Миры Стругацких

Тема в разделе "Мифическая география", создана пользователем Ондатр, 9 апр 2013.

  1. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
  2. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Знали ли они, что пишут буквально хронику развития нашей, так сказать, цивилизации? Вот, к слову, эпизод с павианами - это же один к одному не столь отдалённая история про евромигрантов. И ускорение времени (у мусорщиков недаром постоянно проходят штрихи давнишнего запустения, всё быстро покрывается грязью и пылью, еда зачерствевает) - мы тут у себя прекрасно видим, как мгновенно все наши декорации обветшали и пожухли за какие-то считаные месяцы "карантина". Да и и быстрая и внезапная смена ролей для ныне живущих - вполне актуальный мотив. И это я только начала перечитывать.

    Но как написано, а! Можно цитировать каждую мелочь, в которой разворачивается бездна содержимого. Шкатулка кристаллов - кристализированных типажей, эпох, мемов - буквально. Когда-то я думала, что самый смешной (по-чёрному) роман у Стругацких - "Понедельник...", но сейчас пальму первенства определённо для меня занимает "Град". )

    Так стало быть, уттаракуризирует эксперимент? )
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В смысле? )Хрустальный дворец остался где-то там на одном из этапов. уттаракуру это вечное настоящее, эксперимент это вечное проигрывание будущего.
     
  4. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Да, это не Уттаракуру, конечно. Буддийская модель, боюсь, тут совсем не применима.
    Провела я некоторые изыскания насчёт того, есть ли Антигород, что такое сам город и почему этот град (как и экспедиция на север) заведомо обречён. Это неотъемлемое условие "игры", Эксперимента. Правда, участники не знают об этом. Понимание приходит постепенно.

    Не работает здесь и идея эволюции по мемам, как ты описал: она вроде бы вырисовывается, но Андрей не эволюционирует. Да, он последовательно избавляется от иллюзий идеализма, потом от иллюзии построения карьеры, затем проходит искушение властью и так далее. Он движется вверх по модели "сансарной системы", матрицы. Но в результате этого продвижения, даже добравшись до верха, он не эволюционирует, а наоборот. Он приходит к пониманию, но это "вбитое" в него понимание, "не моё". И надо сказать, что понимание это довольно странное: "всё есть дерьмо и никто никому не нужен, всё само по себе, а я ни при чём". Это несколько искажённая версия буддийского понимания того, что всё само по себе и "я" не существует, не так ли? Но почему это понимание здесь искажённое? Почему Град обречён?

    Я стала понимать это, когда наткнулась на эпизод с обсуждением, почему в Городе нет гениев: ни художников, ни поэтов, ни музыкантов и т.п. (т.е. проводников высших миров).

    Т.е. уже тут мы видим, что доступ Города к верхним мирам в мире Эксперимента перекрыт. И постепенно оказывается, что Город и есть Антигород.

    Этот город ползёт на юг, т.к. на севере иссякает вода. Север там находится на высотах (остатки экспедиции добираются до самой верхней точки - бугра, за которым "точка, в которой начинается мир"). Но самая высокая точка оказывается в результате самой нижней точкой ада.

    Интересно движение ветра: он дует с юга на север, и чем севернее, тем сильнее его завихрения, которые воронкой захватывают объекты и вышвыривают их на юг, в Город, "падающими звёздами". Там, на "крайнем" севере, на краю света, ничего нет и когда не было, только "солнце, глина и ветер" - свет, материал и движение энергии: строительная основа мира, существования. И пыль. Пыль времён и вечности. И "всё раскалено, как в аду". Там же Стена меняет свою фактуру - становится похожей на кору. Очевидно, что здесь - корень. (Значит, Стена с востока - это дерево? А зелень-синь с запада, "не небо и не вода", - это свободное пространство вокруг, просто сфера? Город же ползёт по выступу коры воронкообразно, змееобразно, спиралью - вниз, на юг, но на самом деле оказывается, что вверх, таким образом дерево, судя по всему, перевёрнуто).

    Недалеко от этого места Андрей и Изя находят и жень-шень, "корень жизни", единственное растительное и съедобное, живительное посреди мёртвой пустыни. Кстати, материал пустыни с бугра открывает белый - тот же, из которого выстлан подвал Башни. Таким образом при продвижении из Города на север мы находим своего рода "мандалу", от периферии к центру, через огромные пространства брошенных времён, где локи-объекты-якобы-благого-существования - это Башня (с подвалом со строительными материалами), как внешний крепостной объект, затем Павильон и наконец Хрустальный дворец.
    Но мандала эта является псевдомандалой, т.к. центр её - Хрустальный дворец - это некая псевдолока, которая даже описывается фрагментарно, как воспоминание или (до Исхода) как легенда - словом, как мираж. Существует ли он, доподлинно неизвестно, т.к. там никто из героев не остался. Это рай Эксперимента - вечные удовольствия, праздность, где жратва, ничегонеделанье и "лица не отличить от задницы". (Разве такой он, Хрустальный Дворец Уттаракуру?.. Это тоже его отражение антилокация.) Лока, оставшаяся где-то в стороне и ничего не значащая.

