Маньчжурский (Цин) протекторат (18-19 вв.) Был установлен в ходе следующих событий: 1706 хошуты свергают далай-ламу-6 и ставят "анти-ламу" Еше Гьяцо 1708 сторонники прежней влсти находят новую инкарнацию - Далай-ламу -7 1709-10 Цин пытается ввести в Тибете "внешнее управление" 1715 Цин перестаёт признавать анти-ламу 1717 интервенция Ойратского ханства и оккупация ., поставлен Далай-лама-7. Хошуты призвали маньчжуров. 1720 маньчжуры выбили ойратов и взяли Лхассу, подтвердив полномочия Далай-ламы-7 1723 маньчжуры подавили восстание хошутов и овладели Амдо. Амдо и Кхам были присоединены к Китаю. (в 1728 половина Кхама была возвращена Тибету) В Лхассу назначен цинский амбань (баскак) для контроля над правительством, там и ещё в нескольских пунктах размещены цинские гарнизоны.
Тибет в 18-19 вв. представлял собой явление своеобразное и поучительное. Для Цин это была глухая провинция. особенно в 19 в. (императоры 18 в. проявляли к тибетскому буддизму живой интерес). Степень контроля империи была неравномерной. Пика оно достигла в кон. 18 в., а затем постоянно шла на спад. Для монгольского степного мира это был центр мироздания и святая земля. тибетский язык был языком религии и высокой культуры, отсюда шли основные новации ,сюда устремлялись бесчисленные паломники. Сфера духовного влияния Тибета простиралась от Пекина (где была мощная духовная миссия) до Дона. Для европейцев это была терра инкогнита, магическая страна, вызывавшая живой интерес (далай-ламу считали папой Востока). немногочисленные путешественники рассказывали о всяких чудесах. Это был мир куда ренессансные и все последующие новации не проникли (последними проникшими в 18 веке были огнестрельное оружие и картофель). Мир где полновластно правило духовенство. В кон. 19 в. численность тибетцев оценивалась в 2,5- 3 миллиона, из которых полтора миллиона жили под властью далай-ламы. При этом было 2500 монастырей и 760 000 монахов и послушников ( из них 1026 монастырей и 491 242 монаха относились к гелугпа (1882 г.) ) Монахами была половина чиновников. Результатом была почти полная консервация существующего уровня развития. Можно конечно расценивать это и как помещение целой страны в морозильник для сохранения высокоразвитой позднесредневековой цивилизации в чистом виде для будущий поколений ) . (включая ордалии и средневековые казни). Несомненно и то, что в центре начали в 19 в. появляться признаки стагнации и рост обскурантизма/партикуляризма, в то время как все идейные новации и культурный прогресс происходили на восточной окраине - в Кхаме, где сохранилось наибольшее идейное разнообразие (именно там обосновались древние школы) и власть была слаба. Несомненно и мощное воздействие буддизма на менталитет народа, именно в это время утратившего свою первозданную дикость и воинственность и действительно проникшегося многими буддийскими принципами (кроме голоков Амдо ).
Хотелось бы немного о путешествии Пржевальского услышать. ) А вот танки и мандалы тибетские (что на предыдущей странице) - это что-то потрясающее. Видела я одну такую, привезённую оттуда, хоть и современную, но на всю стену: смотришь - а миры в ней раздвигаются и начинают жить по своему усмотрению. ) Есть вот такой фильм про то, что на них нарисовано: Это лекция профессора тибетской живописи, иконописца Александра Качарова.
