Сложности с определениями Все просто: Формально, православный принимает как вероучение (Кредо и пр.) так и предание Ц. (Отцов Ц, и пр.) Праздник Торжество Православие заключается именно в восстановлении иконопочитания. (После Льва Исавра и других армянских императоров-иконоборцев). Но надо отметить и православных искателей (начиная с меня или кончая мной). Лучше только о себе. Хоть и являюсь "научно признанным типичным представителем". я, прежде веруя во все что положено и находя в этом великие смыслы (чуть менее чем полностью подсказанные Ц. учением), ныне не верю ни во что . Однако по мере роста жизненного и духовного опыта, убеждаюсь в правоте, глубине, верности буквально каждого православного утверждения, которые обретают совершенно новый смысл и содержание; а вернее - открывают смысл и содержание в контексте куда более разработанных и артикулированных аналогичных концепций в мировой духовной практике и ее традициях. [То есть, вместо априорной веры - априорное доверие (неотвержение), и надежда, что со временем (апостериорно) истинные смыслы будут все более и более раскрываться и выступать из скорлупы слов.] Но. При этом прекрасно отдаю себе отчет, что в любой другой великой традиции те же универсальные истины (параметры поиска) выражены не хуже, а порой и лучше, чем в христианстве и, в частности, православии. Что не предполагает никаких бессмысленных телодвижений. Если с взрослением убеждаешься, что твоя мама - не единственная мама на свете; что другие мамы, возможно, по многим объективным критериям во всем ее превосходят, - это никак, ну вот не стелечки не умаляет любви и почтения к собственной маме. И в то же время ничуть не мешает дружить с другими замечательными мамами и их семьями. Тот узкий и не афиширующий себя монашеский круг, к которому принадлежит и мой кроткий мудрый духовник, не руководствуется этим мировым духовным опытом, как не руководствуются они стихами Миркиной. Но находят в них осмысление, освящение, более полное и широкое понимание явлений, которые становятся и стали частью их христианского опыта. Современное религиоведение выяснило, что представляя формальное единство, каждая религия существует на разных (традиционно 5-7) уровнях, соответственно уровню развития и взросления данной личности. (см. напр. Уилбер "Интегральная медитация" https://knigavuhe.org/book/integralnaja-meditacija/ ). Поэтому, если тема религиозной идеологии изучена достаточно хорошо, то в области духовной психологии исследовательской работы еще непочатый край. В заключение. Для громадного большинства вера их является "религией-убежищем": определенным образом гармонизирующим их жизнь, придающей ей больший смысл, но не требующей трансперсональной метанойи, изменения сознания иначе как на обыденно нравственном уровне. В нашем современном обществе еще больше тех, для которых религия - просто маркер их самоидентификации, подобно гороскопу, от них вовсе ничего не требующая (лишь выражая робкие обрядовые пожелания). У таких от православия остается один крестик, а от еврейства - один могендовид на их шеях. Кому серег от Сони не досталось, могу добавить: на Востоке с их религиями дела обстоят ничуть не лучше, и горе отправившемуся изучать дзэн в Японию или буддизм в Лхасу. Все больше убеждаюсь: не столько религия определяет верующего, сколько верующий (часто плохо отдавая себе в том отчет) определяет свою религию.