Принимающий Ум

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем list, 23 июл 2018.

  1. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    17
    В 99% случаев не удается не поддаться омрачениям. Не удается не поддаться омрачениям, пока не развито до достаточной степени спокойствие и осознанность. Вот и получается что только за счет принятия без спокойствия и осознанности не получится ничего. А когда есть спокойствие и осознанность развитые в достаточной степени, тогда и принятие будет получаться само собой.

    И так каждый раз. Алкоголик каждый раз сожалеет, но потом прощает себя и пьет снова и снова.
     
  2. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Спокойствие и осознанность достигаются именно через снятие напряжения - с помощью метода 6Р.

    Алкоголик не практикует медитацию и 6Р. Подчеркну: речь здесь идёт о ключевом элементе практики, а не о раскаяниях в грехах и т.п.
     
  3. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Совершенно верно. Сначала мы практикуем принятие, учимся этому - расслабляя напряжение и отпуская нашу зацепленность, а потом это переходит в состояние Принимающего Ума, когда принятие совершается само собой. Это значит, что ум достаточно расслаблен и в какой-то мере достиг покоя и уравновешенности.
     
  4. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    17
    Принятие себя он практикует еще как. Увлеченно и с удовольствием :) А медитацию (развитие спокойствия и сосредоточения) действительно нет. И в этом как раз и есть ключ.
    Я может быть неверно воспринимаю, но просто когда читаешь принятие принятие принятие создается впечатление что это основная и главная практика буддизма.
    Для кого-то индивидуально может быть принятие это основное, чего ему не хватает в его буддистской практике. А для другого может быть другое основное. Я бы не стал возводить одну из практик в какой-то абсолют, в новую методику пригодную абсолютно для всех.
     
  5. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    17
    Давайте на конкретном жизненном примере. Вот например человек накричал на другого человека.
    Далее он принимает этот факт, смиряется с ним, расслабляет напряжение, переходит в состояние Принимающего Ума. И все? Дело сделано? Я правильно понимаю методику суттавады?
     
  6. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Видите ли, здесь речь не о принятии как таковом. А о конкретной буддийской Практике Принятия. Это именно практика принятия, подразумевающая точный алгоритм действий. Поэтому вне контекста буддийской практики рассматривать здесь принятие смысла нет - мы не об этом. Принятия как такового предостаточно в психологии и прочих методиках по развитию, и это действительно не работает или работает до определённого уровня. Для людей, которые пока не готовы к буддийской практике, где принятие совершается на самом глубинном уровне.
     
  7. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    17
    Буддийская практика и есть жизненная практика как иначе? Если буддийские принципы не помогают в жизни и не применимы, то зачем такие принципы? Вот в жизни мой пример, вы хотите сказать, что принятие здесь вообще не поможет? А что тогда поможет? Как уменьшить гнев например?
     
  8. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Ну разумеется! ) Вы сейчас не о том, Влад.
    Боюсь, мы не поймём друг друга, если будем продолжать в том же духе.

    Давайте.

    Если бы вы внимательно прочитали ветку с начала описания практики, то вы бы нашли ответ на свой вопрос. Вы бы нашли его уже в примере про алкоголика, ведь на место алкоголя можно поставить любое другое действие, возникающее вследствие омрачений ума. Если бы вам нужен был ответ. Хорошо, я повторю алгоритм.
    Да, мы принимаем то, что произошло.

    Именно так мы начинаем принимать реальность, а не сражаться с ней. Мы растворяем танху - причину неведения, корень страданий. И это парадоксальным образом снимает нашу привычку гневаться и разражаться. Не сразу. Не быстро. Но эффективно.

    Но чтобы увидеть это, нужна практика. Личная практика.

    А давайте мы закончим теоретический разговор, ведущий в никуда и отнимающий слишком много времени, и вы проверите это на собственном опыте? Давайте мы с вами попрактикуем принятие? Опыт - единственное, что может убедить по-настоящему. Именно это говорил Будда.
     
  9. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    И это не всё, разумеется. Дальше мы в состоянии мягкого принимающего ума сохраняем осознанность и следим за возникновением подобных паттернов. И принимаем/отпускаем их всё раньше и раньше. Пока они не угасают совсем.

    Расслабленный открытый ум позволяет видеть это намного яснее и отчётливее. В медитации и в повседневной жизни.
     
