Записки начинающего йога

Тема в разделе "Здоровье", создана пользователем Sielicki, 8 фев 2016.

  1. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.760
    Симпатии:
    833
    Как приятно беседовать с понимающими. :)
    Шавасана - это предельное расслабление всего.
    Но чтобы что-то расслабить необходимо оттолкнуться от какого-то напряжения. В любом случае. Не обязательно от предельного. Но как-то напряжение д.б. обозначено.
     
  2. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.476
    Ну так доведём мысль до логического конца: чтобы что-то расслабить, нужно оттолкнуться от некоего напряжения. Шавасана, как Вы верно заметили, - это предельное расслабление всего. Значит, она есть результат отталкивания от (или преодоление сопротивления) предельного напряжения всего. Напряжения как состояния вообще. Оно не в конкретной данной асане, а "вне" её формы. Почему шавасана и асана асан.
    Осознанное растекание - и может быть даже впечатывание в землю - это осознание гравитационной силы, свобода же от неё есть именно преодоление сопротивления от напряжения всего.
    То есть мне просто хотелось обозначить этот момент, ключевой в своём роде.
     
  3. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.760
    Симпатии:
    833
    Да вот нет! Никто не требует предварительного предельного напряжения всего. Достаточно простого небольшого напряжения
     
  4. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.476
    Вы неверно меня поняли. Конечно, никто не требует. Сами написали слово "предварительного" и сами же с ним спорите. )
    Попробуйте ещё. Это "напряжение" - в "точке" вне тела/сознания, оно на границе соприкосновения тела/ума с самим "напряжением как явлением" (которое здесь дано в виде гравитации), и оно так же одновременно используется для достижения освобождения, как и в других асанах. То есть это гипотетическое напряжение, свойственное уму (привычное ему в данных условиях), нужно отпустить, увидеть, что его нет в теле и сознании, что оно - вне, - и это шавасана.

    Впрочем, не обращайте внимания на мои рассуждения, если Вам они не подходят; это понимание, думаю, не обязательно для достижения хорошего расслабления. Но кому-то другому может пригодиться.
     
  5. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.760
    Симпатии:
    833
    отчего же?
    мы тут собрались, чтобы обращать внимания на рассуждения друг друга :)
     
    Glenn нравится это.
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  7. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.476
    Вот они прикалываются, а на самом деле асане Адхо-мукха-шванасана (поза "собаки мордой вниз") меня по-настоящему научила именно собака, потягивающаяся "мордой вниз". )
    [​IMG]
     
  9. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    - Многие занимаются йогой, потому что это полезно для здоровья, как вы оцениваете подобный подход к йоге?
    - Большинство людей вообще слабо представляют себе, что такое здоровье. На 90% это роль массмедиа: формируется некий образ: «мы занимаемся йогой для здоровья». Время от времени открываются центры – йоги, аюрведы, психоанализа, чего угодно, люди все равно туда пойдут. Ведь вся история человечества – это поиски утешения. В этом смысле йога схожа с психотерапией.
    Люди разделяются на тех, кто хочет, чтобы не болела спина, (потому что они понимают, что у них болит) и тех, кто хочет заниматься для некой гармонии – потому что понять, что болит, не могут. И тогда начинается стандартная заместительная активность.

    - Можно ли сказать, что йога привлекает определенный тип людей?
    - Йога притягивает разных людей в зависимости от времени. Если брать конец 80-х – начало 90-х годов, йогой занимались, в основном, шизоиды. Шизоид – это человек со специфическим типом психики, с урезанными социальными контактами, низкой мотивационной составляющей. С конца 90-х в йогу потянулось много маньяков и эпилептоидов, Лаппа привез новую практику - аштанга виньяса, где шизоидам делать нечего. При этом важно понимать, что вся эта типология характеров говорит о совершенно нормальных людях. Я говорю о том, что в йогу тянутся те люди, для которых близко ее позиционирование. Сейчас вот начали позиционировать йогу как средство для здоровья, и сразу потянулись тревожно-фобические личности, ипохондрики. И со временем это тоже будет меняться.
    (Из интервью с С. Агапкиным).
     
  10. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Ой-ой.. Я не сам, меня вынудили... :)
     
    Ондатр нравится это.
  11. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.476
    Сочувствую. )
     
  12. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.476
    Не йога, но принцип тот же (как и во всех восточных телесных практиках): осознавание через тело.

