16 царств пяти племён Это название этой эпохи в Северном Китае. Хотя конечно в данный момент царств было меньше , а племён больше. Эти владения вполне можно обозначить как варварские королевства. племена это хунну и ди (тюркоязычные) муюн, тоба, тогон ( племена сяньби) и ухуань - монголоязычные цяны - тибетоязычные чосон - (язык близок к японскому) Цинь (ди) и Янь (муюн) претендовали на статус империи (т.е. власть над всем Китаем) а так, как можно догадаться, здесь шла война всех против всех
Чосон была оседлой страной, захватившей три китайских округа признавала власть империи Янь, считалась довольно цивилизованной возможно именно здесь, в сер. 4 в. произошла военная революция - создано новое снаряжение для всадника, сочетавшее стремя, ламеллярный доспех и мощный лук. его быстро освоили сяньбийцы
Янь империя племени муюн включала и китайские провинции и земли племён Маньчжурии. за молодым императором стоял его родич Муюн Ко, который считался очень умным и опасным человеком, с которым предпочител не иметь дело даже Хуань Вэнь - первый полководец того времени. Янь была самой сильной и стабильной и варварских государств, поэтому здесь укрылись многие китайцы. Население составляло ок. 10 млн. человек.
Цинь империя народа ди размещалась на китайских землях не самая стабильная. в 357 два церевича убили тирана Фу Шэня, после чего один из них - Фу Цзянь занял престол и убил второго (своего старшего брата) курс был на китаизацию. в 359 г. здесь приняли цянского кондотьера Яо Сяна, разбитого Хань Вэнем. с ним пришло 50 000 семей (хуннов, цянов и китайцев) но пришедшую с севера в 360 г. орду из сянбийцев и ухуаней, принять отказались и те ушли в Ся.
Ся княжество хуннов. европеоиды. жили в Ордосе (территория не китайская, пригодная для кочевий). хунну считались довольно культурным народом. использовали письменность брахми. в начале признавали власть Янь, но потом перешли под протекторат Дай.
Дай народа тоба. считались более дикими, чем муюны и почти не китаизированными. из занятого ими округа Дай было изгнано всё китайское население, а земли превращены в пастбища. мужчины носили косу. чиновники жалования не получали и кормились с населения. мать наследника убивали (на всякий случай)
мало что известно про княжество ди - Чоучань (видимо оно было на исконных землях этого племени) , дальше к западу, и соседнее сяньбийское владение Тогон (последнее было чисто кочевым и воевало с соседними вождествами цянов)
Лян управлялось китайской династией и контролировало шёлковый путь. простиралось от Дуньхуана до Турфана (и видимо римлянами относилось к серам). в Турфане жило и тохарское население, а в степях кочевали красные ди. торговлей занимались согдийские колонисты. очевидно было буддийским (в это время основан знаменитый пещерный монастырь Могао)
великая степь В степи в последние века климат был нестабилен. 3 век ознаменовался великой засухой (в результате чего все кочевники и отправились пожить в Китай или ушли в северные леса) в 4 в. дожди снова пошли. а в сер. 4 в. хорошо так пошли. к этому времени в степи жили одни изгои. вот у них то и начался бум. возникло две крупные изгойские державы ) на востоке (в Монголии) это были люди которых китайцы презрительно обозвали жуань-жуане ("ползуки") сами они себя потом называли аварами и имели довольно грозную репутацию. но в 4 в. ещё не котировались. говорили, что основатель династии был дезертиром из Дай неизвестного происхождения. Сами авары явно ориентировались как на образец на тоба, верховную власть которых признавали и платили дань конями и мехами . зимой они кочевали к югу от Гоби, летом к северу. на западе жили ещё более странные люди, которых называли гуннами. но кроме названия, с хунну, как кажется, у них ничего общего не было. европейцы потом сравнивая из сильно удивлялись: надо же, гунны, а какие разные! ядром было племя, которое вроде бы действительно называлось хунну (хоны, унны), оно было монголоидным и кочевало между Волгой и Азовским морем. в сер. 4 в. оно внезапно резко усиливается, за счёт притока очень диких кочевников с Южного Урала. Тогда здесь