Эпоха 20-30-хх г. 20 в. это время сосуществования минимум трёх стилей, которые могут быть обозначены как Авангард, Ар Деко и Нео-ампир. (При желании можно рассматривать их и как последовательно сменяющие друг друга: в России 15-25 гг. преобладал Авангард, 25-35 Ар Деко, 35-45 нео-ампир , потом снова Авангард (нео-авангард или поздний модернизм), но это только при очень большом удалении. Можно ли всё это вместе назвать словом Модернизм? В принципе можно, поскольку термин до сих пор не устоялся. Но чаще всего модернизмом называют Авангард, и почти никто не использует этот термин применительно к нео-ампиру, возможно напрасно. С точки зрения авангарда, нео-ампир конечно стиль ретроградный, а Ар Деко занимет промежуточное положение, как своеобразное продолжение рациналистической ветви стиля модерн (ар нуво). Но по сути свой , не искусствоведческой, а культурологической, нео-ампир по духу не столь уж отличается от Авангарда . И тот другой агрессивен, волюнтаристичен (культ воли, ломающей о колено историю), ориентирован на будущее (футурум) и на массового человека, просто язык (набор художественных приёмов) Авангарда революционен , а нео-ампира консервативен. В целом модернизм это то, что пришло на смену стилю модерн (ар-нуво). Причём последний, в свою очередь, не стоит путать с более широким термином, Модерн, в значении культура Нового времени. Несомненно, системообразующим стилем для модернизма является именно Авангард. Начало его эпохи искусствоведы относят к 1905 г. Зародился он в недрах модерна (ар нуво) во многом как его отрицание. И соответственно ранний период Авангарда приходится на господство модерна и ретроспективизма как большого стиля.Смена стилей как обычно заняла лет 30 (1900- -модерн и ретроспективизм господствуют, в 1910-е преобладают, на фоне быстрого развития Авангарда, 1920-е модерн отступает, поглощаясь Ар Деко. Корни всех их можно без труда проследить в тенденциях искусства модерна. Да собственно, зачастую работали одни и те же мастера. Так нео-ампир напрямую может быть выведен из неоклассицизма, первые авангардные направления: фовизм и экспрессионизм (они и оформились в 1905 г.), во многом ещё лежат в русле эстетики модерна (хотя , конечно, лишь частично), наконец, Ар Деко был непосредственно создан такими мастерами модерна как Бакст ( "русские сезоны"), Беренс и Венский сецессион, Макинтош (шотландский модерн), Лалик (поздние работы).
Истоки. комическим предтечей авангарда сейчас признан известный шутник кон. 19 в. Альфонс Алее автор "картин" : «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1882), «Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору» (1883 год) и «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» первая из них выглядела так остальные соответственно. С компанией друзей он основал и абсурдистское юмористическое общество "фумистов"(1878), даже выпускавшее газету. Реальный отец модернизма - Поль Сезанн (1839-1906) один из известных импрессионистов и постипрессионистов, творчество которого, однако, стояло особняком, не вписывалось оно и в эстетику модерна. Но для авангарда (и вообще модернизма) оно стало определяющим. К нему возводили свои корни представители примитивистского и конструктивистского направлений Авангарда, 1870 1875 1877 1880 1881 Именно Сезанну принадлежит идея о возможности сведения всех наблюдаемых форм к нескольким простым геометрическим фигурам. "Трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса - и все в перспективном сокращении, то есть каждая сторона предмета, плана должна быть направлена к центральной точке. Линии, параллельные горизонту, передают протяженность... Линии, перпендикулярные этому горизонту, дают глубину. А поскольку в природе мы, люди, воспринимаем больше глубину, чем поверхность, то необходимо вводить в колебания света, передаваемые красными и желтыми тонами, достаточное количество голубых, чтобы почувствовать воздух"" Картины с 1894 гг. (т.н."кубистический период")
экспрессионисты, с свою очередь, видели своим предтечей Ван Гога (1853-90) (хотя по духу он в большинстве своих произведений от Авангарда весьма далёк). с большим основанием предтечами экспрессионизма можно считать Мунка (1863-1944) и Энсора. Винсент Ван Гог . Голландия. 1885 1888 Джеймс Энсор (Бельгия) 1888 1888 1890 1896 1894 Эдвард Мунк. Норвегия 1892 1893 1894 Одилон Редон 1904 Посмотреть вложение 66072
Ещё одним художником , оказавшим значительное влияние на аванград (уже 20-х гг. ) был Феликс Валлотон, чья нео-классическая манера легла в основу магического реализма и сходных течений. (1897)
Явление Авангарда 1904 выставка Сезанна в Салоне 1905 г. в Дрездене 4 студента создают арт-группу Мост - официальное начало экспрессионизма. "Описание одной борьбы" Кафки "Три очерка по теории сексуальности" Фрейда ("Толкование сновидений" вышло в 1899). (Австро-Венгрия). СТО Эйнштейна.(Швейцария) 1906 первая выставка "фовистов" (название "дикие" дали журналисты). 1907 Пруст начинает работу над романом "В поисках потерянного времени" (опубликован в 1913) Пикассо изобретает кубизм 1907-1908 - 2-й струнный квартет Шёнберга (Австро-Венгрия) - начало музыкального авангарда (атональной музыки) 1909 Манифест футуристов (Италия). декабрь выставка "Бубновый валет" - начало русского авангарда. 1911 балет "Петрушка" Стравинского. "Бестиарий" Аполлинера (в 13 г. вышел более значительный сборник- "Алкоголи") вилла Карма. Швейцария, арх. Лоос . 1906 г.
