Индо-буддийский мир Возможно даже более населённый, чем дальневосточный, но много более дробный. Строго говоря, у него вообще не было центра. А одни из его несомненных полюсов - Шривиджайя, находилась в формальной вассальной зависимости от Сун. В целом можно выделить два макрорегиона - 1.большая часть индийского субконтинента с примыкающим Тибетом. 2. Дравидская Индия и страны Южный морей. различались они не религией - индуизм и буддизм присутствовали и там, и там.
Страны Южных морей процветали за счёт активной внешней торговле - вывозу пряностей, красителей и других тропических престижных товаров и посредничестве между Индией и Китаем. Здесь было несколько великих держав: упомянутая Шривиджайя, владевшая Суматрой и Малайей Камбоджа Чола - владевшая Южной Индией и северным Цейлоном и недавно возвысившийся Матарам на восточной Яве (и части Калимантана) менее значительными были: Чампа (Тямпа) - австронезийское государство на юге Вьетнама государства монов в нынешнем Таиланде и юге Бирмы: Лопбури, Харипуджая и Раманадеса а также сингальский Цейлон между ними были весьма активные контакты, нередко военные. многие из них имели сильный флот и проводили дальние десантные операции.
Буддийскими (хинаяна) были государства монов На Цейлоне кроме тхеравады большое влияние приобрела ваджраяна и эзотерическая махаяна. существовала кастовая система. Крупным центром ваджраяны была Шривиджайя - патриарх-царевич Дхармакирти считался великим учителем эпохи, единственным кто мог преподать бодхичитту. В Камбодже официальной идеологией был шиваизм, но учёным буддистом был первый министр Киртипандита, при его покровительстве махаяна получила официальную поддержку, и даже индусских жрецов обязали знать буддийские тексты. значительный махаянский храмовый комплекс в Чампе (Донгзыонг) был разрушен при вьетнамском вторжении в 982 г. Индуизм широко присутствовал на Цейлоне, господствовал в Чола, Матараме и Тямпе (в последних двух, впрочем кастовый строй распространения не получил). Цари Шривиджайи, Камбоджи и монов почитались как живые боги (девараджа)
Кроме Камбоджи это были ранние государства с довольно аморфной структурой - с многочисленными вассальными княжествами. Сосуществовали в той или иной пропорции ирригационная рисовая и торговая экономики. "торговая" например доминировала в Шривиджайе, где бюджет составляли пошлины, а рисовая в Камбодже , с её мощнейшими ирригационными сооружениями и 4-я урожаями в год.
Если Шривиджайя была системой портов, с владетельными князьями, которые "пили клятву" (магический напиток в случае нарушения превращался в яд), то такие страны как Чола и Матарам были скорее федерацией крестьянских республик. Цари и знать там принадлежали к той же касте, что и крестьяне-землевладельцы и аристократы и чиновники оставались членами общин. Союзы общин в Чола насчитывали многие десятки "членов", имели свои советы, финансы, подвластные города. Общинные советы располагали собственными землями, платили жалование чиновникам, жертвовали храмам , выступали высшими судебными собраниями. Купцы в торговых экономиках тоже были серьёзной силой, создавали корпорации, имели дружины, пользовались отличиями высшей знати.
Вершины процветания достигла в это время Камбоджа - ирригиационная бюрократическая империя. Джаяварман 5 окружил себя учёными и мудрыми министрами разный исповеданий. строительство велось умеренное, раздача земель храмам прекратилась - и так в их руках были гигантские владения, увеличивающиеся за счёт скупки. население делилось здесь скорее на сословия чем на касты (даже брахманы были не наследные). выделялись рабы (которые в это время становятся скорее крепостными). общинники, несущие разнообразные повинности, мелкие землевладельцы , состявшие в общинах, но имеющие и собственные земли (эта прослойка постепенно размывалась) и крупные землевладельцы. Две последние категории всё более сращивались с чиновным сословием. Роль государства в освоении целины ирригации был решающей.
Индонезия (Бодхисаттва. Шривиджайя) Общества стран южных морей можно скорее соотнести с задержавшийся местной "античностью", чем с постантичностью.
