Я начал писать эти заметки в марте, когда еще был в Сочи. Часть из них выкладывалась на орге, остальное - пока нигде. Сейчас, вернувшись в Воронеж, систематизирую, дополняю, осмысливаю. Я провел в Сочи полгода, с 23 октября по 27 апреля. За это время было множество вылазок, около двух недель я прожил в Красной Поляне (в ноябре и в апреле), еще неделю в Мацесте. Остальное время жил в центре Сочи, на Цветном бульваре. Но однодневные вылазки за город делал часто - почти всегда, когда позволяла погода. За это время накопилось больше 3 тысяч тысяч фотографий. Довольно много я выложил в социальных сетях, но полноценного репортажа еще не было. А начать хочется с древнего Византийского храма в окрестностях Лоо. 1. Лоосский храм Этот период истории ускользает, часто думают, что христианство пришло сюда уже в 19 веке. И пришло во многом благодаря русскому оружию. Действительно, в начале 19 века эта часть северного Кавказа была отвоевана у Турции, и земли, занятые племенами адыгов и убыхов, стали заселять переселенцы из России. Но был и более древний пласт. Хочется рассказать о нем. И вот, весенним февральским днем (начало февраля выдалось очень теплым, в отличие от второй его половины и напоминало воронежский апрель) я отправился в Лоо. Лоо — маленький курортный поселок в окрестностях Сочи, официально часть Лазаревского района города. Он жмется между морем и горами, покрытыми лесом, поднимающимися уступами. Дома, в основной частный сектор, террасами расположены на склонах. А вокруг лес. Южный лес — с буком, дубом и вкраплениями пальм, которые диким образом растут иногда между обычных деревьев. Такие леса растут в окрестностях Сочи, начиная с высоты 100-200 метров. У самого моря — растительность другая, завезенная. Пальмы, магнолии, лавры, придающие городу вечнозеленый колорит. В горах же леса листопадные. Хотя и здорово отличающиеся от привычных лесов средней полосы России. Только в декабре они сбрасывают листву. И то не все деревья. Попадается какой то вечнозеленый кустарник, остролист, лавровишня. Очень рано — в конце января — начинают цвести первоцветы: цикламены, подснежники, примула. В одном месте рассыпались солнышком цветы мать-и-мачехи. Вот в такой лес отправился я теплым февральским днем в окрестностях Лоо. Как часто бывает, когда идешь первый раз — выбираешь не самую удобную дорогу. Но в этом есть своя прелесть! проплутав около часа живописными тропинками, фотографируя цветы и переводя дух на пеньках, я вскарабкался до склону холма. Как подсказывала интуиция, храм был именно там. И он действительно показался там, среди леса — заросший и полуразрушенный, но живой храм. Иконочки приютились на старых камнях, а на досках, где был вход в углубление алтаря, кто то написал — Благодарю за все! Господь! прости за все! Я помолился. Было ощущение, что на тонком плане храм цел. Что здесь протекает духовная жизнь. И люди, приходящие сюда, приносящие иконы — живое подтверждение этому. Хотя перед глазами всего одна стена храма. Да фундамент с каменной кладкой, да несколько колонн. И много камней, валяющихся рядом. Не было попытки этот храм восстановить. Но стену подперли балками, чтобы она не разрушалась. Место не оставлено людьми, в том числе людьми неравнодушными... И на древних камнях цветут цикламены
Теперь немного истории. Считается, что храм построен в 10-12 веках, потом был разрушен землятрясением и отстроен в 14 веке, а еще через столетие его начали использовать как крепость. Подробнее об этом пишут в статье, посвященной Лоосской археологической экспедиции 1987-1991 годов: Появление в пос. Лоо храма в размерах, сохранившихся по части фундамента, можно отнести к XI-XII вв. Возник он, вероятно, как свидетельство существования на данной территории византийской традиции, но уже с элементами грузинской архитектуры. Такую картинку нашел в сети: (Реконструкция византийского христианского храма в п. Лоо (г. Сочи). © Лазарев А.Г.) Однако просчеты зодчих, которые не учли сейсмической неблагонадежности района, построив здание, вероятно, большей высоты, чем позволяли условия, а также недостаточное внимание к рельефу местности повлекли за собой его разрушение. Произошло это, очевидно, в XIII в. Храм был восстановлен в XIV в. В это время на данной территории расширяется власть монастырей, интенсивно обновляются старые церкви и строятся большие храмы зального типа. Видимо, в это время идет реставрация храма в пос. Лоо. Именно это отреставрированное, а скорее всего — выстроенное заново на месте старого культовое сооружение и сохранилось в развалинах сегодня. цитаты по статье Б.