Суттавада

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 16 окт 2015.

  1. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    понятней особо не стало ) получается это тоже что-то новое. )
    Но как я понял, он обучался в Бирме, а не на Цейлоне. так что м.б. речь о бирманской традиции.
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В основном в Бирме, да. Ещё кажется в Малайзии и в Шри-Ланке тоже какое-то время провёл.
     
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Видимо, можно считать , его представителем конкретно американского буддизма )
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Пожалуй. Генетически связанного с Тхеравадой.
     
  5. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Что ведь не значит, что его школа годится только для американцев.
    Интересно, на мой взгляд, то, что подобный "очищенный" текст, как у Бханте В., представляет собой чистую технику, которой можно пользоваться не только буддистам, но и людям, не имеющим к нему отношение. Например, брошюра по практике Принятия говорит с читателем максимально простым языком, вообще не проводя внешней связи с буддизмом как учением. То есть по сути это психопрактика универсального применения, и делается это, как я понимаю, для максимального расширения круга практикующих. В ней весьма трудно найти то, что отталкивало бы из религиозных, атеистических или других идейных соображений. В этом добрая весть. И одновременно, при отсутствии прямой внешней связи, в самой практике мною например совершенно ясно ощущается связь с тем, что проводит собой буддийское учение.
     
    Последнее редактирование: 26 ноя 2015
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Имеется в виду, что это буддийская секта, берущая начало сугубо в США. Вообще это довольно-таки значимое явление, которое является проявлением процесса пускания корней буддизма на западе.

    И да, Бханте Ви прямо задался целью освобождения учения от культурно-исторических и узко-религиозных наслоений, говоря,что с точки зрения Дхаммы, говоря, что таковые наслоения к собственно Дхамме отношения не имеют.
     
  7. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Можно сказать, что это тенденция возвращённой простоты - той простоты, которая познала всю сложность развития и дробления и, усвоив и преодолев тенденцию усложнения, вышла из неё. Со стороны такая простота зачастую принимается за примитив, но отличие от примитива в том, что эта простота возвращённая - из усложнённости и дробности мира/учения, то есть включающая в себя "подтекстом" все её измерения и меняющая направление - поворачивая его "вспять".
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да, по сути это одно из проявлений глобалистского, надкультурного или интеркультурного тренда. Национальные формы буддизма остаются своего рода заповедниками или частными случаями, а в мире нарождается всеобщая его форма. Это, видимо, и есть проявление образования Розы Мира. Так что формально этот буддизм американский, но по сути это явление нового порядка, видимо.
     
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    едва ли )
     
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    если кто-то из вас таки читал ветку про Индию и ЮВА , то мог заметить, что национальные формы тхеравады там условность, постоянно проходила передача туда-обратно )
    и глобальные формы буддизм начал приобретать ещё больше века назад.
     
    Glenn нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну я и не говорил, что Суттавада положила этому процессу начало. )
     
  12. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    В каком-то смысле форма всегда условность. )
    Даже так: форма - дитя обусловленности.
     
    Последнее редактирование: 27 ноя 2015
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Я как раз вот это и имел в виду:
    А именно - что Суттавада это проявление нового, глобального, буддизма. Интересно, что, выйдя из Азии и окрепнув на Западе, Суттавада вернулась в Азию и теперь оказывает влияние на традиционный местный буддизм. Например, регулярно проходят ретриты, а в Шри Ланке, как я понимаю, образовался уже целый монастырь, придерживающийся Суттавады. Там сейчас организовывается женская половина, где наставницей будет монахиня-американка.
     
    list нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    list нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Метод 6R является тем фундаментом, на котором стоит всё здание медитации в Суттаваде. Собственно, согласно учению школы, этот метод является по сути формальным изложением того, что в Восьмеричном Пути называется "Правильным Усилием". То есть это не что иное как методологическое воплощение слов Будды (Саччавибханга и Вибханга сутты):

    "И что такое, монахи, правильное усилие? Вот, монахи,

    Монах порождает желание к не-возникновению невозникших плохих, неблагих состояний [ума]. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.
    Он порождает желание к отбрасыванию возникших плохих, неблагих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.
    Он порождает желание к возникновению невозникших благих состояний. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается.
    Он порождает желание к поддержанию возникших благих состояний, к их не-угасанию, увеличению, разрастанию, осуществлению посредством развития. Он прилагает усилие, порождает усердие, направляет на это ум, старается. Это называется правильным усилием."