Фовизм как считается стиль начал появляться где-то в 1898 г. Марке 1898 и восновном движение складывается к 1905 Анри Матисс (1869-1954) 1900 1901 1905: Экспрессионизм Явленский. 1905 Модерсон-Беккер 1906 Эрнст Людвиг Кирхнер (1880-1938) 1907-8
Предел жизнеподобия в искусстве был достигнут в натурализме. Искусство модерна связано уже с определённым "искажением" видимого, достигаемого методом "стилизации" (не путать со стилизаторством, т.е. подражанием какому-либо стилю), для достижения эстетического эффекта большей глубины, декоративности или выразительности. В авангарде "искажение" становится одним из главных методов и решает уже другие задачи. Матисс говорил, что он не рисует женщин, он рисует картины. Экспрессионисты тоже "не рисовали женщин", они рисовали всегда первую благородную истину ) Авангардное искусство это прежде всего искусство не-миметическое, т.е. категорически отказывающееся подражать природе и воспроизводить действительность (хотя экспрессионисты претендовали на то, чтобы изображать некую скрытую "действительную действительность". ). Но в целом авангардное произведение это именно произведение - самостоятельная единица, равнозначная природе и независимая от неё. Подробнее http://forum.arimoya.info/threads/Тайная-вечеря-или-о-стилях.3008/page-7#post-62097
1907 г. появление кубизма. Это был уже принципиальный разрыв с модерном. Модерн искал новый стиль в синтезе художественного наследия, модернизм пошёл по пути его "обнуления"и поиск абсолютно нового художественного языка. Принципами его стали редукция, аскетизм и иконоборчество. Т.е. происходил отказ от следования натуре (природа упразднялась), убиралось всё лишнее, до скелета ("красивость" упразднялась), затем всё сводилось к набору "первичных форм" (примерно тоже делали три пророка новой эры - Маркс, Фрейд и Карнап), из которых затем "конструировалось" произведение (принцип конструктивизма). Пабло Пикассо 1881-1973 (Испания-Франция) 1907 Авиньонские девицы 1908
1909 Маринетти. Манифест футуризма ...1. Да здравствует риск, дерзость и неукротимая энергия! 2. Смелость, отвага и бунт — вот что воспеваем мы в своих стихах. 3. Старая литература воспевала леность мысли, восторги и бездействие. А вот мы воспеваем наглый напор, горячечный бред, строевой шаг, опасный прыжок, оплеуху и мордобой. 4. Мы говорим: наш прекрасный мир стал еще прекраснее — теперь в нем есть скорость. Под багажником гоночного автомобиля змеятся выхлопные трубы и изрыгают огонь. Его рев похож на пулеметную очередь, и по красоте с ним не сравнится никакая Ника Самофракийская. 5. Мы воспеваем человека за баранкой: руль навозь пронзает Землю, и она несется по круговой орбите. 6. Пусть поэт жарит напропалую, пусть гремит его голос и будит первозданные стихии! 7. Нет ничего прекраснее борьбы. Без наглости нет шедевров. Поэзия наголову разобьет темные силы и подчинит их человеку. 8. Мы стоим на обрыве столетий!.. Так чего же ради оглядываться назад? Ведь мы вот-вот прорубим окно прямо в таинственный мир. Невозможно! Нет теперь ни Времени, ни Пространства. Мы живем уже в вечности, ведь в нашем мире царит одна только скорость. 9. Да здравствует война — только она может очистить мир. Да здравствует вооружение, любовь к Родине, разрушительная сила анархизма, высокие Идеалы уничтожения всего и вся! Долой женщин! 10. Мы вдребезги разнесем все музеи, библиотеки. Долой мораль, трусливых соглашателей и подлых обывателей! 