Реализм

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 17 авг 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Любопытно, что этот золотой век европейской живописи занял всего около полувека.

    во второй половине 17 в. всё это буйство идёт на спад.
    классицизм выстраивает жёсткую иерархию жанров и отбирает те приёмы, которые признаёт универсальными и совершенными.
    Тому, что ещё недавно было мейнстримом отводится очень скромная ниша на правах "курьёза".

    Позднее же барокко превращает приём в игру ("барочный иллюзионизм")

    там в глубокой периферии наследники барочного реализма пережили весь 18 век.
    К концу этого периода старое искусство воспринималось уже как варварство, и было заново переоткрыто в 19 в.


    18 век

    Каналетто



    [​IMG]


    Ватто

    [​IMG]

    Шарден

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Фирсов
    image097.jpg

    Гойя
    [​IMG]
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    19 век. Второе пришествие.

    Из всего вышеизложенного, однако, никак не явствует, откуда в сер. 19 в. появились рассерженные (и довольно агрессивные) молодые люди, которых стали называть реалистами. Чтобы это стало понятно, придётся открыть отдельную ветку, посвящённую высокому жанру ).
    Академический, классицизирующий стиль существовал всё это время параллельно реалистическому. Он тоже шёл из Возрождения (но из итальянского).
    Отчасти разделял эти стили жанр. Высокий жанр - это мифологический/религиозный, исторический и отчасти светский.
    Пейзаж, натюрморт, быт относились к низкому жанру, где господствовали "реалисты". Одни и те же художники могли работать в разных жанрах. соблюдая их правила игры.
    Правда в Северной Европе (в пер. пол. 17 в. особенно) реалисты и богов с апостолами изображали как мужиком и баб, но затем академисты навели порядок и сами перешли в контрнаступление.
    уже во вт. пол. 17 в. они захватили пейзаж и натюрморт. Последний стал иллюзионистским и роскошным, первый - классическим. Классицисты были люди очень рациональные и везде искали оптимальное решение (правда, одно на все случаи жизни). Раз самое красивое место на земле это Италия, то её только и стоит рисовать. Причём установленные ими приёмы были таковы, что рисовать Италию, вполне стало возможно там, и не бывая ), или, во всяком случае, не высовывая носа из мастерской.
    В силу этого национальный пейзаж пер. пол. 19 в. уже стал андеграундом (хотя мягким).
    Реалистам оставался быт (не светский), но в 18 в. и эта ниша была захвачена сентименталистами. Все стали рисовать исключительно мило и красиво. Реализм стал чем-то малоприличным. Только глядя на бесконечные ряды классических и романтических картин, начинаешь понимать, почему реалисты взвыли...

    классический пейзаж выглядел вот так:

    Пуссен

    [​IMG]

    [​IMG]

    Лорен

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    кстати, пейзажные парки 18 века тоже создавались по этому образцу )

    Впрочем в эпоху позднего классицизма 19 в. реализм присутствовал в рамках направления "бидермайер", предметом его было точная передача деталей ландшафта или интерьера и анекдотические ситуации.

    Гурк
    1280px-Eduard_Gurk_-_Das_Kaiserhaus_in_Baden_bei_Wien_-_1833.jpg

    Риттер

    0_13691c_fb0c2583_orig.jpg

    Федотов
    f12.jpg
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Романтический пейзаж кон. 18 -пер. пол. 19 в. впрочем мог ориентироваться и развивать традиции голладнской живописи 17-го.

    Англия

    Томас Гейнсборо (1727-88)

    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]

    Джон Кром 1768-1821

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Констэбл 1776-1831



    [​IMG]
    a_view_on_the_stour_near_dedham-large.jpg
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
    La Mecha нравится это.
  4. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.742
    Симпатии:
    831
    Т.е. это не реализм?