    О содержании этого метода можно прочесть практически в каждой книге Бханте Вималарамси. Сейчас же я хотел бы рассказать об интересной аналогии, которую приводит Кханти Кхема, объясняя этот метод. Представьте, говорит она, что перед вами возник некий предмет и вы схватили его. Это - аналогия ума, прилепившегося к тому или иному объекту - мысли, эмоции, ощущению. Если мы просто разжали руку и предмет упал, рука остаётся в напряжении, ведь мы просто разжали ладонь, но не расслабили руку. В этом состоянии она готова и дальше хватать всё, что перед нами возникнет. Поэтому нужно не только отпустить предмет, но и опустить руку. Точно так же и в методе 6R: когда наш ум увлекается чем-то, вовлекается во что-то, мало просто увести внимание от этого объекта, нужно устранить тонкое напряжение, возникающее в результате вовлечения.

    Вовлечение включает в себя два аспекта: объект вовлечения и состояние вовлечения. Если мы устраняем только первое, ум будет оставаться возбуждённым и блуждание не прекратится, либо же нам необходимо будет перевести ум в режим сверх-напряжения, полностью насильно вовлекшись в какой-либо объект. Именно такова "медитация поглощения": мы полностью погружаемся в какой-либо объект, силой удерживая на нём ум. Метод Будды, согласно Суттаваде, был другим: мы устраняем саму склонность ума вовлекаться. Переобучаем ум. Нейтрализуем оба аспекта вовлечения, погружаясь во всё большую безмятежность и бодрствование. Раз за разом мы производим это действие, это правильное усилие, пока ум не отвыкнет цепляться за всё подряд.

    Бханте Вималарамси говорит, что это напряжение связано с тем, что при акцентированном сосредоточении на чём-то (при цеплянии за некий объект), происходит некоторое увеличение мозга в объёме ("голова пухнет" - сказано неспроста), и он начинает давить на мозговую оболочку, которая даёт сигнал в виде ощущения напряжённости или стеснённости в голове. Именно эту напряжённость-стеснённость мы и расслабляем на стадии "Relax" в методе 6R.

    Не знаю, насколько эти физиологические выкладки Бханте соответствуют действительности, но могу засвидетельствовать, что эту напряжённость можно начать ощущать, при определённом навыке. Именно рост этой напряжённости соответствует тому, что в китайской традиции называется "скоплением ци в голове", что в итоге приводит к плачевным результатам. Резкое повышение степени аффектированности психики. В моём случае это в итоге приводило к приступам жестокой мигрени. К слову, окончательное устранение мигреней у меня произошло именно благодаря методу 6R, развившему навык наблюдения за этим напряжением в голове и его, напряжения, регуляции.

    Что такое по сути своей это "расслабление"? Это не что иное как смещение в состояние безмятежности. В методе 6R мы уводим внимание от объекта вовлечения, а затем - практически "одним движением" - впрыгиваем в состояние безмятежности, которое субъективно ощущается как расслабление. Постепенно мы научаемся пребывать в состоянии безмятежности постоянно.
    Первичное значительное облегчение этого состояния произошло благодаря практике цигун, которая, ретроспективно, тоже служит снижению уровня этой напряжённости, но скорее косвенным образом.
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Об этом сам Будда рассказывает в Маха-сакчака сутте (Maha-Saccaka-sutta). Не нашёл её на русском языке, буду переводить скоро.
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  18. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В общем в Махасакчака сутте мы можем видеть, что после того как он нашёл учения Алары Каламы и Уддаки Рамапутты неудовлетворительными* , он предпринял ещё долгие поиски и аскетические упражения, пока однажды не вспомнил о некоей джхане, испытанной им в детстве на празднике урожая. Он воспроизвёл это состояние, а потом проследовал дальше, от первой джханы до четвёртой. И в четвёртой джхане, направив внимание на соответствующие объекты, он достиг пробуждения. Там, в общем, всё выглядит так, что эти джханы были его открытием, а не чем-то, преподанным ему учителями.

    *Они обучали, судя по всему, классическому йогическому сосредоточению вплоть до мира ни восприятия ни не-восприятия. При этом эти сферы даже не называются джханами.
     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    речь идёт о том, что в буддизме в дальнейшем и называлось 1-й дхьяной.
     
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Именно. Но это состояние в сутте никак не увязывается с тем, что он изучал до того, в частности у Алары и Уддаки.
     
  22. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    с этого и начинается отличие буддизма. и суть его в ом , что был включён момент размышления )
    и дальше в каждой следующий дхъяне (которые имеют прямое соответствие с системой Арада Калама) присутствовал уже новый аналитический компонент.
     
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    от старой системы осталась модель 4 дхъян , хотя фактически образных дхъян пять )
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну то есть отсутствие "поглощённости".
     

Поделиться этой страницей