Злые духи и прочее

Тема в разделе "Мифическая география", создана пользователем plot, 8 апр 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Намкай Норбу Ринпоче

    Довольно часто можно у традиционных учителей наткнуться на подобные рассуждения о злых и добрых духах, демонах, джиннах и прочем. Что это такое? Суеверия? Тогда почему эти учителя на своём пути так и не расстались со всеми этими пустыми суевериями? Попробую дать свой ответ на эти вопросы.

    Дело здесь, на мой взгляд, в принципиальной разнице в трактовке существования чего-либо. Для нас, современных материалистичных людей, существует то, что можно напрямую измерить приборами. А живым для нас является то, что физически существует и обладает органическим обменом веществ (других мы пока не встречали).

    Для человека, живущего в мистическом мироописании, всё иначе. Для него существует то, что воспринимается (однако если что-то не воспринимается, это не значит, что оно не существует). Однако у существующих, т.е. воспринимаемых, явлений, имеется множество различных онтологических уровней и статусов. Например, есть явления, которые можно отнести к "физическим неживым", есть те, что относятся к "физическим живым". Эти определения не объясняют природу этих явлений, а лишь описывают их характерные свойства. То есть "физические неживые" явления это явления, обладающие такими-то характерными свойствами. Всё. То же - про "физические живые" явления.

    Однако помимо этих двух разрядов явлений существует ещё целый ряд явлений. Например то, что можно назвать "нефизическими существами". Что это? Это явления, воспринимаемые нефизически, т.е. в барзахе или его проявлениях*, обладающие способностью действовать независимо от воли наблюдателя. Мы видим некоего джинна, который ходит где хочет? ОК, мы так и говорим: мы видим нечто, что выглядит как существо и действует как существо, но не обладает физическими свойствами. И всё. Человек с традиционным мистическим мироописанием на этом останавливается и дальше просто начинает изучать свойства этого существа. Или не начинает, если ему это не интересно.

    Существуют ли эти существа на самом деле? Для такого человека этот вопрос представляет собой нечто бессмысленное. "На самом деле" - это как? Для него приписывать физическим явлениям какой-то особый онтологический статус не кажется разумным. Для него утверждения что болезнь начинается из-за микроорганизмов и что она начинается из-за воздействия злого духа не противоречат друг другу, а лишь дополняют и можно с равным успехом потянуть за любой из концов. Проблемы начинаются, когда человек начинает верить в одно из описаний как в единственно истинное.
    -----------------------------------------------
    *Сам барзах это разного рода видения, сновидения и тому подобное. Мир непроизвольного воображения. Проявления барзаха же могут иметь место и в повседневной жизни. Человек с мистическим мироописанием например, может, например, совершенно отчётливо увидеть в дуновении ветра проявление какого-то духа или божества.
    -----------------------------------------------
    В этом смысле современные разного рода мистики и оккультисты зачастую как раз делают ошибку, приписывая нефизическим явлениям физические свойства. Например, Даниил Андреев писал о нефизических явлениях как о "тонко-материальных", т.е. имеющих физические свойства, просто до сих пор не открытые. Т.е. всё это можно фиксировать приборами, просто приборов таких ещё нет. То же встречается у К.С.Льюиса в его рассуждениях об эльдилах и т.д. Так вот, традиционные мистики такой ошибки как раз обычно не делают. Они не пытаются объяснить, они просто описывают и изучают свойства.
     

Поделиться этой страницей