  10. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Словом, если вы хотите проверить методику, можете испытать её на себе - в качестве эксперимента. Тогда вы убедитесь, сколько напряжения в уме, который кажется принимающим.
    Никакие другие аргументы вас не убедят.
    Либо продолжайте вашу практику и забудьте про эту странную еретическую методику ) Но всё же не стоит отталкивать людей утверждениями, что метта-бхавана не является самодостаточным путём. Ведь вы не проверили этого.
     
  11. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    17
    Как угодно, мне по-прежнему непонятна точка зрения суттавады. Касательно собственного опыта, я никаких проблем с принятием у себя не вижу. На опыте практикую в соответствии с суттами Никай и он для меня достаточно убедителен без добавок других методик тем более не имеющих канонического подтверждения.
     
  12. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    17
    Это проверили миллионы христиан мусульман и последователи всех других религий, в которых метта-бхавана является основным методом :) И да, вы так и не привели сутт в подтверждение своего тезиса "метта-бхавана это самодостаточный путь к Ниббане". Так что пока это всего лишь ваша неподтвержденная точка зрения ;)
     
  13. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    17
    Вы же не хотите раскрыть суть метода на примере из жизни. А без этого я не вижу каких-то отличий в тех общих словах, которые вы говорите от своей практики. Не вижу чтобы эта методика чем-то отличалась от того, чем я занимаюсь.
     
  14. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Влад, вы меня слышите? ) Принятие вообще (в других религиях, в психологии и т.п.) и буддийская практика принятия - это небо и земля. Это РАЗНЫЕ вещи. Вы путаете их, мешая всё в одну кучу. Это всё из-за неприятия. )
    Моя практика проверена мной, и за неё я ручаюсь.
     
  15. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Я вам дала подробный ответ дважды. Боюсь, вы закрыты для ответа.
     
  16. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    17
    Хм... Я писал

    "Давайте на конкретном жизненном примере. Вот например человек накричал на другого человека.
    Далее он принимает этот факт, смиряется с ним, расслабляет напряжение, переходит в состояние Принимающего Ума. И все? Дело сделано? Я правильно понимаю методику суттавады?"

    Вы в ответ написали как уменьшить напряжение и принять реальность. Т.е. это все? Я правильно понял методику?
     
  17. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    17
    Боюсь каждый в буддизме может сказать то же самое :) Вон в фейсбуке например Эриксон может сказать то же самое о своей практике чтения сутт :)
     
  18. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Почитайте руководство, изучите его, проверьте - и когда у вас возникнут уточняющие вопросы по практике, спросите меня или учителей суттавады. Только так вы сможете понять, правильно ли вы поняли методику.
    Пока я могу сказать, что теоретически вы не поняли ничего. И не поймёте.
     
  19. Crimson

    Crimson Гость

    Сообщения:
    131
    Симпатии:
    17
    Спасибо на добром слове, и спасибо что разьяснили методику :) Я это принимаю.
     
  20. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    :respect:
     
  21. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Для стороннего читателя поясню эпизод с абсолютизацией - да, мой собеседник воспринял месседж ветки неверно. Безусловно, речь не идёт ни о каком единственном или основном методе. Это один из многочисленных методов для приближения к устранению неведения. Да, кому-то он подходит (например, для меня он стал ключевым), кому-то нет. Это само собой. Я лишь делюсь опытом, наблюдениями - с теми, кому это интересно и кто готов пойти по этому пути.

    Путь принятия готовит наш ум к более тонкому восприятию феноменов ума, что способствует прозрению в Зависимое Возникновение (стержень Дхаммы, разрушающий помрачения). Снимая напряжение, он делает ум более мягким, открытым и спокойным. Так достигается упеккха - фундамент для возникновения арупа-джхановых состояний.

    Кроме того, состояние принимающего ума делает наше восприятие жизни лёгким и радостным. Это освобождение от тяжести бытия, примирение с существованием, принятие реальности такой, как она есть. Всё это создаёт необходимые условия для устранения авидьи - неведения, для выхода из круговерти обусловленности. Это ли не прекрасно. )
     
  22. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Ещё одна замечательная фраза, сказанная Тхить Нят Ханом, напрямую относящаяся к практике Принимающего Ума, своего рода формула:

    "Количество счастья, которое у вас есть, определяет количество свободы в вашем сердце".
    The amount of happiness that you have depends on the amount of freedom you have in your heart.
     
