Спиральная динамика. Обсуждения.

Тема в разделе "Интегральная теория", создана пользователем Glenn, 13 ноя 2012.

  1. Leon

    Leon Гость

    Сообщения:
    317
    Симпатии:
    6
    Неправда. Ваши ответы не были безличностны, как вы пытаетесь сейчас утверждать. Они были непосредственно адресованы ко мне, как субъекту дискуссии, ставили под сомнение мою (а не кого-то неопределенного) способность к осознание объекта дискуссии, и навязчиво предлагали мне доказать свою способность этот предмет осознавать, "увидев" обсуждаемую разницу, тем самым неявно декларируя предмет обсуждения, не как объект дискуссии, а как аксиому.
    Обвинение не снимается.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Уважаемый Леон, небольшая нестыковка, на мой взгляд - Олег сомневается в вашей принадлежности ко второму ярусу, а не отрицает ее.
    —— добавлено: 5 дек 2012 в 20:49 ——
    То же самое. Сомнение в способности и утверждение неспособности - разные вещи.
     
  3. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я даже не сомневаюсь и не не сомневаюсь, а спрашиваю. Когда ув. Леон говорит, что он уверен в своей способности различить уровни второго яруса, для меня это равносильно заявлению о принадлежности ко второму ярусу либо о том, что уровни второго яруса можно уверенно различать из первого яруса. Но и тут я не столько подвергаю это заявление сомнению, сколько интересуюсь об основаниях этой уверенности. Хотя, впрочем, и привожу контраргумент ко второму предположению.
     
  4. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Действительно, если исходить из постулата о том, что теория Спиральной Динамики - чисто научная (в смысле - правосторонняя), то да, такое различение возможно. Но для меня этот постулат (о сугубой научности) очень далеко не очевиден.
    И это вообще отдельный разговор.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Кстати, я тоже сомневаюсь, что критерий Поппера тут легко применить. Описания мемов, которые мне встречались, подчас довольно "гибкие". И вообще фальсифицируемость в таких сферах знания, имхо, не то чтобы простое дело (что не значит, что к ней не нужно стремиться).
     
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Она в принципе видимо применима, но лишь в ограниченных пределах, давая лишь приблизительный и не однозначный результат.
     
  7. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Подозреваю также, что наилучшим образом разница между тремя уровнями второго яруса описана у Уилбера когда он говорил не о Спиральной Динамике, а о трансперсональном уровне развития сознания. Жёлтый уровень будет при этом соответствовать "экстрасенсорному" сознанию, бирюзовый - "тонкому", а коралловый - "причинному".
     
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Если взять на вооружение это предположение, то махаянский буддизм предлагает ещё как минимум три уровня кроме тех, что описаны Уилбером и Спиральной Динамикой. Сатори в этом случае является атрибутом лишь третьего уровня второго яруса.
    Интересно, проследить предположение о параллелизме между уровнями первого и второго ярусов. Экстрасенсорный уровень - жёлтый мем - соответствует бежевому уровню первого яруса. Определённая параллель есть в том плане, что экстрасенсорный уровень характеризуется неопределённым переживанием трансперсональности, выхода за пределы "яшности".
    Тонкий уровень - бирюзовый мем - соответствует пурпурному мему первого яруса. Соответствие тоже есть, поскольку если на первом ярусе в этом меме преобладает мифологичность, то на втором ярусе это тоже мифологичность, но живая. Это интенсивные религиозные переживания.
    Причинный уровень - коралловый мем - соответствует красному мему первого яруса. Соответствие тоже можно проследить, поскольку переход на коралловый мем часто довольно драматичен. Это разрушение личностной фиксированности, исчезновение границ "я", откуда рождается своего рода отмороженность.
    Следующий мем второго яруса соответствует синему мему первого. Синий мем - это сакрализованный закон, предание себя во благо Закона. На втором же уровне это остановка личностности, в результате чего бытие воспринимается как течение, как закон, реализуемый сам собой.
    Следующий мем второго яруса соответствует оранжевому мему: падение авторитетов. Здесь же на втором ярусе происходит реализация пустотности бытия. Больше нет законов бытия. Это - фана, когда капля сливается с Океаном. Отсутствие.
    И наконец мем, соответствующий первоярусному зелёному мему. Объединение. Это - бака, полная интеграция, когда капля становится Океаном.
     
  9. Leon

    Leon Гость

    Сообщения:
    317
    Симпатии:
    6
    Боюсь, что ваше видение радикально расходится с видением Кена Уилбера

    Весьма важно, что каждому из этих четырех критериев Достоверности соответствует свой тип свидетельств и данных, и потому в рамках каждого критерия можно выносить суждения по тем или иным утверждениям — то есть их можно подтверждать или опровергать, оправдывать или отклонять, признавать действительными или отвергать. Соответственно, каждое из этих утверждений может быть оценено с точки зрения его фальсифицируемости* — решающего критерия подлинного знания.
    Всем нам известно, как действует критерий фальсифицируемости в эмпирических науках: карты,
    модели и картины, которые не соответствуют эмпирическим фактам, могут быть в конце концов
    заменены более современными фактами. Однако тот же принцип фальсифицируемости действует и во всех подлинных критериях достоверности: именно поэтому во всех четырех секторах может происходить обучение; ошибки корректируются последующими данными в этих секторах.
    Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / К. Уилбер; Пер. с англ. В.
    Самойлова под ред. А. Киселева. — М: ООО «Издательство ACT» и др., 2002.
     