11. Мы будем воспевать рабочий шум, радостный гул и бунтарский рев толпы; пеструю разноголосицу революционного вихря в наших столицах; ночное гудение в портах и на верфях под слепящим светом электрических лун. Пусть прожорливые пасти вокзалов заглатывают чадящих змей. Пусть заводы привязаны к облакам за ниточки вырывающегося из их труб дыма. Пусть мосты гимнастическим броском перекинуться через ослепительно сверкающую под солнцем гладь рек. Пусть пройдохи-пароходы обнюхивают горизонт. Пусть широкогрудые паровозы, эти стальные кони в сбруе из труб, пляшут и пыхтят от нетерпения на рельсах. Пусть аэропланы скользят по небу, а рев винтов сливается с плеском знамен и рукоплесканиями восторженной толпы. Не где-нибудь, а в Италии провозглашаем мы этот манифест. Он перевернет и спалит весь мир. Сегодня этим манифестом мы закладываем основы футуризма. Пора избавить Италию от всей этой заразы— историков, археологов, искусствоведов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить ее от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище. Музей и кладбища! Их не отличить друг от друга — мрачные скопища никому не известных и неразличимых трупов. Это общественные ночлежки, где в одну кучу свалены мерзкие и неизвестные твари. Художники и скульпторы вкладывают всю свою ненависть друг к другу в линии и краски самого музея. Сходить в музей раз в год, как ходят на могилку к родным, — это еще можно понять!.. Даже принести букетик цветов Джоконде — и это еще куда ни шло!.. Но таскаться туда каждый день со всеми нашими горестями, слабостями, печалями — это ни в какие ворота не лезет!.. Так чего ради травить себе душу? Так чего ради распускать нюни? Что хорошего увидишь на старой картине? Только жалкие потуги художника, безуспешные попытки сломать препятствие, не дающее ему до конца выразить свой замысел. Восхищаться старой картиной — значит заживо похоронить свои лучшие чувства. Так лучше употребить их в дело, направить в рабочее, творческое русло. Чего ради растрачивать силы на никчемные вздохи о прошлом? Это утомляет и изматывает, опустошает. К чему это: ежедневное хождение по музеям, библиотекам, академиям, где похоронены неосуществленные замыслы, распяты лучшие мечты, расписаны по графам разбитые надежды?! Для художника это все равно, что чересчур затянувшаяся опека для умной, талантливой и полной честолюбивых устремлений молодежи Для хилых, калек и арестантов — это еще куда ни шло. Может быть, для них старые добрые времена — как бальзам на раны: будущее-то все равно заказано... А нам все это ни к чему! Мы молоды, сильны, живем в полную силу, мы, футуристы! А ну-ка, где там славные поджигатели с обожженными руками? Давайте-ка сюда! Давайте! Тащите огня к библиотечным полкам! Направьте воду из каналов в музейные склепы и затопите их!.. И пусть течение уносит великие полотна! Хватайте кирки и лопаты! Крушите древние города! Большинству из нас нет и тридцати. Работы же у нас не меньше, чем на добрый десяток лет. Нам стукнет сорок, и тогда молодые и сильные пусть выбросят нас на свалку как ненужную рухлядь!.. Они прискачут со всего света, из самых дальних закутков под легкий ритм своих первых стихов. Они будут царапать воздух своими скрюченными пальцами и обнюхивать двери академий. Они вдохнут вонь наших насквозь прогнивших идей, которым место в катакомбах библиотек. Но нас самих там уже не будет. В конце концов зимней ночью они отыщут нас в чистом поле у мрачного ангара. Под унылым дождем мы сгрудимся у своих дрожащих аэропланов и будем греть руки над тщедушным костерком. Огонек будет весело вспыхивать и пожирать наши книжки, а их образы искрами взовьются вверх. Они столпятся вокруг нас. От злости и досады у них перехватит дыхание. Наша гордость и бесконечная смелость будут бесить их. И они кинутся на нас. И чем сильнее будет их любовь и восхищение нами, тем с большей ненавистью они будут рвать нас на куски. Здоровый и сильный огонь Несправедливости радостно вспыхнет в их глазах. Ведь искусство — это и есть насилие, жестокость и несправедливость. Большинству из нас нет и тридцати, а мы уже промотали все наше богатство — силы, любовь, смелость, упорство. Мы спешили, в горячке швыряли направо и налево, без счета и до изнеможения. Но взгляните-ка на нас! Мы еще не высохлись! Наши сердца бьются ровно! Еще бы, ведь в груди у нас огонь, ненависть, скорость!.. Что, удивлены? Вам-то самим из всей жизни даже вспомнить нечего. И снова с самой вершины мы бросаем вызов звездам! Не верите? Ну, ладно, будет! Будет! Все это я уже слышал. Ну, конечно! Нам наперед известно, что подскажет наш прекрасный якобы разум. Мы, скажет он, всего лишь детище и продолжение жизни наших предков. Ну и что? Ну и пусть! Подумаешь! ...Противно слушать! Бросьте беспрерывно молоть эту чушь! Задерите-ка лучше голову! И снова с самой вершины мы бросаем вызов звездам!
