1. TopicStarter Overlay
    djay

    djay Guest

    Это из обсуждаемой книги - я так поняла (возможно ошибочно), как бы предложеная необходимость воспитание собственной веры, с точки зрения собственного интеллекта. Так вот, я думаю, что на определенных этапах развития сознания это просто лишнее. Надо верить безусловно, как ни банально-традиционно это звучит. Невозможно никак убедить человека в том, что его вера - "не в то и не так". Общее развитие, особенно культурно-этическое, способствует трансформации веры во что-то более приближенное к философии, размышлению, медитации... :)
     
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    djay

    djay Guest

    Я Вам еще не надоела своими рассуждениями? Давно не приходилось поговорить о таком. Теософы, к сожалению, заняты разборками и склоками. :sad:
    Но если Вы не особо желаете продолжать дискуссию - я не буду в обиде. На такие темы я могу говорить долго, но уважаю желание собеседника. :smile2:
     
  3. TopicStarter Overlay
    djay

    djay Guest

    Вкратце изложу некую теософскую доктрину - она не уникальна и перекликается с некоторыми восточными религиозными концепциями, но выступает в качестве некого синтеза.
    "Отец" не является персонифицированным объектом (какой-то высшей личностью), не является непосредственным Творцом - Он сокровенен и не связан с чем-либо конечным и обусловленным. И эта сокрытая Мощь порождает "Сына" в период "бодрствования".
    "Тайная Доктрина" Е.П.Блаватской
    Теософская доктрина рассматривает проявление вселенной из нуменального состояния в феноменальное, как творение Божественного Разума (Махата) - "Сына". Разумеется, "Сын" есть и аллегорический "Свет от Света", и "Бог Истины", и "Единородный".
     
  4. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Опять не понял. Кому надо? Зачем? Почему?
    Когда это произойдёт, я Вам об этом скажу. :) Обещаю.
    ...
    Так вот, вроде бы довольно очевидно, что, коли уж человек имеет склонность к вере (а это не у всех так), у него зачастую есть выбор - во что верить. Если выбора у человека нет, то он вообще выпадает из поля обсуждения и о нём речи нет. А вот если этот выбор есть, то неплохо было бы воспользоваться рефлексией, анализом и посмотреть - зачем и почему я выбираю именно такой символ веры, а не другой. Вера это действие, не так ли. Действие это волевой акт, в данном случае. А значит - это выбор. Я лишь говорил о том, что вот этот момент - момент выбора - неплохо было бы отрефлексировать. И тут пригождается логика, которая, как известно, является инструментом для отбивания ошибок. И вот оказывается, что в целом, вера совсем не противоречит логике, если её, веру, рассматривать как практику.
    Если, повторюсь, человек выбирает свою веру лишь под действием собственных автоматизмов - комплексов, воспитания, архетипических фишек и прочего - то есть если он момент выбора веры никак не рефлексирует - то о нём, таком человеке, и речи нет.
    В этом смысле, путём к выходу за пределы веры является рефлексия.
    Но проблема тут ещё и не в этом. Для некоторых институтов вера стала инструментом манипулирования сознанием людей. В результате рефлексия у людей, подпавших под влияние этих институтов, не развивается или развивается лишь в строго определённых рамках. Поэтому возможно имеет смысл ещё и побуждать людей к рефлексии, хоть это может быть и весьма болезненно для них. Примерно из таких соображений я писал некоторые главы этой книги.
    Вообще, вера в смысле аффектированного принятия неких постулатов в качестве истинных, на мой взгляд, является весьма фундаментальной штукой, тесно связанной с тем, что в буддизме называют авидьей. Точнее - это одна из ступеней развития авидьи в человеческом существе. Тем прискорбнее видеть, что в вышеупомянутых институтах эту самую штуку пестуют вполне осознанно, поощряя в адептах, по сути, культивацию максимально обусловленного и вовлечённого состояния ума.
     
  5. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Понимаете какое дело. Можно предложить множество толкований этого постулата, более или менее изощрённых и т.д. Но ведь мы-то знаем, что в христианстве значение в этот постулат вкладывается вполне определённое. Что вот был Иисус который одновременно Б-г и никакого другого Б-га среди человеков не было, а потому наша религия самая истинная.
    К слову сказать, даже и приведённые Вами рассуждения о Сущности для меня являются не более чем абстрактными и "высосанными из ума" конструкциями, прошу прощения. Можно с лёгкостью высосать оттуда же кучу других конструкций, настолько же недоказуемых и не дающих ничего кроме пустого бурления ума. Заранее прошу прощения, если мои слова покажутся Вам резковатыми. Я говорю это на совершенно ровном дыхании.
     
