Именно данное направление я бы назвал мейнстримом ) В музыке это эпоха Сати, Стравинского, Прокофьева, французской "Шестёрки", но одновременно Гершвина , джаза, музыкальных радиопередач и пластинок в литературе и философии - нео-реалистов и нео-рационалистов
1920-й -5 Экспрессионизм в архитектуре главный центр- Голландия (амстердамская школа) Хет Скип - жилищный массив (связанный с развитием жилищной кооперации и гос. программой дешёвого жилья) Посмотреть вложение 109950
сюда относится и музыка Шёнберга и Новой Венской школы, проза Кафки и Майринка. Экзистенционализм. отчасти Фрейд . немецкое экспрессионисткое кино.
модернистская литература к этому времени была уже достаточно обширна : Пруст, Джойс, в США начинали работу Элиот и Вирджиния Вулф. ф феноменология. в 21 г. выйдет Логико-философский трактат Витгинштейна. ставший началом лингвистического поворота в философии. функционализм Польша Посмотреть вложение 110037 Швейцария поселение-кооператив Фрайдорф К рациональному направлению принадлежали такие центры авангарда как немецкий Баухаус (Ваймер), российский ВХУТЕМАС (Москва) , голландская группа Де Стайл. строительство Шуховской башни в России
Посмотреть вложение 110052 Посмотреть вложение 110045 Посмотреть вложение 110044 Посмотреть вложение 110046
И напоследок самое современное а активное направление авангарда - дадаизм «Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего, несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего»" "75° В конце концов, и идиотский лепет – тоже вариант. За каждой фразой тебе мерещится намёк на дикий хохот; за каждым движением мускулов оптического характера – то же самое: во всём остальном ты – серьёзный человек... Итак: не является ли человеческий мозг всего лишь наследственным хроническим нарывом? Против этого говорит то обстоятельство, что я совсем не дошёл бы до этой внезапной догадки без нарыва, никак не дошёл бы. В с ё есть симптом. Язык точно так же, как произведённые с его помощью результаты. Это не позиция – не иметь никакой позиции. Земля движется (как-то), а мысль, наверное, лишь симптом этого движения... Поскольку не обладаешь смыслом (пробелы), то обладаешь той иллюзией, что обладаешь смыслом, или той иллюзией, что ты не заблуждаешься, по счастью. Значит, ты неизлечимо безумен... Мысль, что это весёлое состояние тебе обеспечил многотысячелетний нарыв, действует почти успокоительно. Мысль? Эпохально! Безумие? Вековое! Разве и это тоже – не заблуждение? О, часами, часами... Ку-ка-ре-ку!.. Известно: но это самое тончайшее, самое последнее, я с н о е безумие... Поэтому я могу себе с радостью позволить кричать петухом. (Я только что кричал ку-ка-ре-ку...)... К у – к а – р е – к у!!!..." "Дадаизм - выражение кризиса классических ценностей культуры, поиск нового языка и новых ценностей. Дада - самоубийство духа, болезненное ощущение бессилия духа перед стихийным ходом вещей. Особый тип извращенного наслаждения от порчи духовных ценностей". "Дадаизм стремился стать неискусством и отвергал все предшествующие художественные традиции. Дадаизм существенно изменил сами принципы деятельности художников. Он сдвинул сферу их деятельности в сторону от привычных традиционных видов искусства и предвосхитил постмодернистские типы творчества, ставшие характерными для поп-арта, хеппенинга и фотореализма. Дадаисты впервые экспонировали велосипедное колесо на табуретке, сушилку для бутылок, хором декламировали тексты из газет, были склонны к коллективным акциям без твердой программы, "играли" с различными техниками фотографии (Ман Рей) и занимались фотомонтажом." Дадаисты любили маскарадные действия и эпатаж общества и его вкусов: так, Дюшан одевался как женщина, Гросс ходил по улицам в маске мертвеца, а Дюшан и Рей создавали абсурдистские машины. В 20-е гг. дадаисты провели первые эксперименты, предвосхищавшие поп-арт, оп-арт и кинетическое искусство: они изготовили вращающиеся от электромотора цветные диски. Дюшан, предвосхищая принципы поп-арта, стремился придать художественный статус утилитарным предметам, лишая их функционального смысла. Он выставлял в экспозиции бесфункциональные и алогичные предметы, давая им абсурдные названия. Так, птичья клетка с куском сахара называлась: "Почему я не чихаю?". Так они, по их мнению, "занимали по отношению к Дада дадаистскую точку зрения". ... Тойбер-арп
Макс Эрнст Манифест от ничевоков Заунывно тянутся в воздухе похоронные звуки медного колокола, медленно колышутся под печальный трезвон, по дороге Жизни, покрытой пылью и усыпанной терниями мрачный катафалк смерти, на котором лежит сухой, бессочный, желтый труп поэзии в выданном по купону широкого потребления, наскоро сколоченном гробу эпох. Позади плетутся, ковыляют, молча пережевывая слезы, седые старички, ветераны и инвалиды поэзии, шатая старческими, дрожащими, ослабленными членами, сзади шамкают ногами дерзкие из дерзких умершей поэзии: футуристы всех мастей, имажисты, экспрессионисты, группы, группки, группики. И только вдали смотрим на это мы, ничевоки, ставящие диагноз паралича и констатирующие с математической точностью летальный исход. О, великой поэт, гигант и титан, последний борец из бывшей армии славных, Вадим Шершеневич, радуйся и передай твою радость своему другу, автору высокочтимой «Магдалины» Мариенгофу, шепни на ухо Есенину о том, что ни тебе, ни твоим потомкам не придется: Вадим Шершеневич пред толпой безликой. Выжимает, как атлет, стопудовую гирю моей головы. Вам, написавшим собрание поэз «Мы», мы вручаем свой манифест. Читайте, и подписывайтесь. У свежевырытой могилы стал мрачный кортеж смерти, и гулко и тупо стучат влажные комья глины об осиновую крышку гроба эпох. Эфир впитывает звуки и поглощает, а Жизнь, дающая солнце, льет свои живительные лучи на прекрасную трехмерность пространства. От лица ничевоков президиум: М. Агабабов. А. Ранов. Л. Сухаребский.