    "Конец света" с погасшим солнцем в первой части - это не конец света, а временная техническая неполадка. После которой происходит Поворот. Не Переворот, а Поворот, заметим. Вероятно, эти повороты регулярны. В движениях лок в романе вообще прослеживается вот что: Поворот, операция "Зигзаг", Красное здание часто появляется на углу, на пересечениях же улиц пропадают люди.

    Если город - это Антигород, то что такое Антигород и есть ли он? Есть. Это некое мистическое пространство, которое проявляется на вот этих самых пересечениях "линий матрицы". Красное здание , например, - его объект. "Когда у нас тут хорошо, там плохо и наоборот": когда Андрей на своём вечернем приёме (соответствующему в драматургии "балу у сатаны" - булгаковские мотивы и детали здесь вообще очень яркие)...

    ...выходит во двор (в Белый Двор - тоже анти-отражение:) , Красное здание является ему и он заходит туда: там он видит труп, завёрнутый в ковёр - себя он видит, завёрнутого в тот самый новый доставленный багрово-чёрный ковёр - символ его престижа и власти, исполнения желаний (в т.ч. детской страсти коллекционера оружия), которым он только что так восторгался у себя в кабинете.

    Вот что он конкретно видит в Здании - "зеркале Антигорода" - разложение, своё собственное разложение:

    "понял, что всё действительно кончено" - т.е. на вершине власти в Системе обретается понимание Обречённости - ключевого параметра Эксперимента.

    В Системе, надо сказать, каждый из героев сделал свою карьеру и устроился - соответственно своим запросам. И Фриц Гейгер, и Сельма (даже не меняя профессии, в отличие от остальных), и Отто Фрижа, и Изя (тоже став приближённым к верхушке власти), и даже Ван - нашёл свой рай в стенах Белого Двора. Из дворника он стал Белым дворником. ) Снова очень уж извращённая картинка Рая...
    Андрей здесь уже полностью продался системе, он полностью поглощён и даже сожран ею. А началось всё с его проигрыша в Красном здании на этапе следователя. Началось с того, что он вообще начал эту партию. И с его бегства оттуда, с его малодушия. Так вот матрица - это вот эта шахматная партия, и потому в романе главные структурные точки названы "Зигзаг", Поворот, люди пропадают на углу, на перекрёстках и так далее.
    Андрей не эволюционировал - он деградировал - настолько , что и в экспедицию, к слову, он идти не хотел. Он слишком хорошо устроился в Системе.

    И последнее искушение - искушение властью и высоким положением - он тоже не прошёл:

    Что такое Поворот? Это вовсе не Переворот и простая смена власти. Нет, это именно Поворот курса Города - если раньше он следовал Идее Эксперимента, то теперь он отбрасывает эту Идею и - что? - следует Идее Отсутствия Эксперимента. ) Таким образом, это поворот линии - линия движения города ломаная. Т.е. город ползёт не просто спиралеобразно, но и зигзагообразно (и экспедиция, отправившаяся по его оставленным следам вверх, также носит кодовое название "Зигзаг"). Видим мы здесь и постоянную зеркальность - что в антураже Красного здания, что в движении Города, что в самой соотнесённости Города(-Антигорода) и "Антигорода"(-града совести или Суда Божьего; это место проявления кармических следствий тех деяний, которые совершены в Городе), а также в той нулевой точке, из которой выходит этот мир - там уже мы подходим к самой зеркальной поверхности, лицом к лицу со своим отражением. Поэтому Наставник - голос совести и второе я, над-Я, сверх-Я - тоже гость из "Антигорода", как Красное здание. А также - Немой.

    "Господь" - "чёрная тень во тьме". ) Чёрное здесь - белое, белое - чёрное.

    Но самая кульминационная идея - это идея Величия - речь Андрея за бесконечным столом перед статуями...
    После этого он доходит до края в своём "понимании":
    Т.е. это тоже "опрокинутое понимание" - антипросветление.

    Вырезав остатки Града Совести, Андрей перекрывает себе последний шанс на спасение.