Б. Овчинниковой «Десять лет Лооской археологической экспедиции (1987-1997)». А это план храма Через одно-два столетия в силу разрушения храм в Лоо перестает быть действующим, но и в таком состоянии он вновь привлекает к себе внимание, только уже в ином качестве — как убежище. Тут, вероятно, надо напомнить, что в конце 15 века Византийская империя пала, была завоевана турками османами. Большинство православных храмов оказалось разрушено. Вероятно, турки (или жившие тут народы) использовали выгодно расположенное здание на вершине горы как военное укрепление. Об этом убедительно свидетельствуют находки каменных ядер, гильз, металлических предметов XV-XVII вв. Своды обрушились. Окна храма частично закрываются кладкой, превращаясь в бойницы. Со стороны моря так же закрывали и дверные проемы (с запада и юга), оставляя вход лишь с севера. Возможно, в это время за западной стеной храма сооружается сторожевая башня, фундамент которой и был обнаружен раскопками экспедиции. О функционировании храма в Лоо в качестве укрытия-крепости говорит и тот факт, что на картах Причерноморья XIX в. он обозначен как развалины крепости. Таким образом, за семь столетий храм успел побыть И церковью, и крепостью. Может, поэтому, православная церковь считает, что он был посвящен Георгию Победоносцу. Прямых указаний на это нет. На самых ранних фотографиях 1912 года развалины храма выглядят примерно так же, как и сегодня. Фото из коллекции Прокудина-Горского (1912) Каждый год 6 мая в день памяти св. Георгия после Божественной литургии, как своеобразная связующая нить между веками, к древнему храму от нового храма св. апостола Симона Кананита совершается крестный ход для пения молебна св. Георгию. В этот же день на развалины храма приходят и сторонники армянской христианской церкви... * * * Сегодня единственная сохранившаяся стена храма подперта металлическими конструкциями с досками: Это призвано остановить ее дальнейшее разрушение. Возвращаясь вниз, я нашел «правильную» дорогу с указателями: Правда, ориентироваться на них сложно, так как первый стоит не у поворота в лес сулицы, а где то уже на полпути в лесу то есть поможет только тем, кто интуитивно правильно повернет первые два раза. Впрочем, все тропинки ведут к храму. Найти его, стоящий на вершине горы, несложно. Я же спускался к морю, вниз. Снова встречая по пути красивые цветы, которые так непривычно было видеть в первой половине февраля. И уже на выходе из леса вид на море (к сожалению, портит заборчик) ***** Статья об истории Лоосского храма: https://arch-sochi.ru/2012/05/vizantiyskiy-hram-v-loo/
Картина, однако, будет неполной, если не рассказать немного о самом поселке. Лоо. Фото из интернета. Лесистая гора на заднем плане слева — как раз та, где стоит храм. Туда я поднимался. Ближе видна железная дорога, протянувшаяся вдоль моря, типичный атрибут поселков Большого Сочи. Первый раз был в Лоо в далеком 93-м. Тогда с подругой студентами ездили отдыхать в Вардане, соседний курортный поселочек неподалеку. За прошедшие 28 лет Лоо изменился несильно. Похорошела набережная — красивая, благоустроенная бетонная, с лавочками и почти без людей. Приятно просто вдыхать морской воздух, впитывать этот аромат — потрясающая энергетика! И смотреть, как большие, неторопливые волны разбиваются о берег. Лучше всего это передает видео: А это одна из волн, и если присмотреться — там молодой человек стоит у перил. Стоит неосторожно На следующем кадре видел его уже убегающим Море игривое — уж пошутит так пошутит! Впрочем, некоторым нравится дразнить волну Особенно хорошо это делать на бунах, далеко выдающихся в море. Вид с них тоже отличается от вида с берега. Море не отпускало долго. я гулял часа полтора до подъема к храму и после него. В остальном же курортный поселок содержал, что полагается — небольшие магазинчики, сувенирные лавки, столовые. Все это работало вполсилы, понятное дело- февраль. Но было что то интересное в том, что посетить Лоо в феврале, в этот почти по летнему теплый день, чтобы прикоснуться к стихии, и — к древности. Пробыв в Лоо четыре часа, поехал обратно в город. Ехать на электричке от Сочи до Лоо недолго, минут тридцать пять. Железная дорога идет вдоль моря, виды красивые. (Фото из окна электрички) Электрички в Сочи куда приятнее, чем автобусы, и поездка на них почти праздник Мое же маленькое приключение 10 февраля на этом закончилось. продолжение следует
Хорошая мысль - собрать впечатления за полгода. И кроме того, получается отличный путеводитель. ) Храм действительно живой. Рерих вдруг отчего-то припомнился: ...чтобы молиться, я выйду из душного храма. Я уйду под облачный свод. - т.е. развалины древних храмовых построек можно увидеть и так, что время открыло их небу и куполом стал "облачный свод". Во всяком случае, восприятие от этого выигрывает. )
Спасибо, Ира! Конечно, все впечатления за полгода собрать не получится - их слишком много! Не все одинаково запало в душу. Кроме того, есть и такие вещи, которыми не хочется делиться, а хочется оставить себе Но еще несколько репортажей я собираюсь сделать. Акцент будет на природе, и даже не только на природе, а на тех местах, где творения природы и рук человеческих сочетаются, не подавляют друг друга. Таких мест не очень много, но они есть. Здорово ты это отметила! Я как раз сейчас читаю о том, как делали святилища древние германцы и кельты. Для них само понятия храма было не здание со стенами и крышей, а священное место на природе, в лесу. Как правило, какая-то полянка, иногда огороженная. Иногда огороженная самой природой, силами стихий. Вот это для них и был храм.