    Михаил Прохоров:
    "Уже много лет занимаюсь тескао — древним видом боевых искусств. Это одна из базовых методик для увеличения психологической устойчивости, так как в ее основе лежит умение расслабляться в стрессовых ситуациях, например, когда игроку предстоит решающий бросок, он должен был спокоен, несмотря на внешнее давление. Тренируюсь я по два часа в день в течение последних пяти лет.

    Если говорить о непосредственной пользе от тренировок тескао, они заставляют работать все мелкие мышцы запястий и лодыжек, которые более чем важны в баскетболе: вспомните количество прыжков, поворотов, бросков и бега в игре. В результате разрабатываются сухожилия и связки, улучшаются гибкость и равновесие.

    Тескао учит вас использовать определенные мышцы, пока остальное тело абсолютно расслаблено. Существует более 11000 упражнений, так что развиваться можно бесконечно. Если вы посмотрите видео с тренировки, вы увидите, что даже для профессиональных спортсменов намного моложе, чем я, это настоящий вызов, и нужно немало усилий, чтобы отточить каждое движение.

    Помимо физической нагрузки, это очень хорошо для ума. Тескао развивает баланс между правой и левой стороной тела и правым и левым полушарием.

    Часть тренировки проходит на неустойчивой поверхности, например, я должен сидеть или стоять на мяче, что невозможно сделать, не освободив полностью сознание. Фактически, ты отдаешься на волю бессознательного, почти как при медитации".
    Отсюда.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Для лучшего понимания что суть йоги в динамике, можно обратиться к вышеупомянутым стихам Ригведы в которых упоминается sthira - "сопротивление", "натянутость": "Затупите клинки, расслабьте натянутые луки (натянутость луков)". Пользуясь этой алегорий мы можем легко увидеть что "неподвижность" лука нужна, и имеет смысл, не сама по себе, а только как часть динамического цикла нятжения и расслабления, и суть ее не только и не сколько собственно в неподвижности или статичности, но именно в напряженности, сопротивлении изгибу, и, соответственно к подводе к ним и уходу от них. Вы можете вырезать или отлить статую с луком в руке, форма которого будет изображать его натянутость, он будеь неподвижен, да, но он не будет находиться ни в каком напряженном состоянии. И это изображение не будет луком, и Вы не сможете его расслабить, а ведь расслабление это настоящая цель и функция лука. И такой лук будет иметь только декоративную ценность, как и асана без динамики и сопротивления.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Кстати, надо будет эти приколы использовать для иллюстраций :)

    А вообще да, на собаках и видно что это поза для расслабления...
     
  15. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.476
    Скорее, в познании единства динамики и статики.

    На языке Йоги сознания это не что иное как "понимание посредством тела движения в покое и покоя в движении";
    - это одновременное iha śāriputra rūpaṃ śūnyatā śūnyataiva rūpaṃ (форма это пустота, а пустота есть форма) и gategatepāragatepārasaṃgatebodhisvāhā (движение, движение... вплоть до высшего постижения) в Сутре Сердца буддизма;
    - это единство/баланс совершенного покоя и предельной устремлённости;
    - это смирение и ненасилие в слиянии с преодолением и борьбой;
    - это взаимопроникновение Дао и Дэ;
    - это полное и абсолютное принятие данности конкретной формы при выходе за пределы любой из форм.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    И еще немножко про осознанность...
    Если мы опять обратимся к нашей алегории натянутого лука из Ригведы, то она нам поможет понять что от того насколько будет оптимально отработано натягивание лука настолько будет зависит успешность выстрела, или, еще важнее, возможность его сделать. Ведь насколько "нетревожащим" для скелета, связок, мышц лучника будет процесс натягивания тетевы и лука, - без вывихов суставов, защемления нервов и надрыва мышц - настолько без отвлечения лучник может сконцентрироваться на прицеливании, и, если понадобится, плавной отправки стрелы в полет без сбивающих этот полет импульсов. Конечно же, для достижения такой функцианальной плавности натягивания лука нужно внимание, и если не в обстановке раельного соревнования, охоты, или боевого применения, то во время тренировки. MRI и прочие сканирования мозга во время обучения новым навыкам, даже "низшим" моторным, обнаружили что при этом активируютя множество разных зон, причем ответственных за крайне "высокую", сознательную обработку информации. Потом, когда навык приобретен, активируются только специфические нейронные сети, в "низших" зонах мозга, которые со временем даже "цементируются" белым вешеством мозга, обеспечивающим лучшую изоляцию и проводимость тех сетей. Но для модификации и развития навыка, все равно необходимо, хотя бы периодически задействовать механизм обучения с включением "высших", сознательных областей мозга.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Врут, небось, переводчики :)
    Можно и так перевести: "В этом мире, Ученик, внешний вид иллюзорен (для отвлечения внимания), иллюзия как бы (в некотором смысле) создает форму" :)


