Заслуга Реформации в том, что был отчасти преодолён чудовищный разрыв в мировосприятии между духовной элитой и паствой, до которого было очень далеко даже дистанции между сознательной частью сангхи и мирянами в буддизме. Хотя попытки сокращения этого разрыва начались раньше: нищенствующие ордена (13 в.) устойчивая практика проповеди и обязательная исповедь (не ранее 14 в.), духовные братства (15 в.).
Не только в мировосприятии. Хотя и это -да! В духовной жизни были востребованы "искусные", дары, без какой - либо цензуры. И немцы, например, впервые прочитали Св. тексты на родном языке. И. С. Бах, если говорить о хорошей музыке, вполне, академично и благолепно, беспрепятственно творил в этой среде с очень малыми ограничениями.
Разрыв был не столько в мировозренческий, который до буддистких масштабов всё-таки изрядно не дотягивал, сколько социальный, легитимистично фиксированный разрыв в социальном статусе, который, действительно большинство буддийских аналогий превосходил. Миряне не столько не могли, сколько не имели права самостоятельно изучать и трактовать религиозные первоисточники.
ну значит мы в оценке этого разрыва в буддизме мы расходимся. Основный смысл проповеди мирянам в Европе очень долго заключался в строгом следовании циклу постов-праздников, и не более. Ну ещё мощи, рай-ад, и неверный вассал Сатана. Потом Гроб Господен. Сам запрет на чтение священного писания мирянами появился далеко не сразу , долгие века в нём просто не было нужды. Рубежом можно считать массовые ереси и нищенствующие ордена.
Народная "сантерия", естественно, долгое время была безраздельно господствующей, и на её фоне преследовать редких мирян-книгочеев было, действительно, делом совершенно ненужным, учитывая что и монаха-то грамотного и сведущего в писаниях можно было встретить не часто. Однако запрет на переводы Библии существовал в католичестве давно и надёжно, монополия на знание явно подразумевалась и пусть не активно, по причине неактуальности, но блюлась. Разница между буддийской и христианской нормами "посвящённости" достаточно очевидна и имеет качественный характер. Ментальный, "схоластический" уровень восприятия учения считается в большинстве буддийских традиций, пусть формально, но только "подготовительным", тогда как для христианства он в конце концов, и довольно быстро, стал вполне достаточным, "экзотика" типа крещения Духом перестала быть практикой инициации ещё на раннем этапе истории церкви.