Ещё один момент, который, видимо, стоит акцентировать, заключается в том, что не всякий выход в Рупалоку является переходом в анагами. То есть выход в Рупалоку возможен и не в рамках буддистской традиции.
Каким образом он возможен небуддийским путём и чем отличается качественно от перехода в анагами? Каково дальнейшее развитие сценария этого потока сознания?
Например, такой переход описан в книгах Кастанеды (с асурической стороны) или у суфиев. Главное отличие, насколько мне видится, заключается в том, что в этом случае такой переход оказывается для идущего самоцелью. А значит, пребывание в Рупалоке рано или поздно заканчивается.
Да, в этом случае цель именно достижение определённого мира Рупалоки или Арупалоки. В качестве конечной цели. В буддизме стадия анагамина это просто этап на пути.
итак в чём отличия стадий буддиста-практика, сротапанны и сакридагамина? первый постигает Дхарму интеллектуально, понимая её смысл путём рассуждения второй постигает её непосредственно - в медитации - увидев пустоту всех дхарм, а затем поняв принцип их относительной реальности третий - обретает праджню - высшее невербальное инуитивное знание первый убеждён в истинности буддизма второй обретает стремление стать Буддой третий - понимает, что это действительно возможно первый практикует шаматху и випашьяну второй - дхъяны и без-образные состояния третий - не-медитацию, ниродху первый - стремится соблюдать обеты и в конце концов соблюдает их (не причиняет вреда) второй - совершает благие деяния/приносит благо живым существам - через пять заповедей (особенно расширенно практика правильной речи), действия свободные от жажды, ненависти и неведения. для третьего - действия становятся способом понимания истинной сущности вещей сакридагамин по мере обретения пути анагамина последовательно обретает внеконцептуальное знание (нирвикальпа джняна) , постигает иллюзорность отражений в зеркале Мары, и достигает своего рода "богосыновства" (становится "сыном Будды")