    iha - in this case, in this world, at this time, in this (indeclinative adverb)
    śāriputra - first apprentice/gambler (masc, sing, voc noun/adj)
    rūpam - form, beauty, body, dress; form, figure, appearance; object (n), name (m) (masc acc/ neut nom sing noun/adj)
    śūnyatā - absence of mind, distraction, nothingness, illusory, vacancy, loneliness (fem nom sang noun/adj)
    (śūnyata) iva - as if, in some measure, a little, almost (indeclinable)
     
    plot нравится это.
  18. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.476
    Это то же самое. )
     
  19. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Кстати, полезный канал вообще, и идущая сейчас 30-дневная серия уроков для новичков.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Попытки реализации :)
     
    list нравится это.
  21. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    С сопротивлением ума - физического, эмоционального, ментального. Поэтому так важно начать с расслабления, а уж потом, стараясь сохранять его, переходить к асанам. Когда смягчены зажимы, выполнить асану легче, о чём и "Записка" Иры. Целенаправленное напряжение вызывает усиление блоков, так что какая уж тут гибкость. Начинающему хочется поскорее добиться результатов, поэтому обычно все (я в том числе) прибегают к напряжению вместо расслабления. Результат - травмы и неправильные привычки. В йоге как нигде верно: "Тише едешь - дальше будешь". Притом тихо ехать можно долго, за счёт выдержки добиваясь гораздо большего, чем за счёт старания сильнее согнуться/повернуться/скукожиться.

    А я думал, что главное в йоге - асана, позволяющая развивать концентрацию. Упражнения нужны, чтобы размять и укрепить тело, чтобы в этой самой концентрации пребывать долго. Она ведь требует тишины, а движение эту тишину разрушает.

    Присоединяюсь к рекомендации Олега прочитать книгу Бойко. Правда, его религиозная критика очень невысокого качества (это я смягчил), но что касается йоги - он один из выдающихся методологов. Кстати, тоже апеллирует к "Йога-сутрам" Патанджали.

    Один из главных принципов у Бойко: должны быть ощущения между нейтральными и комфортными, ни в коем случае не болевыми. Для успешной практики нужно не напрягать лишних мышц, а чтобы понять - какие нужны, а какие лишние - требуется начинать с малых амплитуд и выдержек и чутко слушать, что там внутри. Например, из-за эмоционального напряжения может начать сбиваться дыхание - значит, тоже перебрали. Я уж не говорю про возможность усилить радикулит, вместо того, чтобы вылечить его, или повредить колени. Ну а если день за днём вставать в эту уттанасану 2-3 раза в день - она будет совершенствоваться, "течь" - причём в душе будет покой.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Согласен. Поэтому то и стараюсь не использовать термины "напряжение" или "контроль", а "сопротивление", "наблюдение" или "внимание". А если уж "напряжение", то в узко-техническом смысли в сопроматовских аналогиях.
    Ну, и опять же "работа с сопротивлением", что отнюдь не означает нагнетание напряжения против этого сопротивления до максимума.

    Это моя особенность (или заскок, если хотите :) ) - для меня было реальным озарением, или даже откровением то что в йоге присутствует динамика, и как ее следствие, силовая состовляющая (опять же в техническом физическом смысле). Что, собственно и [может] являться предметом внимания. Опять же к термину "концентрация" я тоже бы относился с осторожностью.

