Вероятно, некоторые этажи могут и совпадать? И вообще интересно было бы узнать о том, как они соотносятся между собой (строго ли по вертикали или совсем не обязательно, или может ли 5-й из названных быть, скажем, более высоким, чем 4-й, а может ли какой-то из уровней отсутствовать и почему). И лучше бы на примерах, если это возможно.
А вы не думали, кстати, об онлайн-вещании? Технически это очень несложно организовать (через тот же фейсбук). Аудитория бы расширилась заметно и лекции можно было слушать и задавать вопросы в режиме реального времени.
ну собственно об этом говорилось в лекциях ) Да 5-й может быть выше 4 го ). редко но бывает. как раз у мистиков-йогинов обычно ) и 4-й может быть выше 3-го. (человек вообще необразованный, но естественно этичный) отсутствовать могут 1 и 2 ) у человека предельно критичного и рационального например )
5-я лекция (аудио со смартфона). Народ, пожалуйста, рюмками меньше гремите! Можно попробовать, если там в подвале нормальный Wi-Fi. Камеру направить на Максима или как-то сбоку на всех? Максим, тебе эта камера может мешать? Качество изображения будет слабым из-за недостатка света.
По идее, в клубе должно быть с раздачей нормально. А камеру как удобнее, как встанет, это не столь важно, как и качество изображения - тут главное слышимость. Сегодня уже попробуешь или в следующий раз? Хотя вот сегодня со слайдами планируется, это сложнее - надо как-то перенастраивать по ходу.
Я не выбрался, а никто не записал, как будто лекция не имеет ценности (тогда зачем сами на неё пришли?).
Много людей было в этот раз, это сбило с толку. Володя, подключайся к чату Улитки. Надеюсь, Максим хотя бы выложит более подробный, чем обычно, конспект. Тем более есть картинки.
Краткое содержание шестой лекции. В треугольнике биология-мифология-технология искусство в максимальной степени принадлежит к области мифологии, хотя воплощение творческого замысла в немалой степени зависит от существующих технологий. Зародилось искусстве не позднее чем 40 000 лет назад. Как раз в то время , когда с точки зрения мифической космографии, человечеству начала открываться сфера вод. Именно здесь открывается эстетическая потребность и воображение. И собственно этот уровень «базовый» для артиста. Высота и глубина проникновения, талант, собственно не имеют никакого отношения к ц-мему автора-творца. Скорее напротив, «человек эстетический» нередко это психически неустойчивый и аморальный богемный персонаж. Точно также к таланту не имеет отношения и то, что (какой уровень реальности) транслирует артист, может быть гениальное описание белой горячки и безвкусная икона Спасителя. Романтическое представление об артисте как о творце, подобно Богу творящему из ничто нечто, тоже, на мой взгляд, малоадекватно. Интересно что именно в 19 веке, когда художник был возведён на пьедестал, искусство отличалась ярко выраженной вторичностью и подражательностью. Ближе всего артист к той категории, которую, я в прошлой лекции обозначил как «духовидец». Но в отличие от последнего он может, не осознавая процесс, транслировать, воплощать, делать зримым и доступным для других , переводить в образы, открывающиеся ему пласты архетипической реальности. Артист это переводчик, причём мифы, с которыми он работает, могут относится к самым различный пластам и уровням, это могут мифы социальные, религиозные, мистические, индивидуальные и коллективные, выражение «тоналя времени»/духа современности и голоса традиции. Он может и прямо транслировать, переводить на современный ему язык, архетипы – занятие это неисчерпаемое – архетип неуловим, многогранен, перетекающь, даёт почву для множества прочтений и интерпретаций. Возможно даже, что чем полней воплощен архетип, тем значимей произведение. (видеоряд иллюстрирующий архетип границы миров в фильмах Тарковского) Универсальным мифом, воплощенным множеством артистов является художественный стиль. Причём созидание его может вовсе не быть актом сознательной воли. Это такое незримое сотворчество, авторов, порой даже не подозревающих о существовании друг друга. Или враждующих. Хотя чаще всего он воспринимается именно через вторичную, повторяющуюся, стереотипную художественную продукцию, на самом деле стиль определяют вершины и чем самобытней и ярче, индивидуальней художественный миф конкретного автора тем ярче и богаче стиль. Кроме того любой стиль вовсе не предполагает единомыслия, напротив, как правило он складывается из разнонаправленных, конкурирующих течений, но диалог между ними в конечном счёте подразумевает единый язык – язык данного