Дальше всякие манифесты следовали один за другим. Но главное, начало было положено. Если модерн это стиль современности, до футуризм стиль будущего! Появилось слово и новый стиль осознал и утвердил свою радикальную новизну. Это имело куда большее значение , чем сам итальянский футуризм. Распространение новых идей в искусстве с этого момента пошло семимильными шагами. Давид Бурлюк 1907 1908 1910
В 1910-е измы посыпались как из ведра. Довольно быстро художники пришли к идее чистой абстракции (причём, что любопытно, все первые абстракционисты были мистиками, вкладывающими в свои картины сложный метафизический смысл). По легенде первые абстрактные картины появились в 1909 г. Кандинский (экспрессионист, член группы Синий всадник) 1910 (первая абстрактная акварель) 1911 Доттори. футурист. 1910 1911. Лучизм . Ларионов 1912 орфизм Роберт Делоне Морган Рассел. США 1912 (синхромизм)
В 1910 в России появляется литературный футуризм: В. Хлебников ЗАКЛЯТИЕ СМЕХОМ О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево! Усмей, осмей, смешики, смешики! Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! в 1913 выходит футуристический сборник "Пощёчина общественному вкусу". поэзия футуризма считалась одним целым с живописью кубофутуризма Гончарова. 1913 (аэроплан над поездом) Модернисткая литература разумеется развивалась и в других частях Европы (Аполлинер, Джойс, Кафка), расцвет её призодится на те же 1910-е гг. —— добавлено: 17 янв 2014 в 23:01 —— калиграмма Аполлинера
1914 вортицизм (английский авангард) Уордсворт 1913 1915 Перси Льюис 1913 13-14 Джейкоб Эпстайн 1913 1914
Важной частью модернистского сознания становится идея преодоления природы. Стоит уничтожить привязанность к старым формам и мир становится пластичным, покорным нашей воле - искусство, социум, природа человека всё может быть перестроена на разумном начале. Мир должен быть разобран на атомы и собран снова. Старая идея классицизма-просвещения начинает здесь звучать по новому агрессивно. Новый массовый человек - господин природы, создаёт новый мир машин, в которой сам становится в некотором роде машиной, как его дом - "машиной для жилья". В проектах конструктивистов воплощался мир конвейера, где вся жизнь протекает в системе рационально-организованных стандартизированных и коллективных действиях, с общими душами, кухнями и туалетами, столовыми, цехами . яслями и детскими садами. Аскетичный , но по своему удобный мир равных условий. Ярким примером такой утопии может служить творчество Малевича. 1911-12 супрематизм 1915 на этот раз это был не юмор. это был манифест - сообщение о завершении-обнулении мировой культуры, предел абстракции. Но из пустоты должен был родится новый геометрический мир Казимир Малевич "...С каждым днем природа выходит все больше и больше из старого зеленого мира , мяса и кости, и придет к тому моменту, что зеленый мир угаснет как угас ландшафт первых эпох, и если смогли бы перенестись в одну из первичных эпох развития нашего зеленого шара, то увидим разницу. Разница движется дальше и дальше и постепенно заменяется новым миром . Новая картина строится и новым эстетическим действом. Новые животные рождаются в наших депо современных, раскрашиваются как нам нравится и пускаются в мир . Прошло много эпох мирового переустройства, возникли всевозможные организмы, и возрождение идет из одной фабрики зеленого черепа. Из него мы