    А
    ? Тоже не реализм?
    Тогда в ветке трудно ориентироваться ((((
     
    Последнее редактирование модератором: 3 авг 2020
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    нет , это не реализм. Что поделаешь, для того чтобы прояснить какое-то понятие надо отталкиватся и от того чем оно не является и даже чему противостоит. )

    А вот это имеет к реализму самое прямое отношение. Вот только сам термин "реализм" и движение реалистов возникли позже чем были написаны эти пейзажи. Поэтому отнести их к какому-либо направлению однозначно сложно. Некоторые искусствоведы относят их к романтизму (Гиртин , например, даёт для этого основания). Но, несомненно, это именно тот вектор в живописи из которого непосредственно вырос "канонический" реализм.

    Вот зарисовки Томаса Джонса (1742-1803)

    85182.jpg

    221524.jpg

    Thomas_Jones_001.jpg

    Thomas_Jones_h-_Santa_Maria_a_Cappella_Nuova.jpg

    ThomasJonesMauerInNeapel.jpg
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Своеобразен стиль Камиля Коро 1796-1875 9в какой степени следующий линии рокайльного пейзажа)

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]


    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Теодор Руссо 1812-67 основатель Барбизонской школы
    rousseaut_руссоfontainebleau.jpg
    Поражает невероятная чувствительность французских живописных кругов. Не так уж далеко Руссо уходит от канонов в сторону реализма, но Салон был для него закрыт в течении 30 лет (1835-65)
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Добиньи 1817-78, другой барбизонец
    добиньиoise.jpg

    1280px-Charles_François_Daubigny_-_Les_bord_de_l'Oise_(1864).jpg
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Милле (барбизонец) 1814-75



    [​IMG]



    [​IMG]



    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Голландия.

    Йонгкинд 1819-91


    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    В принципе , здесь есть уже всё , что потом считалось реализмом. Оставалось только придумать слово.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Дальнейшее знакомство с темой желательно продолжить после знакомства с этой вот веткой http://forum.arimoya.info/threads/Салонная-живопись.1102/

    Хорошо видно, что реализм отличался совсем не иллюзионизмом и жизнеподобием, всё это присутствовало в салоном искусстве в полной мере. А скорее протестом против эстетической цензуры - расширением границем того , что дозволено изображаьб, обращением к "вульгарной натуре" , поиском прекрасного в обыденном, отказа от той тонкой условности (оприсываемой твёрдыми правилами), которая, например, позволяла, в весьма пуританских обществах, вывешивать на стенах и расставлять в парках бесчисленные обнажённые фигуры.


    Официальное рождение реализма состоялось в 1855. Салоном реалистов пресса окрестила выставку картин Курбе, которые отказались принять на международную выставку. Новому направлению не хватало скандального лидера - он появился:
    "«Быть в состоянии передать нравы, идеи, облик моей эпохи, согласно моей собственной оценке; быть не только живописцем, но также и человеком; одним словом, создавать живое искусство —такова моя цель»" ...
    "Основа реализма - отрицание идеала, отрицание, к которому меня подвел пятнадцатилетний труд и которое ни один художник доныне не посмел провозгласить открыто..."
    "Сегодня в связи с последними достижениями философии даже в искусстве приходится следовать разуму, не позволяя чувству торжествовать над логикой"

    Курбе (1819-77)

    Похороны в Оране

    [​IMG]

    Мастерская художника . Реальная аллегория.

    [​IMG]

    каменщики

    [​IMG]

    Сон

    [​IMG]

    происхождение мира

    [​IMG]
    —— добавлено: Aug 21, 2013 12:34 PM ——
    Лиса на снегу

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    В короткие сроки реализм становится если не мейнстримом , то одним ведущих направлений искусства вт. пол. 19 в. (вначале в качестве андеграунда).
    В качестве его теоретической базы рассматривалась философия позитивизма - никаких эйдосов и недостижимых идеалов , сугубо научный подход к реальности.

    Эмиль Золя о творчестве Эдуарда Мане :

    "Посмотрим, каковы взгляды толпы на искусство. Она исходит из того, что вне художника существует некая абсолютная красота, или, лучше сказать, некое идеальное совершенство, к которому каждый стремится и приближается в той или иной степени. Есть, следовательно, и некое общее мерило прекрасного, каковым является сама эта отвлеченная красота; с указанным мерилом люди подходят к любому произведению и, в зависимости от того, насколько оно соответствует этому мерилу, судят о достоинствах произведения. Сложилось так, что за образец был принят древнегреческий идеал красоты, и в оценке всех произведений искусства, созданных человечеством, стали исходить из большего или меньшего сходства этих произведений с произведениями греческого искусства.

