Обучение детей медитации

Тема в разделе "Психология", создана пользователем plot, 19 дек 2012.

Метки:
  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Имхо, сравнение немного нерелевантное. :)
     
  2. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    как это? "где медитация там и Бог" - это стандартные убеждения обывателей. например, мой бывший муж высмеивал тех,кто медитирует и тех,кто верит в Бога, все в общей куче.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А где медитация? Я этого слова принципиально не употребляю. :) Именно из-за неправильных коннотаций.
     
  4. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Возможно мой опыт нестандартен, но я в третьем классе честно отвечал на вопрос о том, что сейчас читаю: Панчатантру, а хатха-йога единственный спорта которым занимаюсь ). Ничего, все проглотили (правда это было ещё при советской власти 8-) ).
     
  5. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Наверно, они тебя просто не поняли, и промолчали, чтобы невзначай не опозориться. :)
     
  6. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    хатха йога при советской власти?:shok:
     
  7. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    При поздней советской власти , Алёнка, много чего было (только неофициально) :)
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Общественное мнение, надо сказать, довольно чётко отслеживает неадекватность и в этом плане неоценимо. Разного рода "религиознутость" фиксируется тут же и следует незамедлительная реакция.
     
  9. MATRIX HAS YOU

    MATRIX HAS YOU Гость

    Сообщения:
    218
    Симпатии:
    7
    От это - пять:D Красава:)
     
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Продолжил занятия с сыном. На этот раз уже в классическом варианте. Сидели в ваджрасане.
    Первое, с чем пришлось столкнуться - поза. Её пришлось буквально вылеплять руками, а также использовать красочные образы. Типа - позвоночник это вешалка, а тело - как одежда которая на ней висит. Отдельная проблема - в расслаблении тела. Изначально тело было в тонусе. Плечи напряжены, шея и т.д. Т.е. его нужно специально учить расслабляться. Использовали и дыхание для расслабления. Перед началом процесса - глубокий вдох и выдох будто сдувается мяч и тело обвисает на той самой вешалке.
    Считали вдохи. Особо указал что дыхание должно быть тихим, спокойным и идти само по себе, а ему нужно лишь за ним наблюдать. В результате вроде бы удалось это сделать. Считали 5 вдохов. Он при этом закрывал глаза, а я - нет. Обнаружил, что его дыхание вполне ясно видно по движению живота, так что я мог считать его дыхание вместе с ним. За его пять дыхательных циклов у меня не прошло и одного цикла.
    Опять заметно успокаивающее действие метода.
    Занимались перед сном, делали два захода (по 5 циклов). Так уж получилось, заранее я этого не планировал. Перед сном делать випассану видимо является хорошей идеей. Он успокаивается и потом сразу идёт в кровать уже успокоенный.
    После занятия - сразу после него, когда он открывает глаза, очень естественно получается так что мы обнимаемся. Эта тишина как-то располагает к этому.
     
    Egor Sidoruk нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Вчера с позой всё было более или менее нормально, однако пришлось особое внимание уделить дыханию. Его расслаблению и утишению.
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ещё момент: возможно полезно когда ты сам находишься в шаматхе и сидя напротив ребёнка смотришь на него. Он эмпатически перенимает твоё состояние и по крайней мере успокаивается и приходит в нужное настроение. Не могу обобщать, но в моём случае это так.
     
    Egor Sidoruk нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Итак:

    Сыну 7 лет. Не так давно начал потихоньку обучать его анапанасати. То есть, по сути - культивировать сати, способность к памятованию. Делаем это так:

    1. Мы садимся, сначала успокаиваемся, настраиваемся. Причём главный фактор его успокоения - моя шаматха. Он смотрит на меня и в конце концов успокаивается - перестаёт отвлекаться и проч. Также полезно тут использовать разного рода образы.

    2. Делаем глубокий вдох, на выдохе сдуваемся как шарики. Всё тело повисает на позвоночнике, который стоит как стопка фишек.

    3. Дыхание расслабляем тоже. Я вижу его дыхание, потому что он без рубашки и видно как движется его живот.