выводим новые и новые тела и в них видим уже не природное , а наше изобретение , что хотим присвоить себе, стараясь вырваться из рук природы и построить новый мир , мне принадлежащий . Иду к новой природе, но невырывает ли меня природа, и не я ли раньше расцветал зеленым миром и всем, что вижу . И не я ли новый земной череп, в мозгу которого творится новый расцвет, и не мой ли мозг образует собой плавильную фабрику, из которой бежит новый железный преображенный мир и как с улья универсальности летят жизни, которые мы называем изображением. (...) Когда природа через ряд своих совершенств достигла в лице своем организма человека как орудия совершенного, она через него начала создавать новый мир, сегодняшний, железный организм которого имеет большую тождественность с миром мяса и кости. Мы можем сравнить аэроплан с птицей, размножающейся на многие разновидности железных птиц и стрекоз. Поезда имеют сходство со змеей и делятся на разновидности, как и змеи. Мы увидим, какого совершенства достиг человек и вообще, как у него должны быть заточены все орудия и его общего искусства, чтобы картина нового мира была совершенна во всех отношениях, как во всех научных искусствах и художественно творческих. Все, что творит человек, – деталь, элемент его общей коллективной картины мира. Кроме достижения совершенного искусства мирового строительства, его современных перевоплощений, мировой картины, человек стремится еще к тому, чтобы в преображенном мире достигнуть единства и, преображая мир животный, лишает его разума. Движение нового животного мира находится в моем черепе как едином творческом центре. И новые животные современного мира бегут и делают то, что нужно мне, моей природе. Таким образом к достигаю большой экономии энергийных сил, растрачивающихся не экономно в зеленом и животном мире; я стремлюсь к централизации, чтобы мог управлять миром, всеми его деталями и сам тоже иду к преображению, ибо во мне много сохранилось животного мира. Преображая мир, я иду к своему преображению и, может быть, в последний день моего переустройства я перейду в новую форму, оставив свой нынешний образ в угасающем зеленом животном мире. Новым своим бытьем я, прекращая расточительность энергии разумной силы, и прекращаю жизнь зеленого животного мира. Все будет направлено к единству черепа человечества как совершенному орудию культуры природы."
Вообще авангардные направления делились на те , которые были склонны к мистицизму и проектности (экспрессионизм, русский авангард, Мондриан) и те, которые стремились решать чисто художественные задачи, избегая всяких дополнительных смыслов. Примерно в то время когда в России развивался супрематизм и конструктивизм с их замыслами мирового переустройства, в Швейцарии в 1916 г. возник дадаизм, тоже обнуливший культуру-цивилизацию, но исключительно для демонстрации тотальной абсурдности бытия. Дюшан 1913 велосипедное колесо 1914 сушилка для бутылок 1916. Скрытый шум
Второй период - после 1917 г. пройдя "нулевую точку" в разрушении старого мира Авангард начал воплощать свою созидательную программу, правда в начале более в проектах и "бумажной архитектуре", но также и дизайне. Мендельсон. "Башня Эйнштейна" (1917-21) Татлин Макет памятника 3 Интернационалу. 1919 Примерно с 1924 г. Авангард из кружков "отморженных" художников-новаторов выходит на уровень строительства и промышленного производства и действительно становится стилем, оказывающим влияние на повседневность. (Правда, находя самое совершенное своё воплощение в шикарных виллах ) ) Да Стиль. Объединение возникло в 1917 г. в Нидерладндах. Лидер - Мондриан. (неопластицизм, конкретизм/конструктивизм) Мондриан 1917-18 Тео ван Дусбург 1917 Вантонгерло 1918 1919 дизайн группы Стиль
С 1924 г. архитектура авангарда начала воплощаться уже не только на бумаге но и в железобетоне. Собственный дом Вальтера Гроппиуса -лидера Баухауза. 1937г.