    Таким образом, многообразные творения неиссякающего человеческого гения оказались сведенными к древнегреческому образцу. Греческие художники нашли идеал красоты, и с тех пор мерило было определено; оставалось только подражать и воспроизводить модели возможно точнее. Есть люди, которые готовы вам доказать, что художники Возрождения велики именно тем, что были подражателями. Более двух тысяч лет меняется мир, цивилизации рождаются и гибнут, народы стремительно идут вперед или влачат дремотное существование среди вечно меняющихся нравов; а с другой стороны, повсюду рождаются художники: и бледными, холодными утрами в Голландии, и знойными, полными неги вечерами в Италии и Испании. Все равно! Есть абсолютная красота — всегда одна и та же, неподвижная, господствующая над веками; о нее беспощадно разбиваются и жизнь, и страсти, и воображение людей, которые радовались и страдали в течение более чем двух тысячелетий."

    "В общем, если бы меня спросили, в чем новизна языка Эдуарда Мане, я бы ответил: в простоте и точности. Тон, который он вносит, светел и наполняет холст сиянием. Его трактовка точна и обобщенна; он пренебрегает деталями и стремится к выражению целого.

    Чтобы понять и оценить этот талант, нужно — повторяю еще раз — позабыть о тысяче вещей. Здесь дело уже не в стремлении к абсолютной красоте; художник не живописует ни событий, ни душевных переживаний; то, что называют сочинением, для него не существует, и задача, которую он себе ставит, не сводится к передаче такой-то мысли или такого-то исторического факта. Поэтому его не следует судить ни как моралиста, ни как литератора; к нему надо подходить как к живописцу. Он понимает картины, изображающие людей, так же, как в школах позволено понимать изображение мертвой природы; я хочу сказать, что он располагает фигуры несколько случайно и затем заботится лишь о том, чтобы закрепить их на холсте такими, какими он их видит, с живыми контрастами, которые они образуют, отделяясь друг от друга. Не требуйте от него ничего, кроме точной, буквальной передачи. Он не умеет ни воспевать, ни философствовать. Он умеет живописать — и это все; у него есть дарование; особенность его темперамента в том, что он схватывает доминирующие тона во всей их тонкости и лепит предметы и людей крупными планами.

    Он — дитя нашего века. Я вижу в нем живописца-аналитика. Сейчас все проблемы снова поставлены на рассмотрение, наука стала искать прочные основания и потому вернулась к точному наблюдению фактов. Это движение наблюдается не только в области науки; во всех сферах человеческого знания и творчества люди стремятся найти в окружающей действительности четкие и определенные принципы. Наши пейзажисты значительно превосходят в этом отношении исторических живописцев и жанристов, потому что они изучают природу, довольствуясь изображением первого попавшегося уголка леса. Эдуард Мане применяет этот метод в каждой своей работе; в то время как другие ломают себе голову, выдумывая новую «Смерть Цезаря» или нового «Сократа, пьющего цикуту», он спокойно помещает в своей мастерской какие-нибудь предметы или людей и принимается писать, тщательно анализируя натуру. Повторяю, он просто аналитик; его холсты представляют гораздо больший интерес, чем плагиаты его собратьев; благодаря такому методу искусство обретает более прочное основание; художник — истолкователь действительности, и его произведения для меня имеют ценность точного описания, сделанного своеобразным и человечным языком."

