1. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.476
    Сутра 1.1.23.


    "Самананекадхармопапаттервипратипаттерупалабдхйаанупалабдхйавйавастхатащча вищешапекшо вимарщах самсайах."

    "Одинаковое (самана) не единое (анека) с дхармой (дхармо) обоснованное (упапатти) ошибочное (випраптипаттир) восприятия (упалабдхйа) и невосприятия (анупалабдхйа) состояние (вйавастхатащча) от особенностей (вищеша) зависимое (апекша) обдумывание (вимарщах) есть сомнение (самщайах)"


    Сутра даёт определение следующей из 16-ти таттв ньяи, называемой на санскрите самщайа – сомнение.

    Ёмкое и неоднозначное понятие ведической парадигмы. В школах вайшешики, санкхьи и йоги сомнение-самщайа является разновидностью неведения. В буддизме под этим термином понимается один из аффектов сознания, клешей.

    В школе ньяя сомнение-самщайа является "стимулом к исследованию, так как оно порождает желание узнать то, что ещё не познано. Оно предшествует выводу. Сомнение кончается, когда наше знание становится точным" (С. Радхакришнан).

    Определяя "сомнение", сутра предстоит нашему вниманию смысловым блоком-образом, в котором одновременно слиты воедино пары противоположностей наших состояний (вйавастхата) сознания:

    самана анека дхармо – одинаковое и одновременно не одинаковое с дхармой;
    упапатти випраптипатти – обоснованное и одновременно ошибочное;
    упалабдхйа анупалабдхйа – воспринятое и одновременно не воспринятое.

    Данные противоположности создают в пространстве сознания некое напряжение, которое преодолевается обдумыванием (вимарща), являющимся как бы кульминацией возникшей двойственности.

    Термин вимарща означает и обдумывание, и одновременно театральную кульминацию, что грамматически наглядно показывает театральную иллюзорность процессов, происходящих в манасе.

    Процесс обдумывания зависит (апекша) от особенностей (вищеша) ума и от того, что именно и как именно этот ум воспринимает.

    Верёвка в сумеречном лесу может быть воспринята за змею, а, соответственно, ядовитая змея – за безобидную веревку. Высокий предмет выглядит одновременно как столб и как контур человеческой фигуры. Собственные следы на снегу воспринимаются Винни-Пухом и Пятачком за следы Буки и Бяки. Всё это наглядные примеры двойственности ума, создающей в пространстве сознания феномен самщайа – сомнения.

    "Едино не единое со дхармой, оно и обосновано и ложно, оно воспринято и не воспринято сознаньем; такое состояние зависит от всех особенностей... ум-игрок на сцене, его игра – обдумыванье сути, то термином самщая называют, переводя традиционно как сомненье".
     
  2. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.476
    Сутра 1.1.24.


    "Йамартхамадхикротйа правартате татпрайоджанам"

    "Показать (йам) путь-цель-смысл (артхам), относительно которого (адхи) действие (кротйа) возникает (правартате) – то (тат) намерение-мотив (прайоджанам)"


    Сомневающийся ум ищет выхода из создавшейся двойственности. Направление выхода обусловлено мотивом (прайоджана), или намерением сознания.

    Сутра даёт определение мотиву-намерению (прайоджана), которое показывает (йам) одновременно путь-цель-смысл, выраженные ёмким словом артха. К этому "артха" сознание как бы эволюционирует, выходя из двойственности к некоей точке устойчивости. В конечном итоге артха является подлинной объективностью, подлинной реальностью. Но для обусловленного сознания и эта объективность-артха, соответственно, тоже обусловлена. А потому подлинная "артха" для обусловленного сознания недостижима.

    Однако именно в этом направлении от цикла к циклу, от воплощения к воплощению неизбежно будет устремляться наше сознание, и потому артха для нас всегда есть и путь, и цель, и смысл. Действие (кротйа) нашего ума, нашего сознания возникает (правартате) всегда именно относительно (адхи) некоей подлинной реальности-артха. Мы либо стремимся к ней и совершаем действия, приводящие нас на путь-артха, либо мы не стремимся и всё равно совершаем действия, но уже противоположные реальности-артха.

    Наши действия относительно истины-артха и являются нашим намерением (прайоджана).

    Потому сказано: "То, что показывает путь-цель-смысл – артха, по отношению к которому мы совершаем действо, то названо намерением нашим".
     
  3. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.476
    Сутра 1.1.25.


    "Лаукикапарикшаканам Йасминнартхе буддхисамйам са дроштантах"

    "У обычного (лаукика) исчезает несостоятельность (парикшаканам) об (йасмин) пути-цели-смысле (артха) в буддхи (буддхи) общности (самйам) – то (са) образец (дроштантах)"


    Намерение истину постигнуть приводит сутракарина к понятию образца этой истины. Сутра даёт определение тому, что же можно считать образцом (дроштанта).

    Есть мудрецы-учёные (ваидика), для которых очевидна (дроштанта) истина как артха. А есть не мудрецы, так называемые обычные (лаукика) сознания. Термин лаукика, используемый в сутре, является антонимом к ваидика – ведающему.

    Так вот, когда у такого обычного сознания – лаукика исчезнет несостоятельность (парикшаканам), исчезнет неведение относительно пути-цели-смысла (артха), вот тогда такое состояние сознания можно считать образцом. Но исчезнуть неведение может только в Единстве, в общности (самйам) так называемого БУДДХИ – Космического сознания, сознания как такового, чистого сознания.

    Потому и сказано: "Когда же у обычного сознанья несостоятельность исчезнет о пути, об артха, в Буддхичной Общности (первичного ума), то очевидно ОБРАЗЕЦ – дроштанта".
    На этом комментарии заканчиваются.
    (При желании можно обсудить предмет сутр, например сравнить с буддийским вариантом возникновения сознания и т.п.).
     

Поделиться этой страницей