Функционализм. господствовал в севернйо и восточной Европе года с 1928 Адольф Лоз. вилла Мюллера в Праге 1928
Ван дер Роэ. вилла Тегенхад. Впрочем, даже в 30-е гг. чистый авангардизм уступал лидерство не столь радикальной стилистике Ар деко
В Риме в выставочном комплексе Витториано в июне 2011 года прошла самая крупная за все время выставка знаменитой художницы эпохи арт-деко Тамары де Лемпицка, эмигрировавшей после революции из России и ставшей знаковой фигурой в изобразительном искусстве ХХ века. О себе художница писала: «Чудес не бывает. Есть только то, что человек творит сам». Тамара де Лемпицка вошла в историю своими удивительными женскими портретами, часто обнаженными, в стиле ар-деко. Вошла вопреки мнению большинства критиков, которые долгие годы, вплоть до самой смерти, называли ее салонной художницей. Однако сейчас представление об этой эпохе мы черпаем и из ее работ и ее образа жизни. Выставка в Риме имеет свою предысторию. И дело не только в том, что это самая полная экспозиция (90 живописных работ и 30 рисунков художницы, а также 50 редких фотографий, фильмы, оригиналы ее переписки с итальянским поэтом и драматургом Габриэле Д’Аннунцио). Эта выставка планировалась давно, но в силу ряда обстоятельств никак не могла состояться. С Италией художницу связывали воспоминания детства (она впервые приехала сюда в 10 лет и именно здесь увлеклась рисованием, пронеся на всю жизнь увлечение Боттичелли, Понтормо и Микеланджело). В 1925 году в Милане при поддержке мецената графа Эмиля де Кастельбарко состоялась ее первая персональная выставка: все 28 работ, несмотря на скептическое отношение критики, были с успехом распроданы. Позднее именно в Италию спешила Тамара в трудные моменты жизни, жила на Капри, а в последние годы жизни, уже в Мексике, дружила с Ее Величеством Марией Савойской, последней королевой Италии. Тамара де Лемпицка и Сальвадор Дали на выставке художницы (Нью-Йорк, галерея Жюльена Леви). 18 апреля 1941 г. Тамара всю жизнь мечтала быть светской дамой и жить за счет мужчин, но ей всегда приходилось зарабатывать на жизнь собственным трудом. Она умудрялась блистать в свете, шокируя его своими выходками, и одновременно много работала, чтобы обеспечивать себя. Она создала образ чувственной сексуальной женщины, совпавший с образом эпохи, знакомой нам по американским фильмам с Мэри Пикфорд и прозе Скотта Фицджеральда. Возникновение глянцевых журналов, расцвет домов моды, эпоха стиля, эпатажа...Со временем она и сама стала этой эпохой, ее неотъемлемой частью, завораживающей своим равнодушием, цинизмом и красотой. Лемпицка всегда стремилась ни в чем не уступать мужчинам — ни в живописи, ни в одежде, ни в сексуальном напоре. Живопись этой польско-русской эмигрантки имеет ярко выраженные итальянские корни. Причем это не только связь с классической живописью. Газета Corriere Adriatica в те годы опубликовала уникальную заметку, описывающую посещение мастерской художницы основоположником итальянского футуризма Энрико Прамполини: «Сеньора Лемпицка пристально смотрит на Прамполини своими потрясающими зелеными глазами с длинными черными ресницами, которые бросают тень на верхнюю часть ее лица, который рассматривает ее картины. «Что вы думаете, Прамполини? — спрашивает она с легкой тенью беспокойства. — Ваше мнение очень важно для меня…» Происходит встреча двух мастеров современного искусства: картины Лемпицка любимы зрителями и уже есть в музеях, а Прамполини — гениальный футурист. Ответ Прамполини: «Ваши портреты — потрясающая панорама сексуальности и психологии плоти". Стиль Арт Деко возник он в 20-30х и явился отражением духа своего времени. Арт-Деко, также Ар-Деко (фр. art deco, букв. — «декоративное искусство») — течение в архитектуре, прикладном искусстве, моде и живописи, возникшее в 20-е годы XX века. