Романский период С начала романской архитектуры (представлявший усложнённый вариант каролингской) - с 980-х г.г. до первого появления готики в 1130-х гг. Это период становления средневекового общества , его особенностей и институтов: первый рыцарский роман (Роудлиб. 1025), первый трубадур ( Гильом 9 Аквитанский (1071-1126) ), первый крестовый поход и первые монашеский и рыцарский ордена, первые схоластики и первые высшие школы. тот мир, который мы воспринимаем как средневековый в общих чертах сложился к сер. 11 в., а окончательно в нач. 12. Главный процесс связанный с этим периодом - великая церковная реформа - выход Церкви из под власти светских сеньоров и превращение её в независимую мощную силу. первый её этап начался ещё в 10 в. (с 930-х) - это клюнийская реформа - восстановление самостоятельных и строго живущих по уставу монастырей. но в 10 в. было реформировано всего три десятка обителей. второй этап - с кон. 10 в до сер. 11 проходил под руководством императоров (королей Германии) и поставленных ими пап и епископов - реформировано более 1000 монастырей, Церковь резко укрепила свой авторитет и начал попытки обуздать войну всех против всех - т.е. состояние феодальной смуты как чего непрерывного и ежедневного. Первым способом стал мир Божий - введение разных ограничений на военные действия, правил войны под угрозой отлучения. Второй удачной идеей стали крестовые походы (первым их прообразом стало завоевание Англии норманнами с благословения папы) На этом - третьем - этапе центром реформы стало папство (для этого его само пришлось радикально реформировать). Первым реформатором был Григорий 6 (1045-46) . а главным Григорий 7 (Гильдебранд) 1073-85 - при нём папство выходит их под опеки империи и бросает ей вызов. Итогом становится 4-й этап, известный как Борьба за инвеституру (1075-1122), он закончился компромиссом.
В 11 веке Европу охватывает строительный бум. Про Каролингов говорили, что они утратили власть из-за того , что слишком мало строили храмов во славу божию. Архитектура стала более сложной и замысловатой, отражая новые претензии Церкви, но стиль романской миниатюры и прикладного искусства чрезвычайно далёк от антикизирующего каролингского искусства.
Интересно, кстати роль реформаторов в расколе Католиков и Православных... Схизму Константинопольскому Патриарху предъявил один из ярых архитекторов реформы... А потом к Ярославу Мудрому собрался съездить, отговорить того от ориентации на Константинополь, да первый преставился неудачно... Забавная альтернативная история бы получилась бы, если бы не...
Романо-готический период или Высокое Средневековье (с 1130-х до нач. 14 в.) Период характеризующийся не столько устойчивой картиной, сколько высокой динамикой - последовательным развитием новых трендов. На первом этапе ( до кон. 12 в.) зарождающая архитектурная готика не выходит за пределы Северной Франции (Иль-де-Франса и Нормандии) в остальной части Европы продолжает господствовать романика. Но в духовной жизни происходят масштабные изменения. Основные причина - влияние Востока. начиная с 1 -го крестового похода Запад был заворожен Востоком (Ближним прежде всего). Масштабные переводы с арабского (и отчасти с греческого) вводят западную схоластику в мир арабской философии и через её посредство по-новому открывает для неё Аристотеля (до того все размышления базировались на его немногочисленных отрывках и пересказах). Поэзия суфизма дала толчок развитию "куртуазной" поэзии и вообще культуре чувств ( до того мир виделся только с позиции варварской или монашеской ("кто любит свою жену слишком сильно, тот уже прелюбодействует"). Теперь же появляется светская культура со своими ценностями. Ещё одним источником для её литературы становятся перботанные кельтские предания. Альбигойская ересь бросает вызов Церкви со стороны аскетической - просто строгая уставность (в противовес обмирщвлению и разнузданности) уже не достаточна. В пер. пол. 13 в. следует ответ. Он был многоаспектным - от ужесточения борьбы с ересью (инквизиция), содомией и т.д. до движения католического христианства вглубь и ввысь. Появились нищенствующие ордены. Их представители дали толчок схоластике уже на новом уровне (Фома Аквинский и др.). Было введено правило обязательной исповеди. Христианство стало эмоциональным - культ Марии, культ Страстей Христовых, мистические видения, мистическая поэзия, Мария как Прекрасная Дама. Готика становится общеевропейским стилем (г.о. с 1230-х гг). Вт. пол. 13 в. характеризуется (с 1270-х) уже рядом кризисных черт в экономике, но в культуре расцвет продолжался. Это период значительных сдвигов в политической сфере - в основных странах Запада происходит становление сословной монархии как альтернативы феодальной раздробленности. Это значит, что города были уже сильны, а общество способно к консолидации и представительству (по сословному принципу).