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Не расходится вовсе. :) Фальсифицируемость как метод - да, применима во всех четырёх секторах. Но как именно научный метод, метод "это-науки" (а я имел в виду его) - применим лишь в "это"-квадрантах. Относительно же левых квадрантов он даёт лишь косвенный результат. Иными словами, фальсифицируемость в левых квадрантах будет применяться в отношении индивидуальных переживаний, которые априори субъективны и, прошу прощения за тавтологию, индивидуальны.
     
  11. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    "Краткая история всего", глава 6, раздел "Монологический взгляд: ключ к правому пути"
     
  12. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Действует, может, и во всех, но не факт, что во всех с равным успехом. Интересно, а примеров фальсифицируемости в я/мы-квадрантах Уилбер в той книжке не приводит? Тут лучше бы предметно разобрать. Тогда как раз стало бы видно, как Уилбер понимает фальсифицируемость. Практика с теорией иногда между собой в сложных отношениях. :)
     
  13. Leon

    Leon Гость

    Сообщения:
    317
    Симпатии:
    6
    Левая половина индивидуальна и субъективна по определению, и тем не менее по Уилберу она ПОЛНОСТЬЮ верифицируема и фальсифицируема путем собственной духовной практики познающего субъекта.
     
  14. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да, это тема весьма занятная.
    —— добавлено: 5 дек 2012 в 22:46 ——
    Конечно. Напомню, что я говорил о
    Духовная практика - это не наука.
     
  15. Leon

    Leon Гость

    Сообщения:
    317
    Симпатии:
    6
    Василий, книга довольно велика по объему. Может быть лучше будет, если все участники обсуждения с ней ознакомятся, а потом можем подискутировать. У меня есть пдф файл, могу залить куда скажете.
     
  16. Leon

    Leon Гость

    Сообщения:
    317
    Симпатии:
    6
    Если вы определяете науку, как то, что относится только к правой половине, то конечно; если же вы определяете ее как способ познания, требующий верификации и фальсификации, то нет.
    Как вы определяете науку?
    А лучше прочитайте Око Духа, а потом обсудим. ОК?
     
  17. TopicStarter Overlay
    Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Конечно, это всегда лучше.
     
  18. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Духовный путь же направлен на трансформацию самого сознания.
    Л.Тираспольский, суфийский шейх:
    Впрочем, возможна наука О духовном пути. И кроме того, это различие совсем не означает, что многие принципы научной методологии - прежде всего логика - неприменимы в духовном пути. Но в этом применении имеется своя специфика, как уже было сказано выше.
    —— добавлено: 5 дек 2012 в 22:59 ——
    Почему Вы уверены, что я её не читал? :)
     
  19. Leon

    Leon Гость

    Сообщения:
    317
    Симпатии:
    6
    Мне так показалось, поскольку вы, во многом ссылаясь на Уилбера, его критерии интегрального знания, очень хорошо в Оке Духа описанные, не применяете.
    Если я ошибся, то приношу вам свои извинения, но советую перечитать Око Духа еще раз :) )
     
  20. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А зачем применять именно эти критерии в данном случае? Я говорил о науке, а не об интегральном знании.
     
  21. Leon

    Leon Гость

    Сообщения:
    317
    Симпатии:
    6
    Не хотите, не применяйте, ваше дело.
     
  22. Leon

    Leon Гость

    Сообщения:
    317
    Симпатии:
    6
    К вопросу верифицируемости знаний левой половины. Из Гл.3 Око Духа