Буддисты южного региона поддерживали контакты с царством Пала в Магадхе (Северная Индия) - главным центром мирового буддизма. Там находилось 4 из 6 буддийским университетов (два других в Шривиджайе и в Гуджарате) Университет Наланда был "головным" . В университетах преподавалась не только буддийская философия всех школ, но также индусская и светские науки. там работали сотни учёных и обучались многие тысячи студентов. университет Викрамашила специализировался на тантрическом буддизме (ваджраяне). Его библиотека насчитывала 9 млн. единиц хранения. Знаменитый в будущем учёный Атиша (в это время ещё подросток) обучался здесь, потом в Шривиджайе у Дхармакирти, потом был приглашён в царство Западного Тибета, где ваджраяна тоже удерживала позиции, и прославился там как переводчик и обновитель учения. были и оппозиционные харизматичные тантрические учителя-махасиддхи. в это время например жил Тилопа - получивший учение непосредственно в медитации, создавший "6 йог" и отличавшийся немалой эксцентричностью и замашками "древнего видящего"
Западный Тибет (фрески Донгар) Вообще ваджаряна в это время переживала ещё период творческого роста (завершившийся созданием в нач. 11 в калачакра-тантры) и была самым влиятельным течением во всём буддийском мире.
Большая часть Индостана жила совсем другой жизнью. Здесь господствовали индуизм, а порядки больше напоминали Европу: Городов было мало и они были небольшими - служили резиденциями или существовали в местах паломничества. Хозяйство было в значительной степени натуральным , монета практически не чеканилась. Страна была покрыта лесами, между сёлами было по 20-30 км. Существовало ок. полутора десятков государств, правители которых носили титул махараджа (для этого времени эквивалентно королю или шахиншаху). Между ними бушевали войны и границы постоянно сдвигались, а сами государства возникали и исчезали. Им подчинялись многие десятки (если не сотни) княжеств. Система бы сильно напоминала европейский феодализм, если бы не такие архаичные черты как господство кастового строя и клановый характер власти. Носители власти именовались раджпутами (потомками князей) и считались кшатриями. Кшатрием был тот, кто победами и захватами подтверждал своё право на власть (т.е. наличие харизмы "кшатры") и легитимизировал её через щедрые пожертвования брахманам и храмам (в том числе деревень и прочих земель). В большинстве раджпуты происходили из знати отсталых недавно индианизированных племён. Но иные имели и брахманское происхождение, променяв его на реальную власть. Устроено такое государство было просто - это была кочующая армия, захватывающая земли, отбивающая врагов и усмиряющая мятежников. Двор был малочислен. Завоеванные земли распределялись между царской роднёй или родственными и вассальными кланами. Глава клана становился раджой, и выделял наследные уделы баронам-тхакурам (тоже членам клана), а те своим родичам-раджапутам. Рзгрм клана вёл к перераспределению земель. Каждый раджпутский глава большого семейства т.о. был феодалом, жил в замке и имел маленький отряд из близкой родни. крестьяне-общинники в основном считались шудрами, платили налоги радже, ренту своему хозяину раджпуту или брахманам. и выполняли трудовую повинность.
армии состояли из членов раджпутских кланов, вассалы приходили со своими отрядами. часто кланы вели набеги или просто перемещались по Индии в надежде захватить какую-то область и стать правящим. Центрами стабильности были богатейшие храмы. Традиционно было и много бродячих аскетов, и движение бхакти, и деревенские брахманы и учёные . духовное и интеллектуальное наследие накопленное в Индии было значительно. И уже были признаки замыкания застоя. Индия отказывалась видеть мир вокруг себя, общение с иноземцем оскверняло. В основном писались комментарии на уже изученное. (активнее всего была школа логики ньяя , которую активизировала полемика с буддистами) Суд при отсутствии неопровержимых доказательств обычно прибегал к ордалиям. наказание за преступление зависело от касты преступника и жертвы. Так брахман убивший шудру отделывался лёгким покаянием. брахман убивший брахмана - изгонялся с конфискацией имущества. шудру, убившего брахмана казнили. но вора-брахмана ждало суровое наказание. вообще же кража наказывалась в зависимости от суммы похищенного. Разводов не было. Прелюбодеек изгоняли. Вдовы или становились сати или имели крайне низкий презираемый статус (кроме матерей правителей). статус детей определялся через касту матери. Жен можно было брать или из своей касты или из более низкой. Брахманы женились только на брахманках. Чем ниже каста тем меньше было запретов, так шудры могли есть мясо и пить вино. Проституцией занимались храмовые танцовщицы (платя налог радже). были бродячие артисты. Видимо именно в 10 веке Индию покинули, отправившись на запад, цыгане.