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Немножко не ко времени - можете называть, как хотите.
     
  7. TopicStarter Overlay
    djay

    djay Guest

    Не беспокойтесь - я "слышу" каким-то образом интонацию написанного. В Вашем сообщении действительно ровное дыхание. :)
    Но, наверное надо как-то систематизироваться в ответах? Давайте сначала с верой разберемся? Правда, приведенный мной пример от теософии очень хорошо, в свое время "утряс" для меня лично собственное невосприятие Символа Веры. Да, я можно сказать, действовала согласно Вашему изложению "как надо верить" - один к одному - но! - (это я плавно перехожу к вопросу о вере) все побуждения к этому анализу и пр. исходили исключительно изнутри. Ничто внешнее не повлияло бы. Скорей наоборот. А "во что верить" в основном определяет внешняя среда. Здесь нет такого широкого выбора изначально. В дальнейшем - согласна, человек должен осознавать - во что он верит, почему. Но до тех пор, пока подобные вопросы не возникли изнутри - бесполезно что-то делать извне, кроме как помогать развитию сознания. Искусство, литература, философия, науки, творческая деятельность, развитие общего уровня культуры. Ничего другого, думаю, помочь не сможет.

    Кстати сказать - особая конкретика веры необязательна. Главное - стимул к самосовершенствованию. То, что вы написали о действенности веры - замечатльно. Веру на словах можно считать профанацией.
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В целом, трудно не согласиться. :)
    Кстати, попытка подобрать к существующим религиозным постулатам и писаниям более безобидные или даже - внезапно - духовно полезные толкования - это подход понятный. Хотя как правило скорее вынужденный.
     
  9. TopicStarter Overlay
    djay

    djay Guest

    В общем-то я не совсем поняла - в чем тут дело. Вас не устроило приведение мною аналогии Отца, о котором говорит Иисус, с "Сущностью"? Но корни этой "Сущности" гораздо древнее не только христианства, но и иудаизма. И идея христианства может быть гораздо глубже, чем просто появление очередного бога-спасителя. :)
     
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    На мой взгляд, это подмена. Дело в том, что для Иисуса судя по всему "Отец" был скорее своего рода непосредственным мистическим переживанием. Строить какие-то концепции, которые слишком бы удалялись от этих переживаний он видимо избегал. Догматики же всё же построили таки определённую конструкцию на почве истории Иисуса, вполне умозрительную и служащую определённым целям. Однако концепция "Сущности" представляется ещё более умозрительной. Не вижу смысла в такой теологии просто потому, что их, теологических систем, можно настроить тьму тьмущую. Подобное занятие проблему догматики не решает, а лишь усугубляет. Как мне кажется.
     
  11. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да, а основной проблемой догматики, как мне кажется, является то, что она не фальсифицируема, вообще не подвержена критике. А значит с точки зрения методологии познания - ложна.
     
  12. TopicStarter Overlay
    djay

    djay Guest

    Ой, ну это ... еще более невероятно. За термином "мистический" стоит все же определенный уровень реальности. Просто более высокий, чем наш. Олег (или надо писать plot?) - не кажется ли, что это "мистическое переживание" - просто уход от вопроса? ;)

    Кстати, в индуизме "Сущность" называется Парабраманом.
    (Вики)
     
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    :surprised: Раздался голос позитивизма ). Не ложна, а ненаучна.
     
  14. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    не кажется ). Потому что переживание обладает в системе Олега определённым ценностным статусом, а метафизическое теоретизирование нет. )
     
  15. TopicStarter Overlay
    djay

    djay Guest

    Ну, что касается "ненаучна", так - "марксизм не догма, а руководство к действию"(с). :sarcastic:
     
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    очень, кстати, правильный подход. )
     
    djay нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    djay

    djay Guest

    Я не возражаю ничуть, дорогой Ондатр, против системы ценностей Олега (или кого-то другого), но ведь речь идет о религии и, в данном контексте, от метафизического теоретизирования сложно куда-то деться. Или я чего-то не поняла в топике? Поясните тогда. :)
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Мы ведь находимся в ветке , обсуждающей взгляды Олега, не так ли? Вот я и свидетельствую, что в системе взглядов Олега (насколько они мне известны), "мистическое переживание" не является уходом от вопроса, а наоборот приближением к его сути. )
     