Если брать хронологически, мой вояж начался в октябре. Неделю провел в Мацесте, а потом так вышло, что оказался в горах, в районе Красной Поляны. Изначально ехать туда я не собирался. Но цепочка обстоятельств привела сюда, в предгорья, и потом я уже об этом не жалел. Выбирая в Сочи квартиру, чтобы снять на несколько месяцев, нашел хороший вариант. Но квартиру неожиданно для хозяев на 10 дней сняли какие-то люди через букинг. И они уже не могли отменить бронь, не теряя денег и репутации. Нашлось неожиданное решение — хозяева предложили пожить это время в их квартире в Эсто-садке. В начале я отнесся к этому без особого энтузиазма — уезжать от теплого моря в горы, в холод, не хотелось. Но поездка вышла интересной, насыщенной. Я открыл для себя Эсто-садок и его набережные, тропу здоровья на Розе хутор, дольмены на Красной поляне. О дольменах и тропе здоровья подробнее расскажу ниже, а тут немного про место, откуда отправлялся на свои прогулки. Пятиэтажные дома в Эсто-садке. В одном из таких я и жил. Поселок, как чувствуется из названия, основан эстонскими поселенцами в 19 веке. Долгое время здесь тихо текла размеренная провинциальная жизнь. В советское время был совхоз. И даже развитие туризма в 70-80-е годы не сказалось сильно на жизни поселка. В 90-е стали уезжать на историческую родину эстонцы. Их место занял кто то другой. Совхоз пришел в упадок, молодежь уезжала... Многие стремились переехать в Сочи и Адлер, к теплому морю. Но пришла Олимпиада... Жизнь поселка изменилась кардинальным, можно сказать, драматическим образом. В отличии от соседней Красной поляны, которая в основном сохранилась как есть, Эсто садок оказался разделен надвое. Одну часть, примыкающую к реке, снесли до основанья. А затем... Построили тут престижный курорт — с дорогими отелями, бутиками, ресторанами и казино. Получилось по своему красиво: Детская площадка, зона отдыха и гостиничный комплекс Вид на Мзымту и Эсто-садок с подъемника К счастью, оставили много незастроенного пространства, с клумбами, газонами, детскими площадками. Хотя пожить в красивых домиках по соседству бюджетному туристу не светит! И вторая часть поселка, которая тоже изменилась, но не столь кардинально — здесь живут местные. Там находятся и пятиэтажки, что на фото выше. Есть и частные дома, коттеджи и небольшие частные гостиницы. Улица Переселенческая Если подняться чуть на горку, открывается на поселок красивый вид. На противоположной стороне - горы хребта Аигба. Эти вершины манили к себе, но добрался я до них только весной. Тогда, в начале ноября, поднялся лишь до средней станции - на 960 метров. Когда поднимаешься, все кажется таким маленьким!.. И хорошо видно, что поселок значительно вытянут вдоль реки Мзымта, долина которой теперь плотно заселена людьми. Но вокруг - покрытые лесом горы, спокойная и безмолвная природа, среди которой островок цивилизации только узкая полоска. Если поднимаешься еще выше, полоска исчезает... Вид на горы с подъемника по пути на высоту 960 метров. Огромные пространства! Завидую людям, которые могут уйти в них в одиночку на несколько дней. Горы прекрасны! Но горы слишком велики, несоразмерны человеку. На величие их смотришь снизу, без надежды быть с ними на равных. Поэтому поднявшись ненадолго, спускаюсь вниз. И следующие дни провожу, общаясь с более близкими и понятными мне стихиями - реками... )