  23. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Метта (майтри)

    На пути очищения ума и формирования Принимающего Ума мы работаем с меттой. Что это такое?

    Метта (пали), или майтри (санскрит) - это любящая доброта, одна из четырёх брахмавихар - "божественных обителей", или возвышенных состояний ума в буддизме. Является также одной из десяти парамит (средств, "переправляющих на другой берег", т.е. ведущих к освобождению), см. пункт 1 - Дана-парамита (щедрость, даяние). Это одно из основных средств очищения ума - так называемого открытия сердца.

    Будда заповедовал развивать безграничный доброжелательный ум - метту - и последующие три брахмавихары (каруна - сострадание, мудита - всепроникающая радость и упеккха - равностность) во многих суттах Палийского канона. Одна из сутт передаёт более подробные инструкции Будды. Этот текст своего рода настройка-гимн, который полезно почаще перечитывать для укрепления намерения практиковать:

    В метта-бхаване (практике развития ума) метта на первом этапе является основным объектом медитации. Это медитация чувства. Возникает вопрос: если мы развиваем чувство, может ли такая медитация привести к освобождению? Чем чувство любящей доброты отличается от других испытываемых нами чувств?

    Чтобы понять это, нам понадобится схема возникновения явлений ума, которую Будда назвал механизмом Зависимого Возникновения. Этот механизм отражает последовательно всю работу нашего обычного восприятия:

    10 - Rus Pali DO circural diagram.jpg
    (кликабельно)

    Механизм Зависимого Возникновения начинается с авидьи - неведения (тёмно-синий блок). Именно неведение является корнем сансарного существования и порождает все остальные звенья нескончаемой цепи явлений в нашем обусловленном восприятии, что мы и считаем жизнью. Этот механизм функционирует как в макромасштабе - от жизни к жизни, образуя кармическую обусловленность; в среднем - как алгоритм восприятия событий и феноменов повседневности; так и на микроуровне, проносясь в нашем сознании за доли секунд беспрерывно. Если в неформальной практике мы имеем дело чаще всего со средним масштабом, то в медитации можем наблюдать возникновение этой последовательности реакций-феноменов на микроуровне, таким образом именно последний является основой для приложения сил. Именно поэтому так важна медитация (без работы на этом тонком уровне мы не решим ни одну проблему в корне - мы просто их не увидим, эти корни, так и будем болтаться на поверхности). Вот эта работа с мельчайшими явлениями сознания и называется практикой в буддизме.

    А теперь посмотрим на схему: где у нас чувство? Это звено Ощущение, ведана. Оно образуется только после звена Контакт. Т.е. воспринимая что-либо, мы сразу же автоматически реагируем. Как?
    Весь огромный спектр эмоций имеет в своей основе 3 базовых чувства-реакции:
    - приятное (я хочу, мне нравится, хорошо)
    - неприятное (не хочу, не нравится, плохо)
    - равнодушие (не хочу иметь с этим дело, это меня не касается)
    Вот эти три вида и называются в буддизме "чувство" - те чувства, автоматизм возникновения которых нужно оставить, чтобы выйти из этой обусловленности восприятия.

    Где же тут Метта? В группе "приятное"? Нет.

    Метта - это не автоматическая реакция-эмоция, а намеренно формируемая энергия даяния, щедрости в виде любящей доброты и принятия, которую мы осознанно взращиваем в своём уме. Мы испытываем метту-доброжелательность (по отношению ко всем живым существам) и принятие (по отношению ко всем явлениям мира) вне зависимости от того, приятны они нам или не приятны. Т.е. метта однозначно лежит вне механизма ЗВ.

    Именно поэтому наш ум постепенно очищается от обусловленного восприятия, от шаблонного реагирования на те или иные вещи мира. Метта переучивает наш ум, постепенно ослабляя, а затем и стирая закреплённые паттерны, всю болезнь нашего ума - нездоровые реакции - и помещает на это место здоровое восприятие - любящую доброту. Принятие формирует равностный принимающий взгляд на явления бытия. Таким образом она ведёт к освобождению.

    Когда мы достигаем принятия, мы начинаем по-другому видеть мир! В нас образуется иной ракурс на вещи, который ранее был нам не знаком. Его невозможно перепутать ни с каким другим опытом. Именно тут мы по-настоящему понимаем, что такое Принятие.