Это период и время развития моды. Собственно на него приходится две волны: первая примерно с 1140-х - у мужчин длинные волосы, бороды, длинные ниспадающие одежды, широкие рукава, туфли с загнутыми концами. У женщин облегаающее блио, косы, пояс до земли. Вторая примерно с 1220-х - у мужчин вместо блио - котт и сюрко, бритые лица, узкие рукава, у женщин волосы разбросанные по плечам (у девушек) или полностью спрятанные. вместо блио с сер. 13 в. платье. В моде разнообразнейшие ткани, меха, драгоценные камни.
Бургундия станет законодательницей мод в следующий период. Тогда, в 14 в., появились очень короткие мужские одежды (котарди) - до середины бедра, женские платья с декольте и т.д. Во вт. пол. 15 в. шоссы превращаются в обтягивающие рейтузы, а коттарди сократился в длине до пояса.
А уж если говорить об офисном рабстве, тогда... ) Это будет еще одна моя любимая ветка из Максимовых. )
Готический период или Позднее Средневековье. 14-сер. 15 вв. Период этот с полным основанием можно рассматривать как кризисный, но итоги его были многообразны.По сути то с чем столкнулся Запад это был набор обстоятельств приведший к кризису Римскую империю в кон. 2- 3 вв. Уже с нач. 14 в. перенаселение в сочетании с похолоданием вновь возвращает в Европу периодический жестокий голод. Чума 1348-52 гг. выкосила треть населения Европы. Результаты были неоднозначны. Так на примере Англии можно видеть что размер ВВП существовавший до чумы восстановился только в сер. 16 в. Но размер ВВП на душу сразу резко вырос (и уже никогда больше не падал до средневекового уровня). Появление новых технологий резко затормозилось (во вт. пол 14 в. можно помянуть только педальный ткацкий станок, в пер. пол. 15 практически ничего), но зато внедрение старых пошло ускоренными темпами - сказалась нехватка рабочей силы и вынужденное повышение зарплат. Начался рост цен на ремеслено-мануфактурную продукцию и падение на сельскую и, соответственно, приток населения в города. естественно-научный и математические знания ещё по инерции продолжали развиваться во вт. пол 14 в. и демонстрируют явное оскудением в пер. пол. 15. Европы начала "свёртываться" - терять связи с Азией (хотя в пер. пол 15 развернулась немалая активность в Атлантике) Об экспансии речи уже не шло (так, регулярные пиратские набеги на мусульман в которые выродилось крестоносное движение), наоборот вновь появился грозный наступающий противник - Турция (но к счастью экспансия её разворачивалась за пределами собственно Запада, терялись только колонии). В культуре наблюдается поворот к интроверсии - истину стали искать в далёкой античной древности - появилось движение гуманистов (под которыми понимались, собственно, знатоки классической (античной латинской и греческой) словесности и легистов (знатоков римского права). Глубоко переживался мировоззренческий кризис - рухнувшая уверенность в постоянном присутствии Бога в мире. Следствия были разнообразны - одни бросились в бездумный гедонизм, другие в мистику, умерщвление плоти или устремились к светской праведности, одним всюду мерещились козни Сатаны, другие были непрочь прибегнуть к колдовству. Любимыми аллегорическими образами стали Пляска Смерти и Колесо Фортуны. Параллельно религиозность становилась всё более экзальтированной. Увлечение темой мученичества святых шло рука об руку развитием пыточного следствия (в 13 в. это была практика инквизиции, к кон. 13 в. оно распространилось на уголовные дела в Италии , к кон. 14 во Франции, к кон. 15 повсеместно. ранее обычно полагались на ордалии). Рост богатства горожан привёл знать к мании престижного потребления и желания воздвичь непреодолимые стены вокруг своей исключительности. Как никогда были популярны теории об особых породах людей (определяемых сословным происхождением) и законы против роскоши (на удержание низших в рамках скромности). Углублялись политические кризисы - уже в нач. 14 в.закончилась эпоха неоспоримого первенства папы и императора (а вскоре и их соперничество). Настала эпоха королей. сер.14- сер. 15 Столетняя война, великая схизма (1378-1417) и обмирщвление духовенства (и папской курии, в первую очередь), гуситские войны (1419-35), война роз в Англии, серия крестьянских войн. Но зато искусство необычайно расцвело (хотя его изысканная утончённость тоже характерна скорее для завершающих стадий культурного развития)
картинки красивые! если же копать глубже, для меня подобный анализ неотделим от РМ. То есть от таких концептуальных вопросов - когда возник Монсальват, как каждая из метакультур влияла на искусство, какие были демоны великодержавия, и как их влияние отражалось в искусстве и т.п. Спрошу сразу, уместно ли это в данной теме? Если уместно, могу добавить пару своих ИМХО - для полноценного анализа моих знаний недостаточно. Если не особо уместно, ограничусь тем, что полайкаю симпатичные иллюстрации.
