18 век Был веком больших потрясений. Разваливается Могольская империя и начинается индусская "реконкиста". Во вт. пол. 17 в. Моголы (при падишахе Аурангзебе) отошли от традиционной терпимости. Ответом стали многочисленные повстанческие движения. Самое значительно - движение маратхов (западное побережье Декана) . восстаний было три : 1646-65, 1670-86 (в 1674 лидер маратхов Шиваджа короновался) и с 1714. Маратхские банды рыскали по всему Декану - грабили, или занимались рэкетом- требовали уплаты регулярной дани в обмен на безопасность. Соответсвеннос собственных крестьян маратхские лидеры податей не взимали. В 1717 г. могольское правительство капитулировало и признало право маратхов на сбор дани со всего Декана . Право сбора поделили пяь маратхских лидеров , основавших княжеские династии. В 1730-е право сбора дани, в условиях гибели империи, превратилось в захват управления на этих землях. В руках маратхов постепенно оказалась добрая половина Индии. Политически это была конфедерация, во галве с номинальным императором и наследным "министром" - пешвой - правителем главного из пяти княжеств. (Шанивар - замок пешв). Моголов в это врем добивали нове иноземные завоеватели - Надир-шах разграбивший Дели в 1739 г. а потм его афганская гвардия, основавшая новое государство. В 1761 при Панипате маратхи потерпели от афганцев страшное поражение, остановившее их экспансию. Но и афганцы дальше Дели не продвинулись. Параллельно шло мощное повстанческое движение сикхов в Пенджабе. Послединий 10-й гуру в начю 18 в. передал свои полномочия общине -хальсе, разделившейся на 11- отрядов. Они сражались со всеми и под конец овладели Пенджабом. Повстанцы из касты джатов контолировали дорогу между Дели и Агрой в самом центре могольских владений. Наконец сам пдишах оказался (с 1772) марионеткой в руках маратхского князя Гвалиора. Поцессы вэкономике и культуре были противоречивы. Многие области испытввали спад. но местаи был и подъём. Из-за роста населения и сокращения свободных земель голод в Индии стал периодическим явлением. В целом ВВП на душу населения за 18 в. скорее сокращается. Но растут товарно-денежные отношения. Появились огромные капиталы, ростовщичество и установление контроля купцов на ремесленниками (через кредитование) стали повсеместны. Сложились местые региональные рынки. Вообще это время роста именно местных культур, местных языков, завершения сложения средневековых наций. В идейной сфере при этом царит полный застой. Право осталось на уровне комментирования древних дхармашастр, т.е. современную ситуацию вообще не отражало. мир идей и мир реальности оказались в разных эпохах.
к кон. 18 в. они проникли и внутрь общин, теперь большую часть товаров общинники покупали у ремесленников , а не получал по системе джаджмани. языков общения аристократии Северной Индии (и мусульманской и индусской ) стал особый вариант делийского диалекта - кхари-боли, заметно персизированный. Позднее имено он ляжет в основу хинди и урду. В этот период ислам практически перестал восприниматься как чужеземная вера. Он был уже свой- индийский. Политически Индия в сер. 18 в. представляла чересполосоцу индусских и мусульманских владений (последние основали могольские наместники). ислам оказал воздействие ина индуизм, там , видимо, под его воздействие индианки стали носить кофтчки чоли, прикрывая грудь. у раджапутов затворничество женщин стало нормой. зелёным обведены владения мусульман после 1761 г.
