Естественно, агонию старого мира можно рассматривать и как родовые схватки нового. Новая эпоха уже с нач. 20 в. ломилась в дверь Феномен массового общества это уже преддверие будущего. Основные его признаки: всеобщее образование, всеобщая воинская повинность и всеобщее избирательное право. Но с ним также связано и рождение новой - массовой культуры - прежде всего кино. И выход на политическую арену новых сил - социалистов прежде всего и первые попытки социальных реформ. и невиданный массовый характер войн - затрагивающих всех напрямую, и тоталитарные популистские режимы . и жёсткое столкновение между радикализованными до предела тремя разошедшимися ветвями пост-просвещения - либерализмом (теперь социал-либерализмом), социализмом (в виде коммунизма) и национализмом (в виде фашизма). Причём две последние идеологии сочетали футуризм с реакционностью (отвержением либеральной идеи равенства по соц-стратовым или расистским признакам)
О науке. Наука эпохи стилицизма это прямое продолжение классической науки эпохи барокко. С одним существенным отличием. Наука 17-18 вв. - наука метафизическая - исходившая из вечности, неизменности и однородности. Гуманитарные науки естественно фиксировали изменения, но соотносили их с вечным идеалом (чаще всего античным) - отступлением от него, приближением к нему. Наука и философия 19 в. ввела понятие эволюции и прогресса . Главной наукой стала история (история Земли, история видов, история культуры...) В кон. 18 Гердер стал историком культуры, а Кондорсе (в 1793-94) разработал теорию прогресса. Подробно описывал развитие всего и вся к идеалу Гегель. Но окончательно эволюционный принцип восторжествовал в сер. 19 в. у Спенсера и Дарвина.
НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 1885-86 начало разработки технологий, легших в основу 4-го уклада - первый мотоцикл, первый автомобиль. 1888-92 первые веяния нового искусства - Энсор, Мунк Открытия в науке пошатнувшие прежнюю парадигму: 1887 эксперимент Майкельсона-Морли, открыты : 1895 Рентгена лучи. 1896 радиоактивность, 1898 распад атома, 1899 "Толкование сновидений" Фрейда 1893-97 первые радиопередачи , 1895 первые фильмы братьев Люмьер, 1903 самолёт братьев Райт. возникновение нового (авангардного) стиля 1905-9, 1900-1905 рождение не-классической науки. Примерно с 1917-22 новый стиль получает заметное распространение. с 1921 лингвистический поворот в философии
Конфликт возник между этой всеобщей вовлечённостью и нерушимым принципиальным неравенством. История пер. пол. 20 в. это штурм буржуазной крепости. Когда она пала и возникло новое общество. Авангардное искусство тоже возникло как искусство левое и антибуржуазное - развиваясь от противного - отвержения всех "буржуазных ценностей" мира неравенства - от мимесиса и традиции в искусстве до религии и традиционной семьи.
Новейшее время, если понимать под ним Западный мир после 1945 г., это действительно новая эпоха, подобная по масштабам отличий Средневековью и Новому времени. Конечно нет гарантий , что процесс культурного развития будет идти теми же ритмами, что и раньше. Но , тем не менее, можем считать, что мы живём в "авангардном" (названия пока нет) - первом цикле этой эпохи и уже прожили два его такта из трёх. Поэтому описывать в качестве Новейшего времени пока можно только их. Радикальное отличие его от предшествующих эр в том, что это сытый мир. Наверно впервые в мировой истории - где никому не грозит смерть от голода и почти никому от холода - мир легко доступной еды и одежды. Это общество потребления - в котором значимо для экономики то, что каждый выступает не только в роли производителя, но и в роли потребителя . Иерархия этого общества это иерархия потребления и потребление его добродетель (в отличие от предшествующих эпох направленных на жёсткое ранжирование потребления в зависимости от статуса). Идеалы Просвещения - свобода, равенство и братство - нашли в нём своё воплощение, хотя в форме. которую едва ли представляли себе просветители. Свобода - в демократическом устройстве, отмене многочисленных культурных табу, политических свободах. Равенство - в разрушении сословной пирамиды, теоретическом равенстве возможностей (при победе сильнейшего) и прав. Братство в принципе социальной солидарности - с точки зрения классического капитализма западное общество со вт. пол. 20 в. социалистическое - с государственным контролем над экономикой, мощной системой перераспределения. Власть и собственность в этой системе обезличены - президенты, премьеры, депутаты это взаимозаменяемые функционеры. У банков и корпораций нет единых хозяев - есть акционеры, инвесторы, бенифициары - владельцы нескольких процентов - компании владеющие долями других компаний. Лидерство Запада в мире - это уже не власть колонизатора - она базируется на вовлечённости всего мира в общие правила игры, в которых Запад как сильнейший игрок, как правило выигрывает ). Но участвуют почти все, и даже извлекают дивиденды. Так же как в гонке потребителей на самом Западе. Эта экономика, к удивлению классических рыночников классических социалистов, вполне эффективна. С 1950 по 2003 экономика Западной Европы выросла в 5,6 раза, а ВВП на душу в 4,35 раз. Но никто уже не может отгородится ни от кого. Буржуазия не может запереться на своём элитарном острове, первый мир не может отгородится от третьего. Экологические проблемы в Африке аукнуться в Америке и т.д. Почему в этом обществе востребован авангардный стиль -прежде всего потому, что он цивилизационно и социально нейтрален. Это уже не стиль Европы, он не отягощён никаким наследием и никакой информацией. Принятие его это просто принятие правил игры современности.