времени. Как династийные истории писались в Китае после завершения правления династии, так и стиль воспринимается лучше на расстоянии, когда уже становятся известный «подпольные люди», неизвестные при жизни, но возможно играющие решающую роль в нашем восприятии культуры эпохи. Последовательность художественных стилей, перетекающих один в другой, это «цивилизация». На самом деле цивилизация также трудноуловима как и архетип, у неё нет чётких и объективных границ. Сама цивилизационная теория по большей части теория культурологическая, связанная с интепретацией/реконструированием исследователем художественных стилей. Концепт цивилизации – устойчивого культурно-исторического типа — даёт возможности выявить определённые закономерности в истории искусства. Развитие его, разумеется, не является линейной (и даже спиральной) эволюцией. Новые артефакты не обесценивают с эстетической точки зрения, древние. Процесс этот скорее цикличен, хотя и просматриваются определённые связи с ц-мемовым развитием общества. На примере нескольких цивилизаций – индийской, китайской, античной – можно видеть такой цикл целиком. На начальной стадии искусство может выглядеть довольно примитивно, затем развитие от канонической застылости идёт ко всё большему жизнеподобию. Как правило последнее связано с процессом премодернизации в обществе (актуализации синего, а потом и появления оранжевого ц.-мемов). На стадии премодерна жизнеподобие искусства максимально. Но потом происходит перелом и начинает нарастать обратная «притивизация». Сначала маленькая «неправильность», условность как часть эстетической игры, это эпоха элитарного искусства знатоков . Потом стремление к истокам, условности, примитиву, своего рода иконоборчество стремительно нарастает, давая поистине «авангардные» варианты. В Китае мы видим и стадию «постмодерна» - перебирание стилей, творческое подражание, цитатность, оценка произведения исходя из контекста… (видеоряд - полный цикл на примере индийского, китайского и античного искусства) (от 4 в до н.э. до 19 н.э)
На материале Нового времени зарождение, развитие, угасание стиля можно проследить детально. Циклы, подциклы, особенно на стадии постепенного отхода от жизнеподобия (достигшего пика в эпоху барокко). Стадия эстетизации начинается уже в рокайльную эпоху. Затем мы видим две циклические стадии: стилицизма (последовательно классицизм, историзм и модерн (ар нуво) ) и авангарда (модернизм, постмодернизм и зарождающийся метамодернизм) . последняя откровенно проходит под знаком условности и «примитивизации» - т.е. отхода от жизнеподобия. В свое время меня впечатлила обнаруженная мной закономерности – практическое полное хронологическое совпадение в развитии этих художественных стилей и техноукладов. Как первые, так и вторые проходят стадию становления – от первой идеи/артефакта/прорывной технологии до превращения в мейнтрим/ широкого распространения/ тиражирования и малых усовершенствований. И последние переломы в искусстве и технике/экономике тоже хронологически почти совпадают: Менгс и Викельман начинают свои изыскания в области античного искусства (1755, начало классицизма) не так далеко от изобретения прялки Дженни (начало промышленного переворота (1764), первые парод и паровоз появляются практически одновременно с рождением историзма, «Цветы зла» Бодлера (зарождение символизма/модерна) в тоже время что и бессерменовский процесс (втора промышленная революция. Мдернизм (фовизм 1904) с 4-м техноукладом (самолёт братьев Райт 1903) , первый компьютер Цузе был создан в тот же год, что и «Тлён и Укбар» Борхеса (начало постмодернизма). Есть основания полагать, что и шестой техноуклад и новое искусство (которое сменит постмодернистское) начало развитие в конце 1980- гг. Т.о. мы видим ещё одну интересную особенность искусства – оно ка технология – отражает современность (в то время как религия хранит традиции прошлого). Дальше на основании аналогий между двумя последними циклическими стадиями и некоторыми тенденциями современности были рассмотрены характерные особенности постмодернизма и предполагаемого метамодернизма. (видеоряд - стили Нового времени от классицизма до постмодернизма)
Спасибо большое, очень интересно. Знаешь, этот цикл лекций мог бы стать новой книгой. Электронной, например, чтобы решить извечную проблему с печатью иллюстраций.
Следующая лекция (воскресенье. 19) - Философия и наука Определение и границы. Математика и логика. Смена парадигм.
я собственно хотел сделать акцент на разложении тригонометрических функций в бесконечные степенные ряды