Отдельным путём пошёл Сезанн, а затем его последователи. Эта линия вела к авангарду. В направлении символизма развивались клуазонизм и синтетизм Из старших импрессионистов к этому направлению примкнул Поль Гоген, который тоже в среде импрессионистов стоял наособицу. Эту линию продолжала группа Наби - магистральное направление французского ар нуво. Эмиль Бернар 1868-1941 Луи Анкетен 1861-1932 Поль Гоген 1848-1903 Особняком стояла живопись Ваг Гога и Тулуз -Лортрека
Винсент Ван Гог (голландец) 1853-90 Основателем какого-либо направления Ван Гог не стал. В искусствоведении принято считать его предтечей экспрессионизма, но думается генеалогия эта фальшивая.
Младшие импрессионисты Самым старшим из "младших" наверно нужно считать Альбера -Шарля Лебура (1849-1928). Он принимал участие в двух выставках импрессионистов.
За пределами Франции Бельгия Тео ван Рейссельберге 1862-1926 Жорж Леммен 1865-1916 Эмиль Клаус 1869-1952 Леон де Смет 1881-1966
И здесь очень часто творчество того или иного художника одновременно относят к импрессионизму и символизму. Иногда сочетаются даже символизм и пуантилизм, в истоках своих явления взаимоисключающие. - второй сугубо рационально и "научно" решал рафинированно формальные задачи, первый - стремился к синтезу видимого и воображаемого (синтетизм). Сам импрессионизм развивался как направление категорически чуждое всякой трансценденции и многоплановости. Символизм, напротив, на ней завязан. Трансценденция, вечное в преходящем, это его суть. Какими же судьбами они сошлись в рамках модерна (ар нуво)? Произошла странная вещь. Стремясь к свежести взгляда и непосредственности восприятия, импрессионисты "дематериализовали" видимый мир. И неожиданно добились того к чему стремились символисты - эффекта глубины и недосказанности, одушевлённости мироздания и скрытой жизни вещей. Когда импрессионисты заимствовали приёмы укиё-э они меньше всего думали о стоящей за ними философии вечности мимолётного, но она пробралась контрабандой
И всё же немного не так. В направлении, в котором двигались импрессионисты, - если не сбивались с него - они закономерно должны были прийти к этому результату: изображение, которое создано художником, руководствующимся своим непосредственным впечатлением и стремящимся к подобному впечатлению у зрителя, будет содержать в себе недосказанность и тайну. Потому что мир таков. Это результат намерения художника, а не некий оформленный "инородный" трофей, полученный из чужой, изучаемой и постигаемой, культуры. Заимствование японских приёмов - выбор художников, когда они искали универсальный язык, подходящий для своих целей, этот выбор - их творческая удача. Тайна и глубина японской живописи также не были вылеплены этими приёмами, они обнаружились при творческом поиске восточных живописцев, как органически присутствующие в мироздании. Философские идеи, которые пытались выражать в японской традиции, тоже не были сфабрикованы на пустом месте.
Но это ещё нужно было узнать ) На примере пуантилизма можно видеть как быстро перехватывалось знамя, и творчески развивались те новые возможности стиля, о которых основатели даже не задумывались. Между первыми пуантилистскими работами Сёра и картинами Кросса всего несколько лет. И вот уже Мартен и Ле Седанэ блестяще используют найденный приём именно как приём (а не самоцель) для достижения совершенно новых эффектов. (хотя Мартен вообще отрицал, что его дивизионизм происходит от пуантилизма). Австро-Венгрия. Иван Грохар 1867-1911 Матия Яма
Я не сказала о том, что, если вообразить себе другую версию событий в культуре - например, сохранившуюся на более долгий срок мировую изоляцию восточной культуры - то можно предположить иное развитие живописи в Европе прошлого века. Возможны варианты, один из них ирреальный, другой - вполне возможный, который - каков, решайте сами: без подсказок с востока импрессионисты нашли приёмы живописи, совершенно не похожие на японские; западные художники выработали те же приёмы, что и на неизвестном востоке, и мы, предполагаю, в той версии восхищались бы потом изумительными параллелями в разных культурах. Хотя моя душа художника верит в безграничность творческих поисков (ведь и в самом деле импрессионизм очень неоднороден), отчего-то кажется, что приёмы начали бы совпадать, имея скорее архетипическую, чем этническую, природу. Так же, думаю, и японцы без нас в совершенстве постигли бы и законы перспективы, и цвет, и светотень. Впрочем, подобные предположения, конечно - чистое умствование, поэтому прошу за них прощения. Кстати, о цвете. Одна из великих заслуг импрессионистов - их исследования в области света и цвета. Это они сделали свет и цвет по-настоящему важными элементами языка, впустив их в картины во всей их стихийной силе, а не как забитую прислугу формы и идеи. Художники дали им настоящую волю. Только, став потом классикой, живопись начала прошлого века автоматически стала придушивать дальнейший художественный поиск. До сих пор ещё ощущается эта отрыжка в виде правил живописи, которые, кажется, раскрепощают художника, но держат в своих особых тисках. Но это уже другая история.
в укиё-э порой подмечалось совсем не то, что сейчас обращает внимание. Вот что писал , например, Теодор Дюре (художественный критик, первый историк импрессионизма и друг многих старших импрессионистов): "Нужно было появится среди нас японским гравюрам для того, чтобы кто-либо осмелился сесть на берегу реки и писать ярко-красную крышу, белую стену, зелёный тополь, синюю воду. До японского влияния это было немыслимо. Художник вечно лгал. Природа с её яркими красками ослепляла его, и он зансил на полотно лишь потускневшие краски, лишь полутона" Британия. Самуэль Пепло (1871-1935) Уильям Орпен 1878-1931
Ну, положим, лгать он и после освоения нового цвета не перестал. Так всегда: "раньше (у них) было дурно, сейчас (у нас) великолепно". Художники ищут или откликаются на массовую потребность искать новые впечатления. Человек хотел вкладывать в натуру свои воззрения и принципы, и ему это предоставлялось в романтизме, академизме и пр., прошло время, и он захотел испытать глубокое чистое от идей переживание в контакте с натурой, и он его получил в импрессионизме, - и так далее. Творческой личности свойственно в моменты контакта с природой или собственными глубинами, когда всё совсем не ясно, не раздражаться, не отворачиваться, а транслировать эту неясность, передавая ощущение скрытого, не расчленённого богатства образа. А богатство цвета и света было востребовано - после долгого их обуздания. Феномен импрессионизма был уже на очереди, когда произошёл контакт с японской гравюрой. Я понимаю, что ветка посвящена импрессионизму, и восхищение им и Японией имеет право здесь быть. Я сама люблю импрессионистов, но всё же надеюсь, что доля трезвости здесь не лишняя.
Есть такая легендарная дата - 1856 г. когда график Феликс Бракемон случайно увидел альбом Хокусая Манга, пришёл в восхищение и начал пропагандировть его среди друзей. Хотя с японским искусствов Европе при желании вполне можно было познакомится в музеях, на выставках и рапродажах ещё с 1830-х гг. Но в этом момент вдруг "выстрелило". Т.е. действительно наступил момент, когда искусство подошло к той стадии, что вдруг "увидело" ранее не замечаемое. А так я ведь не случайно начал ветку с 18 в. )