    В нас рождается великая радость, ни с чем не сравнимая. Радость, которую не даёт ни один успех мира. Когда буддисты говорят о счастье, они имеют в виду именно счастье такого рода - счастье необусловленного восприятия. Вот почему "метта - это дверь в Ниббану", по словам Бханте Вималарамси. Растворяя блоки и преграды в нашем сознании, метта открывает наше сердце-ум, что создаёт самую благоприятную почву для достижения полного освобождения*. Но даже на данном этапе, с формированием Принимающего Ума, это уже совершенно иное качество жизни, снижающее степень страдания в разы и разы. Этот путь, безусловно, стоит того, чтобы по нему идти.

    ______
    * Весь путь методики Бханте Вималарамси целиком, включая подробное описание джхан, изложен в книге "Практический путь к Ниббане" Д. Джонсона. Книга будет полезна опытным практикующим.
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2018
  24. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Что создаёт страдание, или об Анатте

    Анатта ("не-я") - одна из трёх характеристик бытия, наряду с дуккхой (тотальной неудовлетворённостью) и анитьей (всё непостоянно). Есть мнение, что именно "я-концепт" является корнем страдания. Действительно, именно "яшное" восприятие и делает мир правильным и неправильным, приятным или неприятным, хорошим и плохим, полезным и вредным, и именно "я" не хочет иметь дела с тем или иным явлением, закрывая на него глаза и отгораживаясь, отгораживаясь, отгораживаясь от такой разной и неконтролируемой, а порой и откровенно враждебной реальности.

    Теоретически всё проще простого. Если нет "я", то нет и того, кому что-либо нравится или не нравится. Таким образом кажется очевидным, что именно в нём-то и зарыта собака наших страданий.

    Но давайте посмотрим пристальнее: а что образует это самое "я"? Именно этот ответ даст нам и ответ на вопрос, как работать, чтобы устранить концепцию "я" и выйти из режима "я-восприятие".

    В своей статье "Что есть анатта" Бханте Вималарамси подробно рассказывает о том, как он обнаружил тонкое явление - причину образования "я-восприятия". Прочитать лучше с начала до конца, приведу здесь только основной фрагмент:

    Итак, в основе "я-восприятия" лежит тончайшее сжатие в нашем уме. Это напряжение, производящее весь сансарный механизм, сила, которая запускает это колесо, приводит его в действие и поддерживает его беспрерывную работу. Это напряжение и есть страстное желание (танха), скрыто лежащее в каждом из звеньев цепи ЗВ. Поэтому мы работаем именно с этим напряжением в уме, расслабляя его и возвращаясь к объекту медитации - метте, здоровому восприятию, необусловленному реагированию на мир. Всё это практикующий видит непосредственно.

    Сутта СН 44.9 имеет ещё одно указание на то, что двигатель ЗВ - именно напряжение, страстное желание:

    Т.е. тут мы видим: после умирания есть поток сознания, никакого "я" тут ещё нет, а страстное желание и цепляние уже присутствуют - они никуда не исчезали, эти нездоровые паттерны, потому что это просто явления - анатта - и ум при жизни не был очищен и не было достигнуто понимание в должной степени. Поэтому создаются условия для последующего рождения в обусловленности, для формирования нового "я"-сознания.

    Таким образом, прямая работа с напряжением в уме есть не что иное, как растворение паттернов, обуславливающих "я-восприятие", а следовательно, разрушающих концепцию "я" и приводящих к прямому постижению анатты - не-личностости всех явлений бытия.

    Однако "тот, кто видит Три характеристики бытия, ещё не видит Зависимого Возникновения, но тот, кто постиг Зависимое Возникновение, тот автоматически постигает и Три характеристики бытия", - говорит Бханте. Почему? Потому что в ЗВ до образования "я" есть ещё подводная, глубинная часть цепи явлений восприятия, которая является базой для его воникновения, почвой для прорастания кармических семян. И не видя этой основы, мы не можем полностью выйти из обусловленности. Увидеть же эту часть цепи можно только глубоко расслабленным, спокойным умом, и Правильное Усилие расслабления напряжения через принятие (6Р) - наиболее прямой и целенаправленный путь к успокоению "воды ума". Но при этом очень важно совершать его безусильно, ) на заключительных этапах позволив уму просто быть и не вмешиваясь ни во что.
     