    Как известно, Мане один из столпов импрессионизма . Но в 1860-е гг. сам импрессионизм ещё не выделялся из реализма. Разделение на импрессионизм и натурализм произошло только к 70-м гг.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Эдуард Мане

    Олимпия
    [​IMG]

    Завтрак на траве
    [​IMG]



    Музыка в Тюильри

    [​IMG]
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Разделение произошло, поскольку натуралисты стали фиксироваться на предельно точном, "фотографическом" воспроизведении реальности, а импрессионисты на впечатлении от реальности, включая особенности человеческого восприятия, его субъективность.
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Леон Лермитт (натуралист)
    [​IMG]
    Бастьен-Лепеж (натуралист)
    [​IMG]
    Мунье
    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    В 1860-е реалистические школы возникают (и лидируют) во многих странах

    Италия . "Маккьяйоли"

    Фаттори

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Телемако Синьорини
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Одоардо Боррани (натурализм)

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Джузеппе де Ниттис

    [​IMG]
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Очень часто реализм был выражением левого, нонконформистского, анти-буржуазного настроя.
     
  22. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.820
    Симпатии:
    1.830
    Можно ли сказать, что натурализм менее концептуален, чем реализм? Мог ли, например, натурализм, как реализм, выражать анти-какой-то настрой? Было ли у натуралистов стремление рисовать без рефлексии?
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Натурализм сам не отличал себя особо от реализма. Позднее "натурализм" становится ругательным выражением для реалистического произведения не сумевшего найти обобщение образа и погрязшего в выписывании деталей (часто мало-эстетичных).
    Методология же собственно натурализма была изложена больше в литературоведческих работах.

    Золя: "Я хочу перейти сейчас к другой особенности натуралистического романа. Он безличен. Другими словами — романист всего только регистратор фактов, он остерегается выносить суждения и делать выводы. Задача ученого — излагать факты, подвергать их тщательному анализу, не отваживаясь на синтез; ученый как бы говорит: вот вам точные факты; опыт, поставленный в таких-то и таких-то условиях, привел к таким-то результатам; он строго придерживается этого, ведь если бы он захотел выйти за пределы исследованных явлений, то непременно пришел бы к гипотезам, а это уже не научные истины, но всякого рода возможные допущения. Так вот, романист также должен придерживаться только фактов, доступных наблюдению, скрупулезно изучать природу и общество, если он не хочет запутаться в ложных выводах и умозаключениях. Писатель как бы исчезает, он хранит про себя свои чувства и рассказывает только о том, что видел. Смотрите: вот какова реальность, содрогайтесь или смейтесь, глядя на нее, извлекайте для себя уроки из этого зрелища, автор же видит свою единственную задачу в том, чтобы представить вашему обозрению подлинные документы. Помимо всего прочего, эта, так сказать, нравственная безличность произведения имеет свои резоны и с точки зрения чисто художественной. Окрашенное тем или иным чувством, пристрастное вмешательство автора умаляет его произведение, нарушает чистоту линий, вводит в роман стихию, чуждую фактам, и это разрушает их научное значение. Невозможно представить себе химика, который стал бы негодовать на азот потому, что этот элемент не участвует в поддержании жизни, или же выказывать нежную симпатию к кислороду по противоположным мотивам. Романист, испытывающий потребность обличать порок и прославлять добродетель, наносит тем самым ущерб жизненным документам, с которыми он знакомит читателя, ибо вмешательство автора столь же неуместно, сколь и бесплодно; при этом произведение утрачивает свою силу, отныне оно уже не мраморная скрижаль, высеченная из глыбы реальности, а вытесанная дощечка, на которой видны следы волнения мастера, ибо он сам не свободен от различных предрассудков и всевозможных заблуждений. Истинное произведение искусства живет века, между тем как произведение, отмеченное авторским чувством, будет затрагивать только людей определенной эпохи."

    фактически же конечно с помощью натуралистической методы вполне можно было выразить и протестные настроения (при желании).
     
    Glenn нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Голландия. Гаагская школа.


    Антон Мауве
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 авг 2020
    Glenn нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    33.409
    Симпатии:
    13.422
    Германия

    Менцель
    221255.jpg
    0_511152_cea0dccd_XXL.jpg
    Лейбль
    [​IMG]
    [​IMG]—— добавлено: Aug 24, 2013 7:21 AM ——
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 4 авг 2020

Поделиться этой страницей