европейцы на пороге, меж тем, стояла уже новая сила. прищла она не необычной для Индии стороны - с моря. европейское присутствие можно разделить на три этапа. 1. 16 век - (1503-1605) - Христианский мир был представлен исключительно португальцами. Они основали за 16 в. 17 укреплённых факторий с центром владений в Гоа (1510), который стал настоящим португальским городом. Португальцы с помощью огнестрельного оружия и быстроходных каравелл захватили важнейшие базы на морских коммуникациях и фактически паразитировали на них. Сначала они пытались установить свою монополию, но сил было слишком мало. Однако, любое судно вышедшее в море без португальской лицензии полежало захвату. По торговому миру Индийского океана был нанесён тяжкий удар. В Гоа появился вице-король и архиепископ, была учреждена инквизиция ( у неё было много работы. т.к. индусы.принимая христианство, часто продолжали отправлять и традиционные обряды). Старых индийских мусульман склонили к унии. Дальше дело не пошло. 2-й этап. - 17 век - связан с появление у португальцев множества конкурентов - ост-индских компаний ( Нидерландская 1602. Британская 1600, Датская 1616, Французская 1664). Лидировали голландцы. с 1605 г. они основали 16 факторий. (португальцы к 18 в. кроме Гоа сохранили только 5). Голландцы не стремились окрестить местное население, но захватить в свои руки большую часть морской торговли им удалось успешней. В основном европейские компании занимались реэкспортом - т.е. возили индийские товары в азиатские страны, в Европу попадала меньшая часть. Помимо прянностей,теперь основным товаром стали ткани. расплачивались золотом. Индий по-прежнему оставалось насосом, вкачивающим всё золото мира. На третьем этапе (пер. пол. 18 в.) главной силой стали французы и англичане. Французы первыми изобрели сипайскую армию и субсидарные договоры, сделав военное наёмничество компании основным источником дохода. Это позволяло при удачном стечении обстоятельств ставить индийские государства под контроль. В 1749-63 г. между британской и французской компаниями велись ожесточённые военные действия с использованием армий набраных из индийцев. Британияч победила и начался четвёртый - завершающий этап. В странах ЮВА европейское присутсвие в 16-18 в. было ещё более заметно.
ЮВА Цейлон и Индонезия встретили 16 век , на стадии "феодальной раздробленности" поэтому они оказались главными жертвами. К тому же их экономика во многом была завязана на международную торговлю и морские коммуникации- максимально уязвимы перед новым противником. Заметим, впрочем, что как общего врага христиан здесь никто не воспринял. напротив все государства рассматривали их как новых интересных союзников против соседей. Португальцы отличались нахрапом и фанатизмом. Только им, например, могло придти в голову отправлять военные экспедиции для уничтожения зуба Будды. Но возможности их были довольно ограничены . Главным успехом стал захват Малакки (1511). Португальцы стали взимать с проходивших там судов огромные пошлины. Но галвным следсвием стало перемещение торговых путей и бурный рост новых центров в Индонезии и Малайзии (султанаты Джохор, Аче, Демак, Тидоре, Тернате, Бруней). На Молуккских островах - вожделенном центре произрастания прянностей - португальцы утвердились только на острове Амбон, жителей которого обратили в христианство. Больше успехов было на Цейлоне, где правители головного царства Котте стали опираться на португальскую помощь. В итоге в сер. 16. царь Дхармапала крестился и отдал католиками ве владения буддийких монастырей. Правда после этого ему пришлось бежать в португальский форт Коломбо, но потом португальцы вернуди ему б.ч. владений, которые он им же и завещал. К кон. 16 в. португальцы владели уже больше чем половиной острова - осталось только царство Канди в горных районах. строй не изменился только теперь все повинности были направлены на производство и добычи экспортных культур , торговля которыми стала португальской монополией. (прежде всего корица, также драгоценные камни, жемчуг, слоны). Государства Бирмы и Таиланда имели дело с "дикими" португальцами, которые вышли из под контроля вице-короля и занимались наёмничеством и пиратством. Все эти государства обзавелись португальскими наёмниками (потом и японскими, тоже крещёными). В нач. 17 в. португалец де Бриту даже основал собственное королевство на южном побережье Бирмы. (не надолго , правда), а японец Ямада получил княжество в лен от тайского короля. (цейлонский ларец с изображением португальцев)
С кон. 16 в. к "Островам Пряностей" устремились авантюристы из многих европейских стран - испанцы (как новые хозяева Португалии) ,англичане, голландцы (как враги испанцев), датчане, французы. Самыми последовательными, наглыми и беспощадными оказались голландцы. Шаг за шагом, остров за островом они нанесли поражение и навязали монопольные торговые договора всем основным государствам южный морей. И отовсюду безжалостно вышвыривали (чаще убивали) конкурентов. Особенно не везло англичанам. В 1641 голландская компания овладела португальской Малаккой (с помощью султана Джохора), а в 1658 португальским Цейлоном (с помощью царя Канди). В 1678 они помогли свергнутому султану Явы (Матарама) вернуть трон и получили треть острова. в 1743 ещё треть. Основные доходы теперь стали поступать от налогов и повинностей яванских и цейлонских крестьян. Они ужесточились. Новацией стала система принудительных культур, которые крестьяне были обязаны выращивать и сдавать уройжай по твёрдым ценам (или наоборот урожай уничтожался, чтобы цены в Европе не упали). непосредственно управляли местные князьки. а налоги собирали и доставляли товары откупщики - китайцы (которых, понятно, население ненавидело особенно сильно). Какие-то реформы начали проводиться только ссер. 18 в. Впрочем, к крещению цейлонцев голландцы относились серьёзно. было учреждены десятки миссионерских школ. Обращено в христианство было до 21 % населения. С Канди (недавним союзником) велись постоянные тяжёлые войны. Всё побережье удалось отвоевать. Но расходы были велики. Из-за них , да ещё страшного воровства и коррупции, Компания в 18 в. была убыточна и выплачивала дивиденды , наращивая долг, под конец достигший астрономических размеров. Наконец в 1799 Голландское правительство упразднило Компанию, взяв на себя её долги в 240 млн. гульденов.