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности, состоявшейся в Париже в 1925 году. Для арт-деко характерен синтез модерна и неоклассицизма, его отличают строгая закономерность, геометричность, использование дорогих материалов (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). Тамара де Лемпицка , звезда стиля Ар Деко, родилась в Варшаве в 1898 году (по другим данным в Москве в 1896 году) в семье состоятельного адвоката Бориса Горски, Тамара с детства росла и воспитывалась в великосветской атмосфере, не зная бедности и невзгод. После размолвки с матерью Тамара в 1914-м уехала из Варшавы в Петербург, к богатой тетке Стефании Йенсен. И здесь открыла для себя другое пристрастие - высший свет. Лемпицка отличалась сильным характером, приятной внешностью, умением правильно подать себя и добиться своей цели. В России она ведет светский образ жизни - общается с богемой, аристократами. Ей было всего шестнадцать. Дядя Тамары сосватал племянницу за красавца адвоката графа Тадеуша Лемпицки, дав за нее хорошее приданое. Впрочем, сама Тамара потом любила рассказывать, что сумела увлечь Тадеуша самостоятельно: пришла на маскарад в костюме крестьянки с гусем на поводке. Спустя два года они обвенчались. Портрет Тадеуша Лемпицки Но семейное счастье юной супружеской пары длилось недолго. В 1917 году жизнь Тамары перевернулась. Начались репрессии. В декабре 1917-го чекисты арестовывают Тадеуша, ему грозит расстрел. И тогда Тамара, во имя спасения любимого человека, ценой супружеской измены со шведским консулом (возможно с датским), добывает для мужа иностранный паспорт. Они едут сначала в Копенгаген, а затем в Париж. В Париже им вечно не хватает денег, и даже рождение дочери Кизетты не подвигло адвоката на поиски работы. Тогда Тамара решет взять судьбу семьи в свои руки, и зарабатывать на жизнь искусством... Как это часто бывает в жизни, внешне сильный Тадеуш не смог справится с такими жизненными сложностями. В Париже он впал в глубокую депрессию, начал пить. Тамаре же приходилось самой обеспечивать их финансово. Какое-то время они живут, распродавая семейные украшения. Именно во Франции Тамара начала брать уроки живописи и вращаться в светских кругах. Спустя какое-то время постоянных усилий, Лемпицка становится популярна, и ее картины начинают приносить реальный доход. В Париже Тамара учится у известных мастеров, классиков фигуративной живописи Мориса Дениса и Андре Лота, а также посещает Academie de la Grande Chaumiere. В 20-е годы погоду в искусстве делали журналы мод. Лемпицка удостоилась внимания Harpers Bazaar и других американских изданий. Однако для славы потребовалось нечто иное: роман с Габриеле Д Аннунцио, популярным писателем и общеевропейским ловеласом. Д Аннунцио заказывает ей портрет. Совместная работа над ним на вилле поэта приносит неизбежные плоды (сохранились смешные мемуары домоправительницы донжуанистого итальянца, где описана циничная история этого романа). После д’аннунциевского портрета о Лемпицка начинают писать, призы следуют один за другим Тамаре удалось покорить Париж. Она знакома со всеми модными и влиятельными людьми, ей удается пристраивать свои работы в лучшие галереи, а за портретами к ней «выстраивается очередь». В 1929 г. ее автопортрет «Женщина в зеленом Bugatti» попадает на обложку известного немецкого журнала, который превозносит Лемпицку, как идеал женщины- самостоятельная, красивая, свободная… Автопортрет "Женщина в зеленом Bugatti".1929 г Лемпицка изобразила себя за рулем зеленого «бугатти»: жесткий ракурс, ярко-алые чувственные губы, густые ресницы и холодный, устремленный вперед взгляд. Чем-то внешне она напоминает здесь героиню «Аэлиты», романа Алексея Толстого 1923 года. Женщина из будущего — белокурый локон, выбившийся из-под облегающего шлема, длинные водительские кожаные перчатки (точно так выглядит на фотографии 1925 года ее кумир Грета Гарбо за рулем автомобиля). В автопортрете художницы есть страсть и сексуальность — видно, что она ни перед чем не остановится, добиваясь победы. Это одна из шести работ, заказанных для обложки немецкого журнала Die Dame, который сделал Тамару символом женского освобождения. Вообще, в этот период Тамара живет так, как всегда хотела. Она ведет исключительно светский образ жизни, вдали от мужа и детей. Становится скандально известна своими романами с женщинами. Ее выставки проходят в Salone des Independants и Salone d Automne - престижнейших художественных заведениях того времени, где любили бывать Матисс и Пикассо. После тридцати она зарабатывает много, а похвал от профессионалов слышит все меньше и меньше. Зато двери лучших парижских домов открыты перед ней нараспашку. Она усвоила важную истину - когда