    Проблема доказательства
    Но является ли знание, добытое этими тремя видами познания, достоверным знанием? Как мы можем
    подтвердить или узаконить это знание? Откуда мы знаем, что не ошибаемся, не запутались или даже не
    галлюцинируем?
    «Глаза в глаза» предполагает, что все достоверное познание (на любом уровне и в любом секторе)
    характеризуется следующими ступенями:
    1. Инструментальная инъюнкция (предписание). Всегда имеет форму «Если хочешь узнать то-то,
    сделай то-то».
    2. Интуитивное понимание. Это непосредственный опыт сферы, раскрываемой инъюнкцией; то
    есть непосредственное восприятие или постижение данных (даже если данные опосредованы, в
    момент опыта они постигаются непосредственно). Другими словами, это непосредственное
    понимание данных, полученных конкретной инъюнкцией, будь то сенсорный опыт, ментальный
    опыт или духовный опыт.
    3. Коллективное подтверждение (или опровержение). Это сверка полученных результатов —
    данных, свидетельств — с другими, адекватно выполнившими стадии инъюнкции и понимания.
    Чтобы увидеть спутники Юпитера, нужен телескоп. Чтобы понять «Гамлета», нужно научиться читать.
    Чтобы убедиться в истинности теоремы Пифагора, следует выучить геометрию. Другими словами, все
    достоверные формы познания в качестве одного из важных компонентов включают в себя инъюкцию
    — если вы хотите узнать то-то, вы должны сделать то-то.
    * Здесь необходимо отдавать себе отчет в различии между трансцендентным и трансендентальным. Речь идет не о самом
    запредельном, которое, по определению, недоступно любому познанию, а о реалиях, открывающиеся трансцендентальному
    созерцанию — точно так же, как органы чувств познают не сам мир, а реалии (то есть специфические конструкции),
    доступные чувственному познанию в силу того, что они, в некотором смысле, им же и создаются. (Прим. ред.)
    76
    Инъюнктивная ступень любого достоверного познания ведет к постижению или озарению —
    непосредственному открытию данных или референтов в мировом пространстве, созданном
    инъюнкцией, и это озарение затем проверяется (подтверждается или опровергается) всеми теми, кто
    адекватно выполнил инъюнкцию и, таким образом, открыл данные.
    Разумеется, образцом подлинного познания зачастую считают науку; а в философии науки сегодня
    господствуют три основных подхода, которые обычно рассматривают как взаимоисключающие —
    эмпиризм, подход Томаса Куна и подход Сэра Карла Поппера.
    Сильная сторона эмпиризма заключается в его требовании, чтобы все подлинное знание основывалось
    на эмпирических данных, и я полностью согласен с этим требованием. Однако существует не только
    чувственный опыт — есть еще опыт умственный и духовный. Иначе говоря, существуют
    непосредственные данные, непосредственный опыт в сферах чувственно постигаемых,
    умопостигаемых и трансцендентально созерцаемых реалий. И, потому, если мы используем термин
    «опыт» в его правильном смысле непосредственного постижения, мы можем решительно одобрить
    требование эмпириков, чтобы все подлинное знание основывалось на опыте, на данных и фактах.
    Другими словами, эмпирики выдвигают на первый план важность ступени постижения или озарения
    во всем достоверном познании.
    Но данные и факты не просто валяются вокруг, ожидая, чтобы их воспринимали все подряд. И здесь на
    сцене появляется Кун.
    Томас Кун высказал идею, которая до сих пор остается по большей части непонятой и зачастую
    истолковывается совершенно неверно. Он указал, что нормальная наука в самой своей основе
    развивается посредством того, что он назвал парадигмами или образцами. Парадигма — это не просто
    концепция, это реальная практика, инъюнкция, метод, взятый в качестве образца для порождения
    данных. Кун утверждал, что подлинное научное познание основано на парадигмах, образцах,
    инъюнкциях, которые порождают новые данные. Новые инъюнкции раскрывают новые данные, и
    именно поэтому Кун утверждал, что наука, с одной стороны, развивается путем постепенного
    накопления данных, но, с другой стороны, в ней встречаются и определенные прорывы или скачки
    (новые инъюнкции порождают новые данные). Другими словами, Кун выдвигает на первый план
    важность инъюнктивной ступени в поисках знания, а именно, что данные не валяются вокруг в
    ожидании, чтобы их кто-то заметил — они порождаются обоснованными инъюнкциями*.
    Знание, порождаемое обоснованными инъюнкциями — это действительно подлинное знание, именно
    потому, что парадигмы раскрывают данные, а не просто изобретают их. И достоверность этих данных
    * Как все философы, Уилбер опускает то, что кажется ему само собой разумеющимся, и, в результате, несколько
    подтасовывает факты, чрезмерно упрощая ситуацию. Он говорит об обоснованной инъюнкции, умалчивая о том, чем она
    обосновывается, а именно, о теории — а последняя есть плод интуитивного познания, а не эксперимента или логического
    рассуждения. Теория предшествует инъюнкции — любая обоснованная инъюнкция теоретически нагружена. Парадигма
    — это не столько образцовая практика инъюнкции, сколько образец теоретического мышления, вся совокупность теорий
    некоторой области вместе с правилами их построения. Смена парадигм происходит прежде всего потому, что новые теории
    обосновывают новые инъюнкции и уже потом последние порождают новые данные. Заслуга Куна как философа науки
    состоит в том, что он поставил вопрос: «Почему наука делает то-то, чтобы узнать то-то?» — и дал на него убедительный