Нет ) Но можно открыть параллельную ветку в Розе мира. Если там потребуется фактический материал, обещаю поучаствовать.
Вообще это выглядит так, как будто скрипящее колесо истории (Фортуны?) совершило полный оборот. если результатом того римского кризис стала дезурбанизация, кризис затем гибель античного города, агараризация, смена иконического (миметического) искусства каноническим, условным. То теперь наоборот город побеждает деревню, а искусство снова становится жизнеподобным.
Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада": Здесь http://militera.lib.ru/h/michaud/45.html Космолинская В.П. : " Период Крестовых походов создал свое особое течение в литературе, резко выделяющееся в мире Средневекового летописания. До нас дошли хроники: «Путь за море », «Священная дорога », «Божий подвиг » и другие, чей тон повествования проникнут высоким пафосом рыцарских романов: «Мир в движении к высшей цели, радостная жертва, в которой сиянием высшего идеала озарена самая смерть...». И хотя тут же вполне откровенно описывались и многие неприглядные стороны происходившего, общее настроение не теряет своей романтической торжественности и блеска героического эпоса. Ибо в глубинных основах крестоносного движения, как и в его вершинах, обнаруживается его идеальный смысл: «единение, ради великого подвига, всего христианского братства, в котором рассыпанные члены соединились в одно тело и стареющему миру явилась надежда обновления». Недаром и по сей день любое выступление против зла, во имя высшей цели, именуется Крестовым походом."
Периодизация эпохи м.б. примерно такая: 1. пер. пол . 14 в. (до чумы). Новое готическое искусство появляется и развивается в Италии (треченто, предренессанс). Радикальным новатором был Джотто(с кон. 13 в.), но он слишком опередил своё время. Поэтому фактическим создателем этого стиля был Дуччо. Общество в этот период близко тому что было в 13 в.(несмотря на явный кризис): последний этап борьбы папы и императора и т.д. 2. сер. 14- нач. 15 в. В сер. 14 в. (после 1345) новые тенденции в искусстве проявляются при дворе императора Карла 4 - рождается т.н. интернациональная готика (мягкий стиль). Хронологические границы её спорны, но к 1380 она становится господствующим стилем при всех значительных дворах. Общество переживает значительные трансмутации вызванные чумой. Города становятся доминирующей силой, пехота побеждает конницу, рыцарское ополчение резко уступает в эффективности отрядам наёмников. Великая схизма, отношение к Церкви и её установлениям становится весьма критическим. 3. примерно с 1410/14 гг. Интернациональная готика начинает широко использовать перспективу, что рядом историков искусства рассматривается как начало северного возрождения. Во Флоренции ренессанс уже становится фактом - происходит решительный разрыв со средневековой культурой. Борьба за новую реформу Церкви. Если на руб 12-13 вв. в городах жило где-то 5 % населения, то к нач. 15 в. в Германии, например, горожанами было ок. четверти жителей. Союзы городов успешно воевали и сеньорами и иностранными королевствами. Италия была страной городов-государства . крестовые походы как бы продолжались но уже как агония. провалились крестовые походы против гуситов, в 1444 г. крестоносное войско было наголову разгромлено турками при Варне, в 1453 уже почти никто не пришёл на помощь Константинополю. Папство ещё пыталось организовать крестовый поход для его отвоевания - папа Пий2 сам собирался его возглавить, и умер в 1462 г. от огорчения, когда ни один ожидаемый им крестоносный корабль не прибыл. Рыцари теперь предпочитали собираться в придворные ордена .
Вероятно, энергия крестоносного движения продолжила расточаться позднее, в 16 столетии, в эпоху Великих географических открытий?