Обсуждение здесь http://forum.arimoya.info/threads/Живая-дискуссия-из-ветки-о-периодизации.5414/#post-121060
Эпоха модернизма Первый из них начинается в районе 1945 г. и завершается в 80- гг. Основные культурные достижения , впрочем, приходятся на более ранний период становления. Когда Шпенглер писал о Закате Запада он имел в виду вовсе не его погибель. А ситуацию когда творческий период культуры пройден и она сменяется цивилизацией - преимущественным развитием техники. он был не так уж не прав. В модернизме изначально было два полюса - первый был связан с крайней интроверсией - переходу к чистой субъективности - потоку сознания, подсознанию, паталогии. Второй , напротив, отличался крайним активизмом и был планом пересоздания мира. В значительной степени он продолжал развивать механистический идеал. решению проблем мира - прежде всего проблемы нищеты и неравенства он видел в предельном упрощении и редукции бытия в т.ч. искусства. Оба направления были внеприродны, точнее даже антиприродны и антиисторичны. Они в принципе порывали с подражанием, природе, традицией, образцами, идеалами, стандартами красоты, исходя из обратного. Ценностью обладает только новое и ранее не бывшее. Модернизм футуристичен - он устремлён в будущее и отрицает любые ценности прошлого и настоящего, видит цель в победе над природой и старой культурой. Это наложило отпечаток и на эпоху модернизма (которая, впрочем , была куда более умерена. Признаки в культуре: авангард в искусстве (живописи, скульптуре, архитектуре), модернизм и нео-реализм в литературе, параллельное развитие популярной культуры в противовес непопулярности и по сути элитарности моедрнистского искусства. в философии : логический позитивизм, аналитическая философия, феноменология, экзистенциализм, философия диалога, структурализм. атональная музыка - экспрессионизм др. "академический авангард". Признаки эпохи: ялтинско-постдамская система, холодная война, деколонизация, сплочение Запада перед лицом советской угрозы, кейнсианство, социальное государство со значительным контролем над экономикой, последний демографический бум и поколение бумеров - жёсткий разрыв в ценностях отцов и детей.
Преимущественное развитие транспорта, космос, расцвет фантастики, торжество сциентизма, "грязный подъём" ( т.е. рост с тяжёлыми экологическими последствиями), атомная энергия.
Эпоха Постмодерна. (пятый техноуклад, цивилизационный стандарт постмодернизация 1) Истоки: первые признаки в культуре 1941-43 (Борхес, Гессе (Игра в бисер) ). 1941 - первая ЭВМ (Цузе) Становление стиля - 1949-1957 Становится заметным направлением - с 1971-72 г. Господство пятого техноуклада с 1983, гегемония постмодернизма в культуре - с 80-х гг. окончательное формирование нового политического стандарта примерно с 1993.