    4. Дальше я говорю: закрываем глаза, я считаю до трёх и после этого начинай считать вдохи до семи (сейчас пока до семи, начинали с пяти). Если он сбивается, начинает сначала. Я могу считать его вдохи вместе с ним, потому что вижу его дыхание.

    5. После того как он досчитал и открыл глаза, мы какое-то время сидим обнявшись, потом он сразу идёт в кровать.

    Вдохи он считает там где они входят в нос. Мы сидим на пятках (ваджрасана). Всегда расстилаем один и тот же коврик
    специально предназначенный для этого.
     
    Egor Sidoruk нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Пару дней назад начали считать до восьми.
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Перед началом, когда мы садимся друг напротив друга, некоторое время мы сидим. Я в шаматхе, а сын какое-то время успокаивается, исчерпывает свои реакции. Моя шаматха действует на него успокаивающе. Она как камертон для него. Нужно его в это время поменьше дёргать, пусть он сам успокаивается, как вода.

    Дальше мы делаем глубокий вдох, поднимая руки вверх, потом плавный выдох, сдуваясь как мячик. Добавляем такой элемент: на вдохе представляем будто сверху на нас низливается как бы душ или поток (как из огромного крана) воды, состоящей из света, энергии. Спрашиваем: какого цвета у тебя будет эта вода? Ребёнок отвечает, допустим - жёлтого. Мы говорим: хорошо, отличный цвет. Вот эта вода такая светящаяся, золотистая, добрая, льётся сверху и проходит сквозь тебя как будтво твоё тело это такая труба. Всё промывает внутри. Таким образом - вдыхаем и некоторое время остаёмся в этом положении, подняв руки, в паузе после вдоха. И представляем этот поток. Потом потихоньку выдыхаем-сдуваемся.

    Ещё - нащупываем образ Тишины, Покоя. Нужно спросить ребёнка, какой образ у него возникает при слове Тишина, Покой. Он отвечает. Дальше этот образ подхватываем, детализируем. Следующий после вдоха шаг - он закрывает глаза и вспоминает свой образ Тишины. Потом взаимодействует с ним. Например, если это тихий летний ветер, пусть он дохнёт ему в лицо или даже пройдёт сквозь его тело. Пусть он услышит шуршание сухих листочков. Увидит тихие летние облака на небе. И так далее.

    Всё это - подготовка к самой анапанасати.

    Дальше я говорю: сейчас я буду считать до трёх и после этого ты начинаешь отсчитывать вдохи до (стольки-то).

    Сейчас считаем до девяти.
     
    Egor Sidoruk и Светлана нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Всё это время за исключением небольшого перерыва считаем до десяти.
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да, теперь вот считаем 1,5 цикла, т.е. сначала до десяти, потом до пяти. Сначала считал отдельно, т.е. до десяти, потом короткая пауза, и до пяти. Теперь подряд.
    Ещё один нюанс, на мой взгляд, не нужно сильно гнаться за идеальностью позы у детей.
    Дальнейшая работа с образом Тишины: ребёнок представляет что у него в груди - зеркало и Тишина отражается в зеркале. И получается что Тишина - в нём и он - в Тишине. Нужно спрашивать, какие изменения происходят каждый день в этом мире Тишины, чтобы этот мир жил, чтобы ребёнок на него эмоционально реагировал.
     
    Egor Sidoruk нравится это.
  20. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Об этом приходится регулярно напоминать.
     
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Сегодня попробовали сатипаттхану в виде осознавания ходьбы. Было это так: я сказал сыну, что сегодня мы будем заниматься особенным образом. Не сидеть, а ходить. Сначала всё делали как обычно (только стоя), но вместо наблюдения за дыханием, я сказал:

    - Теперь мы будем не следить за дыханием, а ходить. Но не просто ходить. Когда нога отрывается от пола, ты мысленно говоришь "Вверх", когда она переносится вперёд, ты мысленно говоришь "Вперёд", когда она встаёт на пол, ты мысленно говоришь "Вниз". Как будто ты - робот и даёшь ногам команду двигаться.