    ответ. Если считать саму новую теорию результатом эксперимента, результатом выполнения некоторой инъюнкции в сфере
    ума, то чем обосновывается эта инъюнкция? Другой теорией в русле той же парадигмы? Тогда мы получим порочный круг
    или дурную бесконечность. Кун показал, что разрывность научного познания обусловлена именно тем, что инъюнкция в
    сфере ума не может быть обоснована в русле текущей парадигмы; ее обоснование приходит в виде «нисходящей
    причинности» откуда-то «сверху», из сферы интуиции или, если угодно, «транцендентального созерцания».
    Последовательный «интегральный подход» состоит в признании того, что в науке действуют те же законы эволюции, что и
    в остальном Космосе (Прим. ред.)
    77
    демонстрируется тем фактом, что неверные данные могут быть опровергнуты. И здесь на сцене
    появляется Поппер.
    Подход Сэра Карла Поппера подчеркивает важность фальсифицируемости (опровержимости) знания
    — подлинное знание должно быть открыто для опровержения, иначе это просто замаскированная
    догма. Иначе говоря, Поппер выдвигает на первый план важность ступени
    подтверждения/опровержения во всем достоверном познании; и, как мы увидим, этот принцип
    открытости для опровержения действует в любой сфере: от чувственно постигаемого до
    умопостигаемого и постигаемого в трансцендентальном созерцании.
    Таким образом, интегральный подход признает и включает в себя моменты истины каждого из этих
    важных вкладов в человеческий поиск истины (эмпиризма, Куна и Поппера), однако без
    необходимости сводить эти истины к одним лишь чувственно постигаемым реалиям. Ошибка
    эмпириков состоит в неспособности видеть, что помимо чувственного опыта есть также умственный и
    духовный опыт. Ошибка последователей Куна состоит в неспособности видеть, что инъюнкции
    приложимы ко всем формам достоверного познания, а не только к сенсомоторной науке. А ошибку
    последователей Поппера составляет попытка ограничить фальсифицируемость одной лишь сферой
    чувственно постигаемого и тем самым сделать «фальсифицируемость чувственными данными»
    критерием умственного и духовного познания — в то время как неверные данные в этих сферах
    действительно открыты для опровержения, но только дальнейшими данными в этих же сферах, а не
    данными из более низких сфер! Попперианцы правы в отношении открытости для опровержения, но
    ошибаются, ограничивая ее лишь чувственной сферой.
    Например, плохая интерпретация «Гамлета» открыта для опровержения, но не эмпирически-научными
    данными, а последующими интерпретациями, новыми умственными данными, порождаемыми в
    сообществе интерпретаторов. В «Гамлете» не рассказывается о поисках затонувших сокровищ в
    глубинах Тихого океана. Это плохая интерпретация, ложная интерпретация, и здесь открытость для
    опровержения может быть легко продемонстрирована сообществом исследователей, которые
    выполнили две первые ступени (прочитать пьесу, понять ее различные смыслы).
    Сегодня попперовский принцип открытости для опровержения имеет одно широко распространенное и
    совершенно извращенное употребление: он негласно ограничивается только сферой чувственно
    постигаемого, что невероятно скрытым и подлым образом автоматически лишает весь умственный и
    духовный опыт статуса подлинного познания. Это необоснованное ограничение принципа
    фальсифицируемости претендует на отделение подлинного знания от догматического, хотя все, чего он
    достигает в такой куцей форме — это молчаливый, но пагубный редукционизм — редукционизм,
    который не может привлечь в свою поддержку даже собственный принцип открытости для
    опровержения!
    С другой стороны, когда мы освобождаем принцип фальсифицируемости от этого ограничения
    чувственной сферой и позволяем ему в той же мере контролировать сферы умопостигаемого и
    созерцательного, тогда он, безусловно, становится важным аспектом поиска знания во всех сферах: от
    чувственной до умственной и духовной. И в каждой из этих сфер он действительно помогает нам
    отделять истинное от ложного, доказуемое от догматического, достоверное от мнимого.
    Привлекать духовную инъюнкцию
    Короче говоря, все достоверные формы познания включают в себя инъюнкцию, озарение и
    подтверждение; и это справедливо независимо от того, рассматриваем ли мы спутники Юпитера,
    теорему Пифагора, смысл «Гамлета» или... природу Абсолюта.
    78
    И в то время, как спутники Юпитера могут быть открыты глазом плоти (чувствами или их
    расширениями — чувственно постигаемыми реалиями), а теорема Пифагора — глазом ума и его
    внутренними умопостигаемыми реалиями, природа Абсолюта может быть раскрыта лишь оком
    созерцания и его непосредственно постигаемыми референтами — его духовными данными, реальными
    фактами духовного мирового пространства.
    Но чтобы получить доступ к любой из этих достоверных форм познания, я должен быть адекватен
    инъюнкции — я должен успешно осуществить стадию инъюнкции. Это справедливо как для
    физических наук, так и для умственных и духовных наук. Если мы хотим знать то-то, мы должны
    сделать то-то. И в то время как в физических науках образцом может быть телескоп, а в гуманитарных
    науках — словесная интерпретация, в духовных науках образец, инъюнкция, парадигма, практика —
    это медитация или созерцание. Здесь тоже есть свои инъюнкции, свои озарения и свои подтверждения,
    и все они полностью воспроизводимы, верифицируемы или фальсифицируемы — и, следовательно, все
    представляют собой совершенно законную форму приобретения знания.
    Однако во всех случаях мы должны привлекать инъюнкцию. Мы должны применять типовую
