Заря Средневековья

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 26 фев 2020.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Япония

    Эта империя по ряду характеристик совпадает с "средневековыми" (точнее даже "постантичными") государствами окружающими Китай. Но масштабы этого общества (население возможно ок. 7,5 млн. человек), требуют отдельного и более подробного повествования.

    Итак, в Японии мы тоже видим преимущественно аграрное общество, слабое развитие торговли, бюрократическую систему, крупное частное и служебное землевладение, официальный китайский язык и государственный буддизм. но в 10 веке политического кризиса не было. система была вполне стабильна.
     
    Последнее редактирование: 15 апр 2020
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    10 век это период самоизоляции Японии и вообще глубокой интроверсии. Посольства не отправлялись и не принимались. прекратились почти и частные поездки. Прекратились астрономические наблюдения, исторические хроники, чеканка монеты, дороги зарастали.
    культурная и официальная жизнь сосредоточилась в столице. губернаторы получили широкую самостоятельность с единственным требованием присылать всю традиционную сумму налогов. За эти следили инспектора.
    Впрочем, это были не губернаторы, а вице-губернаторы, потому что официально назначенные губернаторы не покидали столицы и должность их стала синекурой.
    сложный адинистартивный аппарат с тебелью о рангах тоже в немалой степени стал декорацияей и синекурами. реально работали кроме финасовых инспекторов, императорская канцелярия - куродо-докоро и деятельная столичная полиция 9с её аналогами в провинциях). Причём полиция руководствовалась не столько обширным китайским уголовным кодексом, сколько ведомственными инструкциями (кстати менее жестокими чем официальный закон)

    император тоже стал во многом декоративной фигурой. реальная власть принадлежала роду Фудзивара - откуда императоры брали жён. глава этого дома правил или в качестве канцлера или в качестве регента.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    основу экономики составляло рисоводство, запас пригодных земель ещё был и целина постепенно распахивалась.
    на старых землях земля принадлежала общинам при верховной собственности государства. на новых землях собственность была уже частная. и собственники могли объединяться уже в соседскую общину.
    освоенная крупными землевладельцами целина а также пожалованные им старые земли составляли вотчины-сёэн. число и размеры их постоянно росли. многие сёэн принадлежали буддийским монастырям.
    провинциальные владельцы нередко передавали свои земли столичным аристократам , получая защиту от чиновников и часто и налоговый иммунитет, сами становясь наследными управляющими , получая фиксированную долю доходов, такое право называлось сики и было близко к ленному. сильные семейства нередко округляли свои владения и за счёт казённых.
    Но даже у первых богачей Фудзивара доходы с сёэн составляли только половину их бюджета - вторую составляло жалование и доходы со служебных поместий.

    категория зависимых людей и рабов к этому времени уже почти исчезла. основной фигурой был наследный общинник-арендатор. выделялись мёсю - кулаки, которым поручался сбор налогов. уездные начальники были ближе к крестьянам, чем к назначенцам из столицы, и порой возглавляли крестьянские восстания против налогов.
    немалую роль приобретает наличие собственной военной силы. и провинциальные начальники и крупные провинциальные землевладельцы (отпрыски столичных знатных домов) заводят собственные дружины из тяжеловооружённых конных воинов-самураев. статус самурая наследным ещё не был. набирались они по принципу пассионарности - из крестьян, из рыбаков, из сыновей управляющих и т.д.
    из них же состояла полиция.

    Но чтобы войти в столицу воин должен был пройти обряд ритуального очищения - убийство живых существ считалось большим грехом.
    По этой причине в Японии почти исчезли охота и животноводство. и заодно отменили смертную казнь. основным наказанием была ссылка (ворам и разбойниками правда отрубали руку)
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    в столице размещалась императорская гвардия. но боеспособность её была не велика - служила там г.о. "золотая молодёжь"
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    В Японии традиционно сосуществовали язычество (синто) и буддизм. синто имело официальный статус , как связанное с культом императорских предков и было основной религией народа. буддизм был учением элитарным.
    важным его центром была Нара - старая столица, сохраняющая значение священного города. Хармы и монастыри там принадлежали "6 школам", в основном занятых теоретическими вопросами и сохранением уровня буддийского образования. Во главе 6 школ стоял назначаемый правительством гэмбарё во главе с представителем школы хоссо.
    С новой столицей и двором были связаны самые влиятельные школы - ваджраяны (сингон) и эзотерической махаяны (тэндай). Тэндай имело базой гору Хиэй, её патриарх был де факто главой сангхи. в 988 г. на этом посту был сын канцлера из дома Фудзивара.
    именно тэндайцы познакомили Японию и с сутрами об Амиде и практикой нэмбуцу.
    Правящая аристократия воспринимала буддизм прежде всего эстетически, или предаваясь меланхолическим размышлениям о непостоянстве.