    Ему это понравилось. Начали ходить. Он ходит слишком быстро. Я ему говорю:

    - Нужно идти медленнее, будто ты такой заржавевший робот. Внимательно наблюдай за ногами, как они двигаются - вверх, вперёд, вниз, вверх, вперёд, вниз...

    В общем, мы так ходили по комнате вперёд-назад какое-то время. Он сказал, что ходить ему нравится больше, чем сидеть.
     
    La Mecha нравится это.
  22. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Какие молодцы!:respect:
    А насчет того, что ходить больше нравится, я его хорошо понимаю...:)
     
  23. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Уроки - это великолепное упражнение для концентрации внимания. По сути - полностью аналогичное первичным упражнениям в медитации типа счёта дыхания. Разве что обычно в уроках несколько сильнее задействован рассудок. Однако, например, такие упражнения как письмо (каллиграфия) - это вообще идеальное в этом плане упражнение. Есть даже такой вид медитации - ликхита-джапа. Вообще, в результате того, что ребёнок делает уроки, его внимание постепенно становится всё более устойчивым.

    Следующий навык, необходимый в этих упражнениях - саморефлексия. Нужно не просто заставлять ребёнка делать уроки, а побуждать его наблюдать за собственным вниманием и возвращать его к предмету сознательно. Можно (я во всяком случае делаю так) прибегнуть к образному сравнению. Уподобить внимание скажем обезьяне, которая скачет туда-сюда и которую нужно всё время хватать за шкирку и возвращать на место. Отвлёкся ребёнок - ты замечаешь: "вот опять твоя обезьяна ускакала". Начеркал в тетрадке, отвлёкшись - "вот это твоя обезьяна накакала".

    Следующий момент - социальные ситуации. Когда ребёнок спокоен, ему можно рассказать, что когда он злится - это его обезьяна приходит в неистовство и он с ней не может справиться. Нужно учить ребёнка переоценке ситуации, умению встать на место другого человека, взглянуть на ситуацию не с точки зрения этой обезьяны, а более объективно.

    Это всё такая вот повседневная работа, в мелочах. Правда прямую работу с осознаванием трудно где-либо ещё найти. Разве что в упомянутой каллиграфии. Если говорить чтобы ребёнок внимательно наблюдал за процессом написания букв.
     
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Что изменилось со времени последнего поста на эту тему.

    1. От счёта дыхания я отказался, поскольку заметил, что сын несколько форсирует дыхание чтобы считать быстрее, а это нездоровая тенденция. Но слежение за дыханием практикуем некоторое время в начале.

    2. Медитация на ходьбе занимает довольно мало времени, поскольку она слишком однообразна и через какое-то время становится ребёнку в тягость.

    3. Вообще стараюсь чтобы эти занятия были в удовольствие, не становились обязанностью.

    4. Основную часть занятий составляет медитация с использованием воображения. Он представляет вокруг себя чистое золотое поле (с понятием "поле" он знаком хорошо, поскольку увлекается электротехникой с раннего детства). Тут очень помог фильм Бертолуччи "Маленький Будда". Там показан момент просветления Гаутамы, когда вокруг него это поле образовалось. Хорошо представлять себя этим Буддой тоже, как бы совмещать этот образ с собой. Но кажется просто поле у него идёт проще. И мы так вот сидим и расслабляемся в этой тишине и чистоте. Периодически повторяя кодовое слово, обозначающее это поле, чтобы не забывать и не отвлекаться.

    Мы тут ещё посмотрели "Звёздные войны" и в наш дискурс вошли термины "тёмная сторона силы" и "светлая сторона силы". И джедаи там сидят медитируют - очень кстати. Мы, таким образом, приобщаемся через медитацию к джедайству. Тоже становимся в чём-то джедаями. Мастер Йода его очень впечатлил.
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Итак, прошло уже несколько лет с тех пор как мы с сыном начали пробовать заниматься медитацией, и можно подвести промежуточные итоги.

