Московский метрополитен всегда был не только функциональным, но и престижным проектом, над которым работали лучшие архитекторы. А поскольку его постоянное расширение продолжается десятилетия, он выступает как идеальное зеркало стилевых тенденций своего времени.
Первая очередь метрополитена им. Кагановича вступила в строй в 1935 г. К этому времени конструктивизм уже был лишён высочайшего покровительства. Стиль "первой очереди" метро это т.н. пост-конструктивизм - фактически это довольно авангардная версия нео-классицизма с минимальными историческими аллюзиями. ст. Улица Коминтерна (Александровский сад) Пожалуй единственным напоминаем о модернизме 20-х (рационализме, параллельном конструктивизму) служит станция Дзержинская (Лубянка)
очередь 1938 г. стала торжеством ар деко (правда с неоклассическими мотивами) Белорусская Динамо Сокол Театральная Аэропорт (самый последовательный образец стиля) Площадь Революции Маяковская
1943 ещё продолжает этот тренд, хотя станции всё больше походят на храмы завод им. Сталина (Автозаводская) Новокузнецкая Павелецкая
1944 храмы становятся древнеегипетскими Бауманская Сталинская (Семёновская) Измайловский парк КиО им. Сталина (Партизанская) Электрозаводская (с намёком на архаическую Грецию) в принципе, египтизирующие мотивы были известны и ар деко и классицизму, но в целом означали всё большее смещение к эклектике.
С 1950 сталинская эклектика вступает в пору расцвета. Стиль складывается той же основе нео-классицизма и ар-деко с дополнением русского, византийского и даже чего-то барочного. Но в принципе, итог не менее оригинален, чем , скажем, стиль бозар. 1950 Серпуховская (Добрынинская) Парк культуры Павелецкая Курская Калужская (Октябрьская) Таганская 1952 Белорусская-Кольцевая Комсомольская-Кольцевая
Ботанический Сад (Проспект Мира Кольцевая) Новослободская (ближе всего к ар деко) 1953 Смоленская (к нео-классицизму) Арбатская (к нео-барокко)
Движение от конструктивизма к ар деко и нео-классицизму и наконец к эклектике было прямо противоположно основному вектору развития архитектуры на Западе. Такое явление не исключительно. Подобным консервативным трендом был уже нео-классицизм 1910-х. Его можно обозначить как "стиль реакции", характерный для переломных эпох. В Европе это была реакция на кризис Модерна и развитие модернизма в искусстве. Сталинская эклектика , как и сталинский ампир - это наверно самый поздний и самый радикальный вариант этой тенденции в 20 веке.
с 54 г. сталинский стиль начинает упрощаться - в направлении того же ар деко и далее к новой вещественности 54 краснопресненская 57 Френзенская Спортивная ВДНХ Рижская к аскетичному Проспекту Мира 58 Алексеевская 59 Площадь Ильича (цитата к Мавзолею) Университет стиль новой вещественности в Веймарской Германии
1970-е в метро снова приходит модернизм 1971 Площадь Ногина (Китай-город) 1972 Баррикадная (брутализм) Колхозная (Сухаревская) 1975 Кузнецкий мост Медведково Сходненская 1979 Шоссе Энтузиастов Горьковская (Тверская) Авиамоторная Марксистская Нагатинская 1983
80-е-90-е : хайтек и постмодернизм 1983 Чертановская Тульская Южная 84 Орехово 1985 Домодедовская Красногвардейская Пражская 1986 Боровицкая 1987 Савёловская Тёплый Стан 88 Менделеевская 90 Новоясенево
1991 Отрадное 1995 Чкаловская Кожуховская Крестьянская застава Печатники Римская (самый яркий образец постмодернизма) Волжская 1996 Братиславская 1999 Дубровка 2000 Ул. академика Янгеля 2001 Аннино 2003 Бульвар адм. Ушакова (хайтек рулит) 2007 Международная
Современный период начинается где-то с 2008 Строгино несомненное влияние метамодернизма Сантьяго Калатравы Волоколамская световые игры продолжают Борисово Шепиловская Лесопарковая Новокосино Битцевская Фонвизинская Солнцево Окружная
Но основной тренд связан скорее с эстетикой позднего постмодернизма Достоевская битцевский парк Тропарёво Спартак Рассказовка Беломорская Ольховая ЦСК однотипные неомодернистские станции с нарисованным "оживляжем" Мичуринский проспект Петровский парк Озёрная ломоносовская раменки
Наконец последний и самый модный тренд можно обозначить как пост-авангард. Тренд этот международный. Рано или поздно, совершая круг, постмодернистская эклектика должна была , добраться до раннего авангарда (от которого уходила) - Малевич, Мондриан... Точно также эклектика 19 в., уходя от классицизма и в конце (к 20 веку) к нему вернулась (в неоклассическом варианте). И нео-классицизм и пост-авангард соответствено могут рассматриваться как стили реакции - устойчивое желание отыграть назвад и вернуться к истокам. в нач. 20 в.параллельным трендом был "революционный консерватизм" (фашизм, сталинизм) и консервативные диктатуры. в нач. 21 в. мы видим взрыв правого популизма, нео-сциентизма и т.п. апелляции к Модерну (модернити) как оставшемуся в прошлом золотому веку.
Алма-атинская 2012 (первый намёк) 2013 Жулебино Лермонтовский проспект 2016 Румянцево (пик цитатности) Саларьево Шелепиха 2018 2019 ул. Дмитриевского Борисовское шоссе Коммунарка Лухмановская Некрасовка Филатов Луг здесь присутствуют уже намёки и на новейшую "экологическую" тенденцию
Интересный какой обзор. Киевскую только пропустил - а она хоть и в 54-м году, но скорее представляет собой венценосный апофеоз линии сталинизма, чем начало отхода от неё и упрощения. Каждый раз оглушает монументальность и пышность этого гимна, но если это каденция, то ладно. ) Последние обращения к свету и ярким цветам выводят подземку из категории архитектурных тяжеловесов и вообще из ранга подземелий. Убеждение в незыблемой надёжности опор уступает место безопорности, динамике, лёгкости. Приятная тенденция, пусть и имеющая в частных случаях разную степень успеха.
да-да ) Интересно, трещина на переднем плане естественного происхождения? Образ эволюционирует в аспекте мифа, разрушаясь в материи.
Класс! Хорошие картинки, приведенные в систему. Ведь совершенно невозможно представить себе экскурсию по этой преисподней. Будет каша впечатлений. С удовольствием листал. Ленинградское-Петербургское вполне вписывается в эти схемы. Там начало с 1955