Разница был в основном политическая ) Когда гелугпа победили, они конечно репрессировали противников . Но карма-кагью ликвидирована не была и продолжает благополучно существовать до наших дней.
портрет кармапы-7 (главы того самого карма-кагью). обратите внимание на появление пейзажа ( китайское влияние) архаты
Становление теократии. 1642-1720/23 Это период правления в Тибете Далай-ламы 5 и 6 . Пятый (великий) Далай-лама стал первым теократическим владыкой Тибета (1742-82). На его правление приходится становление тибетского"абсолютизма". Новый свод законов, верховная государственная собственность на землю, становление бюрократического аппарата, заменившего власть наследных князей, войны в Бутаном и Ладакхом (в 1680 был отвоёван Гуге), строительство Поталы, табель о рангах. Собственно именно в эти годы Тибет стал тем, чем он и оставался последующие два века. Хотя Далай-лама имел практически божественный статус, рядом с ним было три фигуры имевшие в управлении почти равноценное значение - это панчен-лама, деса (премьер) и хан хошутов (осевших в Тибете монголов). Особую роль сыграл деса Сангье Гьяцо (1679-1706), который 15 лет скрывал смерть Далай-ламы-5 и правил от его имени, пока вырос Далай-лама-6. это позволило сохранить стабильность и достроить Поталу, но дальнейшем сыграло против нового Ламы. Его подлинность была оспорена партией во главе хошутским ханом , выдвинувшей другого кандидата. Сам Далай-лама-6 давал повод для упрёков - он был совершенно светским человеком, лирическим поэтом, любителем женщин и стрельбы из лука, от принятия монашеских обетов он всячески уклонялся. Результатом стала смута, ойратское вмешательство, маньчжурская интервенция и утрата Тибетом независимости. далай-лама -6 был низложен и исчез по дороге в Китай - то ли умер и был похоронен как собака (по указанию маньчжурского императора) , то ли скрылся и ещё много лет вёл жизнь странствующего монаха (как гласит легенда). Низложен был и анти-лама. Новый тулку (перерожденец 6-го) был официально утверждён Пекином в звании Далай-ламы-6 (но считается в общем списке седьмым.) Интересно, что Далай-лама-5 официально признал статус бон, как одной из основных религиозных школ Тибета (наряду с гелегпа, сакья, кагью и ньингма) - как учение древнего будды, предшественника Шакья-муни. Сборник законов составленный Сангье Гьяцо тоже интересный памятник- тибетское право признано одной из оригинальных правовых систем . наказание там зависело от статуса преступника и жертвы (всего выделялось 27 общественных групп). от смертной казни можно было откупиться. развод был разрешён (по инициативе любого супруга) , но наказывался штрафом. дочери оставались с матерью, сыновья с отцом (который должен был дать при разводе сумму достаточную для содержания). Прелюбодеяние тоже наказывалось штрафом.
Песенки Далай-ламы-6 Он шляпу на голову надел, Косу на спину закинул. «Счастливого пути», — сказала она. «Счастливо оставаться», — сказал он. «Это — горе», — сказала она. «Скоро встретимся», — сказал он. ... Облака розового цвета Скрывают небеса и град. Быть монахом лишь наполовину Значит быть скрытым врагом учения. ... Дикую лошадь, бежавшую в горы, Можно поймать арканом. Если любимая разлюбила, И волшебством ее не удержишь. ... Лицо ламы, которого пытаюсь вспомнить, Я не вижу. Лицо любимой, которую я не вспоминаю, Я вижу ясно и четко. ... Старая, старая собака! Ты — умнее людей: Не говори никому, что я ушел в ночь, Не говори никому, что я вернусь днем. ... Время цветов прошло, И бирюзовой пчеле его не жаль. Когда судьба разлучит меня с любимой, Мне тоже должно быть не жаль. ... Моя любимая, которую я знаю с детства, Не из породы ли волков? Волк всегда убегает в горы, Если и дашь ему много мяса. ... Не женщина — мать этой девушки, Рожденной, может быть, персиковым деревом. Любовь ее проходит быстрее, Чем увядают его цветы. ... Я отправился искать любовь в полночь, И снег падал в темноте. Тогда я жил в Лхасе, Я — Цанджан-джамцо! ... Скалы и ветры, объединившись, Перья орлу истрепали. [Людское] притворство и обман, [объединившись], Меня истрепали. ... Хотя с телом нежным [я и] знаком, Любимой [сердца] меру глубины не познал. На [этой] земле [мы] изображенья рисованные, [Хотя] неба звезд меру пропорций [мы] начертили ... К ламе [я] святому [пришел] [И мое] сердце вести просил. [Все же] сердце не повернуть, [Снова я] к любимой стремлюсь. ... Написанные буквы, черные, маленькие, Капли воды уничтожат. Не написанные в сердце знаки [Захочешь] стереть, не сотрешь. ... Когда камнем драгоценным владеем, камень [как] драгоценность не ценим. Когда к другому камень драгоценный попадает, То сердце [наше вдруг] вверху сожмется. ... В прошлом году посаженные юные побеги Ныне [связаны] в снопы соломы. Юноши состарилось тело, Более, чем южный лук, согнулось. ... В Нижней Лхасе бывал [я] когда, [Был я] прелюбодей Данзан Бангпо. [Ныне] тайное явным стало, Следы на снегу [я] оставил.
В Шигадзе (столице панчен-ламы) в это время действовали католическая миссия ( с 1711). первыми приехали капуцины, но большего успеха добился иезуит Дизидери . он выучил тибетский и даже переводил Цонкапу (в целях полемики). затем , правда, капуцинам через Рим, удалось добиться отзыва Дизидери и предоставления им монополии на проповедь.Работы иезуита были похоронены в архивах. Результаты проповеди были ничтожны, но поссориться с ламами капуцинам удалось, и в 1745 г. из Лхассы приказали миссию закрыть. Далай-лама-7 , кстати, обменялся письмами с Римским папой.)
Из других авторов эпохи можно вспомнить Десрида Санчжай Джамцхо (1653—1705) - значительно развившего тибетскую медицину и Гунчен Джамьяна (1648-1721), по программам которого изучался в Тибете курс философии в последующие века. Необычайно популярен в 17-18 вв. был жанр автобиографии. Достигло расцвет книгопечатание (ксилографическое) вершиной которого стало роскошное издание Канджура и Данджура.
Это китайская религиозная живопись (истоки влияний) 9 век живопись Си Ся (12 в.) Мин. 15 в. Цин (17-18 в.)
В целом по уровню развития Тибет описываемой эпохи явно не уступал допетровской (и даже раннепетровской) России (кроме м.б. военного дела) и заметно превосходил её по уровню образования. Но дальше Россия стала ассоцированным членом быстро развивающегося Запада , а Тибет протекторатом стагнирующего Китая.