с Северным Ренессансом понятие гармоничности связывать не приходится ) Здесь слишком живо было чувство греха. причём как сути природы человеческой, преодолеваемой только благодатью. Это не Босх, это эпоха )
"Под Ренессансным идеалом, по моему разумению, следует понимать первоначальное после средневековья "открытие человеческой личности" и утверждение ее ценности, причем не только ценности конкретно-исторической, но и обобщающей и абсолютной, закрепленной в признаках этического и телесного идеала, имеющего вечную вневременную значимость. В наиболее совершенном виде такого рода идеал воплотился в тех порождениях творческого гения человечества, за которыми закрепилось наименование классических. До конца полноценно это осуществилось дважды в истории - в греческом искусстве 5-6 веков и в искусстве Италии 15-16 столетий. Во всех остальных случаях наблюдались лишь попытки приближения к цели, заключавшие в себе элемент известной ущербности по отношению к центральной задаче - провозглашению человеческой личности в качестве независимого от -каких - либо побочных умозрительных представлений феномена, в качестве господина над миром, подчас приравненного к Богу ( как в произведениях Микеланджело) или богам ( как у греков). В творчестве нидерландских, французских, немецких, а также некоторых итальянских живописцев 15- 16 века (например, Ботттичелли), неполноценность ренессансного идеала проявлялась по-разному. Она находила свое выражение в признаках душевной скованности, страха, одиночества, беспокойства, то есть в таких эмоциях, которые были незнакомы героям произведений художников-классиков, подобных Пьеро делла Франческа, или Леонардо да Винчи. "Трещина" человеческой души - внутренняя противоречивость, напряженность, привлекшая внимание нидерландских мастеров, в последующие периоды истории европейского искусства одержали победу." (Н. М. Гершензон-Чегодаева, "Нидерландский портрет 15 века. Его истоки и судьбы").
дело в том, что в 16 в. ренессансный идеал уже сменился другим - маньеристским. именно с ним полуготическое искусство Нидерландов и вступило в синтез.
Отчего же? ) Человек со своими бесами начинает исчезать в космическом ландшафте и возникает новая (хотя и страшная) гармония. Часослов 1540 г. (т.н. Гольф-книга) (январь) (декабрь)
Какой период охватывает северное возрождение? Если считать с предвозрождения поздней готики - т.е. с Ван Эйка то начало это примерно 1420 г. Если же мы говорим о выходе за пределы чистой готики, о распространении гуманистических идей и перевороте в науке, то начинать надо с 1480-х гг., а заканчивать сер. 16 в.Отречение императора Карла в 1555 г. в целом знаменовало закат эпохи. Культурный подъём в Германии сменяется реакций и кострами. В искусстве торжествуют итальянские маньеристы и их ученики. Излётом северного возрождения впрочем можно считать ещё 50-е-60-е гг., пока ещё были живы последние великие мейстерзингеры. Вот на этом излёте и явился гений Питера Брейгеля Старшего 1525/30 - 69 (http://forum.arimoya.info/threads/Питер-Брейгель-Старший.975/ ), поведшего своим творчеством итог эпохе. Безумная Грета (легендарная старуха, отправившаяся в ад добыть себе сковородку)
архитектура Скандинавии Дания замок Эгесков замок Фредериксборг замок Кронборг Швеция замок Кальмар замок Вадстена (укрепления трёх последних замков с бастионами возведены уже в нач. 17 веке) замок Выборг крепость Ландскруна дома в Выборге 1520 г. в Италии построены первые укрепления нового - бастионного типа, в нач. 17 в. вытеснившие в Европе стены с башнями. 1559 гибель на турнире короля Франции Генриха 2 и запрет турниров
архаизирующее направление Ян Мостарт 1475-1555. любопытный живописец сочетавший откровенно готические приёмы с элементами предренессанса (зачастую итальянского) (Агарь)
Итальянская альтернатива. Она присутствовала в живописи Северной Европы почти с самого начала 16 в. Основателем романизма считается Ян Госсарт (Мобюз) 1479-1541 до поездки в Италию в 1508-9 гг. был вполне готическим художником:
Как известно, в итоге восторжествовало именно направление Госсарта. Точнее множество сюжетов , направлений, находок северного возрождения (пейзаж, бытовой жанр, адские сцены и т.д.) в дальнейшем использовались и получили развитие, но уже в итальянизированной манере , полностью свободной от готических реминисценций. Фауст Гёте это культурологический труд ). В этом не трудно убедится , посмотрев эту ветку. Иллюстрации будет подобрать не трудно. Причём речь идёт именно об эпохе, когда жил исторический Фауст. И недаром Шпенглер писал о "фаустовской душе" западной культуры. От поиска тайн мироздания путь Северной Европы лежал через все соблазны Мефистофеля. Мы можем найти и пирушку (где Мефистофель бурил стол, откуда било вино. кстати этот эпизод единственный перекочевавший в поэму из подлинных легенд о Фаусте), и Маргариту ( смотрим Лукаса Кранаха ) ), и ведьмовские шабаши (в большом количестве на адских картинах), и античный соблазн прекрасной Елены из второй части - культ античности и воскрешение образов древних мифов особенно яркий у романистов. И даже последние фаустовские работы по осушению моря (очень голландская сцена) и мечте о новой земле (новом свете). Написание поэмы кстати совпало по времени (не случайно) с зарождением романтизма в немецком искусстве, движением назарейцев. Стиль который пытались возродить романтики первой четверти 19 в. в поисках национальных истоков это был как раз стиль северного возрождения. В равной степени и в архитектуре, именно северное и французское возрождение было источником того "средневекового стиля" ("робин гуд"), с которого начиналась эклектика. картины назарейцев (Пфорр, Овербек, Рунге )
С другой стороны Гойя, который отнюдь не пытался подражать. точно так же Ван Гог в своей самобытности по духу гораздо ближе тому же Альтдорферу, чем непосредственные последователи-романтики эти художники как бы непосредственно приняли эстафету, воссоединили разрыв наполненный "классическим наследием".