    Checked, как говорится :)
     
  23. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.476
    Наверно, корректней будет говорить не "предельное напряжение/сопротивление", а "мягкое усилие ("до предела и чуть-чуть ещё" - как говорила мне инструктор) в расслабленности". Тут никак без двух в одном не обойтись. И вот это самое "чуть-чуть ещё" за гранью возможного твоего тела (в настоящий момент) и есть небольшая, едва заметная, но подвижка в реализации асаны.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    Как тут говорят некоторые приспортивленные инструктора (+пилац, +зумба) - что асана начинается только тогда когда вы готовы/желаете из нее выйти :) Не то чтобы я с этим был не согласен полностью, но по крайней мере с ее чрезмерными интерпретациями.
    И опять же я разделял бы сопротивление и напряжение - одно все же скорее внешнее явление, а второе это то что мы контролируем когда начинаем работать с этим внешним явлением. Причем Штхира это не только физическое сопротивление, но сопротивление войска, например.

    Когда мы говорим о Двандвах (в данном случае напряжение-расслабление), то обычно это синтез разных сущностей (если и оппозиций, то не диаметральных) которые вместе работают на создание нового вектора (из-за своей недиаметральности). И опять же, ежели мы хотим чтобы материал потек, но не потерял прочность, нам нужны как можно мелкие концентраторы напряжений - собственно отсюда и расслабление при нагружении. Но опять же это все аналогии, физическо-сопроматно-геометрические.
     
    Последнее редактирование: 10 июл 2016
  25. TopicStarter Overlay
    Sielicki

    Sielicki Вечевик

    Сообщения:
    1.889
    Симпатии:
    619
    В связи с тем что у знакомых с Санскритом могут возникнуть (и уже возникали :) ) вопросы о целесообразности таких сложных и нетрадиционных синтаксических разборов сутр, добавил немного грамматических обьяснений :)

    "...Типичный перевод ее: "Позиция должна быть неподвижна и комфортабельна". Между тем, нам кажется, корректнее будет: "Сопротивление [создает/позволяет] умиротворенную/счастливую позу".

    Понятно откуда берется традиционный перевод - если мы примем что последние два слова находятся в именительном падеже, а первый компаунд координирующий (или двандва), который представляется обьединением (двух) слов союзом "и", тогда придложение является номинативным (с опущенным по умолчанию глаголом существования), то есть дающим иное имя подлежащему, обычно находящемуся во второй позиции. То есть, дословно, "асана - неподвижна и комфортабельна".

    Это простейший, однако не единственный перевод. Грамматическая многозначность Санскрита не только приводит к неопределнностям и неясностям, разьясняемым контекстом, но и является мощным инструментом в руках умелого пользователя для создания нескольких параллельных смыслов, вложенных в одну и ту же грамматически верную фразу, которые не только могут, но и должны рассматриваться в свой параллельности и совокупности.

    В данном случае, настойчивая (в двух последовательных словах) альтернатива винительного падежа может превратить компаунд в зависимый, когда два слова находятся в отношении определяемым падежем последнего, и первое уточняет и ограничивает второе. То есть "удобство" не просто, а вызываемое/создаваемое (винительное соотношение) "неподвижностью", или "напряжением". И вот эта полученная новая сущность теперь становится подлежащим предложения и, опять таки входит в винительное отношение с асаной, то есть создает ее.

    Хотя другие индо-европейские языки тоже используют компаундные существительные и прилагательные, Санскрит делает это куда более широко и свободно, и разве что Немецкий может с ним в этом сравниться. Поэтому для перевода на другие языки может иметь смысл не только стараться не использовать компаунды дословно, но и представлять их более привычными европейскими морфо-синтаксическими структурами (МСС), нежели чем оставаться в грамматической парадигме Санскрита Панини (Pāṇini). Так первое слово (и последующие непоследние сова) в компаундах Санскрита обычно находится в форме нефлективной основы, которая обычно совпадает с вокативным падежом. Если мы его будем использовать как акцентирование подлежащее, что типично для подлежащего на первом месте в Санскрите, то вполне допустимо использовать именно вокативный падеж (или заменяющую его грамматическую форму), за котороым будет следовать его местоимение в именительном падеже ("О, сопротивление! Ты..."). Или, для более уравновешенного и нейтрального стиля, просто использовать именительный падеж для первого (или главного определяющего/уточняющего/ограничевающего) слова компаунда. Последующие слова, с их падежными отношениями, насколько возможно, можно интегрировать в привычную европейцу некомпаудную морфо-синтаксическую структуру предложения.

    Тогда, такая "европеизированная" морфо-синтаксическая структура фразы будет..." и так далее...
     

Поделиться этой страницей