Т.о. на Цейлоне к 17 в. сохранилось только одно буддийское государство в центральных горных районах. Это было суровое общество в состоянии постоянной военной готовности, с жёсткой централизацией и натуральным хозяйством ( дороги и мосты строить и чинить строго запрещалось, чтобы враг не прошёл). В 1762 г. уже Цейлону (Канди) пришлось приглашать буддийскую миссию из Аютии (Таиланда) для восстановления чистоты учения. 16 в. 18 в. храм Зуба
В малайским мире к 16 в . повсеместно утвердился ислам (и в 16 в. продолжал распространяться на новые территории). Главной силой был суфизм. Разрыв с прежней культурой был полным - о буддийском времени исчезли даже воспоминания (вместе с городами, они в этих местах всегда появлялись и исчезали быстро и легко). На Яве расставание с прошлым шло тяжелее (тем более , что последнее индуистское княжество было завоёвано только в 1638 г.). Индусский эпос , литература вошли вплоть и кровь и и продолжали существовать в виде теневого кукольного театра, со спектаклями на тему Рамаяны. Во вт. пол. 17 в. был ностальгический расцвет яванской придворной поэзии - с массами произведений на тему той же Рамаяны и другой классики, а так же славной истории индуистских времён. (боги обычно трактовались как первые люди - потоки Адама).
Последнее индуистское княжество чамов в Южном Вьетнаме пало в 1786 г. К этому времени среди чамов широко распространился ислам. Но одна территория с господством индуизма в ЮВА всё же уцелела - это были княжества острова Бали, куда бежала с Явы старая индусская знать .
Т.о. развитие портовых обществ шло от контроля государств над торговлей буддийский период) . к контролю торговцев над государствами (мусульманский пеиод) и завершилось тотальным контролем над всеми единой торговой монополии со своими деньгами, крепостями, армий, флотом и культурно никак с местным населением не связанной. Для континентальных стран это означало сокращение роли торговли как таковой. 16 век на Индокитайском полуострове отмечен очень жестокими войнами (с участием португальцев) и нестабильностью границ. Сначала шаны уничтожили бирманское государство Ава, потом второе бирманское государство Таунгу отбило шанов, завоевало Пегу (государство монов) и временно Аютию. Потом восстановленная Аютия нанесла страшное поражение Камбодже и навсегда превратила её в зависимое второсортное государство. Уже не в таком масштабе войны продолжались и дальше. основной их целью был захват и увод на свою территорию населения. Держава Таунгу была последней ориентированной прежде всего на внешнюю торговлю. В 17 в. происходит переориентация экономик на рисоводство и замыкание в себе. Аютия (Сиам) закрылась от внешнего мира в кон. 17 в. , после изгнания иезуитов, которым почти удалось овладеть властью в стране. На этот же отрезок времени приходится мусульманский мятеж и попытка индуистского реванша. В 18 в.значение торговли снова возрастает - но это был экспорт риса в Китай и основными акторами здесь были сами китайцы. К 17-18 в. складывается система великих и малых держав. Великими были Бирма, Сиам (Аютия) и Вьетнам. Малыми- обычно вассальными - вождества шанов, Чиенгмай, Камбоджа и с нач. 18 в. (после распада Лансанга) лаосские княжества. Самым агрессивным и имперским государством была Бирма. Она прошла три имперских цикла , завершающихся ослаблением, распадом и попутка монского реванша. 1. Таунгу - 1535 - распад в 1580-е-90-е 2. Восстановленная Таунгу 1601-1752 (кризис и распад с 1720-х) 3.Бирма династии Конбаунов - с 1754. Для певрвого периода характерна слабая централизация с уделами и наследными наместничествами, для второго достаточно высокая , третий фактически копировал второй. В основе системы лежала "служебная организация" в центре , полунаследные округа в субпериферии и наследные шанские вождества периферии. История Сиама тоже делится на три периода, прерываемые бирманскими завоеваниями - 1569-84/90 и 1767-68. Первый период тоже характеризуется низким уровнем централизации, а второй высоким. На третьем происходят значительные изменения. Аютия (первые два периода) основывалось на системе рангов, вертикали частного покровительства и очень тяжёлой трудовой повинности (полгода каждый год). Рыночные отношения были неразвиты. деревенских богачей тут же раскулачиали молодцы из молодёжного ополчения. Сохранялся культ девараджи. Для Камбоджи было характерно засилье аристократии (потомки царей до пятого колена). Часть ориентировалась на Вьетнам, часть на Сиам, поэтому страна периодически меняла сюзерена. Лаосские княжества и Чиенгамай сохраняли более патриархальную структуру в основе которой лежали клановые мыанги. Повсеместно господствовало натуральное хозяйства с вертикальным распределением и глубоко не рыночная ментальность. считалось что добросовестное выполнение своих обязанностей улучшает карму , а продвижение вверх по иерархи зависит исключительно от морально-нравственных качеств. Соответственно царь должен быть самым праведным из людей. Торговлей и финансами занимались исключительно китайцы. В целом уровень развития региона был полностью средневековым.