    Абэ-но-Сэймэй -маг и чародей https://ru.wikipedia.org/wiki/Абэ-но_Сэймэй
     
    Последнее редактирование: 6 окт 2023
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Столица - Хэйан ("Город мира и спокойствия") была одним из крупнейших городов планеты, с населением от 100 до 200 000 человек.
    (крупнейшими городами мира были Багдад, Кордова и Константинополь с населением ок. полумиллиона, Кайфын с 400 000 , дальше Нишапур и Фессалоники где жило примерно по 200 000, в следующем ряду и стоял Хэйан.)

    Город был выстроен по идеально геометрическому плану
    800px-Heiankyo_map.png
    со сторонами 5,3 на 4,5 км.. Центральный проспект делил его на восточную и западную части. в каждой был монастырь и рынок. Но постепенно город всё больше сползал к востоку, западные кварталы пустели и симметрия нарушалась.
    на севере помещался императорский дворец, окружённый невысокой глинобитной стеной 1,4 на 1,2 км с 14 ворот.

    1024px-Daidairi_of_Heiankyo.jpg
    вокруг были аристократические кварталы , с административными учреждениями, застенными дворцами и усадьбами знати.
     
    Последнее редактирование: 16 апр 2020
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    все постройки были деревянными и одноэтажными. в главных дворцовых крыши покрывали голубой черепицей, столбы красным лаком, решётки зелёной краской.
    Большие усадьбы состояли из многих построек соединённых открытыми галереями.

    11в1280px-dIllustrated_Biography_of_Prince_Shёtoku_3.jpg

    11в1280px-gIllustrated_Biography_of_Prince_Shёtoku_2.jpg

    11в1280px-gIllustrated_Biography_of_Prince_Shёtoku_5.jpg

    11в1280px-Illustrated_Biography_of_Prince_Shёtoku_1.jpg


    11в1280px-Illustrated_Biography_of_Prince_Shёtoku_2.jpg
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Недалеко от дворца находилась конфуцианская академия, готовившая административные кадры. Знание письменного китайского и китайской классической литературы было обязательным для каждого образованного человека.
    Но системы экзаменов в Японии не было. талантами и учёностью человек незнатного происхождения мог подняться только до пятого ранга.
    Все высшие посты были заняты аристократами. Впрочем аристократы и составляли подавляющее большинство учёных мужей.
    Писали они свои сочинения г.о. по-китайски. Поэтому возник своеобразный феномен - большая часть японской литературы этого времени (а она переживала расцвет) была написана женщинами. в основном именно аристократки пользовались японской слоговой азбукой.
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Вообще образ жизни хэйанских аристократов был несколько феминизирован. Огромное внимание уделялось манерам, одежде, церемониалу, тонкости чувств. Мужчины белились и подрисовывали брови. И конечно все писали стихи. (особенно учитывая, что романтические свидания проходили чаще через ширму, изящный слог и изящны почерк имели решающее значение)

    10 век Koyagire_19th_Volume_fragment.jpg

    10 векAkihagi-jо_1.jpg 10 векAkihagi-jо_2.jpg
     
    Последнее редактирование: 18 апр 2024
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Центром культуры был императорский двор. ссылка из столицы (а к более суровым мерам и не прибегали), была катастрофой для аристократа - он лишался своего круга.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Идзуми Сикибу (придворная дама)

    https://royallib.com/read/sikibu_idzumi/idzumi_sikibu_sobranie_stihotvoreniy_dnevnik.html#88852

    ***

    О, если бы сливы
    Весной в моем лишь саду
    Раскрыли цветы,
    Вдруг и ты бы пришел взглянуть,
    Ты, забывший ко мне дорогу?..

    В ожидании цветов вишни…

    У меня на глазах
    Упали цветы последние
    С веток сливы,
    А вишня медлит и медлит,
    Ожиданьем сердце томя.

    О том, какой тревогой полнится сердце во время цветения вишен…

    Ни минуты затишья
    В сердце, объятом тревогой
    За участь цветов,
    Хотя откуда там взяться
    Прихотливому ветру…

    ***

    Только цветы
    Мысли мои занимают.
    Верно, уже
    Люди судачат — мол, ветер
    Весной у нее в голове.

    Увидев, как прекрасны цветы, сложила…

    Право, чудно,
    Как жизнь дорога вдруг станет
    В весенние дни.
    Цветочными путами крепко
    Мы привязаны к миру.


    Воспевая кукушку…

    Не скажу, что ждала
    Ее с нетерпеньем особым,
    Просто тот, кто в тоске
    Коротает бессонные ночи,
    Первым слышит голос кукушки.