    практику, и это определенно справедливо и для духовных наук. Если мы не примем практику
    инъюнкции, то у нас не будет подлинной парадигмы, и потому мы никогда не увидим данных
    духовного мирового пространства. Мы, в конечном счете, уподобимся церковникам, которые
    отказывались следовать инъюнкции Галилея и смотреть в телескоп.
    И вот тут появляется «уловка-22».
    Око созерцания
    Как я буду доказывать на последующих страницах, мы не можем решить проблему
    абсолютного/относительного, используя глаз плоти или глаз ума. Эта глубочайшая из проблем и тайн
    прямо поддается решению только через посредство ока созерцания. И, как убедительно
    продемонстрировали и Кант, и Нагарджуна, если вы попытаетесь выразить это решение в
    интеллектуальных или рациональных терминах, вы не породите ничего, кроме антиномий, парадокса и
    противоречия.
    Другими словами, мы не можем разрешить проблему абсолютного/относительного эмпирически,
    используя глаз плоти и его чувственно постигаемые реалии; точно так же мы не можем разрешить ее
    рационально, используя глаз ума и его умопостигаемые реалии. Искомое решение скорее связано с
    непосредственным постижением трансцендентальных реалий, которые открываются только оку
    созерцания и, безусловно, являются верифицируемыми или фальсифицируемыми в этой сфере с
    помощью вполне публичных процедур — то есть публичных для всех, кто выполнил инъюнкцию и
    получил озарение.
    И это в той же мере относится к проблемам судьбы и свободной воли, единичного и всеобщего,
    ноумена и феноменов, разума и мозга. Книга «Глаза в глаза» доказывает, что решение этих дилемм
    становится очевидным только на высших стадиях развития сознания — неотъемлемой части
    медитативного и созерцательного раскрытия. Но это не эмпирическое открытие и не рациональный
    вывод; это — созерцательное постижение.
    К числу типичных западных ответов на вопрос о взаимоотношении разума и тела принадлежат
    постулат тождественности (это два разных аспекта одного и того же), дуализм (это две разные
    вещи), интеракционизм (они различны, но связаны взаимным двусторонним отношением
    причинности), параллелизм (это две различные вещи, которые никогда не взаимодействуют друг с
    другом) и эпифеноменализм (одно из них является побочным продуктом другого). И вопреки
    79
    заявлениям их приверженцев ни одному из этих направлений не удалось одержать победу, поскольку
    все они в том или ином отношении глубоко ущербны. Как утверждала бы более интегральная
    философия, причина, по которой все они неадекватны, состоит в том, что проблема разума/тела не
    может быть удовлетворительно решена ни глазом плоти, ни глазом ума, поскольку это именно те две
    формы познания, которые требуется интегрировать — с чем ни одна из них не может справиться
    самостоятельно.
    Таким образом, единственно приемлемый ответ на вопрос «каково отношение между разумом и
    телом?» состоит в том, чтобы подробно объяснить реальные созерцательные инъюнкции —
    созерцательные практики, или парадигмы, или образцы — и предложить задающим вопрос заняться
    практикой и увидеть самим. Если вы хотите узнать вот это, вы должны сделать вот это. Хотя, как
    эмпирики, так и рационалисты не сочтут этот ответ удовлетворительным: они желают применять лишь
    свои собственные парадигмы и образцы — но, тем не менее, это единственный технически
    приемлемый ответ и образ действий.
    Как рационалисты, так и эмпирики давят на нас: они хотят, чтобы мы сформулировали свои
    созерцательные выводы и позволили им проверять эти выводы их собственными инъюнкциями. То есть
    им нужны наши слова в отрыве и вне зависимости от реальных и специфических инъюнкции. Они
    хотят попытаться следовать нашим словам, не утруждая себя следованием нашим образцам. И поэтому
    мы должны напомнить им: Слова без инъюнкций бессмысленны. Слова без инъюнкций вообще не
    имеют никаких средств подтверждения. Слова без инъюнкций относятся к сфере бессмыслиц, догм и
    заблуждений. Наши слова и наши выводы действительно можно тщательно проверить, подтвердить
    или опровергнуть, но только с привлечением инъюнкций.
    И потому когда эмпирики и рационалисты требуют от нас выводов без инъюнкций, они гарантируют
    бессмысленный ответ — и они осуждают нас за бессмысленность! Наши данные не могут быть
    порождены их частными парадигмами и образцами, вот они и чешут затылки. Они не будут делать это
    и, следовательно, они не будут знать это. Они кружат по орбите своей добровольной слепоты и
    называют эту слепоту реальностью.
    Духовное обучение
    и трансцендентальные данные
    На Востоке дзен подходит к проблеме единичного и всеобщего следующим образом. Перефразируя
    знаменитый дзенский коан, вопрос можно было бы сформулировать так: «Если все возвращается к
    Одному, то к чему возвращается Одно?» Это, конечно, все та же неразрешимая дилемма: как
    соотносятся между собой абсолютное и относительное, единичное и всеобщее, Пустота и Форма?
    Но дзен, разумеется, отвергнет любой интеллектуальный ответ. Умный ученик мог бы ответить: «К
    множеству!». И это совершенно замечательный интеллектуальный ответ, но он был бы вознагражден
    лишь крепкой затрещиной от Мастера. Любой интеллектуальный ответ будет радикально отвергнут,
    каково бы ни было его содержание!
    Вместо этого ученик должен выполнить инъюнкцию, парадигму, образец, практику, каковой в данном
    случае будет дзадзен, сидячая медитация. И — если грубо сократить эту очень длинную и сложную
