1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    13.357
    Симпатии:
    597
    Конечно же, вопрос темы не столько иллюстрирует праздник, сколько лишь отталкивается от него.
    Тема больше всего об Авраама, вступившемся за нечестивых содомлян.
    И далее - о Иове, друзья которого считали его наказанным справедливо.

    Иов был потрясен и сломлен именно беспричинностью и несправедливостью кары.
    Рушился сам смысл его существования и существа:
    Либо Бог не всемогущ (и миром правит Сатана),
    либо Он не справедлив, не праведен, поступает не по правде.

    Именно это, а не поразившая его болезнь и мучения, стало причиной отчаяния и бунта человека, стойко перенесшего от Смысла его жизни - Бога - все испытания и лишения вплоть до гибели собственных детей:
    "Бог дал, Бог и взял; да будет благословенно Его имя!"

    На это отвечает, дает как бы квантор, предикат всему повествованию, уже первая строчка текста "Книги Иова":
    "Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла."
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    13.357
    Симпатии:
    597
    Мне такой вот славный ответ прислали:
    Духовник моего отца, чьи наставления и сама часто и с благодарностью вспоминаю, о. Иоанн Крестьянкин особо предостерегал беречься от мыслей о ком-то (включая инославных и неверующих) как о лишенных спасения.
    О таковых, равно как и о тяжких грешниках он советовал молиться так:
    "Спаси их, Господи, путями, еже Ты един веси" (Вообще-то это из молитвы преп. Амвросия Оптинского).

    Он наставлял, что как только приходит помысел о чьей-то греховности или неспасенности, следует приводить себе на ум слова многих христианских подвижников от св. Антония Великого до св. Силуана Афонского:
    "Все спасутся. Только мне гореть в аду".

    Суд над людьми - дело Божие. Наше же дело - беречь свое сердце от осуждения, от закваски фарисейской гордыни и молитвы фарисея из притчи; почитания себя лучше других.

    Нежелание в сердце осуждения Богом кого бы то ни было и назвала в теме праведным "спором с Богом", который и самого Бога радует.

    Осуждение же любого человека, пусть и вполне обоснованного и на библейских текстах основанного, - никому не приносит духовной пользы.

    Так что мысль тут одна и очень простая:
    "Не судите, да не судимы будете".
     
    Последнее редактирование: 17 июн 2017
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    13.357
    Симпатии:
    597
    Бог понимает нас гораздо лучше, чем мы думаем; гораздо лучше нас самих.
    Бог ВСЕГДА прощает. Что не означает, что мы не должны расплачиваться.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    13.357
    Симпатии:
    597
    ... Во втором, еще более важном, эпизоде о погублении Содома Авраам не довольствуется Божиим обещанием избавить от кары праведников, но парадоксально требует от Него ради немногих праведников пощадить всех грешников.

    Это (в наших терминах) какое-то сверх-супер-христианство, да?
     
  5. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.166
    Симпатии:
    380
    Книгу Иова, как и прекрасный анализ Ф. Козырева "Искушение и победа святого Иова" читал давно, но помню привкус недоответа в этой притче. Прямое обращение Бога к Иову выводит и его, и друзей из человеческих представлений о могуществе и справедливости. Последующая компенсация потерь вроде бы с лихвой покрывает издержки эксперимента. Но страдание-то было - и с согласия Бога? Какой-то этот Бог не очень добрый выходит. Я не помню, объяснил ли Он, для чего было всё это нужно самому Иову и другим людям? И не уверен, что проигравший в споре сатана перевоспитался.

    Может, этот анализ вообще мало прибавляет к главной (имхо) цели притчи: утешить нас, страдающих, примером предельного страдания, выводящего на новые горизонты.

    А политиков-то можно осудить, хотя бы в фейсбуке? ;) Я не уверен, что Бог вообще судит. Вот бесы - да, только успей помереть - сразу же. А Бог только и делает, что спасает. К суду земному это не имеет отношения. Недаром в христианской истории самые трогательные истории про суды - когда приходит святой (например, Николай) - и нарушает процедуру.

    С кем расплачиваться? Да и можно ли расплатиться?

    Очень люблю эту историю торговли. Бог уступал, уступал, пока, наконец, просто не удалился, иначе Авраам выторговал бы всех. Но если Бог задумал погубить, а Авраам спасает, то как-то странно получается, что он добрее Бога.
     