пишешь портреты богатых и известных людей, частица из славы переходит и на тебя. Попытки совместить искусство с великосветской жизнью она не оставляет до конца своих дней. В этот же период, она знакомится с Бароном Раулем Кюфнером, ее будущим мужем. Вместе они в 1930-е гг. переехали в Америку, где Тамаре так же были открыты все двери, она стала любимой голливудской портретисткой. Она уже не Лемпицка, а Лемпика (так она себя называет) - связи с прошлым порваны окончательно, она не полька и не русская, а полноправная гражданка блистательного мира дорогих автомобилей и нарядов от-кутюр. В действительности у нее никогда не было «бугатти», был только маленький ярко-желтый «рено». Однако характерно, что она говорила: «Я всегда одевалась в соответствии с автомобилем, и автомобиль подбирала в соответствии с собой». Тамара использовала любую возможность для достижения успеха, не упуская ни единого случая сделать себе имя. В то же время Лемпика - завсегдатай светской хроники, участница вечеринок творческой богемы, ей приписывают бисексуальные романы с известными людьми, женщинами. В 1943 году Лемпика и барон Куфнер переезжают в Нью-Йорк, где поселяются в шикарной квартире. Лемпика украсила свое гнездышко предметами антиквариата, которые барону удалось увезти из своего венгерского имения.После войны она ненадолго возвращается в Париж, чтобы вновь открыть свою студию, но вскоре возвращается в Америку, где работает над интерьерами частных квартир. Барон безумно любил Тамару, боготворил ее и ее картины. Они проживут вместе долго – 29 лет. Ему удалось найти ключик к ее внутреннему миру, вытащить из «тусовки» и совладать с её природой...Возможно... После его смерти от сердечного приступа, она скажет: « Я потеряла человека, который безумно любил меня; я потеряла человека, который безумно любил мое творчество и поддерживал меня – я потеряла все!». Больше она никогда не выйдет замуж, будет больше проводить время с дочерью Кизеттой и ее семьей. Кизетта была предана своей матери, несмотря на то, что та почти не уделяла ей времени в детстве. В 1980 году, Лемпицка умерла во сне в возрасте 82 лет. Кизетта была рядом. Про безумную жизнь своей матери, дочь написала книгу «Passion by Design». Тамара Де Лемпицка – женщина -икона. Женщина, прожившая долгую, непростую, но интересную жизнь. Женщина, покорявшая всех, встретившихся на ее пути. Женщина, свободная от каких либо правил и запретов общества. Свободная женщина в зеленом Bugatti… Сейчас, многие ругают ее стиль. Она любит яркие краски, четкие геометричные контуры. Некоторые, называют ее технику живописи «машинной». Она прославилась своими портретами и откровенными картинами женщин. Большинство ее картин находятся в частных коллекциях, не теряют своей популярности и считаются хорошим вложением денег. После смерти барона в 1962 году, Лемпика едет в Хьюстон, чтобы быть рядом с дочерью. В этом же году в Нью-Йорке открывается выставка ее новых работ, но критики встретили вставку холодно, что не замедлило сказаться на покупателях. Несколько утратив былую славу, Лемпика продолжает работать. Но картины не покупаются и пополняют залежи на чердаке. В 1966 году в Париже проходит юбилейная выставка, после чего интерес к ее творчеству вспыхивает вновь. В поисках новых впечатлений она едет в Мексику, где поселяется в Куэрнаваке, в доме, построенном по проекту японского архитектора. Но и здесь она не находит покоя, скорбя о былых успехах, она ищет компанию молодых людей. Всю жизнь она окружала себя молодыми людьми. И даже в Мексике ее жизнь скрашивал мексиканский скульптор Виктор Контрерас, который был в два раза ее моложе и которому она завещала половину своих работ. Лемпицка боялась старости и не могла с ней смириться. До последних дней ходила в ярких платьях и не любила смотреться в зеркало. Умерла Тамара во сне 18 марта 1980 года. Она завещала, чтобы после смерти ее прах был развеян вокруг вулкана Попокатепетль, который был виден с террасы ее дома, что и было исполнено с вертолета Виктором Контрерасом. Здесь http://www.jazzandclassic.com/radiojazz/article/10-prekrasnaja_rafajella
Какие слова, какие выражения, упиваюсь. Прикольный манифест. Я просто в восторге. Пощечина общественному вкусу, правда, звучала несколько мягче...