    Последнее редактирование: 14 ноя 2018
    Glenn нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    И снова Тхить Нят Хан:

    "Каждый раз, когда негативная энергия охватывается энергией осознанности, она теряет немного своей силы. То же самое касается и других психических образований: страха, тоски, тревоги и отчаяния. Они существуют в нас в виде семян, и каждый раз, когда мы поливаем это семя, оно становится зоной энергии на поверхности нашего сознания. Если мы не знаем, как позаботиться об этом, это подтолкнет нас делать или говорить вещи, которые повредят нам и людям, которых мы любим. Поэтому выработка осознанности, принятие любых видов энергии - это практика. И практика эта должна быть нежной, ненасильственной".

    Every time negative energy is embraced by the energy of mindfulness, it will lose a little of its strength. The same is true for other mental formations: fear, anguish, anxiety, and despair. They exist in us in the form of seeds, and every time a seed is watered, it becomes a zone of energy on the upper level of our consciousness. If we don't know how to take care of it, it will push us to do or say things that will damage us and the people we love. Therefore, generating the energy of mindfulness, to recognize it, to embrace it, is the practice. And the practice should be done in a tender, nonviolent way. – Thich Nhat Hanh
     
  26. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.777
    Симпатии:
    3.345
    Принятие и опыт общения с людьми

    Из переписки:

    - ...часто избегаю контактов с людьми, потому что они меня выматывают. Я прекрасно общаюсь с кем угодно, этот навык у меня превосходно развит, но на это требуется много энергии. Вероятно, причина в том, что я стараюсь настроиться на человека и хорошо понять то, что он мне говорит, расположить его к себе (с друзьями такая усталость приходит редко).

    Если поместить это в поле практики принятия (и буддизма вообще), то мы увидим, что всё дело в контроле: мы стремимся контролировать незнакомую реальность. Реальность "друзья" хорошо известна нам, она играет (существует, разворачивается) по принятым всеми её участниками правилам, и не нужно напрягаться в большинстве случаев, чтобы эти правила искать, устанавливать, выстраивать и т.п., как в случае с другими людьми. Т.е. мы опять упираемся во что? Контроль - это напряжение. Напряжение - это страстное желание (танха): мы чего-то хотим от этих людей или не хотим (например, хотим быть понятыми и принятыми ими, хотим получить от них нужное нам / не хотим "быть понятыми неправильно", не понравиться, не хотим неблагополучного итога контакта и т.п.). Таким образом, это не "люди выматывают" - это выматывает наше напряжение при контакте с ними. Конечно, ведь на контроль уходит масса энергии.

    Принятие помогает изменить старый шаблон восприятия-реагирования. Через наблюдение за тем, как он работает, как он устроен. Он встроен в нас - и мы, даже зная о нём, по инерции пытаемся контролировать реальность, т.к. привыкли к этому давным-давно. (И это будет повторяться, это нормально, ум быстро не переучивается.) Теперь нужно увидеть его. Это первый шаг. И начать принимать - принимать сам этот шаблон, свои реакции, затем самих людей - как реальность, данность, факт, принимать заранее любой исход от контакта, от ситуации и т.п. Принимать реальность, не контролируя её, а просто как процесс явлений, в которых вы тоже - процесс и часть общего процесса. Это вырабатывает в уме равностность. А делаем мы это, снимая напряжение в уме с помощью 6Р. Так постепенно мы сбрасываем всю шелуху, весь сор. И ум становится легче! Сильно легче. Вместо напряжения и контроля в нём появляется свобода, в пространстве которой мы начинаем по-другому воспринимать мир и живущих в нём.

    В результате практика постепенно меняет наше сознание настолько, что сами понятия "близкий круг" и "далёкий круг", "свои и чужие" исчезают, эти условности становятся не нужны, они отваливаются из структуры ума-оператора. Мы начинаем ловить себя на том, что реально взаимодействуем с другим сознанием напрямую, вне всех окружающих его атрибутов, таких как социальность в том числе (и не только). Каждое сознание, с которым возникает контакт, воспринимается равно близко (если брать этот термин вне дуальности), вплоть до отсутствия каких-либо границ между нами.
     

Поделиться этой страницей