Ситуация когда одновременно существует всё это и есть ситуация кризисная. В это время кризис старого мира и предчувствие чего-то нового ощущалась всеми, но очень мало кто связывал с этим новым особые надежды. Выразителем настроений был скорее Шпенглер с его "Закатом Европы" (Запада - в оригинале) - 1918 г. - книга сразу обрела огромную популярность. Шпенглер читал Данилевского (1869) и в какой-то мере отталкивался от его схемы, дав ей новое и обширное культурологическое наполнение. История Запада подходит к концу, не потому что он гибнет физически, а потому что переход к необратимой стадии деградации культуры (мира идеалов и творчества) в цивилизацию - мир технократии, бюрократии и милитаризма , мир примата материальных потребностей. Можно видеть и приход "массового общества" на смену эпохам элитарной культуры. Кто-то видел и проблески надежды - крушение старого мира насилия и несправедливости и заря нового царства божьего (то бишь социалистического). Это действительно было время появления ростков трансмодернизации начинающих пробиваться сквозь Модерн. Но видели его (это царство) и сторонники и противники в виде мира коллективизма, унификации, унисекса и расчеловечивания, механизации человека. В 1920 Замятин пишет антиутопию "Мы". Художественные стили это способы реакции на происходящие перемены. Первый стиль - историзма - соответствует стадии отрицания ) Т.е. простого игнорирования происходящих перемен. Удержание традиции, восстановление довоенной "нормальности" развитого капитализма в средневековых одеждах. Второй - реализм - это традиционная оппозиция - плотно связанная с критикуемым ей миром. Подробно и повествовательно исследующая его, из него же самого. Новое он видел только обличённым в старые привычные формы. Реализм верит в том, что имеет дело с объективными законами и ещё более верит в собственную объективность, в то что он и есть реальность. Т.о. образом иллюзия здесь достигает максимальной плотности. Третий - модерн/ар нуво к этому времени тоже фактически был на оборонительных позициях, как довоенный стиль. Для предшественников он был случайной модой, для преемников чем-то глубоко устаревшим. Это была попытка спасения мира через красоту. "человечества сон золотой". через новые , подчёркнуто современные на тот момент формы он воскрешал миф, сказку, мечту о рае, убежище. Не случайно войну пережила г.о. неороманская форма модерна - обращающееся к мифологизированной раннесредневековой архаике. Это было не просто "отрицание", это был сознательный уход. Экспрессионизм это уже стадия "гнева" - полноценное и глубокое переживание катастрофы. И её эстэтизация. Гипертрофированная эмоциональная реакция, подчёркнутая субъективность, "ландшафт потрясённой души", хайдегеровская "Забота". Любопытно, что сами экспрессионисты видели свою программу как вполне позитивную программу новой эстетики , гуманистической и созидательной. Неоклассическая программа ближе к стадии "торга" - поиску компромисса эпох. Старые формы обретают новое содержание, классицизм - опора на вечность \вневременность западной Традиции, одновременно рассматривается и как примат формы-космоса-рациональности опоры в меняющемся мире. Такое "революционный консерватизм". Мир снова плотен и "объективен" - но это реальность иллюзии, он слишком "демонстративно" , "принудительно" "реален". Дада - это стадия "депрессии" - правда смеющейся загробным смехом . Это сознательное вхождение в мир абсурда и распада. "Принятие" это скорее характеристика "функциональных","кубо-футуристических", направлений авангарда, с их агрессивным оптимизмом. Для них старый мир был уже мёртв и все мысли были заняты будущим, причём они готовы были собрать из кубиков именно то будущее с антиутопическим бритоголовым унисексом, которое там пугало традиционалистов. пргматичное, функциональное, здоровое, обезличенное, с приматом материальных ценностей и пафосом покорения природы. архетипически можно соотнести футуризм с югом, экспрессионизм с севером, модерн с западом, нео-классицизм с востоком, дадаизм с низом, реализм с верхом.