже. —— добавлено: Nov 19, 2011 10:53 AM —— Православная архитектура по причине "имперскости" носит в Питере экклектичный до аляповатости характер, вот разве что "кружка с бутылкой" (храм бывший опорой питерского общества трезвости) -
В Питере бывал только летом и город мне скорее импонирует (впрочем, как и Самара близ Волги). Дворы конечно жутковаты.
В Питере сразу проваливаюсь в "Нанку", в небесный город. Никакой достоевщины не ощущаю. Такая вот особенность.
А мне, между прочим, тоже скорее импонирует, как ни странно. В нём ещё есть некая сосредоточенность. А мрак этот, кстати, не слишком агрессивен, как правило. —— добавлено: Nov 19, 2011 12:08 PM —— Выборг, говорят, хорош. Но мне не довелось.
Нет, тоже не довелось. Был только в детстве в Воейково - замечательно, совершенно завораживающая природа. И между Питером и Москвой есть такое место - Крестцы. Там как-то раз бывал. Леса впечатлили. Мощные, сумрачные, нарочитые. Похоже на тайгу. Впрочем, географически это наверное тайга и есть.
После последнего визита в Выборг я понял почему финны там напиваются. я бы на их месте тоже нажрался. Захватить такую жемчужину, которую во всей Финляндии не сыщешь, и так засрать...
Вообще то, что совдепия на Карельском перешейке наворотила весьма и весьма позорно, по большей части.
В Питере первый раз был лет в 13-14 с матушкой. От её работы профсоюзные тур-путёвки были. Проживали в гостинице посёлка Советский между Питером и Выборгом и оттуда на автобусе ездили на экскурсии. Два дня по Питеру и один день в Выборг. Была, если не путаю, ранняя весна и Питер мне ну совсем не понравился. Грязные серые дома, грязный серый снег, голые деревья в парках и заколоченные на зиму в деревянные ящики скульптуры в них, сырой промозглый ветер и снег с дождём... бр-р-р... Другое дело - Выборг. Вроде и погода та же, а как-то она не портила ощущение "богатырского" сумрачного города. Город-Титан - это я щас придумал. Крепость на острове, кругом фортификационные сооружения, огромные валуны. А в крепости - одна из первых выставок картин Константина Васильева, о котором я до этого ни разу не слышал, так как живописью не интересовался вовсе. Представляете, как всё это меня впечатлило? Второй раз - поездкой в Питер отметили с женой окончание института и успешную защиту дипломов. Она уговорила, так как Питер - её любовь с детства, она с родителями туда регулярно ездила. Ну летом - совсем другое дело - мои детские впечатления почти совсем оттаяли. За неделю облазили, объездили, обходили Весь Питер и все окрестности. Нам тесть с тёщей составили план(список) мест, где надо обязательно побывать, и мы успешно его выполнили. Конечно, больше всего запомнились царские дворцы-усадьбы по южному берегу Финского залива, а в черте города - Пертопавловская крепость и прогулки на катере по каналам, где мне особенно запомнилась Новая Голландия - волшебное какое-то место. Ещё даже в зоопарке питерском побывали, и на Валаам успели смотаться на денёк. Но самое забавное, что за день до отъезда мы решились на обзорную ночную автобусную экскурсию по Питеру(потому что ходить - уже мозоли натёрли ) и на этой экскурсии, которую самозабвенно, с огромной любовью к городу, вёл колоритный дедушка-еврей, мы осознали, что не побывали и в половине интересных мест и музеев Питера Так что следующую поездку начнём с такой же экскурсии, где нам расскажут "меню" города, а мы уже будем выбирать куда податься.
В принципе я очень хорошо понимаю то, о чём говорит Олег в первом посте. Я тоже чувствую разную атмосферу разных мест. В подростковом возрасте гораздо острее чувствовался комфорт в "светлых" местах и напряжённость в "тёмных". А сейчас как-то проще стало. То есть конечно осознаёшь "тёмность-светлость" места, но появилась какая-то уверенность, что зайдя в самое "тёмное" место, сможешь подружиться с самой "тёмной" личностью в нём. И окажется, что "тёмное" место уже никакое не "тёмное", а просто в нём другой уровень освещённости, что тёмным оно кажется, лишь от того что у хозяев места нет денег и/или желания сделать в нём косметический ремонт, но оно им и так нравится - это их "тёмная норка", в которой им уютно и комфортно. Да и сами они не тёмные, а просто несчастные, не бритые, с бодуна и имеющие неприятности в личной жизни, по причине полного непонимания причинно-следственных связей оной. Единственное место, которое меня тревожило до недавних пор(сейчас уже меньше) - это мой родной город Лыткарино, в котором я бываю изредко - сдаю на выходные детей своим родителям(им на радость, нам с женой на облегчение ) Стоило пресечь границы города, как возникала необъяснимая лёгкая, но постоянная тревога. Причём осознавал её, уже уехав из города, облегчённо вздыхая. И чем более уверенно и комфотно я чувствовал себя по жизни в Москве, тем более резким чувствовался этот переход. Пытаясь понять природу этого явления, рассказал одному знакомому , на что он сказал, что он слышал об этом и от других, и что это Москва "сбрасывает негативную энергию в область", но мне кажется, что дело скорее в моих личных детско-подростковых страхах, потому что в других городах Подмосковья чувствую себя не менее комфортно чем в Москве. А вы что думаете о причинах этого?
Ну, причины этого чувства откопать можете только Вы в себе самом. Возможно, это нечто вроде "возвращения в Икстлан"? Вы не находите того города, в котором Вы выросли и который, видимо, любили. В реку-то дважды нельзя войти.
Ещё одна история к "расёмону" про Питер. Мой самый первый в жизни спонтанный мистический опыт в глубоком детстве связан с приездом в Питер в день 1-го мая, с демонстрацией на Невском проспекте, на которую я смотрел с третьего этажа. С этого дня моё самовоспоминание становится непрерывным. Город этот полюбил, как мне казалось, навсегда. В отрочестве мне почему-то перестало нравиться там бывать, я объяснил себе это тем, что был каннибализм во время блокады, и что я, мол, начал его чуствовать. Сейчас же он мне кажется более родным, чем мой родной город Москва [был в Питере в 2003 году в последний раз]. Архитекторы старых Хельсинки и Питера были одни и те же, поэтому попадая в центр Хельсинки, начинается déjà vu.
Не верю . Был там не раз и подолгу, и то того же сказать не могу. Питер слишком крупномасштабное явление, и в ширину и в глубину, поэтому и однозначными оценками его не охватишь. и мнения никогда не совпадут ). Ещё у каждого свой личный резонанс/диссонанс. Например, от Москвы меня тошнит, а от Лыткарино напротив . Хотя воспоминания детства о нём не лучшие.
Да, с Москвой не проще. Меня от неё не тошнит, а бодрит. Иногда тупо, но что ж тут поделаешь. Если В Питере парение, то в Москве длиннющие прыжки метров на тридцать. Ни на что кроме чистейшей субъективности своей оцненки я, естественно, не претендую. Сейчас я в Москве обжился, и прёт уже послабже. Но разница с Питером остаётся того же примерно характера.