впервые фиксируются такие народности как болгары и некто задним числом обозначенные армянским историком как хазары. они были европеоидами, но состав их был невероятно пёстр: от сибирских людей уральской расы (угров?), до среднеазиатов и кавказцев (похожих на армян). Все они тоже стали называть себя гуннами и имели единую культуру. Эти гунны были чистыми кочевниками, почти не слезали со спин лошадей (у них были твёрдые удобные сёдла), воевали рассыпным строем, легко отступая, были прекрасными стрелками из большого (гуннского) лука, а ближнего боя избегали. доспехов у них не было, но были бронебойные стрелы и длинные тяжёлые мечи. они были невероятно выносливы, нечистоплотны (одежду не меняли) , легко возбудимы и ненадёжны. облик их устрашал: невысокий рост, слабые ноги, мощные плечи и шеи, широкая грудь и жуткого вида голова (результат деформации черепа и нанесения шрамов на лицо, причём череп у младенцев они не просто вытягивали, как хунну, а как-то ещё более сложно изгалялись) ещё, по слухам, убивали и ели своих родителей (за сибиряками это давно наблюдалось, их видимо и звали скифы-людоеды) главного военного вождя ("царя") видимо выбирали. настоящие хунну жили в Семиречье и Ташкенте (владение Юебань) и очевидно в Джунгарии, Алтае. на Иртыше (савиры?) про них и жужан дошёл такой анекдот: славились эти хунну своими колдунами (умеющими врачевать смертельные и раны и насылать грозу) про хуннов- кидаритов, поселившихся среди кушан (м.б. в качестве военной знати) и перенявших их обычаи, уже говорилось ещё какие то кочевники (которых тоже считают белыми гуннами) - хиониты -отправились к персам. в 350 г. они атакуют бактрию, но были побеждены и в 359 г(во главе с царём Грумбатом) уже воюют в составе персидской армии против римлян в Курдистане
Империя Сасанидов которые титуловались: великий шахиншах Эрана и АнЭрана (т.е. Ирана и всего остального) правивший в то время Шапур 2 был действительно великим завоевателем. на востоке его владения простёрлись до Инда, на севере до Сырдарьи, на западе до Красного моря. Его империя в некотором роде была образцом для позднего Рима. никаких республиканских установлений и самоуправлений, всемогущий царь, перед которым все протираются ниц. бюрократическая система управления, единая государственная религия... Религией здесь был зороастризм, с разветвлённым наследным духовенством (без одобрения которого не совершалось ничего), епископами- мобедами во главе с патриархом - мобедан-мобедом (главой всего духовного сословия). В правление Шапура мобедан мобед Адурбад завершил кодификацию Авесты в 21 книге и перевод её на среднеперсидский язык ("дари" - придворный) - официальный язык империи. духовенство осуществляло многие судебные функции. за грехи на прихожан накладывались штрафы. из прочих религий был дозволен иудаизм, видимо буддизм и среднеазиатский маздеизм. христианство и манихейство были запрещены и преследовались (но 361 г., кажется, запрет с христианства был снят в связи с возвращеинем римского императора Юлиана к язычеству)
население было больше 12 млн. помимо духовного в Иране существовали ещё три сословия - военное , писцов и простых производителей. у каждого был свой глава - у военного главнокомадующий, у писцов - канцлер , у крестьян и прочих главой был шеф налогового ведомства. сословия был наследны (но границы, в принципе, проницаемы) грамотны был только писцы -чиновники (и м.б. некоторые жрецы). в их число входили и поэты и врачи и вообще все имел дело с письменным языком (довольно сложным).
военное сословие (как и другие) было устроено строго иерархически: короли (шахи) - прямые вассалы императора (например в Албании Кавказской, Средней Азии, царь хионитов, в 361 г. персидский ставленник сел на престол Иберии (Грузии) князья - 7 парфянских родов с обширными владениями, бароны (великие дома) - у них у вс ех были свои дружины, и рыцари - азаты. все они имели земли обрабатываемые арендаторами (в отличие от свободных полноправных крестьян-собственников). основой армии была конница, были и пешие лучники с большим парфянским луком, почти не уступавшим гуннскому.
