После ряда медитаций на культурологические темы, я пришёл к выводу, что любом стиле эпохи есть как правило две стадии. Первая - от зарождения до сбора урожая - несколько десятилетий поисков, открытий, падений, утверждения. Вторя стадия - это обретение итоговой формы, причём формы обладающей определёнными стилистическими чертами отличающимися от предыдущей стадии. Например для классицизма это ампир , для ар нуво это ар деко и т.д. Причём существует она параллельно развитию уже совсем новых тенденций (историзма, модернизма...). Так вот такая стадия есть и у постмодерна. И именно её обычно и называют постпостмодерном ) И разными другими словами (ремодернизм, неомодернизм, гипермодернизм, перформатизм, автомодернизм, альтермодернизм и т.д. и т.п) Мне нравится ещё псевдомодернизм и особенно пелевинский "развитой постмодернизм" ) Концепция перформатизма хорошо отслеживает его в литературе. В отличие от классического постмодернизма (хорошо звучит!) ) здесь в рамках постмодерной игры и абсурда остаётся лакуна где прячутся надежда и смыслы, в которые остаётся верить не веря. Например, творчество Пелевина относится именно к этой категории. Потому что в основе его лежит идея трансцендентного и его достижимости. И это относится ко многим крупным авторам 90-х- нулевых : Уоллес, Харуки Мураками, Боланьо, Данилевский, Сафран, Лиакос, Зебальд... С другой стороны это назойливые призывы к ремодернизации - т.е. отказ от постмодерна как тупиковой ветви и возвращение к практикам модернизма (это и нео-модерн и минимализм в архитектуре, (хорошо если не безудержная и вполне себе серьёзная эклектика и "полиреализм"), и стремление к модерныи политическим практикам - конспирология и правый популизм, и агрессивный нео-сциентизм, и немалая част антиглобализма. С третьей - смертельная серьёзность, нового левого мейнстрима (развивавшегося изначально в полной связке с постмодернизмом : нео-феминизм, квир-теория, постколониальные исследования , политическая экология и т.п. и связанное с ними ангажированного искусства и активизма, замещающего интеллектуальность.
Очень забавно читать многочисленные теоретические труды, где сообщается что эру постмодерна завершил интернет и прочая диджилитация. Напротив, именно эти факторы окончательно оформили симулированную реальность, сделав это гораздо эффективней чем масс-медиа 70-х. Герои интернета по большей части это не люди, а их презентации.
Изобразительное искусство в своих формах рабски следует "канонам" постмодернизма (и модернизма) при этом постоянно декларируя свою принципиальную новизну. Но тот же язык, те же инсталяции, те же перформансы, тот же нео-экспрессионизм или нео-поп. Тот же концептуализм - только в концепте набор мейнстримных слоганов (про гендер и меньшинства, против насилия, за экологию и всё такое)
Поздний постмодерн присутствует и проявляется через свои базовые установки: все истины относительны, значит можно произвольно объявить истиной, то что мне нравится существует только то, что отражено в медиа мир виртуален и является результатом сговора элит посмодернистский дискурс (а равно либеральный) начинает восприниматься как "голос власти". радикализм и фанатизм привлекает внимание и вопринимаются как искренность.
Политические акторы действуют в рамках постмодерной парадигмы. Главные противники глобального мира в ещё большей степени. Аль Кайда и ИГИЛ совершают свои акты террора как перформансы, в расчёте на картинку и отражение в медиа. Сурков и Мединский однозначные постмодернисты (пресловутая диссертация Мединского базируется как раз на условности исторической истины). Трамп и теле-Соловьёв привлекают своей подлинностью как самородные хамы, но только в рамках и во флёре конспирологической мифологии.
Мир , естественно, не стоял на месте. каждое десятилетие слегка меняет ситуацию. 1991-2001 (о распада Союза и возникновения Интернета до теракта 11 сентября) - эра "конца истории" , рождения политкорректности и экспансии политического и экономического либерализма 2001 -2008/12 от теракта до мирового кризиса, вызванного ипотечным кризисом в США. Экспансия приобретает явно агрессивный характер - религиозное месианство буша, операции в Ираке и Афганистане, арабская весна, цветные революции. В сочетании с согласованными действиями мировых СМИ и использование виртуальной картинки для формирования общественного мнения. собственно эти события и привели к кризису глобальный проект постмодерна (в обоих его версиях - глобального капитализма и критического потенциала постмодернистской теории) и вызвало тотальное недоверие к элитам ( в т.ч. интеллектуальным). все эти события происходили на фоне растущего потребительства (консьюмеризма) и его демонстрации на весь мир. развитие постмодернисткой модной индустрии (с сознательной игрой с трендами прежних десятилетий. Максимальное включение понятие моду тела (включая спровоцированную анорексию и разнообразные манипуляции с плотью) и т.д Третий этап уже безусловно кризисный - от экономического кризиса (и распротранения айфонов) до ковида (и чата джи пи ти). рост правого популизма, безуспешные войны с исламизмом, новая экономика - вместе неолиберализма экономика государственного долга. жёсткая поляризация новых либералов и новых консерваторов (и её трансляция в сферу сексуальности. датаизм и сбор данных (исчезновение приватности), экономика лайка и всемогущество поисковых алгоритмов, культура самопрезентации и "потребления образа себя", заимсвование постмодерных культурных стратегией деспотиями и их новый расцвет.
Литературные тенденции пост-пост-модернизма истерический реализм термин придумал Джеймс Вуд для характеристики литературы 90-х. Обозрел он романы Д. Делилло, С. Рушди, Т. Пинчона, Д.Ф. Уоллеса, Д. Евгенидеса, которые, без сомнения, авторы постмодернисткие. Ещё Зэди Смит. признаки: гигантские слабоструктурированные тексты, с энциклопедическим отсылками Потом так стало называться что-то явно другое: отчёты о своём бытии авторов истероидного типа (скорее уже на уровне психопатии, чем акцентуаци)