    Соня нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    13.357
    Симпатии:
    597
    Об отношении к грешникам
    (из "Так за что Бог Содом-то порушил?")

    Как известно, один из видов праведности - в определенных случаях спорить с Богом. Таким проявлением праведности был протест Богу Иова и спор с Богом Моисея на горе Синай
    (когда Тот предложил ему извести согрешивший еврейский народ, а другой народ, праведны, - произвести от Моисея. Тогда Моисей предложил взамен проклясть и уничтожить его, но пощадить еврейских грешников).

    Так же радостно Богу (говорит комментарий, Мидраш) было слышать, как всегда покорный Авраам,
    не сказавший и слова протеста на повеление убить своего сына -
    вдруг стал умело и отчаянно торговаться с Богом о жизни ненавидевших его содомлян.
    Причем, важно отметить: Авраам не просил помиловать праведников (семью Лота, своих родственников)
    /как уверена, большинство из нас вчитывают этот прямо противоположный смысл в читаемый текст Библии/.
    Напротив. Он умоляет ради праведников пощадить весь этот город отъявленных грешников!

    Имхо, эта торговля и спор настолько забавны, что достойны воспроизведения:
    "... Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
    Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
    Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
    И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
    Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
    Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти..."

    И ради кого все это?! Ради отъявленных грешников, богопротивных содомитов! Анафемы всего того, за что боролся и что утверждал Авраам! -
    Содомлян, страстно за то его ненавидевших, враждовавших с ним и строивших ему по-соседски всяческие пакости..
    Вот откуда взялась неожиданная христианская заповедь из Нагорной проповеди о любви к врагам.
    «..любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, .....».
    На чем же основано это странное для многих повеление?
    А на весьма восточном и даже дальневосточном по своему духу и букве взгляду:
    " ...ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
    Мысль не снова в каком-то (как можно думать) еврейском приоритете. А о том, что благовествуемая человеку и человечеству перестройка сознания по сути своей едина и даже выражается в весьма сходных примерах и образах в самых разных и далеких друг от друга духовных традициях.
     
    Последнее редактирование: 8 фев 2021
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    13.357
    Симпатии:
    597
    Диалектика религиозного синкретизма

    Прибегая к известному образу: говорить, что "Иисус квадратная дырка в заборе, а Будда - круглая; но за забором - все та же единая реальность"/Померанц/ -
    можно только находясь от обоих "проходов" на известном расстоянии; с такого места, когда можно видеть одновременно и то, и другое.
    Для того же, чтобы реально пройти сквозь эти проходы в эту реальность, надо идти только к одному, все ближе и ближе, так чтобы видно было только одно: "Я есть Дверь", а все остальное исчезло из вида.
    При этом простое признание, что, возможно, существуют и другие двери, ничему не мешают.

    Благодарность за благодать спасения вовсе не обязывает нас отказывать в таком или ином, каком-то своем спасении всем прочим.
    "В дому Отца Моего обителей много .."(Ин. 14 :2). Может, кто как иначе и спасется; по нашему мнению это невозможно; а там ... как Бог рассудит. Если спасутся - то нам на радость; если нет - то на скорбь и за них молитву.

    Из притчи о работниках последнего часа мы знаем, что у Бога своя справедливость. И мы вряд ли получим от Него одобрение, навязывая Ему нашу, свою.

    "...разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных." (Мф.20:12-16)

    Так чтоб быть не только званым, но и избранным, я б оставила вопрос об осуждении грешников и иноверцев полностью в Его ведении.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    13.357
    Симпатии:
    597
    я б тут различала "грешника" и "преступника".
    Преступника карает государство. И выгораживание тут просто не при делах. Для "выгораживания" на то имеется адвокат.
    Вопрос в эмоциональной реакции. Например позорная свистопляска злорадства в отношении и так получившему 8 лет и полный крах своей карьеры народному любимцу Ефремову.

    На Руси традицией было осуждение преступления и сочувствие большинству преступников: передачи в тюрьму, подкармливание на этапах, др. Гаазе и пр.
    Естественное сострадание общей нашей человеческой плоти называется эмпатия. Ее отсутствие носит клиническое название "эмоциональный кретинизм", свойственный шизофреникам и людям с низким уровнем психической организации.
    А по суду на этом свете и, коль потребуется, на том - оступившийся или совратившийся все равно получит.
    Но чему ж тут радоваться?
     

Поделиться этой страницей