    (А вообще пистолет он стал чистить ещё в середине экспедиции: В кого стрелять собрался? - спросил его тогда Изя. - В кого надо. - Ну-ну...
    - это уже чеховский мотив с оружием, повешенным на стену - тут он его вешает образно, в эпизоде с багрово-чёрным ковром он вешает его буквально; а вот в Исходе - снимает со стены - это к вопросу Васи про невесть откуда взявшуюся агрессивность. Это не агрессивность героя, это действие правил игры - законов драматургии данного мира, Системы, где Андрей - всего лишь проходная пешка. Сила (иллюзия) обретённой власти даёт право стрелять. Но стреляем мы только в самих себя, как выяснится перед Зеркалом...)

    Здесь, в районе нулевой точки, останавливается и время. Здесь и солнце поднимается в зенит, докуда раньше никогда не доходило.
    Итак, Андрей не эволюционирует, он отыгрывает партию круга до конца по всем её правилам. Поэтому встретившись с Зеркалом в точке начала мира, стреляет в себя и возвращается в мир сует с его бесконечными кругами.

    (кстати, возможно там в Городе в этот момент снова возникла техническая неполадка - погасло солнце - после чего будет очередной Поворот...)


    Куда интереснее судьба и личность Изи. Он, вероятно, через зеркало пройдёт, т.к. его Понимание - это понимание другого рода, и оно унего "его собственное", а не вбитое кем-то. Изя гениален. Само его имя Кацман - означает "праведник" (правда, в другой версии - "денежный мешок", но эта интерпретация Изе явно не грозит). Хотя и праведник из него тот ещё. Словом, он - Бог Хотэй, правда, тоже отражённый и искажённый, но уже не так сильно. Очевидно - Изя тут человек бывалый, недаром он с самого начала знал, что где искать и периодически исчезал в северном направлении. Он уже не игровая фигура.
    Самоосознание Изи, автора-составителя "Путеводителя по бредовому миру", совершенно другого порядка, и потому у него все шансы на выход из этого бредового мира в его дырявых карманах. )

    Роман вообще предельно ёмок, в нём нет ни одного проходного не только образа, но даже слова.

    "...миф есть описание действительного события в восприятии дурака и в обработке поэта. А?!" )
     
    Последнее редактирование: 26 авг 2020
  5. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Тебе не понравилось, что я накопала? ) Мне кажется, это именно смысл, заложенный самими авторами.
    Остаётся, конечно, вопрос про чёткость пространственной модели в романе. Моя версия про движение Города по стволу перевёрнутого дерева и наложение спирале- и зигзагообразных линий его маршрута (вернее, их одновременное прочерчивание в рамках двух реальностей) может быть и неточной.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    вполне занятно. хотя понимание , пусть циничное, это не есть деградация ) это проживание круга опыта. деградация это если бы "Одно он может и умеет жить для себя" было принято как должное и как мудрость. Да и наставник в роли сверх-я довольно сомнителен ) выступает он обычно в роли адвоката )
     
  7. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    ну вот такое сверх-Я там у Андрея, на его уровне развития и в условиях того мира, лишённого выхода к Источнику. другим оно быть и не может )

    да, это так, согласна. к счастью, Андрею не нравится его новое понимание. поэтому он не лишается полностью памяти при возвращении в земной мир. так что в следующий раз, возможно, его шансы будут намного более высокими )
     
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Ха. А что же это за выступ такой, по которому движется Город? В тексте он упомянут в этом описании:

    Это же сам Змий-Искуситель, обвивающий ствол Древа Познания. ) Думаю, именно библейская модель заложена в основу модели этого мира Стругацких. Спиралеобразное движение города - это витки, а зигзагообразное - это его чешуя, само тело Змия, в котором содержится Град.
    С точки зрения буддизма же это Змей Шеша, Мировой Змей, но эта модель уже надстройка, о которой авторы, возможно, и не подозревали.
    Однако там есть фрагмент, когда Андрей и Изя в конце попадают в точку исхода экспедиции:

    - вот эта аквариумная среда - это уже сфера проявления Мирового Змея, лежащего на водах вселенского причинного океана.
    О которой авторы могли и не знать.

    А нулевая точка, из которой разворачивается отражённо-перевёрнутый мир - это взгляд, око Змия. Или Мирового Змея. В зависимости от того, кто и как на него (в него) смотрит.

    Таким образом, Шеша дарит Андрею осознание опыта и - потенциально - нейтральность, равностность этого опыта, вечность бытия, а его более проявленная ипостась Змий-Искуситель - саму структуру проживания этого опыта на базе христианской двойственной модели.
    Ну вот, теперь вроде всё ясно с этим Градом. )
     

Поделиться этой страницей