    * * *

    Кто прежде других
    Услышит голос кукушки
    В своем саду?
    Ведь лето приходит к нам,
    Не разбирая дорог.

    Увидев гвоздику в полном цвету…

    Чем дольше смотрю,
    Тем яснее становится:
    Нашему миру
    Цветы китайской гвоздики
    Не могут принадлежать.

    Охотничьи огни в горах…[9]

    Летняя ночь,
    Отсвет огней мимолетный
    В оленьих зрачках…
    Глаз сомкнуть не успела,
    Занимается новый день.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Сложила песню о насекомых…

    Насекомые,
    Какие же, право, разные
    У них голоса —
    Верно, в каждом сердечке —
    Собственная печаль.

    * * *

    Сверчки «судзумуси»
    Звонко звенят бубенцами.
    Осенней ночи
    Щемяще-печальная прелесть
    Душу мою пронзает.

    * * *

    О, если теперь
    Ты вдруг оказался бы рядом
    И смог увидать
    Цветы хаги в лучах закатных,
    Услышать вечерних цикад…

    * * *

    Видно, и впредь
    Жить должна в этом мире унылом
    Под холодным дождем.
    А ведь казалось, вот-вот из-за туч
    Явит свой лик луна…

    * * *

    Гляжу на луга —
    Метелки мисканта, под ними
    Печали цветы
    Увядают и блекнут. Зима
    Пришла и в наши пределы.

    * * *

    Скликая друзей,
    Кричат кулики над гаванью
    Чисто и звонко.
    А внизу холодеет на льдинах
    Бледнеющий свет луны…

    * * *

    Видишь, вдали
    В горах Оохара проталины
    В снежном покрове.
    Выжигают там люди уголь,
    И теплеют горные склоны.

    * * *

    Как быть, если тот,
    Кого жду с таким нетерпеньем,
    Сегодня придет?
    Ведь тогда неизбежно нарушится
    Этот снежный покров в саду.


    * * *

    Что если и мне
    Попробовать стать такой же
    Жестокосердной?
    Ведь чем человек бессердечней,
    Тем труднее его разлюбить…

    * * *

    И сегодня опять —
    Холод слов твоих — вянут травы
    В лугах Ибуки.
    Неужели отныне пламя любви
    Будет только меня сжигать?

    * * *

    Среди высохших трав
    Устроив логово, сладко
    Засыпает кабан,
    О таком я сне не мечтаю,
    Но хотя бы не так, как теперь…

    https://royallib.com/read/sikibu_idzumi/idzumi_sikibu_sobranie_stihotvoreniy_dnevnik.html#109332
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    дневник

     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Сэй Сёнагон (придворная дама). Записки у изголовья

     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Митицунэ -но хаха. Дневник эфемерной жизни


     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    антология 100 стихотворений ста поэтов

    Киёвара-но Мотосукэ


    О, как мы клялись!
    Я - твои, ты - мои рукава
    От слёз выжимая,
    Что не одолеют волны
    Гребня Суэ-но Мацуяма.

    Тайра-но Канэмори

    Как я не таился,
    Цвет любви моей проступил
    Слишком приметно.
    Отчего ты ходишь тревожен,
    Все спрашивают меня.

    Минамото-но Мунэюки-но асон

    В зимнюю пору
    Здесь, в деревушке горной,
    Еще безотрадней,
    Как помыслю, что замерло все:
    И шаги людские, и травы.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Мурасаки Сикибу (придворная дама). Гэндзи моногатари

    в качестве примечаний:
    Дни удаления от скверны, это был добровольный карантин, которому подвергали себя знатные особы увидев дурную примету или что-нибудь "оскверняющее" по синтоистским поянтиям.
     
    Последнее редактирование: 17 апр 2020
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    в 987 на престол был возведён семилетний император Итидзё, а регентом стал его дед Фудзивара-но Канэиэ - муж той самой Митицунэ -но хаха
     
    Последнее редактирование: 17 апр 2020
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    О праздниках

    (Горегляд)
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    чиновная иерархия была представлена 19 рангами. наверху был регент или канцлер. дальше шли левый и правый министры и 4 старших советника- дайнагона.
    высшую знать составляли представители пяти кланов Фудзивара и отпрыски императоров, которым не был предоставлен династический статус, они носили фамилию Минамото (Гэндзи), и только одна из ветвей фамилию Тайра.
    ветви наиболее далёкие от старшинства постепенно оседали в провинциях.

    численность элиты, включая низшие чины была ок. 10 000 человек.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    и это редкий случай, когда правящая элита одновременно была и "богемой" и основным "производителем" культурных ценностей. и вобщем то заложила базу японской культуры на века вперёд.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    SuzakuOji_street_of_Heiankyo.jpg

    план дворца

    хэйан дворец DairiPlan.png
     

Поделиться этой страницей