Колониальная эпоха Эпоха британских завоеваний. 1757-1859. Период этот в истории региона переходный. Главным событием было вхождение Индии в новую мировую империю. И впервые в империю, центр которой был и остался за пределами Индии. Хотя завоевание осуществляла Британская ост-индская компаний, силами состоящими из индийских солдат (сипаев), на деньги индийских банкиров- кредиторов.) А главными ценрами компании были старые фактории , разросшиеся до городов: Калькутта, Мадрас, Бомбей. Последовательность завоеваний была такой: 1757 разбита Бенгалия и стала зависимым государством, 1772 аннексирована. к 1774 установлен контроль над всей Гангской долиной. 1792-99 покорение Юга Индостана и Декана (соперником здесь был молодой султанат Майсур, с армией обученной французами. По сути, это было первое мусульманское государство вступившее на путь модернизации) В 1780 начались боевые действия против голландцев на Цейлоне. И в 1796 голландский Цейлон был захвачен. В 1795 у голландцев же захвачена Малакка. 1802 г. решающий - под контроль англичан перешёл Дели , а маратхи стали вассалами. 1811 захвачена голландская Ява, а в 1813 покорены яванские султанаты. (Яву , правда, в 1818/20 вернули голландцами, но именно англичане провели там коренные реформы) 1815 завоёвано царство Канди 1816 подписан договор с Непалом, вошедшим в британскую сферу влияния 1818-20 установлен контроль над Раджахстаном 1824-26 разбита Бирма и починены её индусско-мусульманские провинции 1833 Компания лишилась монопольных торговых прав. 1843 занят Синд последним соперником оставалось государство сикхов в Пенджабе, основанное в 1801 г. Его армию тоже обучили французы. Сикхи завоевали и Кашмир. В этомгосударстве 80% населения составляли мусульмане, а 10 % сикхов были чем-то вроде шляхетства или казачества - с делением на полк и радами. Но в 1846-49 было завоёвано и оно. 1852-53 у Бирмы отвоёвано Пегу (территория монов) 1856-59 подавлено восстание сипаев. в 1858 г. Компани передала все свои владения Короне. Создание Британской империи в Индии бло завершено. (официально Виктория короновалась императрицей Индии в 1876 г.)
18- пер. пол. 19 в. это последний период когда культура региона развивается без значительного европейского влияния. Надо сказать, что в Индии этот период был глубоко застойным. Во всяком случае с интеллектуальной точки зрения. Происходит некоторое исчерпание традиции. Но само наследие было чрезвывайно богато, пышно, пестро. Главное достижение индусского искусства этого периода это миниатюра.Которая получила мощный импульс в раджапутских княжествах после приезда туда могольских художников (во время реакции Аурангзеба и распада империи). Раджапуты нач. 18 в. Декан Это (для примера) могольская миниатюра 18 в.
Раджапутская миниатюра 18 в.-нач. 19 в. под влиянием могольской школы (г.о портреты, сцены придворной жизни) религиозные сюжеты Посмотреть вложение 30753
Прямолинейность и недвусмысленность определённо была сильной стороной этого Кота. Анри Руссо с предвосхитительной мордой в центре: