Сады дзэнских монастырей

Тема в разделе "Японский сад", создана пользователем takedo, 10 янв 2019.

  1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    334
    Симпатии:
    579
    Сады дзэнских монастырей. Монастырь Рёан-дзи. Продолжение

    От пруда дорога поднимается вверх, мимо вишнёвого сада. Затем поворот направо, и за кронами деревьев появляется глинобитная стена Дома Настоятеля, а за ней – сам Дом Настоятеля с Садом камней перед ним и Зал Будды, расположившиеся на приподнятом плато и соединённые друг с другом галереей. Две лестницы ведут к двум воротам в стене – тёкусимон 勅使門 – к Дому Настоятеля, а буцудэн-но мон 仏殿の門 – к храму буцудэн. Однако эти ворота закрыты, и вход в Дом Настоятеля осуществляется через жилое помещение для монахов.
    Зал Будды был значительно изменён при перестройке в 1982 году. Тогда же был создан и его сад, выполненный в «рукотворном стиле» сакутэй-сики со стриженными кустарниками, что сильно отличает его от природного стиля сидзэн-сики главного сада. Представление об облике старого Зала Будды можно получить из гравюры в начале статьи.

    255.Рёан-дзи.Вишнёвый сад.jpg
    Рёан-дзи. Вишнёвый сад

    256.Рёан-дзи.Дом Настоятеля.jpg
    Рёан-дзи. Дом Настоятеля

    257.Рёан-дзи.Буцудэн.jpg
    Рёан-дзи. Буцудэн

    258.Рёан-дзи.Помещение для монахов.jpg
    Рёан-дзи. Помещение для монахов

    Чуть северо-западнее Зала Будды находится чайный павильон Дзороку-ан 蔵六庵. Он появился здесь в XVII веке благодаря настоятелю малого храма Дайсё-ин, стоящего на берегу Зеркального пруда как раз напротив безымянного остова с могилой Санада Юкимуры. Построенный им павильон сгорел, и был восстановлен в 1929 году. Рядом с этим павильоном стоит интересный цукубаи, преподнесённый монастырю видным даймё Токугавой Мицукуни (1628 – 1701). Четыре изображённых на цукубаи иероглифа 五, 隹, 止, 矢 становятся текстом, только если к каждому из них добавить элемент 口, представленный формой чаши. Тогда они складываются в дзэнское изречение 吾唯足知
    (吾れ唯足るを知る), смысл которого – «доволен тем, что имею».

    258-2.Рёан-дзи.Цукубаи.jpg
    Рёан-дзи. Цукубаи

    258-3.Рёан-дзи.Цукубаи.jpg
    Рёан-дзи. Цукубаи

    258-4.Рёан-дзи.Цукубаи.jpg
    Рёан-дзи. Цукубаи

    Знаменитый Сад камней в современном его виде был создан вскоре после замены сгоревшего Дома Настоятеля в 1797 году. Предполагается, что первая его версия была создана в 1500 году. По поводу автора сада высказываются различные мнения, но подлинный его создатель так и неизвестен.

    259.Рёан-дзи.Сад камней.jpg
    Рёан-дзи. Сад камней

    Впечатление от сада, особенно когда оказываешься там один, – покой, тишина и необычайная гармония во всём. Во всём в буквальном смысле этого слова. Ведь Сад камней Рёан-дзи – это не только сухой сад, о котором сказано много. Это высокое произведение искусства, включающее в себя сам сад, окружающую его стену и подступающий к нему вплотную зелёный сад, расцвечиваемый цветами сакур и алыми листьями клёнов. Этот яркий, каждое мгновение меняющийся живой сад, создание природы, составляет разительный контраст с безмолвной неизменностью сухого сада, созданием человека. Смягчить этот контраст призвана стена, построенная человеком, но расписанная природой. Сухой сад и эту стену можно сравнить с изысканной картиной тушью суми-э и фреской, для которой человек лишь подготовил основу. С сухим садом роспись на стене, возникающая в результате климатических воздействий, объединяет её абстрактность, с растительностью же за стеной – изменчивость рисунка и естественность происхождения.

    260.Рёан-дзи.Сад камней.jpg
    Рёан-дзи. Сад камней

    261.Рёандзи. Стена.jpg
    Рёан-дзи. Стена

    262.Рёан-дзи.Стена.jpg
    Рёан-дзи. Стена

    В отличие от многих сухих садов, камни Сада камней Рёан-дзи не имеют названий, что делает его чисто абстрактным и порождает иконографическую неопределённость. Это даёт простор различным теориям, связанным с расположением камней, их числом и фактурой. Особенно поражает пятнадцатый камень, который никогда не виден. По этому поводу исследователи проводят математические вычисления и строят геометрические схемы, что, конечно, интересно. Однако не нужно забывать, что сад создавался не для этого. В нём существует тайна, поскольку его символический смысл сокрыт. Сухая вода, неподвижные волны, близкие дали – пространство невозможного, пространство парадокса, пространство постижения дзэн. Каждый созерцающий воспринимает его по-своему, создавая собственную «метафорическую реальность». Сад камней Рёан-дзи – коан, не подлежащий логическому анализу.
    Таким образом, Рёан-дзи – это не только Сад камней, в первую очередь всплывающий в памяти. В нём представлены четыре стиля японского сада: прогулочный сад в природном стиле сидзэн-сики, «рукотворный сад» перед чайным павильоном сакутэй-сики, сад камней сэкитэй и даже сад мхов кокэнива.

    263.Рёан-дзи.Сад мха.jpg
    Рёан-дзи. Сад мха
     
    list, La Mecha и Ондатр нравится это.
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.875
    Симпатии:
    3.479
    Спасибо большое за этот материал. :) )
    :sunny:
    И , конечно, прочитав разное про этот сад, так интересно было бы посмотреть на него "вживую". :) :) )
     
    list и takedo нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    334
    Симпатии:
    579
    Сады дзэнских монастырей. Монастырь Сёкоку-дзи

    Сёкоку-дзи 相国寺, один из киотских Пяти монастырей, был основан в 1382 году по пожеланию известного покровителя искусств сёгуна Асикага Ёсимицу (1358 – 1408). Строительство длилось десять лет и закончилось в 1392 году, но через два года большая часть монастыря погибла в пожаре. Сёкоку-дзи был восстановлен, но в 1425 году сгорел полностью и восстановлен снова. Во время смуты Онин в результате происходивших в самом монастыре сражений он горел дважды, в 1467 и 1551 годах. В 1584 году была произведена реконструкция Сёкоку-дзи, но в 1620 году в нём снова случился пожар. Последнее испытание монастырь пережил во время страшного пожара 1788 года, длившегося в Киото двое суток, когда сгорел даже императорский дворец. Большинство современных строений монастыря являются реконструкцией XIX века, но ворота саммон и Храм Будды так и не были восстановлены с тех пор, как были разрушены в смуту Онин, и роль Храма Будды играет Храм Дхармы 法堂.
    Несмотря на все невзгоды, Сёкоку-дзи был центром развития культуры Пяти монастырей. Он славен именами таких выдающихся художников, как Сюбун 周文 (1414 – 1463) и его ученик Сэссю 雪舟 (1420 – 1506). Монастырь выжил и стал вторым по рангу среди Пяти монастырей Киото, уступая только Тэнрю-дзи.

    264.Сёкоку-дзи. Гравюра.jpg
    Сёкоку-дзи. Гравюра

    265.Сёкоку-дзи. Современный план.jpg
    Сёкоку-дзи. Современный план

    Как и принято в Пяти монастырях, все основные строения располагаются на одной линии. Сначала – Ворота посланника императора тёкусимон. Поскольку простых смертных в них не пускали, рядом устроены ворота сомон. От ворот через «Пруд благих деяний» Кудокути, как он назывался раньше, дорога ведёт к месту, где находились ворота саммон (их можно увидеть на гравюре). Затем – к Храму Дхармы, соединённому галереями с Храмом Основателя – Кайсан-до 開山堂 и Домом Настоятеля, который примыкает к жилому помещению для монахов.

    266.Сёкоку-дзи. Пруд.jpg
    Сёкоку-дзи. Пруд

    267.Сёкоку-дзи. Место, где находились ворота саммон.jpg
    Место, где находились ворота саммон

    Левее пруда стоит малый храм Фуко-ин 普広院 (普廣院) с гробницей поэта Фудзивара-но Тэйка 藤原定家 (Фудзивара Садаиэ), руководившего составлением антологии «Синкокинвакасю», («Вновь созданное собрание японских песен»), а также составившего антологию «Хякунин иссю» («Сто стихотворений ста поэтов»). Справа же от пруда, на некотором отдалении, находится малый храм Ринко-ин 林光院, семейный храм предков Асикага с гробницей Асикага Ёсицугу, сына Асикага Ёсимицу.

    268.Сёкоку-дзи. Храм Ринко-ин.jpg
    Сёкоку-дзи. Храм Ринко-ин

    За Ринко-ин – ещё одно примечательное место – синтоистское святилище Сотан-Инари 宗旦稲荷, посвящённое божеству урожая риса Инари. Поскольку рис являлся одним из основных продуктов питания в Японии, это божество было чрезвычайно популярно. К XVI оно стало ещё и защитником воинов и вошло в пантеон не только синтоистских, но и буддистских божеств. Инари может изображаться в образе мужчины, женщины, бодхисаттвы, а иногда и как собирательный образ нескольких божеств. Посланники Инари в мир людей – лисы. Но это не само божество, на что постоянно указывают как синтоистские, так и буддистские священники. Тории, и элементы святилищ, посвящённых Инари, часто красятся в красный цвет, который, можно сказать, стал его любимым цветом. Поэтому в качестве подношения на скульптуру лисы в святилище надевается трогательный нагрудничек, а иногда красным красятся ушки.

    269.Сёкоку-дзи. Сотан-Инари.jpg
    Сёкоку-дзи. Сотан-Инари

    270.Сёкоку-дзи. Сотан-Инари.jpg
    Сёкоку-дзи. Сотан-Инари

    271.Лиса-посланница.jpg
    Лиса-посланница

    Ещё одно святилище, находящееся рядом, посвящено богине счастья и покровительнице искусств, а также божеству воды Бэнтэн. Если у Инари животным-посланником является лиса, то у Бэнтэн это белая змея, поэтому в святилище много деревянных дощечек с изображением змеи, оставляемых людьми в качестве подношения.
    Есть в этом дзэнском монастыре и третье синтоистское святилище. Оно посвящено богу войны Хатиману, ставшему богом-покровителем Сёкоку-дзи. Святилище было перенесено из «Цветочного дворца», резиденции Асикага Ёсимицу в Кито.
    В последующем синтоистское святилище становится непременным атрибутом буддистского монастыря.

    272.Сёкоку-дзи.Святилище Бэнтэн.jpg
    Сёкоку-дзи. Святилище Бэнтэн

    273.Сёкоку-дзи.Святилище Бэнтэн.jpg
    Сёкоку-дзи. Святилище Бэнтэн

    274.Сёкоку-дзи.Святилище Хатимана.jpg
    Сёкоку-дзи. Святилище Хатимана

    Миновав пруд и место, где находились ворота саммон, дорога подходит к Храму Дхармы, он же Храм Будды. Осенью этот проход среди алеющих клёнов выглядит замечательно. Храм Дхармы – самая старая постройка монастыря. Отстроенный после смуты Онин сёгуном Тоётоми Хидэёси, он устоял в пожарах 1620 и 1788 годов. Может быть, поэтому этот храм называют «Муи-до», «Неустрашимый». В Храме Будды (Дхармы) установлена скульптура Сяка-Нёрай (Шакьямуни).

    275.Сёкоку-дзи. Храм Дхармы.jpg
    Сёкоку-дзи. Храм Дхармы

    276.Сёкоку-дзи.Дорога к Храму Дхармы.jpg
    Сёкоку-дзи. Дорога к храму Дхармы

    277.Сёкоку-дзи. Храм Дхармы,галерея к Дому Настоятеля.jpg
    Храм Дхармы. Галерея к Дому Настоятеля

    278.Сёкоку-дзи. Храм Дхармы,Сяка-Нёрай.jpg
    Сёкоку-дзи. Храм Дхармы. Сяка-Нёрай
     
    Последнее редактирование: 30 мар 2019
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    334
    Симпатии:
    579
    Сады дзэнских монастырей. Монастырь Сёкоку-дзи. Продолжение

    В Храме Основателя, с которым Храм Дхармы соединён галереей, установлена деревянная скульптура Мусо Сосэки (1275 – 1371). Хотя ко времени постройки Сёкоку-дзи (1392 г.) Мусо уже умер, он считался «почётным основателем». Там находятся также скульптуры Асикага Ёсимицу и трёх дзэнских наставников.
    Перед фасадом Храма Основателя разбит симпатичный сад с ручьём, северный песчаный берег которого оформлен в виде плоского сухого сада карэсансуй, а южный, холмистый, представляющий собой неширокую полосу между ручьём и оградой храма, – в природном стиле. Ручей около полутора метров шириной связан с протекающей неподалёку от монастыря рекой Камо. Подобные имитации естественного пейзажа не часто встречаются перед храмовыми постройками. Контраст белого гравия с зеленью замшелого сада и голубизной неба создаёт прекрасную картину.

    279.Сёкоку-дзи. Храм основатеря,Южный сад.jpg
    Сёкоку-дзи. Храм основателя, южный фасад

    280.Сёкоку-дзи. Храм основатеря,Южный сад.jpg
    Сёкоку-дзи. Храм основателя, южный фасад

    281.Сёкоку-дзи. Храм основатеря,Южный сад.jpg
    Сёкоку-дзи. Храм основателя, южный фасад

    Своим западным фасадом, а Храм Дхармы – восточным, Храм Основателя выходит на обширный двор, ограниченный с запада галереей, а с севера – жилым помещением для монахов.
    От Храма Дхармы дорога ведёт через небольшой двор и ворота к Дому настоятеля. Находившийся перед ним сад погиб в результате пожара, и сейчас это просто гравийная площадка, которая сохраняет название «Передний сад». «Задний сад», находящийся за храмом, воспроизводит уголок горной глуши с ручьём, представленным сухим потоком с каменной композицией водопада.

    282.Сёкоку-дзи. Помещение для монахов.jpg
    Сёкоку-дзи. Помещение для монахов
    ,
    283.Сёкоку-дзи.  Дом Настоятеля,водопад.jpg
    Сёкоку-дзи. Дом Настоятеля, водопад

    284.Сёкоку-дзи.  Дома Настоятеля,Задний сад.jpg
    Сёкоку-дзи. Зал настоятеля, Задний сад

    Общее озеленение монастыря произведено, в основном, с использованием сосен и клёнов в природном стиле. Из стриженых кустарников сформированы бордюры вдоль дорожек.
     
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    334
    Симпатии:
    579
    Сады дзэнских монастырей. Монастырь Рюмон-дзи

    Рюмон-дзи 龍門寺 является редким примером монастыря, сохранившего свой облик с начала строительства в 1669 году. Отгремели самурайские войны, и страна уже семьдесят восемь лет жила мирно, управляемая твёрдой рукой объединителя Японии, сёгуна Тоётоми Хидэёси. Тем более, что находился Рюмон-дзи почти на самом юге о. Хонсю, в городе Хамада префектуры Симанэ. Однако предыстория монастыря была не столь мирной.
    Храм с названием Рюмон-дзи находился на этом месте значительно раньше, в XIV веке, и возведён он был младшим братом известного военачальника Акамацу Норимура (Энсин) (1277 – 1350). В 1441 году, во время смуты Онин (1467 – 1477) войска Акамацу потерпели сокрушительное поражение от рода Ямана. Акамацу не сложил оружия, но испытывая чувство вины за проигранное сражение, покончил с собой. После этого храм Рюмон-дзи пришёл в запустение. Возрождение его началось в 1661 году благодаря дзэнскому монаху, каллиграфу и художнику Банкею Ётаку (Эйтаку) 盤珪 永琢 (1622 – 1693), мыслителю, создавшему своё собственное направление в рамках школы Риндзай. Именно он по праву считается основателем ныне существующего монастыря Рюмон-дзи.
    Первую половину жизни Банкэй провёл в отшельничестве и странствиях по монастырям, как это было принято когда-то среди монахов во времена становления чань-буддизма. Будучи истинным последователем патриархов-основателей южной чань, Банкэй считал, что для достижения просветления человек не нуждается ни в заповедях, ни в коанах, ни в сидячей медитации дза-дзэн. Приверженность к рассуждениям, именам и понятиям лишь погружает ищущего в мир множественности, создавая двойственность человек – Будда, вместо того, чтобы приближать его к «пребывании в нерождённом». Отрицая возможность передачи Истины с помощью писаний, Банкэй активно занимался проповедями, запрещая ученикам записывать за собой, и только благодаря нарушениям этого запрета его учение дошло до нашего времени.
    Практическое строительство Рюмон-дзи стало возможным благодаря поддержке богатого, влиятельного даймё, «человека чая» школы Намбо - Кёгоку Такатоми.

    285.Рюмон-дзи.План.jpg
    Рюмон-дзи. План. 1 – Храм основателя; 2 – Дом Настоятеля; 3 – храм Фудо-до; 5 - храм Дзэн-до; 8 – бог-страж Фудо; 9 – жилое помещение для монахов; 11 – Мидзуко-дзидзо; 22 – пруд Ходзё

    Характер монастыря вполне соответствует характеру его создателя, е признававшего авторитетов. В Рюмон-дзи нет и намёка на упорядоченность композиции Пяти монастырей. Более того, в нём нет ни Ворот посланника императора, ни Врат трёх освобождений саммон, ни Храма Дхармы, ни Храма Будды.
    От Главных ворот, построенных в 1680 году, дорога направляется прямо к Воротам Дома Настоятеля и Срединным воротам, но есть и другой путь, ведущий к Храму основателя, Банкэя Ётаку. Этот путь стережёт «непоколебимый защитник» бог-страж Фудо., а далее – его храм, возведённый в 1686 году.

    286.Рюмон-дзи.Главные ворота.jpg
    Рюмон-дзи. Главные ворота

    287.Рюмон-дзи.Ворота Дома Настоятеля и Срединные воротаорота.jpg
    Рюмон-дзи. Ворота Дома Настоятеля и Срединные ворота

    288.Рюмон-дзи.Фудо.jpg
    Рюмон-дзи. Фудо

    289.Рюмон-дзи.Храм Фудо,Китайские ворота.jpg
    Рюмон-дзи. Храм Фудо, Китайские ворота

    Напротив Храма Фудо, через дорогу, ещё один защитник, бодхисаттва Мидзуко-дзидзо, защитник детей, не только живых, но и умерших, и зародышей, погибших в результате абортов. Чаще этих бодхисаттв изображают в виде маленьких детей с красными слюнявчиками. Но Дзидзо
    (санскр. Кшитигарбха, «Сущность земли») выполняет и более глобальные функции, являясь наместником Будды Шакьямуни до прихода Будды Майтрейи, Будды будущего.

    290.Рюмон-дзи.Мидзуко-дзидзо.jpg
    Рюмон-дзи. Мидзуко-дзидзо

    За китайскими воротами – дорога к Храму основателя, построенному его учениками в год смерти учителя. По обочинам дороги поблескивают два пруда. Через правый перекинут мост в стиле яцухаси из двух гранитных плит, а в левом - небольшое синтоистское святилище богини счастья Бэнтэн, о которой говорилось в рассказе о Кинкаку-дзи. В храме установлена скульптура Банкэя Ётаку, поражающая, как говорят, сходством с оригиналом.

    291.Рюмон-дзи.Дорога к Храму основателя.jpg
    Рюмон-дзи. Дорога к Храму основателя

    292.Рюмон-дзи.Храм основателя.jpg
    Рюмон-дзи. Храм основателя

    293.Рюмон-дзи. Храм основателя, Банкэй Ётаку.jpg
    Рюмон-дзи. Храм основателя, Банкэй Ётаку

    Обратный путь можно проделать по дорожке из «взлетающих камней» тобииси, ведущей к срединным воротам, и через них – к жилому помещению для монахов. Подобные дорожки, традиционные для японских садов, были редкостью для китаизированных дзэнских монастырей. Дорожка ведёт к срединным воротам, а через них – к жилому помещению для монахов. Перед этим строением, возведённым в 1675 году, растёт роскошная саговниковая пальма, что не удивительно для южных мест. На Сикоку саговники произрастают в лесах в диком виде.

    294.Рюмон-дзи. Помещение для монахов.jpg
    Рюмон-дзи. Помещение для монахов

    Дом Настоятеля, он же – Главный храм, примыкает к помещению для монахов через трапезную, но чтобы подойти к нему, нужно выйти из Срединных ворот и зайти в находящиеся рядом Ворота Дома Настоятеля. Главный храм был построен в 1673 году, и в 1772 году реконструирован. Он посвящён Одиннадцатирукой Каннон, сидячая скульптура которой установлена в храме. Там же находится скульптура первого патриарха чань-буддизма Бодхибхармы. Обе скульптуры - творение самого Банкэя.
    С главным храмом соединён галереей храм Дзэн-до, самая первая постройка монастыря, возведённая в 1669 году. В Дзэн-до установлена скульптура покровителя храма – Будды Сяка-Нёрай.

    295.Рюмон-дзи.Дом Настоятеля.jpg
    Рюмон-дзи. Дом Настоятеля

    296.Рюмон-дзи.Храм Дзэн-до.jpg
    Рюмон-дзи. Храм Дзэн-до
     
    La Mecha, Ондатр и list нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    334
    Симпатии:
    579
    Сады дзэнских монастырей. Монастырь Рюмон-дзи. Продолжение

    Перед Главным храмом создан чрезвычайно изящный сад, полный глубокого смысла. Он называется Цугэн-тэй 道玄庭, что можно перевести как «Сад сокровенного пути». Композиционно он напоминает сады эпохи Хэйан (794 – 1185) с площадкой перед центральным залом Синсидэн и прудом в окружении сада.
    Сад Цугэн-тэй – это пейзаж морского побережья с островками зелени на песчаном побережье, золотисто-палевый цвет которого прекрасно оттеняет белизну «морской глади» пруда, серебрящейся под солнцем. Геометричность «Пруда освобожденья» Ходзё 放生池 подчёркнута извилистой прибрежной полосой зелёного мха, а островки побережья перекликаются с островами в «море», связывая две части сада в единый образ. Весной по берегам пруда зацветают сакуры, а осенью на белый гравий ложатся алые листья клёнов. Впрочем, судя по лужице в правой части пруда, у храма Дзэн-до, время от времени пруд может наполняться водой.

    297.Рюмон-дзи 3. Сад Цугэн-тэй.jpg
    Рюмон-дзи. Сад Цугэн-тэй

    298.Рюмон-дзи.Сад Цугэн-тэй.jpg
    Рюмон-дзи. Сад Цугэн-тэй

    299.Рюмон-дзи.Сад.Цугэн-тэй.jpg
    Рюмон-дзи. Сад Цугэн-тэй

    300.Рюмон-дзи.Сад Цугэн-тэй,храм Дзэн-до.jpg
    Рюмон-дзи. Сад Цугэн-тэй, храм Дзэн-до

    Мост Ученья помогает идущему к Истине перейти через море перерождений, подёрнутое рябью неведения авидьи, в мир просветления.

    Тёмные волны ласкает туман,
    Вечер повсюду, вечер нигде.
    Мир – это только умелый обман.
    Мир – это только рябь на воде.
     
    Ондатр и list нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    334
    Симпатии:
    579
    Сады дзэнских монастырей. Школа Сото

    Все рассмотренные в предыдущих заметках монастыри – это монастыри школы Риндзай. Однако поскольку «всё познаётся в сравнении», интересно посмотреть, чем отличаются от них монастыри другой ведущей школы дзэн-буддизма, Сото. Каким образом преломляются в эстетике садов идеи этой школы, столь отличные от учения Риндзай? Ведь в Сото отвергаются все духовные практики, используемые в Риндзай: коаны, техника ошеломления и другие экстремальные приёмы, а главное – отрицается возможность внезапного просветления сатори. Единственный путь просветления – сидячая медитация дзадзэн.
    Основной мыслью Дуншаня Лянцзе (807 – 869), основавшего школу цаодун (яп. сото), является единство Абсолюта и относительно-феноменального мира, мира Единого и мира множественного. Мыслью, уходящей корнями в учение выдающегося философа махаяны Нагарджуны (150 – 250) о тождестве сансары и нирваны, и ещё глубже – к великим упанишадам: «то есть это» (тат твам аси) (Чхандогья-упанишада 6.8.7), «Поистине, этот мир есть Брахман» (Чхандогья-упанишада 3.14.1), «Поистине, есть два облика Брахмана – телесный и бестелесный, смертный и бессмертный, неподвижный и подвижный, сат и тьят» (Брихадараньяка упанишада 2.3.1)
    Догэн (1200 – 1253), благодаря которому Сото получило распространение в Японии, привёз его из Китая в собственной интерпретации, получившей название сикан-тадза 只管打坐 («просто сидение») и основанное на доктрине о единстве тела и духа синдзин итинё 身心一如 («тело и дух едины»). Интерпретация касалась не основного тезиса о тождестве абсолюта и феноменального мира, с которой Догэн был согласен, а в претворении этого тезиса в практической жизни монаха и путях достижения просветления. Поскольку практическая жизнь и являлась таким путём, она была в монастырях чрезвычайно упорядочена и строго регламентирована. Большое внимание при этом уделялось физическому состоянию искателя Истины, в немалой степени связанное с культурой питания. Догэн написал даже «Наставления дзэнскому повару», на основании которых составлялся рацион.
    Со временем, уже после смерти первых учителей Дзэн в Японии Мёана Эйсая и Догэна, граница между школами Риндзай и Сото стала размываться. В монастырях Риндзай стали заниматься сидячей медитацией, а в монастырях Сото – использовать коаны.
    Вернувшись в 1227 году в Японию, Догэн поселился в храме Кэннин-дзи, но уже в 1233 году основал в Фукакуса небольшой зал для обучения практике дзэн, превратившийся через некоторое время в храм Косёхорин-дзи.
    В 1244 году Догэн при финансовой поддержке военачальника и мецената Хатано Ёсисигэ основал монастырь школы Сото Дайбуцу-дзи, переименованный через два года в Эйхэй-дзи. Этот монастырь существует до сих пор, оставаясь одним из ведущих храмов Сото.
     
    list и La Mecha нравится это.
  8. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.875
    Симпатии:
    3.479
    Совершенно согласна! :) :) )
     
  9. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    334
    Симпатии:
    579
    Сады дзэнских монастырей. Монастырь Эйхэй-дзи

    Монастырь Эйхэй-дзи 永平寺 расположен в небольшом городке преф. Фукуи, носящем то же название, что и сам монастырь – Эйхэйдзи. Монастырь был основан в 1244 году первым наставником дзэн-буддистской школы Сото в Японии Догэном (1200 – 1253) как монастырь Дайбуцу-дзи, но через два года переименован в Эйхэй-дзи.
    Как и большинство японских монастырей, Эйхэй-дзи часто горел. Впервые это произошло в 1340 году в результате военных действий. Потом – в 1473 году, во время смуты Онин (1467 – 1477) – по той же причине. После этого были и другие пожары, так что большинство имеющихся ныне строений монастыря относятся к XVIII – XX векам. Несмотря на это, всё в монастыре дышит древностью, в основном, благодаря лесу, в который как бы вкраплены его постройки. Погружаясь в атмосферу вековых священных криптомерий, сосен и замшелых валунов, забываешь о времени. Кажется, даже пни напоминают здесь о бренности бытия. Картину дополняют монахи в чёрном, встречающиеся время от времени на тенистых дорожках и ступенях храмов.

    301.Эйхэй-дзи.План.jpg
    Эйхэй-дзи. План

    302.Эйхэй-дзи.Пень.jpg
    Эйхэй-дзи. Пень

    303.Эйхэй-дзи.У ручья.jpg
    Эйхэй-дзи. У ручья

    304.Эйхэй-дзи.У храма.jpg
    Эйхэй-дзи. У храма

    Cтруктура архитектурного комплекса монастыря ассоциируется с человеческим телом: голова – Зал Дхармы хатто 法堂, сердце – Храм Будды буцудэн 仏殿, руки – жилое помещение для монахов куин 庫院 и Зал для медитаций содо 僧堂, талия – ворота саммон 山門, ноги – купальное помещение ёкусицу 浴室, и туалет тосу 東司. Эти строения вместе с соединяющими их галереями образуют три прямоугольных двора. Примечательно, что здесь нет Дома Настоятеля, важного строения в монастырях школы Риндзай, перед которым устраивается наиболее значимый сад монастыря, и который выполняет порой функции главного храма.

    305.Эйхэй-дзи.План, 19 в..jpg
    Эйхэй-дзи. План 19 в.

    Главный вход, как и положено в дзэнском монастыре – через «Ворота посланника императора» тёкусимон. Для обычных посетителей они закрыты, и идти нужно через боковые «входные ворота» 通用門, находящиеся слева. Рядом с этими воротами есть чудесная скульптура бодхисаттвы Каннон, сидящей в лодке. С этой скульптурой связано такой предание. Когда Догэн в стремлении изучить буддизм отплыл в Китай, поднялся штормовой ветер. Испугавшись, Догэн начал читать сутру бодхисаттвы Каннон, и она явилась среди волн. Шторм тут же утих, и Догэн благополучно добрался до берега.

    305-2.Эйхэй-дзи.Бадхисаттва Каннон.jpeg
    Эйхэй-дзи. Бодхисаттва Каннон

    305-3.Эйхэй-дзи.Бодхисаттва Каннон.jpg
    Эйхэй-дзи. Бодхисаттва Каннон

    К воротам тёкусимон ведёт довольно длинная лестница. По её позеленевшим ступеням видно, что пользуются ей нечасто. Эйхэй-дзи расположен на склоне горы, и лестниц здесь немало. Эти роскошные ворота в стиле Китайских ворот карамон изготовлены в 1839 году. За воротами – озеленённый двор перед двухуровневыми вратами саммон, вправо и влево от которых тянутся галереи. Слева галерея кончается туалетом, правая же галерея соединяется с купальным помещением. Поскольку в школе Сото чистоте тела уделяется особое внимание, туалет и ванна соединены галереями с воротами саммон, одной из самых значимых построек монастыря. В настоящее время монастырь насчитывает около 200 монахов, а раньше их было ещё больше, поэтому туалет весьма велик.

    306.Эйхэй-дзи.Ворота тёкусимон.jpg
    Эйхэй-дзи. Ворота тёкусимон

    307.Эйхэй-дзи.Ворота тёкусимон.jpg
    Эйхэй-дзи. Ворота тёкусимон

    308.Эйхэй-дзи.Туалет.jpg
    Эйхэй-дзи. Туалет

    309.Эйхэй-дзи.Купальтное помещение.jpg
    Эйхэй-дзи. Купальное помещение

    Ворота саммон – самая старая постройка монастыря, сооружённая в 1749 году. В них установлена скульптура Будды Сяка-Нёрай, статуи Четырёх Небесных Королей – богов хранителей, оберегающих четыре стороны света, скульптура Догэна, а на втором уровне – статуи пятисот архатов. Слева от дороги к саммон среди гигантских криптомерий стоит звонница.

    309-2.Эйхэй-дзи.Звонница.jpg
    Эйхэй-дзи. Звонница

    310.Эйхэй-дзи.Ворота саммон,вид от ворот тюдзякумон.JPG
    Эйхэй-дзи. Ворота саммон, вид от ворот тюдзякумон

    311. Эйхэй-дзи.Ворота саммон, Четыре Небесных Короля.jpeg
    Эйхэй-дзи. Ворота саммон, Четыре Небесных Короля
     
    Последнее редактирование: 13 апр 2019
    Елена, Ондатр и list нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    334
    Симпатии:
    579
    Сады дзэнских монастырей. Монастырь Эйхэй-дзи. Продолжение

    Во дворе между саммон и тюдзякумон устроен небольшой продолговатый пруд, через который перекинут горбатый мостик. От него к тюдзякумон через сложенные из валунов подпорные стенки ведёт лестница.

    312.Эйхэй-дзи.Двор между саммон и тюдзякумон.jpg
    Эйхэй-дзи. Двор между саммон и тюдзякумон

    313.Эйхэй-дзи.Двор между саммон и тюдзякумон.jpg
    Эйхэй-дзи. Двор между саммон и тюдзякумон

    314.Эйхэй-дзи.Ворота тюдзякумон, вид от Храма Будды.jpg
    Эйхэй-дзи. Ворота тюдзякумон, вид от Храма Будды

    К Храму Будды – ещё один подъём. Перед этим наиболее почитаемым храмом, построенным в 1902 году, выставляются вазоны с лотосами, цветами Будды. Замечательны бронзовые фонари с колокольчиками, стоящие и в первом дворе. В монастырях школы Риндзай они не встречаются. В храме установлены скульптуры будд трёх времён: будды прошедшего Амида Нёрай, будды настоящего Будды Шакьямуни и будды будущего Будды Мироку.

    315.Эйхэй-дзи.Храм Будды.jpg
    Эйхэй-дзи. Храм Будды

    316.Эйхэй-дзи.Ворота тюдзякумон,вид от Храма Будды.jpg
    Эйхэй-дзи. Ворота тюдзякумон, вид от Храма Будды

    317.Эйхэй-дзи.Помещение для монахов.слева Храма Будды, справа ворота тюдзякумон.jpg
    Эйхэй-дзи. Помещение для монахов, слева Храм Будды, справа ворота тюдзякумон

    Интересен Зал для медитаций с левой стороны двора, построенный в 1902 году. Это одно из трёх мест монастыря, наряду с купальным помещением и туалетом, где запрещено говорить даже шёпотом. Странствующие монахи, оставшиеся жить в монастыре на год, практикуют в зале дзадзэн, едят и спят на пространстве в один татами (180 см х 90 см), совершая ежедневное подвижничество. Единственные звуки, которые они слышат – звон колокола, будящего в три часа утра, и грохот «рыбного барабана» гёку, висящего во внешнем помещении Зала. Это ритуальный барабан в виде огромной рыбы, извещающий о начале тех или иных мероприятий в соответствии с распорядком дня. В два часа барабан сзывает на обед, и монахи получают по миске жидкой рисовой каши каю.