    историю — примерно через пять–шесть лет такого образцового обучения, ученик, возможно, начнет
    получать ряд глубоких озарений. И вам придется просто поверить мне на слово, что никто не стал бы
    проходить через этот продолжительный ад лишь для того, чтобы получить в награду эпилептический
    припадок или шизофреническую галлюцинацию.
    Нет, это — аспирантура в сфере трансцендентальных реалий. И как только это обучение инъюнкциями
    80
    начинает приносить плоды, в непосредственном осознании начинает вспыхивать ряд озарений, обычно
    именуемых «кеншо» или «сатори», и эти данные затем проверяются (подтверждаются или
    опровергаются) сообществом тех, кто выполнил ступени инъюнкций и озарения. В этот момент ответ
    на вопрос «К чему возвращается Одно?» станет предельно ясным и прямым — и через мгновение я дам
    этот ответ.
    Однако дело в том, что действительный ответ на вопрос «как соотносятся единичное и всеобщее,
    абсолютное и относительное, свободная воля и судьба, сознание и форма, разум и тело?» —
    технически правильный и точный ответ таков: сатори. Технически правильный ответ таков: примите
    инъюнкцию, выполните эксперимент, соберите данные (переживания) и проверьте их с сообществом
    адекватных в этой области.
    Мы не можем сформулировать какой бы то ни было ответ помимо этого, поскольку, если бы мы
    предприняли такую попытку, мы получили бы одни лишь слова без инъюнкций, и они действительно
    были бы совершенно бессмысленными. Это очень похоже на выпечку пирога: вы следуете рецепту
    (инъюнкциям), печете пирог, а потом реально его пробуете. В ответ на вопрос «Каков вкус пирога?»
    мы можем лишь дать человеку рецепт, позволить ему испечь его и попробовать самому. Мы не можем
    теоретически или вербально, или философски, или рационально описать ответ сколько-либо
    удовлетворительным образом: если ты хочешь знать это, ты должен сделать вот это.
    И значит — примите инъюнкцию, или парадигму медитации; практикуйте и совершенствуйте этот
    познавательный инструмент, пока ваше осознание не научится распознавать невероятно тонкие
    феномены трансцендентальной сферы; проверьте свои наблюдения с теми, кто уже проделал это — так
    же как математики проверяют свои выводы в кругу тех, кто выполнил инъюнкций — и, таким образом,
    подтвердите или опровергните свои результаты. И в процессе верификации этих трансцендентальных
    данных взаимоотношение единичного и всеобщего станет совершенно ясным — по крайней мере,
    столь же ясным, как скалы для глаза плоти и геометрия для глаза ума — так что эти самые
    неразрешимые из дуализмов в буквальном смысле расползутся по швам.
    Следовательно, ответом на вопрос о взаимоотношении Абсолюта и относительного решительно не
    является: «Абсолют сотворил мир». Им определенно не может быть: «Мир иллюзорен, и лишь
    Абсолют реален». Это «нет» относится и к идеям, что «мы воспринимаем только феноменальное
    отражение ноуменальной реальности», что «судьба и свободная воля — это два аспекта одного и того
    же процесса» и что «все вещи и события — это различные аспекты единой переплетенной паутины
    жизни». Это отрицание в равной мере справедливо в отношении того, что «лишь тело реально, а разум
    — отражение этой единственной реальности», что «разум и тело — два различных аспекта организма в
    целом» или что «разум возникает из иерархической структуры мозга». Фактически не так даже то, что
    «ноумен и феномены недвойственны».
    Все это — просто интеллектуальные символы, которые якобы дают ответ, однако действительный
    ответ нельзя найти в сферах чувственно постигаемых и умопостигаемых реалий — он лежит в сфере
    трансцендентального, а эта сфера раскрывается лишь после того, как задействован медитативный
    образец, и тогда любой из этих интеллектуальных ответов видится крайне неадекватным и совершенно
    неверным; каждый из них не порождает ничего, кроме дополнительных неразрешимых и
    непреодолимых затруднений, абсурдных дилемм и возмутительных противоречий. Ответ — не
    «больше рассуждений», ответ — сатори, какое бы имя мы ни использовали, чтобы выразить
    достоверное созерцательное осознание.
    И, что гораздо более важно, даже если бы этот ответ можно было выразить в словах — а фактически
    его определенно можно выразить в словах, поскольку мастера дзен все время говорят об этом! — тем
    не менее, он был бы полностью лишен смысла для любого, кто сам не выполнил инъюнкцию — точно
    81
    так же как математические символы может видеть любой, но способен понять лишь тот, кто прошел
    обучение.
    Но откройте око созерцания, и ответ будет столь же очевидным, столь же совершенным и
    безошибочным, как игра солнечного света на кристально чистой поверхности пруда ранним весенним
    утром.
    Понимаете, это и был ответ.
    Заключение
    Мы увидели, что западная традиция с самого начала была поражена несколькими вариантами
    вопиющего дуализма, и к сегодняшнему дню практически все формы западной философии, в конце
    концов, остановились на той или иной разновидности этого дуализма (разум/тело,
    истинное/кажущееся, ноумен/феномен, трансцендентное/имманентное, восходящее/нисходящее,
    субъект/объект, означаемое/означающее, сознание/мозг).
    Однако эти виды дуализма и связанные с ними коренные вопросы не могут быть окончательно
    разрешены ни глазом плоти, с его эмпиризмом, ни глазом ума, с его рационализмом — но, в конечном
    счете, только оком созерцания и его радикальным эмпирическим мистицизмом (сатори под каким
    угодно именем).