Основная событийная канва. на 18 век приходиться "понтификат" Далай-лам 7 и 8 . Люди они были тихие и созерцательные, к управлению особо не рвущиеся. Далай-лама -7 был более учёным, оставил 9 томов религиозных сочинений. 8-й - только летний дворец. 1732 - Ладакх стал вассалом Тибета. Бутан и Сикким тоже стали членами Тибетского мира (бутанская церковь, например, получила обширные владения в Западном Тибете. сам Бутан регулярно подносил дань/дары). Для всех трёх гималайских государств Далай -лама был высшим арбитром. 1750-е - после подавления большого антицинскогом мятежа в Лхассе Далай-дама вынужден занятся делами управления - создана новая система центральной администраии с кабинетом из 4-х министров вместо одного премьера. создана тибетская регулярная армия (очень плохая). амбаней стало присылаться сразу двое. Кон. 18 в. - войны с Непалом. цинские войска разбили гуркхов. По требованию Пекина Тибет закрыт для всех иностранцев. Цин пытается навязать выборы инкарнации Далай-ламы по жребию. В 19 в. правили далай-ламы 9-12 . все они умирали молодыми, поэтому их влияние на управление было близко к нолю . В 1834 индийское княжество Джамму захватило Ладакх, в 1836 покорило Заскар . в 1840-41 Балтистан и вторглось в Тибет. в 1844 - м вторжение было отбито. Ладакх остался за Джамму но продолжал платить Тибету дань. в 1855-56 было непальское вторжение. Тибет проиграл и стал платить Непалу дань, непальские торговцы получили право экстерриториальности. с 1862 г. в управлении Тибетом начала принимать участие ассамблея из высших чиновников и настоятелей. хорошо
Тибетцы грешили на регентов. Во всяком случае именно Далай-лама 13 , который сместил и арестовал своего регента , проигнорировав возражения из Пекина, дожил до старости )
Что касается полковника Пржевальского (Большебрюхий генерал), то он совершил в Тибет две экспедиции. 1879-81 и 1883-84 г.. Вокруг Тибета он ходил и до этого, выискивая лазейки. Но в 1879 г. ему удалось получить разрешение в Пекине. Однако, это не очень помогло, поскольку все местные власти предприняли всё возможное, чтобы его отговорить, чтобы он не получил проводников и т.д. Поскольку они в общем то понимали , что помимо Императорского географического общества он представляет ещё и генеральный штаб. и как раз в это время Россия максимально активизировалась на центральноазиатском направлении . Было ясно, что власть Цин в регионе заканчивается и он становится новой зоной англо-русского соперничества. Однако, в собственно "далайламский " Тибет его не пустили - власти Лхассы наотрез отказали в пропуске через границу. Поэтому обе экспедиции затрагивали только пустынные скотоводческие районы Тибета, включённые в Китай. там где орудовали те самые разбойничьи племена голоков. описание путешествия http://www.e-reading.club/book.php?book=1009179 тибетцы-кочевники Пржевальскому очень не понравились
В 1893 г. Пётр Бадмаев представил Александру 3 доклад с планом покорения Монголии, Тибета и Китая. План этот вызвал большой интерес. Бадмаев получил генеральский чин. В 1904 Бадмаев писал императору: «Корень русской политики на Востоке лежит не в Китае, а именно в Тибете. Неужели истинно русский человек не поймет, сколь опасно допущение англичан в Тибет; японский вопрос — нуль по сравнению с тибетским».
К кон. 19 в. уже не Пекин, а Лхаса изо всех сил пыталась удержать страну герметически закрытой, поскольку понимала , что из Пекина помощи не будет , а раздел мира осуществляется уже вблизи их границ.
Почему такую ценность представлял собой Тибет именно в политическом отношении для западного мира, в частности России? Ни земель, ни неисчислимых богатств, ни народа, с которым что-то можно делать выгодное - горы-пустыни, монахи да разбойники... Ведь не духовная же сторона их интересовала. Тибет давал какой-то выход к власти над Восточным миром? Какой? Статуса великой державы у него тоже не было, влияния - ? Или роль далай-лам всё-таки была очень значимой в политике, выходящей за пределы Тибета?
Дааа, как все похожи, однако... Мне отчего-то тибетцы всегда представлялись смиренными и т.с. богобоязненными людьми...