распад восточного блока, однополярный мир и "конец истории" , переход от конфликта систем к конфликту цивилизаций, нео-либеральная экономика, глобализация (ТНК и перенос производств в третий мир) , уменьшение социальных расходов (для снижения налогов и борьбы с паразитизмом), естественная убыль населения (преодолевается притоком мигрантов). Развитие связи (мобильники, интернет, гаджеты, социальные сети), экологическое движение и экологическая политика, "общество риска" - в любой новации видится прежде всего опасность. недоверие к экспертному сообществу, "возвращение Бога", декларируется равноправие научного и ненаучного знания, критика индивидуализма и отчуждения как главной характеристики предшествующей эпохи. возвращение табу - но новых - в виде политкоректности до ресентимента, феминизм, акцент на правах меньшинств, основная ценность коммуникация и консенсус. Признание ценности среды (исторической и природной), новая эклетика - ироническое цитирование предшествующих стилей, борьба с иерархией и угнетением из области политики и экономики переходит г.о. в область языка - критический анализ всех предшествующих (и в первую очередь модернистского) дискурсов - на предмет выявления и разрушения в них иерархических структур
Культура: поставлены под сомнение базовая ценности модернизма : новизна, оригинальность (не тиражируемость), авторство. "Всё уже сказано", цитата и коллаж как принцип, контекст важнее текста. "Элитарная культура" черпает материалы для своих игр в массовой. Интерактивность. Основные векторы: постмодернизм и нео-модернизм. Инсталяция, перформанс, пост-стили, фотореализм и др. игры с фотографией. Электронная музыка, минимализм, рок, поп, рэп. Популярная музыка как база для образования субкультур. Постмодернистская литература, магический реализм, абсурдизм. Философия: постструктурализм, нео-марксизм, нео-фрейдизм, нео-сциентизм, феминистическая идеология, пост-колониальные исследования. Отказ от ориентации на истину, равноправие взглядов, постправда.
Эпоха метамодернизма Она ещё не наступила ) Поэтому все суждения могут быть только в предположительном ключе. Исходя из логики процесса, первые признаки должны относится к 1980- м. гг. но пока эпоха полностью не утвердится вычленить их конкретно невозможно. Первым импульсом нового технологического уклада возможно можно считать первый работы в области 3D печати - Чарльз Халл (1986-88), первый беспилотный автомобиль 1984. периодом возникновения нового стиля возможно были 1988/1990-96 гг. (3d стрит арт, 3d шутеры (92), Питер Дойг, Хельсинский контемпорари, Новая искренность - "Бесконечная шутка" Уоллеса (95), Догма 95 в кино, Интегральный подход Уилбера (96), параметрическая архитектура - Калатрава ) Период с 2010 г. может считаться временем широкого распространения - когда появился манифест, развернулось метамодернистское движение (2010), инстаграм (2010) компьютерные игры были признаны видом искусства (2011). Вообще основная среда новой популярной культуры - блогосфера. Очевидно новая эпоха станет третьим тактом авангардной эры, т.е. не будет отличаться принципиальной новизной, и в технологии не приходится говорить о новой революции (скорее о продолжении эры НТР). Но она станет переходом к действительно новому миру .
Естественно, вся хронология этой ветки это общецивилизационные контрольные цифры. Для каждого государства , взятого в отдельности, датировка этих периодов будет заметно смещаться. Также как будут варьировать и их особенности.
Строго говоря, это действительно уже не западная цивилизация. Единственно возможная для неё форма существования - глобальная. И основное противоречие нашей эпохи это именно то, что глобальная культура оказывается завязана на локальном Западе (при том что даже в её возникновении- становлении значительную роль играли русские, японцы, латиноамериканцы - но люди , а не страны.)
То есть? И почему? Глобальная в масштабах чего? И каким образом это может быть, когда сейчас, например, маятник качнулся в противоположную сторону?
Т.е. всемирная. Эпоха началась с учреждения ООН ) Модернизм это первый стиль распространившийся во всех странах мира без исключения и господствующий в большинстве из них. Экономическая система глобальна - она общемировая (кроме разве КНДР) проблему стоящие перед людьми - глобальны и т.д. Маятник никуда не качнулся, усилились националистические настроения. Но даже они глобальны - евроскептики сидят в европарламенте, правые националисты собираются в интернационал, а антиглобалисты интернационально путешествуют по всему миру (с шенгенскими визами). Главнае враги нового мира - радикальные исламисты, тоже интернациональны и вербуют сторонников через интернет
Твой ответ меня не удовлетворил. ) Просто я вижу иначе - очень многоразличный мир, и будущее его - в многополярности и разнообразии. Глобальными могут быть экономические и экологические проблемы, а люди, как это всегда и было. )