    После Канта на Западе для метафизики настали трудные времена. Я утверждаю, что это произошло
    именно потому, что она пыталась сделать глазом ума то, что можно сделать лишь оком созерцания.
    Поскольку ум не мог реально поставлять метафизические товары и все же продолжал громогласно
    заявлять, что ему это под силу, рано или поздно кто-то должен был положить этому конец и
    потребовать реальных доказательств. Кант потребовал этого, и метафизика, в том виде как она
    существовала, рухнула — и поделом.
    Ни эмпиризм, ни чистый разум, ни практический разум, равно как и никакое их сочетание не могли
    проникнуть взглядом в царство Духа (и в «реальную метафизику»). На дымящихся руинах,
    оставленных Кантом, возможен единственный вывод — любая будущая метафизика, чтобы быть
    подлинной, должна предлагать непосредственные эмпирические данные и факты из самой духовной
    сферы. И это означает, что к чувственному опыту, с его эмпиризмом (научным и прагматическим) и
    умственному опыту, с его рационализмом (чистым и практическим), необходимо добавить духовный
    опыт и его мистицизм (духовную практику и ее эмпирические данные).
    Возможность непосредственного опыта чувственно постигаемых, умопостигаемых и
    трансцендентальных реалий полностью снимает возражения Канта и ставит познание на твердую
    дорогу фактов со всеми критериями достоверности (истина, правда, справедливость, функциональное
    соответствие), с тремя ступенями накопления подлинного знания (инъюнкция, постижение,
    подтверждение) на каждом уровне (сенсорном, ментальном, духовном — по всему спектру сознания
    сколько бы уровней мы ни захотели в нем выделить).
    Короче говоря, три ступени накопления подлинного знания Действуют на всех уровнях, во всех
    секторах. Применение трех этих ступеней (с встроенным в них требованием наличия образцов,
    эмпирических фактов и открытости к опровержению) действительно помогает нам в наших поисках
    отделять зерна от плевел, истину от лжи, доказуемое от догматического, достоверное от мнимого.
    Руководствуясь этими тремя ступенями, можно действительно удовлетворять критериям
    достоверности всех секторов. Они обладают наличной ценностью. А наличность — это эмпирические
    данные от чувственных до умственных и духовных.
    82
    Используя этот подход, метафизика вновь обретает должное обоснование, которое оказывается не
    чувственным или умственным, но, в конечном счете, созерцательным. Оком Духа можно видеть Бога.
    Под взглядом ока Духа Вселенная раскрывается в своих самых сокровенных очертаниях. Оку Духа
    ноумен являет свое чистое Присутствие. Оку Духа Космос раскрывает свои глубочайшие секреты. И
    перед оком Духа неразрешимые кошмары чувственных и умственных дилемм меркнут в сиянии
    великой Пустоты.
    Интегральная философия не может заменить ни одну из форм или функций познания — она не может
    заменить эмпирическую науку или созерцательную медитацию, или даже другие умственные формы от
    литературы до поэзии, от истории до психоанализа, от математики до лингвистики.
    Однако интегральная философия находится здесь, в самой сердцевине мира ума, координируя и
    поясняя все эти виды познания, измерения ценности, уровни бытия. Сама интегральная философия
    принадлежит сфере ума и не способна самостоятельно, используя лишь свои умственные инструменты,
    выйти за пределы этой сферы. Но она твердо признает роль созерцания в порождении данных и
    учитывает эти данные в своей координирующей и объяснительной деятельности. И хотя сама она не
    дает медитативных данных, она решительно признает существование и важность этих данных.1 Это
    разум мандалы в его самой утонченной и содержательной форме. Он знает различие между
    относительной истиной, которую он может провозглашать, и абсолютной истиной, за которой он
    должен обращаться к оку созерцания.
    Таким образом, интегральная философия умственно координирует Благо, Истину и Красоту, сплетая
    мандалу из множества ипостасей Духа, а затем предлагает нам заняться самой духовной практикой и,
    наконец, встретиться с Духом лицом к лицу.
    А как насчет окончательного ответа на великий западный дуализм? Окончательного решения
    проблемы разума и тела? Единичного и всеобщего? Бога и творения? Был ли Бог в Освенциме?
    Обречены ли мы судьбой или обладаем свободной волей? Вы понимаете, что все это один и тот же
    вопрос, и, потому, вот вам еще один абсолютно полный ответ:
    Как печально это медленно плывущее облако!
    Как все мы спим наяву!
    Пробуждение — одна великая истина:
    Черный дождь на крыше храма.
    Я полагаю, что интегральное видение более чем радо приветствовать эмпирическую науку в качестве
    части — и очень важной части — стараний подружиться с Космосом, настроиться на многообразие
    его проявлений, оттенков, граней и форм. Однако более интегральной философии этого
    недостаточно. Она пытается учитывать и координировать множество граней Блага («мы»),
    Истины («оно») и Прекрасного («я»), в их эволюции по всему спектру — от чувственных форм
    (видимых глазом плоти) до умственных форм (видимых глазом ума) и духовных форм (видимых оком
    созерцания) — в многомерной космической мандоле бесконечного охвата.
    Посредством науки мы прикасаемся к Истине, «оно» Духа. Посредством морали мы прикасаемся к
    Благу, «мы» Духа. Что оке в таком случае может сказать интегральный подход о Прекрасном, «я»
    Духа? Что такое Прекрасное, как оно видится глазу Свидетеля? Что мы, в конце концов, видим,
    пребывая в оке Духа, «Я» Духа?
     