  19. TopicStarter Overlay
    djay

    djay Guest

    Вы меня таки заинтриговали! ;) А что такое есть "мистическое переживание" вообще? По здешней систематике. Наверное у нас наблюдается расхождение в терминологии. Надо автора подождать, полагаю. :)
     
  20. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Стоит определённое переживание, которое можно трактовать разными способами. И какую-либо трактовку совсем незачем возводить в ранг догмы или же ею объяснять уже существующую догму.
    Иисус вообще догмами не баловал: сугубая практика. Возлюби ближнего и Бога. Что такое возлюбить ближнего? Во всём поступать так как ты бы хотел чтобы поступали с тобой. Что такое возлюбить Бога? Исполнять его заповеди. Фсё. :dunno: Даже вера у него это прежде всего действие.
    Да пофик.
    Не кажется. :)
     
  21. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Нет, я имел в виду именно ложна, если брать то, о чём говорит Уилбер. А я с ним согласен. Просто фальсифицируемость проверяется здесь не научными методами.
    Так. Давайте отделим мух от котлет. Если брать религию как общественный инструмент/институт - то Вы безусловно правы. А если брать именно мистический путь - то метафизическое теоретизирование должно быть сведено к минимуму, поскольку этот путь в определённом смысле очень смахивает на научный. В плане трезвости. Увлечение же умозрительными конструкциями в смысле принятия их за истину - далеко от трезвости и уводит всё дальше.
    Цитирую себя (прошу прощения):
    Это, естественно, лишь мои выводы и я не претендую на их универсальность.
     
  22. TopicStarter Overlay
    djay

    djay Guest

    Да бога ради - не в этом дело. Но мне кажется вы немного подменяете кое что в собственном изложении. Я ничего не имею против изложеной трактовки "мистического познания". Пусть это будет так - сверхвзросление... Очень может быть. Однако Вы таким образом трактуете, насколько я поняла, символ "Отец" для Иисуса Христа.
    Тогда каким образом Вы объясняете не в собственном понимании, а в исполнении древних авторов упоминание символического слова "Отец", которое (совершенно неоспоримо) доказывает предшествущий объект по отношению к "Сыну"? Взросление-познавание - да сколько угодно, однако отец-мать от этого никуда не деваются. Даже при том, что "Сын" возвращается к "Отцу", приобретя какие-то сверхсилы и пр. Но все же - возможно ли объяснить слово "Отец" будущим взрослением? [-X
    Не подумайте, что я критикую что-то - просто пытаюсь разобраться и что-то логически не увязывается пока. :)
     
  23. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Дело в том, что я совсем не против "Отца" :) . Ещё есть Возлюбленная, ещё есть Друг, ещё есть, кстати, Пустота или Дао и т.д.
    Для выражения и трактовки мистического пути существует множество метафор и обозначений. :dunno:
    У нас же речь была о другом. Есть догма. Вы попытались её объяснить или переформулировать в виде некоей метафизической конструкции. На мой взгляд, это занятие довольно бессмысленное и существование догмы не оправдывает. Тем более не стоит на неё нагромождать ещё одну догму. Метафор и обозначений много, зачем останавливаться на одной из них?
     
  24. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    И хотелось бы всё же прояснить позиции: Вы сейчас пытаетесь доказать, что догмат о существовании Бога-Отца-Творца - истинен? Или что?
     
  25. TopicStarter Overlay
    djay

    djay Guest

    Да, и никто не мешает кому-то называть Возлюбленную Другом и в то же время еще Пустотой или Дао. Если теоретизировать каждому о своем. :sarcastic:

    Вы делаете то же самое, между прочим. Только с помощью своей конструкции. Моя Вам не нравится. Не возражаю. Но зачем обвинять меня в догматизме? Просто Вы ту же догму по другому трактуете. :)

    Истинность относительна - это точно. Что в вашем исполнении, что в моем. Но я пытаюсь доказать однозначно, что в трактовке апостолов христианства, или гностиков, или дохристианских религий под термином "Отец" подразумевалось некое божество. В любом случае. Парабраман, Брахма, Озирис, некая неизреченного имени Сущность - не имеет значения. Понимаете - мистический путь начинается после. И я его нисколько не отрицаю. :yes:
     

Поделиться этой страницей