Шапур вступил на престол ещё в утробе матери и с тех пор, как подрос, начал сокрушать врагов. первый сокрушительный удар он нанёс по распоясавшимся арабам, непрерывно атаковавшим границы. в своём походе он дошёл до Медины, уничтожая врагов, жестоко казня вождей, засыпая колодцы. многие племена были им переселены на территорию Ирана, вдоль границ возведены крепости, взяты заложники. следующий поход на восток, сокрушил кушанское царство и овладел б.ч. Афганистана, Синдом и частью Пенджаба. там был создан сасанидский удел - титул кушаншаха теперь носил его сын-соправитель хиониты были отражены и подчинены. в 59 г., после долгой осады была взята у римлян крепость Амида (в Курдистане), население перебито а командиры распяты. в 60 г. римский поход в этот регион оказался неудачен и завершился смертью императора Констанция. успеха не было только на северном - армянском направлении... Шапур 2
в это время упоминается о еретиках (для убеждения которых на грудь Адербада был вылит раскалённый метал и он остался невредимым. известной ересью было манихейство (основатель которого - Мани, включал в число своих предшественников Христа и Будду). очевидно в это время уже существовал зерванизм остаются также вопросы связанные с бон. тот что существует сейчас - это калька с ваджраянского буддизма. но есть какие-то более ранние элементы, явно связанные с дуалистической космогонией характерной для иранских учений. сам основатель бон (свастики) Шенраб был родом из страны Тазиг (таджиков, название позднее) - т.е. из Согдианы. и жил в Шаншунге (западный Тибет и Памир). однажды он побывал в Тибете, где учил защищаться от злых духов и призывать благих, а также заменять кровавые жертвоприношения символическим фигурками (в тогдашнем тибетском боне могильщиков последнее явно не прижилось). в явно связанном с бон эпосом про Гесера, последний является сыном бога Хормусты (Ормузд), действие происходит в стране Хром (Ром?), а имя героя связывается со словом кесарь Вавилония была центром для притяжения евреев из римской империи, где им жилось несладко. здесь существовала традиция еврейской учёности (амораев), а в следующем поколении началась кодификация их учений (составление Талмуда)
Средняя Азия (Согдиана) была особым регионом, находившимся под властью многочисленных царьков вассальных восточному шахиншаху. Это была страна крепостей. Стенами были обнесены города и деревни, каждая городская или крестьянская усадьба сама была замком, самыми мощными цитаделями были царские и княжеские дворцы. купцы (занятые в международной торговле) тоже были владельцами замков, земель и рабов-ремесленников (свободного ремесленного населения было очень мало) говорили здесь на нескольких иранских языках, письменность был согдийская
Армения по устройству Армения видимо мало отличалась от Ирана. там тоже были "бароны" - нахарары со своими дружинами и зависимыми людьми и рыцари - азаты. разница была в том, что Армения была христианской. со своим патриархом-католикосом никейского исповедания. но только духовное сословие и здесь было наследным и все патриархи были из одного рода. резиденцией патриарха был Эчмиадзин. династия тоже имела иранское происхождение. но ориентировалась на Рим (во всяком случае в 361 г. царь Аршак сделал такой окончательный выбор. известен он также как основатель города-убежища Аршакаван, куда принимали беглых рабов и должников. скоро все окрестные владения запустели...
"бароны"- нахарары, владели замками и городами (собственно, большинство городов было замковыми посадами) каждый из них имел особый уникальный статус. из самых знатных родов назначались высшие придворные и 4 наместника - "маркграфа" (имевших право на один красный сапог, нахарары носили зелёные, а царь красные). количество выставляемых ими войск разнилось от нескольких тысяч до 10 000 воинов. им служили азаты, получавшие поместья и жалование (они платили и налоги). обычном каждому нахарарству соответствовала епархия. у царя был обширный домен со своими служилыми людьми - составлявших 10000-е войско. всё феодальное ополчение Армении было более чем в 100 000 всадников. торговлей занимались в основном сирийцы и евреи, жившие особыми кварталами. были школы , где обучали на греческом и сирийском.
Иберия напротив, в 361 г. оказалась на стороне Ирана. здесь тоже правила династия иранского происхождения и страна была христианской (возможно в церковном отношении под армянским католикосом?) строй, надо полагать, от армянского тоже не особо отличался.
Колхида В Западной Грузии преобладало влияние Рима на остальной территории были местные вождества, б.ч. которых была подчинана племени лазов. Цари Лазики утверждались в Риме и считались ответственными за оборону перевалов. в остальном они были независимы и вели локальную экспансию. вели заметную морскую торговлю с Римом кожами, мехами и рабами. существовали античного типа города и и даже высшая риторическая школа. языком культуры был греческий. существовала христианская епархия, но царство было языческим.
Сванетия была отдельным "царством", здесь добывалось золото. ещё дальше на север жили племена адыгов, считавшиеся очень дикими. промышляли пиратством и работорговлей.
ещё севернее было Боспорское царство, состоявшее из нескольких прибрежных городов в Керчи и Тамани. в 362 г. оно прислало последнее посольство в Рим, с просьбой о протекторате. официальным языком здесь был греческий, но население - варварским. в сер. 4 в. перестала выпускаться монета. видимо шла быстрая деградация институтов.
аланы обитали в Степном Крыму и на Нижнем Дону. (и шире - между Доном и Днепром. по словам Марцеллина: сооружали масштабные гробницы, воины использовали длинные копья и роговые панцири. деформировали черепа. очевидно, ираноязычны, но генетически скорее кавказцы (сваны тоже были голубоглазые и русоволосые) религия у них очевидно была та же , что у гуннов ) и управлялись они выборными военными лидерами. к западу от Дона в те времена начиналась Европа ) , а форпостом Рима в Крыму был Херсонес.