Согласие и споры Искры мысли обычно высекаются о камень возражений. Скажем, религиозная догматика рождается в основном в результате споров и возражений. Само же понимание тихо и обходится без слов. Согласным же между собой людям остается только обняться и молча улыбнуться друг другу. Так, ученики двух просветленных Мастеров разных религий, Нанака и Кабира, долго в волнении предвкушали, что они скажут друг другу при их предстоявшей встрече. Но встретившись, их глаза заструились слезами счастья, и они молча обняли друг друга. Нанак Кабир
Это - извечный коан существования. Может, сперва расскажите свой? в двух словах? В буддизме, к примеру, различают абсолютное и относительное воззрение. (Львиная доля сказанного львом Буддой относится, разумеется, к последнему). С абсолютной точки зрения, существует только Одно, и никакое Все никогда и не приходило к существованию. Поэтому одна из книг великого адвайтиста Пападжи (адвайта - учение о едином истинном Я, т.е. формально прямо противоположное буддизму) так и называется: «Ничто никогда не случалось». http://forum.arimoya.info/threads/Х...брание-произведений-4-книги.2997/#post-102560 /На уровне современной физики к этому близко понимание мира как голограммы (Майкл Талбот.Вселенная как голограмма.) http://forum.arimoya.info/threads/Дао-физики.2259/#post-101626 / Но и относительную истину стоило бы разделять на "более" и "менее" относительную. Примерно так, как делает это Волински в "Квантовое сознание" http://forum.arimoya.info/threads/Квантовое-сознание-Волински.1858/ где он разделяет восприятие реальности (и, следовательно, ответ на этот вопрос) на семь уровней. Так что при разговорах на подобные темы обычно происходят две печальные вещи. 1. Собеседники то и дело вкладывают в одни и те же слова значительно различающиеся понятия. (Так что спор о словах даже и не ведется: каждый в своем семантическом пространстве ведет бой с вообразившейся ему тенью). 2. Имеет смысл говорить на языке доступной нам относительной истины*. Но тогда собеседник в опровержение всегда может взять "на уровень выше". 3. Так что ответов на этот неразрешимый вопрос-коан великими умами человечества дано было множество, и имхо имеет больше смысла вдумываться в них. И в ответ растить даже не свой ответ, а свое понимание. 4. Все прочесть невозможно. И пафос выписок в том, чтобы значительно облегчить эту задачу. --- *) Св. Григорий говорит: "В сущности, мы не можем говорить о Боге. То, что мы говорим о Нем, должны мы лепетать". И за ним то же повторяет Майстер Экхард ("О сокровеннейшей глубине")
Смерть за горами. Людям свойственно сращивать свое "я" со всякой всячиной. Главное открытие буддизма - условное, поверхностное существование "я", его сущностное несуществование. "Я" - пусто, пустота. Наше "я" это тень Сущности, нашего истинного "Я". И как всякая тень (вспомним Андерсена) она хочет обрасти любыми внешними атрибутами реальности. Так, я вопит: "Моя промокашка! Кто возьмет ее без спроса тот останется без носа." И точно так же: "Это мое мнение!..." Поэтому привычно стараюсь отдирать себя от своих мнений, взглядов... Вспоминать: они возникли на основе определенной полученной извне инфы. Плюс мой способ ее интерпретации. Оттого легко заметить: люблю предлагать непривычный взгляд на устоявшееся и слежавшееся в головах. Ведь старость - это негибкость позвоночника и взглядов. Естественно, большинство просто не замечают этой преамбулы (квантора "новый взгляд"): "Согласно новым данным..." "сейчас более глубокой точкой зрения принято считать....", - и механически лепят в ответ свое давно затверженное. Мало кто понимает, насколько благотворно почаще вспоминать: Затверженное - это не свое. Затверженное - это чужое, с которым мы согласились, которое нам понравилось. Затверженное - это наши привычные промокашки. Но если вдруг оказывается, что синие промокашки лучше полюбившихся нам розовых, - вряд ли стоит пускать пену изо рта, доказывая, что моя промокашка - лучше всех, потому что она - моя. Понимание надо углублять, старые взгляды надо менять на лучшие, более полные; прежние поверхностные суждения замещать более содержательными. Так, глядишь, и старость начнет от нас пятиться и отступать. Так и смерть, которая не за горами окажется - раз так! - и за горами.