    318.Эйхэй-дзи.Зал для медитаций.jpg

    Эйхэй-дзи. Зал для медитаций

    319.Эйхэй-дзи.Зал для медитаций, рыбный барабан.jpg
    Эйхэй-дзи. Зал для медитаций, "рыбный барабан"

    Для того, чтобы попасть в Зал Дхармы, нужно подняться ещё по одной лестнице. Эта лестница последняя. Зал Дхармы, «голова» монастыря, находится в самой верхней его точке. Отсюда открывается красивый вид на окружающий лес и дальние холмы.
    Зал Дхармы, построенный в 1843 году в стиле, принятом для Дома Настоятеля, является самым большим хатто периода Эдо (1603 – 1686). Здесь проводятся различные службы, в том числе поминальные. В нём установлен алтарь бодхисаттвы Каннон.

    320.Эйхэй-дзи.Зал Дхармы.JPG
    Эйхэй-дзи. Зал Дхармы

    321.Эйхэй-дзи.Вид от Зала Дхармы.jpg
    Эйхэй-дзи. Вид от Зала Дхармы

    322.Эйхэй-дзи.Зал Дхармы.jpg
    Эйхэй-дзи. Зал Дхармы

    323.Эйхэй-дзи.Зал Дхармы, алтарь Каннон.jpg
    Эйхэй-дзи. Зал Дхармы, алтарь Каннон

    Что касается сада Эйхэй-дзи, то создаётся впечатление, что его и нет, во всяком случае, в прямом смысле слова «сад», то есть как что-то посаженное. Строения монастыря просто стоят среди векового леса, что придаёт ему своеобразное очарование. Обихожены только дворы главных храмов, но в меру, так, чтобы они вписывались в окружающий ландшафт, Это отличает Эйхэй-дзи от монастырей школы Риндзай, где сады создавались самими монахами, бывшими зачастую специалистами этого дела. Кроме того, монастырские сады Риндзай жизнерадостны, в них много цветущих растений, чего не скажешь о монастыре Эйхэй-дзи. Другое отличие – отсутствие сухого сада, непременного атрибута монастырей Риндзай. В середине XIII века, времени постройки Эйхэй-дзи. сады карэсансуй уже заняли прочное место в монастырях Риндзай, о чём свидетельствуют рассмотренные ранее монастыри Кэннин-дзи (1202) и Кэнтё-дзи (1253). Это кажется странным, если учесть, что медитация – основной, а во времена Догэна – единственный путь постижения Истины в Сото, для чего, собственно, и предназначены дзэнские сухие сады. Объяснить это можно, пожалуй, либо чувством противоречия, испытываемым Догэном по отношению к Риндзай, либо жёсткой установкой на традицию, поскольку первый патриарх Дзэн Бодхидхарма медитировал в дзадзэн, сидя перед стеной.
     
    Елена, Ондатр и list нравится это.
  11. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.712
    Симпатии:
    3.320
    Жизнь монастыря словно пронеслась перед глазами через эпохи, как старая знакомая.
    А каким он был с самого начала, как Вы видите? Наверно, в нём не было таких богатых мест, как алтарь Каннон - или он был много скромнее?
    - а до этого где медитировали монахи? Мне виделась такая открытая веранда - и она совпала с этой фотографией, будто бы точно та же самая, но она была старинной, из тёмных потрескавшихся досок. Может быть, моё "видение" имело отношение к другому монастырю? Однако удивительно, что ощущения оживают именно здесь, а не где-то ещё.

    Порадовал рыбный барабан - он только прикидывается рыбой, а лицо-то у него драконье! Интересно, какой у него голос )
     
  12. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    334
    Симпатии:
    579
    Да, я тоже обратил внимание на алтарь. Думаю, они были скромнее, но ненамного. Традиция - краеугольный камень монастырей, и они всегда старались её придерживаться. Посмотрите алтари в монастырях школы Риндзай того же времени - Кэннин-дзи и Кэнтё-дзи. Они, конечно, не такие богатые, но и бедными их не назовёшь.
    Насчёт веранды не знаю, возможно. Но в японских монастырях Дзэн, как правило, строились для коллективных медитаций специальные залы с глухими стенами без окон, чтобы ничего не мешало. Особенно в школе Сото, где дзадзэн была единственным тренингом. В Риндзай было посвободнее.
    Звук "рыбного барабана" можно услышать на первом из двух видео, размещённых на этом сайте https://www.sotozen-net.or.jp/soto/honzan . Примерно на шестой минуте. Меня он, признаться, не впечатлил ).
     
    list нравится это.
  13. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.712
    Симпатии:
    3.320
    Спасибо за видео. Да, звук напоминает простую деревянную колотушку. Даром что хорош собою! )
    А вот лес там замечательный.
     
    takedo нравится это.

Поделиться этой страницей