Почувствую себя ММ: если ты добиваешься от меня, чтобы я сказал, что просветление всегда достигается через "9 джхан", а помимо этого в лучшем случае происходит "вспоминание" этого опыта, то зря. ) Это не так.
Есть ещё вариант, что беседа связана с поиском ответов и обмене опытом. Был пост относительно того, что совместно с опытом просветления через вникание в Дхамму возникает и опыт джхановых состояний. И был утвердительный ответ. До этого было предположение основанное на личном опыте, что опыт джхановых состояний является ориентиром для ума, что такой ум имеет больше шансов при переходе через смерть не впасть в помрачение и родиться не в человеческом мире. Цепочка была такой.
Джхан всего четыре. Этот момент неспроста акцентирован в суттах. Сам Будда постоянно упоминает о просветлении через достижение четвёртой джханы и, скажем так, тематическое вглядывание (хотя есть и путь через джханы и сферы, как описано в МН111). При этом любой человек с мало-мальски чистым умом (а таких не так уж мало) способен испытать джхановые состояния вплоть до четвёртой. Поэтому просветление через медитативное слушание связано с джханами напрямую. Человек, слушая, достигает четвёртой джханы, в какой-то момент происходит ниродха, вслед за которой - ниббана. Этот опыт доступен для любого человека с, повторюсь, мало-мальски чистым умом. При этом ниродха и джхановые состояния не отслеживаются самим человеком, но переход на следующую стадию просветления уже произошёл. Перерождение в высших мирах становится доступно только если соответствующие джхановые состояния вполне освоены. Однако если человек достиг стадии сотапанны или сротапанны (не понятно, почему ты упорно называешь эту стадию "сотопаной", кстати, это безграмотно) через слушание, джхановые состояния им не освоены (если он не будет их осваивать в дальнейшем), и соответственно его перерождение в следующий раз произойдёт в мире людей с высокой вероятностью. Просветление-экстерн происходит спонтанно по малейшим поводам, которые на обычного человека никак не действуют. При этом практика тупо-джхан сама к просветлению как таковому не приводит. Более того, есть опасность просто застрять в ней. Перерождение в этом случае происходит в высшем мире, но после исчерпания кармы существо падает в низшие миры. Количество часов, проведённых в медитации, при этом принципиальной роли не играет. Поэтому для освобождения нужна полная Дхамма. При этом переход на следующую стадию, выше пути сакадагами, может быть осуществлён и через слушание. Просто плюс к этому уже должен быть наработан навык вхождения в четыре джханы.
Это интересный момент. У нас был как-то разговор на эту тему: у кого осознанность будет более проявлена, медитатора практикующего целый год по 2 часа в день без опыта ниродхи\Ниббаны или вообще не практикующего, но приехавшего на ретрит и получившего высший опыт. От вас слышал, что в момент смерти значительную роль дальнешейшего удела играет текущее состояние сознание перед смертью. Тогда получается, что чем более устойчивое сознание, то есть большая наработка часов проведённых в медитации, тем выше вероятность перерождения в высших мирах. Видимо так и работает, если я всё правильно понял. ММ помнит свой переход, интересно "увидел" ли что-то об этом...
Этого я не знаю и сам шел другим путем, быстрым В данном случае вывод относится к механизму описывающему вероятность перерождения в мире выше человеческого для практиков с бОльшим количеством часов. То есть это просто вывод из переписки, подытоживание.
Решающую роль играет не столько количество часов, сколько то, как часто ты совершаешь правильное усилие. Если правильное усилие тобой не совершается, все эти часы - впустую.