чисто местоположением . это центральная позиция между степью, мусульманским востоком, Индией и Китаем
А, ну и о нём ведь тогда почти ничего не знали. ) В главе 9, где Пржевальский описывает Тибет, он приводит хронологию открытия Тибета:
Итак, как же был устроен Тибет в 18-19 вв. Он имел довольно дробное сословное деление,но основных сословий было три: высшее(аристократы, тулку и сановники), среднее (чиновники, монахи и купцы) и низшее (крестьяне, пастухи и ремесленники). Вся земля теоретически принадлежала Далай-ламе. Фактически она делилась на государственные, государственно-доменальные (государственные имения обрабатываемые наёмным трудом или в порядке трудовой повинности), имения монастырей (сдаваемые в аренду), вотчины провинциального дворянства (облагаемые налогами) и поместья столичного служилого дворянства. Последнее имело 1-2 наследных имения на семью и соответственно 1-2 человека из этой семью было на госслужбе (а остальные шли в монахи). Дворянские права имели и 3 крупных купеческих тибетских рода. Но вообще большая часть торговли была в руках кашмирцев и непальцев. промышленности не было. Среди дворянство было несколько семей высшей аристократии. существовала сложная система титулов и рангов. Помещики обладали полицейской властью над подданными. Крестьяне были полукрепостными (т.е. могли покинуть землю только с разрешения помещика , уплатив штраф). Налоги и оброки была в значительной степени натуральными. Из общей суммы земельной ренты 42% приходилось на монастырские земли, 37 % на государственные и 21% на помещичьи. (при этом из государственных доходов - 720 000 ф.с. - 274 000 тоже расходовались на монастыри). Управление было достаточно централизованным. Половина чиновников была монахами, половина была из служилых семей, Но на посты назначали по способностям, а не по знатности. Могли выслуживаться и простолюдины. Центральное правительство состояло из трёх коллегий. Первая была высшим административным органом, вторая ведала делами монастырей, третья финансами, поместьями и кадрами. На места назначались на три года правили цзонов ,а в особо важные пункты губернаторы. на местах управляли или наследственные старосты или сеньоры-вотчинники. Кроме того было 4 владетельных княжества (не считая многочисленных княжеств , составлявших территорию Кхама). армий было две - тибетская (рекрутская) и китайская (последняя в 19 в. комплектовалась б.ч. из китайско-тибетских метисов). Солдаты китайской получали жалование в два раза выше. Население Лхассы - крупнейшего города - составляло ок. 10 000 человек (2/3 женщины) и 20 000 монахов трёх великих пригородных монастырей.
Вообще, Тибет этой эпохи напоминает один большой монастырь , хоздвором которого была вся страна. И редкие пришельцы бродили, чертыхаясь, по этому не сильно приглядному хоздвору, не слишком понимая чем он живёт ) монастырь в Ладакхе
Культура Тибета в 18 в. достигла "эпохи энциклопедий" - когда основную часть литературы начинают составлять обобщающие и учебные сочинения. Среди них на первом месте "Хрустальное зерцало философии" которое написал Туган Ловсан Чойчиньима (1762—1823) - обобщающий труд по истории и философии буддизма. Вообще тексты писали сухо, деловито, без красивостей и фольклора. Однако на востоке в 19 в. появляются новые явления, которые можно обозначть как "кхамский ренессанс". Они именуются движением риме. Риме дало много знаменитых мистиков, учителей, великих тертонов (которые извлекли из тайников десятки томов эзотерических сочинений). Среди ранних представителей Гунтак Кончог (1762-1823)- отец тибетской драматургии, Джангон Конгтрул - самый плодовитый автор 19 в. (90 томов сочинений), Мипам Великий (30 томов сочинений, в том числе разработки автомобилей и аэропланов ) ). Основной идеей Риме было восстановление почти забытой мысли о единстве в многообразии. О едином учении Будды равнопроявленном в учениях множества школ и традиций (включая бон). Они обращались к индийским истокам учения и к учениям древних тибетских школ, выступая против гегемонии гелугпа и вообще отрицания и подавления одних школ другими. Снова вошло в практику обучение в течение жизненного пути в разных школах и принятие посвящения в разные линии . уроженцем Кхама и сторонником карма-кагью был и знаменитый художник 18 в. тулку Ситу Панчен (1700-74)
Эх,что-то не слышно тут Олега, по поводу разных цветов и шкал?.. А было бы интересно. Вспоминается экспедиция Рерихов, замерзающая на Северо-Западном Тибетском нагорье.
Кхам в 18 в.состоял из 14 княжеств подвластных Тибету и 13 княжеств подчинённых наместнику Сычуани (к 20 в. в китайской части из-за дробления было уже 22 княжества). Кроме того в сычуаньской части находилось 14 монастырей гелугпа, подчинённых напрямую Лхассе. А в тибетской части находилось три великих монастыря гелугпа с удельным статусом. Из них монастырь Чамдо и был самым большим княжеством Кхама - ему было подвластно 80 000 семей. Из светских княжеств самым большим было Деге (15 000 семей). В нач. 1860-х княжество Ньярон попыталось военным путём объединить весь Кхам, захватил 17 княжеств. Но против него были посланы тибетские войска. в ходе войны 1863-65 г. весь Кхам перешёл под контроль Тибета, княжества были восстановлены. Но в 1877 тибетские войска ушли. В 1895 сюда двинулись уже сычуаньские войска ,но из-за протеста Лхассы они были выведены. Фактически после этих событий Кхам не контролировался ни кем.
стиль гадри был характерен для Кхама центром сино-тибетского стиля была миссия в Пекине. В Уй господствовал менри, в Цанг и Нгари - нео-менри. 18 в. Сукхавати (портрет Далай-ламы-7)