в 10 в. политогенез начинается в Океании, высоковероятно появление сложного вождества на Тонга - сакральном центра Полинезии. австронезийские плавания не фиксированы в письменных источниках. но есть все основания счиатть, что за западе они достигали Африки, а на востоке Америки.
Америка на территории мексики это время радикальных перемен , перезагрузки цивилизации и начала нового витка. Новой объединяющей силой в Мезоамерике стали тольтеки. Собственно по языку они были науа, а "тольтек" означает - цивилизованный человек, носитель культуры, учёный, артист, маг. Несомненно существоание государства тольтектов с центром в Туле и факт мощного влияния которое тольтеки с кон. 10 в. нчинают оказывать на майя. реконструкции на основнии мифов и преданий.(а именно отсюда начинается легендарный период истории) позволило предположить существование во вт. пол. 10 в. правителя -реформатора Топильцина Кецалькоатля, жреца и воплощения бога Кецалькоатля. Его правление в Туле (власть он захватил военным путём) осталась в памяти поколений как период высшего экономического процветания и культурных новаций. Но религиозные реформы его - с культом цивилизации и мастерства, личного сомосовершенствования, и запретом человеческих жертвоприношений, не прижились. Топильцин был вынужден покинуть Тулу, и через море вторгнуться в Юкатан, где новой столицей, объединившей уже майя (города там были сравнительно молодые) становится Чичен-ица. Тула (население до 40 000) Посмотреть вложение 100076
Загадочный правитель Наймлап, приплывающий на бальсовых плотах с севера , появляется в 10 веке и на побережье Перу, основав царство Сикан. Здесь правитель тоже персонализировал божество.
южной частью андского региона - горами и побережьем владело царство со столицей Пукаритампа. Древняя столица Тиаунако ок. 1000 г. была заброшена. Новая версия производит впечатление имперской и более варварской и вероятно связана уже с племенами кечуа и аймара, выглядит это примерно как минойская культура как после захвата Крита ахейцами. вероятно в это же время появляется знаменитый оракул Пачакамака ставший центром паломничеств
Новая эпоха означала и резкое расширение цивилизационной зоны в Северную Америку Несомненно влияния мезоамерики сказалось в двух новых масштабных областях политогенеза и развития ремёсел: культуры пуэбло в Большом бассейне и миссисипские культуры. там строятся городки (с населением до 5000), пирамиды (миссисипи), складываются сложные вождества. появляются какао и игра в мяч. Культовый центр Пуэбло Бонито.
Окинув взором Планету можно увидеть асинхронность развития цивилизаций наряду с господствующим трендом. Так эпоха постантичности (мир идеократических империй) в это время достигла своей последней и продуктивной стадии в большинстве стран мира. Ещё начало 11 в. было ярким в мире ислама, Японии, тантрическом буддизме, а затем приходят уже новые тренды или происходит угасание-формализация. Юго-восточная Азия (включая Тамилнад) в это время ещё не покинули, условно, античную эпоху , в то время как Китая уже вышел за пределы средневековья. само средневековье (с его феодальным землевладением) уже активно ощущалось в Европе (хотя и не в культуре), и гораздо слабее в государстве Буидов и в Японии. в большинстве стран это была золотая осень, время сбора поздних плодов. Экономически лидирующим регионом был Магриб и Андалус. (Так в Андалуса 6 млн. человек давали казне доход в 6 млн. динаров, в то время как в испании вт. пол. 16 в это было 6 млн. дукатов (с 9 млн. человек, при явном перенапряжении, притом что дукат дешевле динара - 3,5 г. золота, против 4,5, это предполагает ВВП на д.н. почти как в Италии во времена Возрождения) Китай, Египет и Иран скорее всего были на одном экономическом уровне (в китае тоже шла масштабная аграрная революция)