  23. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Вот это я и имел в виду :) . Поскольку поверить знания из левой половины можно только знаниями из левой же половины, полноценно верифицировать состояния второго яруса можно только через собственный опыт пребывания на втором же ярусе. По-настоящему ясно о чём идёт речь при описании опыта второго яруса может быть только при получении соответствующего опыта. Это и будет поверкой. Адекватное описание состояния второго яруса возможно только при наличии соотвествующего опыта. Как и, повторюсь, понимание этого описания, встреченного нами во внешних источниках.
     
  24. Leon

    Leon Гость

    Сообщения:
    317
    Симпатии:
    6
    Эта ситуация прекрасно описана в известной эпической песне об астральном трипе кочегара:
    "На палубу вышел, а палубы нет,
    В глазах у него помутилось.."
    :) :)
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Алексей Каптерёв:

    "Мышление второго порядка

    Второй порядок или второй этаж – это квантовый скачок в человеческом сознании. Он отмечает переход от уровня Существования к уровню Бытия. Если на предыдущих уровнях наблюдались постоянные конфликты и непонимание: между Зеленым и Оранжевым, между Красным и Синим, между Оранжевым и Бежевым, то мышление второго порядка признает различия и стремится интегрировать их – с большим или меньшим успехом.

    Желтый уровень: ГибкийТекущий (FlexFlow), системный

    • Признание неизбежности природных форм и течений
    • Фокус на функциональности, компетентности, гибкости и спонтанности
    • Поиск естественной смеси конфликтующих «правд» и «неопределенностей»
    • Поиск личной свободы без ущерба другим или чрезмерного эгоизма
    • Познание полноты бытия на Земле в различных аспектах
    • Требования интегративных и открытых систем

    Ключевые компетенции:

    • Осознанность по поводу уровней Спирали и условий для изменения.
    • Способность создавать решения «Выигрыш-Выигрыш-Выигрыш»

    Цель жизни – быть независимым в разумных границах, знающим насколько это возможно, и заботливым, насколько это реалистично. Я свой собственный человек, отвечающий сам за себя, на острове в архипелаге других людей. Продолжение развития по естественным путям более ценно, чем стремление иметь или делать.

    Желтый – думает и действует из внутреннего стержня. Внутренние гироскопы позволяют балансировать в сложном и парадоксальном мире. Существуют сильные этические якоря, выбранные самостоятельно из многочисленных источников, но не привязанные к ригидным догмам. То, что было правильно вчера не обязательно будет правильно завтра. То, что было неправильно вчера может быть неправильно всегда. Если ситуация требует быть демократичным – можно быть демократичным, если авторитарным – авторитарным. Ценности – это проявления Бытия, а не интересы каких-то людей или групп.

    Когда в организации заводится Жетлый цМем, вы заметите исчезновение дорого обставленных офисов, символов статуса, иерархических привилегий и признаков власти. Эти изменения не диктуются эгалитарностью Зеленого. Статус остается, но признаком статуса становится знание и функциональность. Минималистичные структуры заменяют грандиозные схемы и простота расцветает по мере того, как Оранжевый передает контроль Желтому. Дорогой костюм по-прежнему возможен, но только когда он действительно необходим.

    Желтый не тратит время на социальные игры и бесконечную интерпретацию смыслов в смыслах. Он ценит хороший контент, ясную информацию, открытые каналы коммуникации, возможность задавать вопросы и исследовать. Он видит жизнь как движение от проблемы к решению и далее к новой проблеме, хаос и порядок принимаются как норма. Проблемы берутся с точки зрения интереса, когда они решаются, Желтый может просто исчезнуть, предоставив другим принимать награды и пожинать урожай.

    Желтый может наслаждаться жизнью, но не становится рабом своего аппетита. Он может выражать злость и даже враждебность, но эмоции используются интеллектуально, а не случайно и не манипулятивно.

    С точки зрения других цМемов:

    Для Фиолетового - незаметный
    Для Красного – странный, но иногда прикольный
    Для Синего – непоследовательный, неуважительный и несфокусированный
    Для Оранжевого – неспособный полностью посвятить себя целям
    Для Зеленого – холодный, интеллектуализирующий, неспособный вовлечься в групповые эмоции

    Причины для перехода:

    • Духовный поиск
    • Уважение к «холистическому» мировосприятию систем как живых организмов
    • Вопросы «что?» и «как?» заменяются на «почему?» и «кто?»
    • Новая потребность в объединении, но без сильной нагрузки эмоциями, характерной для Зеленого

    Бирюзовый уровень: ГлобальноеВидение (GlobalView), холистический

    • Смешивать и гармонизировать сильный коллектив индивидуальностей
    • Фокус на благе для всех существ как интегрированной системе
    • Я – часть большего, осознанного, духовного целого, которое также служит мне
    • Глобальное видение – рутинная привычка
    • Акты минималистичного существования, так что меньшее становится большим (?)

    Проблемы, которые осознаются Желтым, не могут быть решены разрозненными личностями, независимо от того, насколько много они знают. Однако, новая конфедерация людей основана на Смысле, а не на гармонии (Зеленый) или догме (Синий) или родстве (Фиолетовый). Большую роль в объединении играют эмоции, но в отличие от Зеленого, это разумные эмоции, интегрирующие логику и страсть. Новый глобальный коммунитаризм не посягает на индивидуальные права людей.

    Зеленый всегда готов к холическому, органическому, натуральному – однако, для него это мистика, непонятное и необъяснимое. Бирюзовый шагнул далеко за это, для него в мистике нет ничего мистического, что невероятно разочаровывает Зеленый.

    Желтый соединяет точки, а Бирюзовый рисует картину со всеми цветами, так что она становится живой. Ему не требуется квантифицировать и категоризоровать события, скорее, он присутствует в Бытие. Он учится более полно присутствовать, а не просто изучать или быть в комфорте со всем. На Бирюзовом уровне обучение происходит не только через наблюдение или участвование, но и просто через бытие. Человек доверяет интуиции и инстинктам, позволяя сознательному и бессознательному работать согласованно.

    Бирюзовый видит мир как взаимоувязанную сеть причин и следствий, взаимодействующих энергетических полей, уровней коммуникации, которые нам только предстоит открыть. Жизнь состоит из фракталов, реплицирующих себя на микро- и макро-уровнях. Это система взглядов, которая ищет порядка, но впервые смотрит на него с макроуровня. Идея посмотреть на все сразу прежде чем делать что-то конкретное доминирует."
     

Поделиться этой страницей