    В конце концов я пришёл к выводу, что концентративный метод медитации, когда мы удерживаем внимание на некоем объекте, исключая всё остальное, - это тупиковый вариант, что стало особенно явственным при занятиях с ребёнком. Дело в том, что жизнь сама предоставляет ему постоянную почву для тренировки концентративности. Например, для того чтобы сделать уроки, нужно удерживать внимание на предмете и ни на что не отвлекаться. По сути это ничем не отличается от концентративной медитации, так какой смысл практиковать её дополнительно? Во-вторых, концентративный метод медитации не делает разум спокойнее! Это очень чётко видно по такому критерию как время засыпания. У моего сына с раннего детства есть некоторые проблемы с засыпанием из-за его чрезвычайно деятельного ума. Его мозг не склонен к процессам торможения. Так вот, концентративная медитация никак ему в этом не помогла.

    Это, казалось бы, парадоксально, ведь мы вроде бы должны тормозить нежелательные процессы в ходе такой медитации, но нет. Оказалось, что, поскольку мы вынуждены применять некоторое внутреннее форсирование в ходе такой практики, само это форсирование является возбуждением. Если в мозге есть очаг возбуждения, он легко "заражает" возбуждением другие участки. Иными словами, концентративная практика не является настоящим успокоением сознания и чревата срывом в неконтролируемые процессы - мысли, эмоции и прочее. Сын, практикуя этот метод, зачастую наоборот не мог уснуть дольше обыкновенного! Впрочем, подозреваю, что у человека, наоборот склонного к сонливости, наблюдалась бы обратная ситуация: концентративная медитация приводила бы к быстрому утомлению и засыпанию прямо во время сидячей практики.

    В итоге от концентративной практики я решил отказаться. В результате мы окончательно и сознательно перешли к релаксационной практике. В основе её - полное расслабление-отдых, с мягким сохранением осознавания-наблюдения. С первого же занятия сыну эта практика понравилась. Он сказал: "я теперь понимаю, как можно сидеть подолгу". Время засыпания сразу же сократилось, с первого же занятия! В который раз для меня это стало свидетельством того, что правильный подход даёт плоды немедленно.

    Поначалу сын сидел в более или менее свободной позе, в кресле, привыкая к самому этому режиму бытия, легко дойдя здесь до часовой медитации. Потом мы начали сидеть классическим способом, с естественно выпрямленной спиной и т.д., постепенно увеличивая время. Здесь основная трудность именно в позе. К ней нужно привыкнуть, чтобы почувствовать себя в ней удобно. Мы прибавляем по 10 секунд в день, пользуясь таймером. Задача во время сидения - сохранять полную неподвижность, но не через принуждение, а через расслабление. Расслабленная неподвижность. При этом мы следим за дыханием, но не усиленно, а просто в качестве опоры осознавания, чтобы было на фоне чего отслеживать отвлечения.

    Поначалу мы прибегали к воображению для перехода в режим расслабления, но постепенно надобность в этом отпала: сын научился входить в это состояние напрямую. Сидим мы перед сном. Сразу после сидения сын переползает в постель, а я сижу ещё какое-то время. В постели он продолжает практику погружения в расслабленный покой и неподвижность. Нередко засыпает буквально через минуту, чего раньше не бывало никогда. При этом когда мы сидим, он не засыпает (впрочем, в кресле, бывало, начинал клевать).

    Связанной с этим темой в его развитии является тема переключения состояния сознания. Поймав сам принцип изменения состояния сознания, сын учится применять этот навык на практике: например, когда он занимается лазанием, или в каких-то иных подобных ситуациях, требующих мобилизации психики и тела, он переключается в состояние "кота" и сам говорит, что его ловкость и уверенность сразу резко возрастают. Один раз ему даже пришлось прибегнуть к этому состоянию чтобы подраться (так-то он мирный человек, но тогда пришлось). При чём здесь медитация? При том, что когда мы переходим к релаксации, это тоже переключение состояния сознания.
     

Поделиться этой страницей